ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.01.2020
Просмотров: 26649
Скачиваний: 397
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретико-концептуальный и естественноисторический
1. Принципы, методы и философские концепции науки и естественнонаучного познания
1.1. Определение науки и естествознания как отрасли науки
1.2. Наука и ненаука. Принципы или критерии научности
1.3. Структура, эмпирический и теоретический уровни и цель естественнонаучного познания
1.5. Философия науки и динамика научного познания в концепциях К. Поппера, Т. Куна и И. Лакатоса
2.1. Роль и значение мифов в становлении науки и естествознания
2.2. Античные ближневосточные цивилизации
2.3. Античная Эллада (Древняя Греция)
2.8. Древняя Месоамерика — естествознание народа майя
2.9. Древние и средневековые Византия и Русь
2.10. Западноевропейское средневековье
3.1. Объекты физического познания и структура физических наук
3.2. Концепции предклассического механистического естествознания
3.3. Ньютоновы принципы классического механистического естествознания
3.4. Энергия, теплота, закон сохранения энергии и первое начало (принцип) термодинамики
4.3. Концепции и принципы квантового естествознания
5. Фундаментальные принципы и обобщенные положения современного физического естествознания
5.1. Концепции пространство и время
5.2. Принципы относительности движения — классический, релятивистский и к средствам наблюдения
5.3. Концепции корпускулярности, континуальности и корпускулярно-волнового дуализма
5.4. Концепции симметрии, инвариантности и законы сохранения
5.5. Концепции физического вакуума
5.6. Основополагающие принципы и понятия физического естествознания
5.7. Физическое естествознание как целостная система знаний
6. Космологические и космогонические концепции естествознания о Вселенной
6.1. Вселенная как понятие и объект познания
6.2. Планеты, звезды, галактики и их структуры во Вселенной
6..5. Реликтовое излучение Гамова
6.6. Космологический Горизонт и крупномасштабная (ячеистая) структура Вселенной
7. Естествознание о Земле и планетах Солнечной системы
7.2. Геосферы и эволюция Земли
7.3. Геохронологическая и стратиграфическая шкалы
7.4. Географическая оболочка Земли
8. Концепции и принципы химического естествознания
8.1. Эволюция звезд, происхождение химических элементов и планетная химическая эволюция
8.2. Донаучный этап химии — ремесленная химия и алхимия античности и средневековья
8.3. Главная задача химии и основные этапы ее развития
8.4. Концепции химии об элементах и периодический закон Менделеева химических элементов
8.5. Концепции структуры химических соединений (структурной химии)
8.6. Концепции и законы химических процессов (реакций)
8.7. Концепции и принципы эволюционной химии и самоорганизации эволюционных химических систем
9. Концепции и принципы биологического естествознания
9.1. Объекты биологического познания и структура биологических наук
9.2. Гипотезы возникновения жизни и генетического кода
9.3. Концепции начала и эволюции жизни
9.4. Системная иерархия организации живых организмов и их сообществ
9.5. Экосистемы, экология и взаимоотношения живых существ
9.6. Основные концепции этологии
9.7. Энергетические и энтропийные процессы (энергетика) жизни
10. Концепции и гипотезы естествознания о человеке
10.1. Теическая гипотеза происхождения человека (творение Бога)
10.2. Эволюционные концепции происхождения человека
10.3. Мутационные гипотезы происхождения человека
10.5. Теория пассионарности Л. Н. Гумилева
10.6. Совместная эволюция человека и биосферы
11. Антропный принцип и мега-история Вселенной
11.1. О понятии мега-истории Вселенной
11.2. Предыстория антропного принципа
11.3. Этапы и процессы панкосмогенеза
11.4. О базовых параметрах Вселенной и Галактики (Млечного Пути)
11.5. Тонкая согласованность физических законов и мировых констант
11.6. Магия (мистика) больших чисел
11.7. Слабая формулировка антропного принципа
11.8. Сильная и сверхсильная формулировки антропного принципа
11.9. О кризисе планетарного цикла мега-истории Вселенной
12. Концепции постнеклассического естествознания и теорий самоорганизации
12.1. Возникновение и становление концепций постнеклассического естествознания
12.2. Динамика возникновения диссипативных структур
12.3. Устойчивость структур и механизм их эволюции
12.5. Природные диссипативные структуры (стихии)
12.6. Фракталы, сети и сетевые структуры природы и общества
12.7. Фундаментальные концепции постнеклассического естествознания
12.8. К проблеме постнеклассического межкультурного диалога естественных и гуманитарных наук
13. Математика и естественнонаучная реальность мира
13.1. Математизация как принцип целостности естествознания
13.2. Математика, математическая истина и теория познания
13.3. Непостижимая эффективность математики
Темы рефератов по разделу «Концепции естествознания Новейшего времени» (2 семестр)
Тематика рефератов «Биографические очерки и творчество великих ученых»
РАЗДЕЛ III. Контрольно-аттестационный
Принципы, методы, философские концепции науки и естественнонаучного познания
Концепции и принципы классического и неклассического физического естествознания
Концепции и принципы химического естествознания
Концепции и принципы биологического естествознания
Концепции естествознания о человеке, антропный принцип и Мега-история Вселенной
Концепции постнеклассического естествознания и теории самоорганизации
в) присутствием в них (ядрах) нейтронов;
г) «склеивающими» свойствами глюонов;
д) присутствием в них (ядрах) протонов.
8.20. В периодической таблице химических элементов Д. И. Менделеева:
а) каждый период содержит одинаковое количество элементов;
б) количество элементов в каждом периоде кратно 4;
в) местоположение (номер) элемента зависит от величины электрического заряда ядра;
г) местоположение (номер) элемента зависит от его атомного веса;
д) число химических элементов в каждой группе одинаково;
е) число изотопов любого элемента одинаково.
8.21. Химический элемент, не содержащийся в органических соединениях, это:
а) водород;
б) кислород;
в) аргон;
г) фтор;
д) кальций;
е) магний.
8.22. Химический элемент, способствующий процессу горения, это:
а) водород;
б) кислород;
в) углерод;
г) азот;
д) сера;
е) фосфор.
8.23. Какой процесс, указанный ниже, является по природе химическим?
а) таяние льда;
б) кристаллизация воды;
в) ржавление железа;
г) конденсация;
д) электропроводность;
е) теплопроводность.
8.24. Химический элемент, по определению, это:
а) совокупность одинаковых атомов;
б) вещество, состоящее из атомов;
в) совокупность ионов;
г) механическая совокупность электронов и ядер.
8.25. Радиоуглеродный метод определения возраста образцов основан на:
а) сравнении количеств изотопов углерода и кислорода с массовыми числами 14;
б) сравнении количеств изотопов углерода с массовыми числами 11 и 12;
в) сравнении количеств изотопов углерода с массовыми числами 14 и 12;
г) сравнении количеств изотопов углерода и кислорода с массовыми числами 16.
8.26. Кто возродил в науке идею об атомах Левкиппа и Демокрита в XIX столетии:
а) Константин Кирхгоф;
б) Йенс Берцелиус;
в) Джон Дальтон;
г) Дмитрий Менделеев;
д) Антуан Лоран Лавуазье;
е) Михаил Ломоносов.
8.27. Концепцию элементарной открытой каталитической системы (ЭОКС), как основы эволюционной химии, обосновал:
а) Николай Семенов;
б) Бенджамин Франклин;
в) Александр Руденко;
г) Алексей Баландин;
д) Николай Кольцов;
е) Лайнус Полинг;
ж) Георгий Гамов.
8.28. Ключевую роль углерода в органике (органическом мире) впервые отметил:
а) Йенс Берцелиус;
б) Фридрих Кекуле;
в) Пьер Берт-ло;
г) Юстус Либих;
д) Антуан Лавуазье;
е) Александр Бутлеров;
ж) Луи Пастер.
8.29. Основной закон (принцип) саморазвития эволюционной химии русского химика Александра Руденко гласит:
а) с наибольшей скоростью и вероятностью реализуются наиболее прогрессивные пути развития каталитических систем, которые связаны с ростом абсолютной каталитической активностью;
б) саморазвитие, самоорганизация и самоускорение каталитических систем происходит за счет постоянного притока трансформируемой в элементарной открытой каталитической системе (ЭОКС) энергии;
в) базисная химическая реакция является инструментом (орудием) отбора наиболее прогрессивных эволюционных изменений катализаторов;
г) саморазвитие механизма базисной реакции происходит по принципу дробления, усложнения и постепенного совершенствования элементарных стадий с сохранением генеалогической преемственности и целостности ЭОКС.
8.30. Открыл в химии закон кратных отношений и заложил основы атомной теории:
а) Жозеф Пруст;
б) Джон Дальтон;
в) Михаил Ломоносов;
г) Амедео Авогадро;
д) Роберт Бойль;
е) Майкл Фарадей.
8.31. Немецкий врач и химик Эрнст Шталь внес в науку (в химию):
а) принцип горючести — флогистон;
б) огненный флюид — теплород;
в) электрический флюид;
г) светоносный флюид;
д) закон сохранения вещества.
8.32. Деление всех веществ на органические и неорганические впервые предложил:
а) Джон Дальтон;
б) Йенс Берцелиус;
в) Фридрих Ве-лер;
г) Фридрих Кекуле;
д) Константин Кирхгоф;
е) Михаил Ломоносов;
ж) Александр Бутлеров.
8.33. Сущность гипотезы итальянского физика и химика Амедео Авогадро состоит в том, что:
а) газы образуют соединения, соотношение объемов которых представляет соотношение кратных чисел;
б) в газах равное число частиц занимает равные объемы;
в) химические элементы, соединяясь друг с другом в различных соотношениях, образуют новые соединения;
г) все соединения содержат химические элементы в строго определенных пропорциях, вне зависимости от условий получения этих соединений.
8.34. Законы электролиза, равно важные и для химии и для физики, открыл:
а) Бенджамин Франклин;
б) Гемфри Дэви;
в) Майкл Фарадей;
г) Аллесандро Вольта;
д) Грегор Мендель;
е) Александр Бутлеров;
ж) Фридрих Кекуле.
8.35. Главная особенность химических соединений, называемых оптическими изомерами (например, винной кислоты), состоит в:
а) способности вращать плоскость поляризации световых (электромагнитных) волн;
б) способности вращать световые волны только характерной частоты (длины волны);
в) особом значении пространственного расположения валентных связей атома азота;
г) способности света испытывать в них явление двойного лучепреломления.
8.36. Изомеры — это особые химические соединения:
а) состоящие из четного количества атомов углерода и водорода;
б) имеющие одну и ту же молекулярную формулу, но различные пространственные структуры;
в) отличающиеся друг от друга способом плоскостного расположения атомов;
г) в которых атомы углерода соединены в кольцевые структуры.
8.37. Наибольшее влияние на протекание химических реакций оказывает(ют):
а) давление;
б) температура;
в) потоки нейтронов;
г) катализаторы;
д) освещение.
8.38. Наибольшее распространение среди органогенов на Земле имеют:
а) азот и кислород;
б) углерод и водород;
в) кислород и водород;
г) азот и сера;
д) сера и азот;
е) азот и водород.
8.39. Свойства молекул по современным представлениям определяются:
а) электронно-ядерными взаимодействиями;
б) характером физико-химического взаимодействия составляющих ее атомов;
в) диполь-дипольным взаимодействием;
г) силами ван дер-Ваальса;
д) ковалентной связью.
8.40. В процессе электролиза участвуют:
а) ионы;
б) диполи;
в) атомы;
г) радикалы;
д) изомеры;
е) аллотропы.
8.41. Какие свойства металлического алюминия следует отнести к химическим (при ответах поставьте х), а какие к физическим (при ответах поставьте ф)?
а) при добавлении серной кислоты он выделяет газ без цвета и запаха;
б) он легко может быть деформирован в тонкую фольгу;
в) он является твердым телом при комнатной температуре;
г) он хорошо проводит тепло.
8.42. Какие следующие утверждения описывают физические (при ответах поставьте ф) или химические (при ответах поставьте х) свойства?
а) соединения серебра оставляют «след» (меняют цвет) на коже человека;
б) гемоглобин придает крови красный цвет;
в) литий не тонет в воде;
г) ртуть есть жидкость при комнатной температуре (температура плавления соответствует почти 40-градусному морозу).
8.43. Проведите подразделение на химические (при ответах поставьте х) или физические (при ответах поставьте ф) изменения свойств вещества:
а) измельчение кристалликов сахара и его превращение в пудру;
б) скашивание травы;
в) взрыв гремучего газа;
г) горение полена в камине.
8.44. Какие методы получения веществ следует отнести к физическим (при ответах поставьте ф), а какие к химическим (при ответах поставьте х)?
а) хлорид натрия (NaCl) получают из соленой воды путем испарения воды;
б) газовый азот получают при кипении жидкого воздуха;
в) кислород получают путем разложения кислородсодержащих соединений хлористого калия;
г) вода получается при высокотемпературной реакции между газами кислорода и водорода.
8.45. Укажите, какие методы получения вещества от носятся к физическим (при ответах поставьте ф), а какие к химическим (при ответах поставьте х)?
а) получение ртути методом разложения соединении ртути с кислородом, заключающемся в освобождении кислорода;
б) выделение песка из смеси сахара с песком путем добавления воды и удаления (путем слива) сладкого раствора;
в) получение аммиака путем реакции, происходящей при высоких температурах и давлении между водородом и азотом;
г) получение чистой воды из раствора сахара путем испарения воды и ее дальнейшей конденсации.
8.46. Химическими (при ответах поставьте х) или физическими (при ответах поставьте ф) процессами являются следующие явления?
а) превращение воды в лед;
б) излучение света при горении свечи;
в) запотевание стекол внутри салона автомобиля;
г) исчезновение со временем препаратов против моли в кладовой с одеждой.
8.47. Химическими (при ответе поставьте х) или физическими (ф) процессами являются следующие явления?
а) превращение некоего порошка в белое стеклообразное вещество, сопровождаемое выделением газа;
б) образование снежинок;
в) отражение света от блестящей поверхности;
г) «окрашивание» неба в голубой цвет.
8.48. Определите состав нижеследующих веществ, выбирая из следующих определений: 1. Разнородная смесь; 2. Однородная смесь; 3. Чистое вещество:
а) вареное яйцо;
б) яблоко;
в) таблетка мультивитаминов;
г) чистая вода.
8.49. При установлении состояния вещества нижеследующих предметов: (а) медная руда; б) медная проволока; в) сырой песок; г) газированная вода), сделайте выбор из определений:
1. Разнородная смесь;
2. Однородная смесь;
3. Чистое вещество.
8.50. В каждой следующей ситуации возможным будет приписать два определения из четырех 1) химически однородное, 2) химически разнородное, 3) физически однородное, 4) физически разнородное:
а) чистая вода;
б) водопроводная вода;
в) вода с песком;
г) газированный напиток сразу после открытия сосуда;
д) чистая вода в процессе замерзания при нуле градусов по Цельсию.
8.51. Эпоха рекомбинации в истории возникновения химических элементов во вселенной наступила:
а) по окончании первых 3 минут после «большого взрыва»;
б) через миллиардную долю секунды после «большого взрыва»;
в) к окончанию первого миллиона лет после «большого взрыва»;
г) при образовании первых звезд;
д) в момент взрыва звезды как сверхновой;
е) в момент образования первых черных дыр.
8.52. Эпоха рекомбинации в эволюции химических элементов это время:
а) раздельного существования электронов, протонов и нейтронов микромира;
б) отрыва электронов от ядер атомов водорода и гелия и начало их свободного движения в пространстве в качестве космических лучей;
в) захвата и удержания электронов ядрами атомов водорода и гелия;
г) захвата и удержания фотонов в атомах водорода и гелия;
д) захвата и удержания протонами свободных нейтронов.
8.53. Основной поставщик (источник) свободного углерода в земных условиях:
а) минеральное сырье (известняк, мел, мрамор);
б) углекислый газ в атмосфере;
в) процесс фотофосфорилирования;
г) фотосинтез в растениях;
д) месторождения шунгитов (фуллеренов), алмазов и графита;
е) озоновые дыры в атмосфере.
8.54. Какие открытые химиками законы привели к возрождению и утверждению в науке концепции атома (атомного строения вещества)?
а) эквивалентов, переменности структуры, электролиза;
б) эквивалентов, постоянства состава, кратных отношений;
в) объёмных отношений, стехиометрии, постоянства состава;
г) постоянства теплоемкостей, сохранения энергии, эквивалентов;
д) сохранения вещества, сохранения энергии, постоянства состава.
8.55. В основе теории открытых каталитических систем Александра Руденко лежат принципы:
а) вероятностный, кинетический, термодинамический, мультиплетный;
б) статистический, эргодический, кинетический, генетический;
в) вероятностный, термодинамический, кинетический, информационный;
г) информационный, морфогенетический, кинематический, мультиплетный;
д) статистический, генетический, мультиплетный, термодинамический.
8.56. Кто из химиков создал теорию органических соединений и объяснил на ее основе явление изомерии?
а) Джон Дальтон;
б) Йенс Берцеллиус;
в) Амадео Аво-гадро;
г) Александр Бутлеров;
д) Фридрих Велер;
е) Алексей Баландин.
8.57. Первые представления о стехиометрии заложил химик:
а) И. Рихтер;
б) Ж. Пруст;
в) Дж. Дальтон;
г) Ж. Гей-Люссак;
д) X. Дэви;
е) А. Бутлеров.
8.58. Стехиометрия — это учение (представление) о:
а) качественных отношениях между массами веществ, вступающих в химическую реакцию;
б) структуре химических реагентов;
в) количественных соотношениях масс химически реагирующих веществ;
г) первоначалах (элементах) химического мира;
д) способах и методах определения атомных масс вещества.
8.59. Какие химические элементы образовались в эпоху рекомбинации?
а) все атомы 1-й группы таблицы элементов;
б) только изотопы водорода;
в) все органогены;
г) водород, литий, бор;
д) литий, водород, гелий;
е) атомы группы железа.
8.60. Наивысшей лабильностью среди органогенов обладает:
а) сера;
б) водород;
в) азот;
г) углерод;
д) кислород;
е) фосфор.
Тесты к главе 9
Концепции и принципы биологического естествознания
9.1. Существует предположение (гипотеза), впервые высказанное в 1865 г. немецким химиком Г. Рихтером, поддержанное С. Аррениусом и Г. Гельмгольцем, что жизнь была занесена на Землю из космоса посредством метеоритов (идея панспермии — семян жизни). Эта идея была дискредитирована тем, что:
а) выделяемое при входе метеорита в атмосферу тепло уничтожит всякое «живое» вещество;
б) ничто живое не может сохраниться в межзвездном пространстве из-за жестких рентгеновских, гамма-излучений и ультрафиолета;
в) никаких признаков «живого» вещества не было найдено в метеоритах;
г) справедливы все ответы;
д) справедливо б) и в);
е) справедливо а) и б).
9.2. Первые возникшие на Земле многоклеточные организмы относятся к типу:
а) членистоногие;
б) плоские черви;
в) кишечнополостные;
г) сине-зеленые водоросли.
9.3. Среди последующих утверждений выделите одно некорректное:
а) клетки являются фундаментальными единицами жизни;
б) у всех клеток есть стенки;
в) все организмы состоят из одной и более клеток;
г) новые клетки возникают при делении других клеток.
9.4. Каким следует выбрать цвет луча, которым освещается некоторый биологический объект для более детального, лучшего разрешения?
а) красный;
б) синий;
в) зеленый;
г) желтый;
д) белый.
9.5. Укажите, в какой из схем, указанных ниже, нарушена иерархия организации материи? Учтите, что все схемы неполные:
а) элементарные частицы —> молекулы —> живая клетка;
б) атом —> макромолекула —> органеллы клетки;
в) органеллы клетки —> макромолекула —> живая клетка;
г) элементарные частицы —> атом —> молекула.
9.6. Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости любых живых организмов, это: