ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.08.2024
Просмотров: 343
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Самооценка: рабочее определение 7
2. Формирование рефлексивной самооценки средствами учебной деятельности
2.1. Учебное действие оценки (Объективная составляющая самооценки)
2.2. Как научить ребенка знать о своем незнании? (Задания с недостающими данными)
2.2.1. Первый этап: учим умному незнанию
2.2.2. Второй этап: учим умному спрашиванию
2.2.3. Третий этап: учим строить гипотезы
2.2.4. Диагностика учебной самооценки
2.3. Объективная и субъективная составляющая учебной самооценки
3. Оценка творчества и инициативы
3.1.1. Гипотезы о том, как решать сегодняшнюю задачу
4. Оценка знаний, умений, навыков
4.1. «Линеечки»* как инструмент небаллированной оценки
4.3. Как оценивать в баллах письменные работы?
Настя: Мы тоже заметили, что твердый знак пишется только перед корнем. Еще мы заметили, что корни начинаются с гласных букв Я и Е. И, наверное, еще Ё и Ю. (Добавляет к схеме новые подробности.)
Учитель: Поздравляю! Вы нашли новый орфографический закон русского языка. Теперь вы сможете сами, не спрашивая взрослых, выбирать твердый или мягкий разделительный знак. Осталось написать только имена авторов этого открытия.
Класс называет имена тех, кто наиболее четко сформулировал открытие: Виталик, Коля, Настя...
Учитель: Виталик, можно назвать новый закон твоим именем?
Виталик: Но мы вместе в группе обсуждали...
Учитель: Коля, а ты сам сделал открытие?
Коля: Не совсем... Корни мы искали вместе... А схему я нарисовал сам.
Учитель: Вы все замечательно поработали и пришли к важному результату. Но есть в нашем классе человек, который задал самый главный вопрос. Благодаря чьей смелой догадке мы вообще начали думать о корне? Кто навел нас на эту мысль?
Класс (хором): Леня!
Учитель: Я думаю, что мы не будем называть новый закон именем Лени. Многие потрудились, чтобы сформулировать правило выбора разделительных знаков. Но почетное звание ГЕРОЙ ДНЯ принадлежит Лене по праву первооткрывателя!
3.1.2. Гипотезы на будущее
Леня стал героем одного дня, и для чествования таких открытий достаточно записи имени первооткрывателя на доске. Однако нередко ребенок высказывает догадку, опережая класс на несколько дней, недель или месяцев. Чтобы поддержать это сверхценное событие, нужна особая форма фиксации детских догадок: тетрадь, конверт или ватманский лист, висящий на стене, куда учитель, а позже — сами ученики вписывают интересное предположение, ставят имя автора и число, когда догадка была высказана. Эта тетрадь (или лист на стене класса) должны быть окружены почетом: их надо звучно озаглавить («Ценные догадки, вопросы, наблюдения» или «Дневник открытий»), можно помещать туда фотографии или автопортреты первооткрывателей (иногда — фотографии целого класса, совершившего прорыв в неизвестное); необходимо демонстративно хвастать этой книгой перед всеми гостями класса, время от времени приглашать директора школы и во время урока показывать и комментировать ему записи из «Дневника открытий».) Сознание собственного авторства через его социальное признание — вот та культурная оценочная форма, которая органична для творчества, особенно на его начальных этапах.
Далее приведены примеры «прорывов» в будущее, которые учителю стоило закрепить письменно, чтобы: (а) повысить ценность такого интеллектуального усилия в глазах маленького автора, который творит, как дышит, и не осознает себя творцом или мыслителем; (б) те состояния, которые возникают во время хорошей дискуссии и способствуют рождению догадок, даже у взрослых растворяются по окончании дискуссии и остаются в памяти лишь приятным ощущением «хорошо поговорили», плоды (пусть даже незрелые) приятного состояния совместного творчества могут вообще не запечатлеться; (в) иметь возможность в будущем вернуться к высказанной сегодня гипотезе, тогда новая задача будет органичней связана с прошлыми задачами и, что самое главное, поставлена учеником!
Конец 1 класса. Дети открыли только один способ проверки орфограмм слабых позиций: словоизменение (С_СНА — СОСНЫ). Но при записи словосочетания С_СНОВЫЕ JI_CA некоторые угадывают и другой способ проверки: ССНОВЫЕ — СОСНЫ. Часть детей это неузаконенное решение опротестовывают, однако в силах учителя сохранить этот спор и тем самым существенно усилить мотивацию будущей задачи о новых способах проверки корневых орфограмм, которая будет поставлена и решена лишь через четыре месяца — в начале второго класса. Если учитель зафиксирует возникший спор письменно и поместит запись на почетное место, то для данного класса новая задача окажется уже поставленной. И что чрезвычайно существенно — она будет поставлена самими детьми еще в 1 классе. Вот как может выглядеть спор, записанный учителем:
Мы умеем проверять орфограммы слабых позиций, изменяя слово по числу. Мы легко проверили слово С СНА — СОСНЫ. Павлик В. предложил слово С_СНОВЫЕ тоже проверить словом СОСНЫ. Его поддержали Вера и Олег. Но обосновать свое предположение они не смогли. Остальные возражали: слова С СНОВЫЕ и СОСНЫ — это не изменения одного и того же слова, это разные слова. Мы не знаем, можно ли так проверять орфограммы. Пока спорящие стороны не смогли убедить друг друга. Каждый остается при своем мнении. Интересно, когда и как нам удастся договориться? 12 мая 20__года
Разумеется, запись может быть гораздо короче, но в ней обязательно должны присутствовать три элемента — имена авторов дерзкого предположения, суть разногласия, дата первого открытия нового способа проверки:
Павлик + Вера и Олег: С_СНОВЫЕ — СОСНЫ — СОСНОВЫЕ.
Остальные дети: Так проверять нельзя! Это разные слова, а не изменения одного и того же слова. (12 мая 201.. года)
По пути к открытию корня слова и нового способа проверки корневых орфограмм с помощью однокоренных слов подобные микроспоры возникнут не раз и не два: языковая интуиция детей чрезвычайно сильна. Поэтому исходную запись стоит дополнить новыми примерами:
Аня: Д_МАШНИЙ — ДОМ — ДОМАШНИЙ Дима: ВЕЧ _Р — ВЕЧЕРНИЙ — ВЕЧЕР
Когда новый способ проверки корневых орфограмм будет открыт, к этой записи необходимо вернуться и закончить ее: «Эти дети были правы. Но тогда они не могли доказать своей правоты. А теперь мы все это можем!» Интерес представляют не только «правильные», но и ошибочные догадки.
Саша: М_ТРОС — МОРЕ — MQTPOC
Полина: Л СТВА — ЛЕС — ЛЕСТВА
Это — богатейший материал для будущего уточнения понятия «однокоренные слова». Правда, для разбора таких догадок нужна мягкая психотерапевтическая подкладка: «Полина, в первом классе ты очень хорошо чувствовала связь слов и по смыслу, и по форме. Ты уже догадывалась о существовании корней слов. А теперь ты выросла и знаешь о корнях гораздо больше. Поспорь сама с маленькой Полиной». Разумеется, догадки, которые предстоит опровергнуть, можно записывать анонимно, без имени автора.
Часто постановка учебной задачи происходит на несколько уроков раньше, чем ее решение. Однако счастливые мысли, догадки, замыслы будущего открытия начинают посещать детей сразу, как только задача поставлена. Редкий младший школьник в состоянии удерживать свою мысль долго, поэтому многие творческие находки умирают, не принеся пользы ни самому творцу, ни общему делу поиска нового способа действия. Фиксация всех интересных догадок (не важно, подтвердятся они или нет) необходима для поддержания самого духа поиска. Проиллюстрируем этот тезис материалом из курса русского языка для 3 класса.
Ученики уже хорошо знают основной закон русской орфографии: слабую позицию фонемы надо проверять по сильной позиции этой же фонемы. Они умеют применять этот закон для проверки окончаний имен существительных и прилагательных. В ближайшие недели им предстоит открыть своеобразие применения основного закона русской орфографии в личных окончаниях глаголов. Учитель предлагает следующий материал для работы:
ГЛАГОЛЫ |
|
СО СЛАБЫМИ ПОЗИЦИЯМИ |
ГЛАГОЛЫ С СИЛЬНЫМИ ПОЗИЦИЯМИ |
ГЛАСНЫХ В ОКОНЧАНИЯХ |
ГЛАСНЫХ В ОКОНЧАНИЯХ |
ХОД-Т |
ИДЁТ |
СМОТР-Т |
БЕЖИТ |
ТА-Т |
ПОЕТ |
ШЕПЧ-Т |
ГОВОРИТ |
Предлагается слова из второго столбика использовать для проверки слов из первого столбика. Дети убеждаются в невыполнимости этого задания. Свои трудности они объясняют следующим образом: «Слово ХОДИТ можно проверить и словом ИДЁТ, и словом БЕЖИТ: здесь одинаковые наборы грамматических значений. Неизвестно, какое проверочное слово выбрать.»
Возникает предположение, что знаний о глаголе явно недостаточно, чтобы решить поставленную задачу. Высказываются предложения, которые учитель фиксирует на доске вне зависимости от их правильности или полезности для решения именно данной задачи. Учитель на листе ватмана записывает имя ученика, предлагающего путь к решению задачи
и само предложение. Так как дело происходит уже в третьем классе, учителю совершенно не обязательно брать на себя секретарские функции, записать свои предложение могут сами авторы. Услышав интересную догадку, учитель протягивает ее автору чистую карточку и просит: «Запиши свою мысль именно так, как ты сейчас сказал» (можно повторить, а можно и отредактировать формулировку). Авторы могут сами приклеить записи своих догадок на лист, озаглавить который — почетное дело учителя. Собрав все предположения, учитель предлагает приступить к их проверке. Логика развертывания учебного материала подскажет порядок проверки высказанных гипотез. Лист ватмана с выдвинутыми гипотезами висит в классе все то время, пока изучается тема «Глагол», он пополняется новыми вопросами и предположениями и постепенно заполняется записями о результатах проверки предложенных гипотез. Так, около предложения Саши возникнет запись: «У глагола есть два спряжения и два набора личных окончаний»; около предложения Алеши — «Глаголы по падежам не изменяются». Саша, разумеется, будет доволен тем, что его гипотеза подтвердилась. Огорчится ли Алеша? Скорее всего, нет, если учитель покажет классу, что именно Алеша помог всем выделить чрезвычайно важное свойство глагола, по которому эту часть речи легче всего отличить от существительных.
В конце изучения темы «Глагол» класс возвращается к записи гипотез и результатов их проверки и обнаруживает, что предположения и вопросы нескольких детей, сделанные два месяца назад, послужили планом работы всего класса и привели класс к новым знаниям. Ясно, что такой вывод для авторов гипотез слаще именинного пирога. Ясно также, что почетное место, которое заняли в классе детские догадки и вопросы, побудит других детей к риску высказывания самостоятельных мыслей.
Для некоторых детей переживание собственного авторства необычайно важно для самоутверждения. Так, в самом конце первого класса, описывая важнейшее событие учебного года, Коля вспомнил именно о таком событии:
«Однажды на уроке русского языка Галина Анатольевна спросила нас, как обозначается твердость согласного на конце слова. Выдвигались различные гипотезы, но все они оказались неправильными. А я сказал: "Отсутствие мягкого знака!"»