Файл: Тесты с ответами по естествознанию.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 26659

Скачиваний: 397

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

РАЗДЕЛ I

Теоретико-концептуальный и естественноисторический

1. Принципы, методы и философские концепции науки и естественнонаучного познания

1.1. Определение науки и естествознания как отрасли науки

1.2. Наука и ненаука. Принципы или критерии научности

1.3. Структура, эмпирический и теоретический уровни и цель естественнонаучного познания

1.4. Методы научного познания

1.5. Философия науки и динамика научного познания в концепциях К. Поппера, Т. Куна и И. Лакатоса

1.6. Основные этапы развития научной рациональности (науки) - классический, неклассический и постнеклассический

2. Генезис основных концептуальных понятий современного естествознания античными и средневековыми цивилизациями.

2.1. Роль и значение мифов в становлении науки и естествознания

2.2. Античные ближневосточные цивилизации

2.3. Античная Эллада (Древняя Греция)

2.4. Античный Рим

2.5. Античный Китай

2.6. Античная Индия

2.7. Арабское средневековье

2.8. Древняя Месоамерика — естествознание народа майя

2.9. Древние и средневековые Византия и Русь

2.10. Западноевропейское средневековье

2.11. Эпоха Возрождения

3. Концепции и принципы классического физического – механистического и термодинамического естествознания

3.1. Объекты физического познания и структура физических наук

3.2. Концепции предклассического механистического естествознания

3.3. Ньютоновы принципы классического механистического естествознания

3.4. Энергия, теплота, закон сохранения энергии и первое начало (принцип) термодинамики

3.5. Понятие качества энергии, энтропия, второе начало (принцип) термодинамики и принцип минимума производства энтропии

4. Концепции и принципы неклассического - полевого, квантового и квантово-полевого физического естествознания

4.1. Электромагнитное поле фарадея-Максвелла, электромагнитное взаимодействие и принципы специальной теории относительности - теории пространства-времени Эйнштейна и Минковского

4.2. Поле всемирного тяготения, гравитационное взаимодействие и постулаты общей теории относительности Эйнштейна - теории пространства, времени, материи, тяготения и движения

4.3. Концепции и принципы квантового естествознания

4.4. Квантово-полевой микромир сильного и слабого взаимодействий, принципы квантовой хромодинамики и систематики элементарных частиц

5. Фундаментальные принципы и обобщенные положения современного физического естествознания

5.1. Концепции пространство и время

5.2. Принципы относительности движения — классический, релятивистский и к средствам наблюдения

5.3. Концепции корпускулярности, континуальности и корпускулярно-волнового дуализма

5.4. Концепции симметрии, инвариантности и законы сохранения

5.5. Концепции физического вакуума

5.6. Основополагающие принципы и понятия физического естествознания

5.7. Физическое естествознание как целостная система знаний

6. Космологические и космогонические концепции естествознания о Вселенной

6.1. Вселенная как понятие и объект познания

6.2. Планеты, звезды, галактики и их структуры во Вселенной

6.3. Начало космологии, фридмановские космологические модели, разбегание галактик и расширение Вселенной

6.4. Космогоническая гипотеза Леметра, гипотеза Гамова «горячей сингулярности», «большой взрыв» и ранние эпохи образования Вселенной

6..5. Реликтовое излучение Гамова

6.6. Космологический Горизонт и крупномасштабная (ячеистая) структура Вселенной

7. Естествознание о Земле и планетах Солнечной системы

7.1. Планетная космогония

7.2. Геосферы и эволюция Земли

7.3. Геохронологическая и стратиграфическая шкалы

7.4. Географическая оболочка Земли

8. Концепции и принципы химического естествознания

8.1. Эволюция звезд, происхождение химических элементов и планетная химическая эволюция

8.2. Донаучный этап химии — ремесленная химия и алхимия античности и средневековья

8.3. Главная задача химии и основные этапы ее развития

8.4. Концепции химии об элементах и периодический закон Менделеева химических элементов

8.5. Концепции структуры химических соединений (структурной химии)

8.6. Концепции и законы химических процессов (реакций)

8.7. Концепции и принципы эволюционной химии и самоорганизации эволюционных химических систем

9. Концепции и принципы биологического естествознания

9.1. Объекты биологического познания и структура биологических наук

9.2. Гипотезы возникновения жизни и генетического кода

9.3. Концепции начала и эволюции жизни

9.4. Системная иерархия организации живых организмов и их сообществ

9.5. Экосистемы, экология и взаимоотношения живых существ

9.6. Основные концепции этологии

9.7. Энергетические и энтропийные процессы (энергетика) жизни

10. Концепции и гипотезы естествознания о человеке

10.1. Теическая гипотеза происхождения человека (творение Бога)

10.2. Эволюционные концепции происхождения человека

10.3. Мутационные гипотезы происхождения человека

10.4. Концепции этнологии

10.5. Теория пассионарности Л. Н. Гумилева

10.6. Совместная эволюция человека и биосферы

11. Антропный принцип и мега-история Вселенной

11.1. О понятии мега-истории Вселенной

11.2. Предыстория антропного принципа

11.3. Этапы и процессы панкосмогенеза

11.4. О базовых параметрах Вселенной и Галактики (Млечного Пути)

11.5. Тонкая согласованность физических законов и мировых констант

11.6. Магия (мистика) больших чисел

11.7. Слабая формулировка антропного принципа

11.8. Сильная и сверхсильная формулировки антропного принципа

11.9. О кризисе планетарного цикла мега-истории Вселенной

12. Концепции постнеклассического естествознания и теорий самоорганизации

12.1. Возникновение и становление концепций постнеклассического естествознания

12.2. Динамика возникновения диссипативных структур

12.3. Устойчивость структур и механизм их эволюции

12.4. Механизмы потери устойчивости структур, катастрофы, бифуркации, математическая теория катастроф и прогнозы будущего

12.5. Природные диссипативные структуры (стихии)

12.6. Фракталы, сети и сетевые структуры природы и общества

12.7. Фундаментальные концепции постнеклассического естествознания

12.8. К проблеме постнеклассического межкультурного диалога естественных и гуманитарных наук

13. Математика и естественнонаучная реальность мира

13.1. Математизация как принцип целостности естествознания

13.2. Математика, математическая истина и теория познания

13.3. Непостижимая эффективность математики

Заключение

РАЗДЕЛ II

Список тем рефератов

Темы рефератов «Образы природы античного, раннего (средневековья и эпохи Возрождения) и классического (эпохи Нового времени) естествознания» (1 семестр)

Темы рефератов по разделу «Концепции естествознания Новейшего времени» (2 семестр)

Тематика рефератов «Биографические очерки и творчество великих ученых»

РАЗДЕЛ III. Контрольно-аттестационный

Тесты к главе 1

Принципы, методы, философские концепции науки и естественнонаучного познания

Тесты к главе 2

Генезис основных концептуальных понятий современного естествознания в античных и средневековых цивилизациях

Тесты к главам 3, 4 и 5

Концепции и принципы классического и неклассического физического естествознания

Тесты к главам 6 и 7

Космологические и космогонические концепции и гипотезы естествознания о Вселенной, о Земле и планетах Солнечной системы

Тесты к главе 8

Концепции и принципы химического естествознания

Тесты к главе 9

Концепции и принципы биологического естествознания

Тесты к главам 10 и 11

Концепции естествознания о человеке, антропный принцип и Мега-история Вселенной

Тесты к главе 12

Концепции постнеклассического естествознания и теории самоорганизации

Тесты к главе 13

Математика и естественнонаучная реальность мира

Ключи к тестам

ЛИТЕРАТУРА

в) присутствием в них (ядрах) нейтронов;

г) «склеивающими» свойствами глюонов;

д) присутствием в них (ядрах) протонов.


8.20. В периодической таблице химических элементов Д. И. Менделеева:

а) каждый период содержит одинаковое количество элементов;

б) количество элементов в каждом периоде кратно 4;

в) местоположение (номер) элемента зависит от величины электрического заряда ядра;

г) местоположение (номер) элемента зависит от его атомного веса;

д) число химических элементов в каждой группе одинаково;

е) число изотопов любого элемента одинаково.


8.21. Химический элемент, не содержащийся в органических соединениях, это:

а) водород;

б) кислород;

в) аргон;

г) фтор;

д) кальций;

е) магний.


8.22. Химический элемент, способствующий процессу горения, это:

а) водород;

б) кислород;

в) углерод;

г) азот;

д) сера;

е) фосфор.


8.23. Какой процесс, указанный ниже, является по природе химическим?

а) таяние льда;

б) кристаллизация воды;

в) ржавление железа;

г) конденсация;

д) электропроводность;

е) теплопроводность.


8.24. Химический элемент, по определению, это:

а) совокупность одинаковых атомов;

б) вещество, состоящее из атомов;

в) совокупность ионов;

г) механическая совокупность электронов и ядер.


8.25. Радиоуглеродный метод определения возраста образцов основан на:

а) сравнении количеств изотопов углерода и кислорода с массовыми числами 14;

б) сравнении количеств изотопов углерода с массовыми числами 11 и 12;

в) сравнении количеств изотопов углерода с массовыми числами 14 и 12;

г) сравнении количеств изотопов углерода и кислорода с массовыми числами 16.


8.26. Кто возродил в науке идею об атомах Левкиппа и Демокрита в XIX столетии:

а) Константин Кирхгоф;

б) Йенс Берцелиус;

в) Джон Дальтон;

г) Дмитрий Менделеев;

д) Антуан Лоран Лавуазье;

е) Михаил Ломоносов.


8.27. Концепцию элементарной открытой каталитической системы (ЭОКС), как основы эволюционной химии, обосновал:

а) Николай Семенов;

б) Бенджамин Франклин;

в) Александр Руденко;

г) Алексей Баландин;

д) Николай Кольцов;

е) Лайнус Полинг;

ж) Георгий Гамов.


8.28. Ключевую роль углерода в органике (органическом мире) впервые отметил:

а) Йенс Берцелиус;

б) Фридрих Кекуле;

в) Пьер Берт-ло;

г) Юстус Либих;

д) Антуан Лавуазье;

е) Александр Бутлеров;

ж) Луи Пастер.


8.29. Основной закон (принцип) саморазвития эволюционной химии русского химика Александра Руденко гласит:

а) с наибольшей скоростью и вероятностью реализуются наиболее прогрессивные пути развития каталитических систем, которые связаны с ростом абсолютной каталитической активностью;

б) саморазвитие, самоорганизация и самоускорение каталитических систем происходит за счет постоянного притока трансформируемой в элементарной открытой каталитической системе (ЭОКС) энергии;

в) базисная химическая реакция является инструментом (орудием) отбора наиболее прогрессивных эволюционных изменений катализаторов;


г) саморазвитие механизма базисной реакции происходит по принципу дробления, усложнения и постепенного совершенствования элементарных стадий с сохранением генеалогической преемственности и целостности ЭОКС.


8.30. Открыл в химии закон кратных отношений и заложил основы атомной теории:

а) Жозеф Пруст;

б) Джон Дальтон;

в) Михаил Ломоносов;

г) Амедео Авогадро;

д) Роберт Бойль;

е) Майкл Фарадей.


8.31. Немецкий врач и химик Эрнст Шталь внес в науку (в химию):

а) принцип горючести — флогистон;

б) огненный флюид — теплород;

в) электрический флюид;

г) светоносный флюид;

д) закон сохранения вещества.


8.32. Деление всех веществ на органические и неорганические впервые предложил:

а) Джон Дальтон;

б) Йенс Берцелиус;

в) Фридрих Ве-лер;

г) Фридрих Кекуле;

д) Константин Кирхгоф;

е) Михаил Ломоносов;

ж) Александр Бутлеров.


8.33. Сущность гипотезы итальянского физика и химика Амедео Авогадро состоит в том, что:

а) газы образуют соединения, соотношение объемов которых представляет соотношение кратных чисел;

б) в газах равное число частиц занимает равные объемы;

в) химические элементы, соединяясь друг с другом в различных соотношениях, образуют новые соединения;

г) все соединения содержат химические элементы в строго определенных пропорциях, вне зависимости от условий получения этих соединений.


8.34. Законы электролиза, равно важные и для химии и для физики, открыл:

а) Бенджамин Франклин;

б) Гемфри Дэви;

в) Майкл Фарадей;

г) Аллесандро Вольта;

д) Грегор Мендель;

е) Александр Бутлеров;

ж) Фридрих Кекуле.


8.35. Главная особенность химических соединений, называемых оптическими изомерами (например, винной кислоты), состоит в:

а) способности вращать плоскость поляризации световых (электромагнитных) волн;

б) способности вращать световые волны только характерной частоты (длины волны);

в) особом значении пространственного расположения валентных связей атома азота;

г) способности света испытывать в них явление двойного лучепреломления.


8.36. Изомеры — это особые химические соединения:

а) состоящие из четного количества атомов углерода и водорода;

б) имеющие одну и ту же молекулярную формулу, но различные пространственные структуры;

в) отличающиеся друг от друга способом плоскостного расположения атомов;

г) в которых атомы углерода соединены в кольцевые структуры.


8.37. Наибольшее влияние на протекание химических реакций оказывает(ют):

а) давление;

б) температура;

в) потоки нейтронов;

г) катализаторы;

д) освещение.


8.38. Наибольшее распространение среди органогенов на Земле имеют:

а) азот и кислород;

б) углерод и водород;

в) кислород и водород;

г) азот и сера;

д) сера и азот;

е) азот и водород.


8.39. Свойства молекул по современным представлениям определяются:

а) электронно-ядерными взаимодействиями;

б) характером физико-химического взаимодействия составляющих ее атомов;


в) диполь-дипольным взаимодействием;

г) силами ван дер-Ваальса;

д) ковалентной связью.


8.40. В процессе электролиза участвуют:

а) ионы;

б) диполи;

в) атомы;

г) радикалы;

д) изомеры;

е) аллотропы.


8.41. Какие свойства металлического алюминия следует отнести к химическим (при ответах поставьте х), а какие к физическим (при ответах поставьте ф)?

а) при добавлении серной кислоты он выделяет газ без цвета и запаха;

б) он легко может быть деформирован в тонкую фольгу;

в) он является твердым телом при комнатной температуре;

г) он хорошо проводит тепло.


8.42. Какие следующие утверждения описывают физические (при ответах поставьте ф) или химические (при ответах поставьте х) свойства?

а) соединения серебра оставляют «след» (меняют цвет) на коже человека;

б) гемоглобин придает крови красный цвет;

в) литий не тонет в воде;

г) ртуть есть жидкость при комнатной температуре (температура плавления соответствует почти 40-градусному морозу).


8.43. Проведите подразделение на химические (при ответах поставьте х) или физические (при ответах поставьте ф) изменения свойств вещества:

а) измельчение кристалликов сахара и его превращение в пудру;

б) скашивание травы;

в) взрыв гремучего газа;

г) горение полена в камине.


8.44. Какие методы получения веществ следует отнести к физическим (при ответах поставьте ф), а какие к химическим (при ответах поставьте х)?

а) хлорид натрия (NaCl) получают из соленой воды путем испарения воды;

б) газовый азот получают при кипении жидкого воздуха;

в) кислород получают путем разложения кислородсодержащих соединений хлористого калия;

г) вода получается при высокотемпературной реакции между газами кислорода и водорода.


8.45. Укажите, какие методы получения вещества от носятся к физическим (при ответах поставьте ф), а какие к химическим (при ответах поставьте х)?

а) получение ртути методом разложения соединении ртути с кислородом, заключающемся в освобождении кислорода;

б) выделение песка из смеси сахара с песком путем добавления воды и удаления (путем слива) сладкого раствора;

в) получение аммиака путем реакции, происходящей при высоких температурах и давлении между водородом и азотом;

г) получение чистой воды из раствора сахара путем испарения воды и ее дальнейшей конденсации.

8.46. Химическими (при ответах поставьте х) или физическими (при ответах поставьте ф) процессами являются следующие явления?

а) превращение воды в лед;

б) излучение света при горении свечи;

в) запотевание стекол внутри салона автомобиля;

г) исчезновение со временем препаратов против моли в кладовой с одеждой.


8.47. Химическими (при ответе поставьте х) или физическими (ф) процессами являются следующие явления?

а) превращение некоего порошка в белое стеклообразное вещество, сопровождаемое выделением газа;

б) образование снежинок;

в) отражение света от блестящей поверхности;


г) «окрашивание» неба в голубой цвет.


8.48. Определите состав нижеследующих веществ, выбирая из следующих определений: 1. Разнородная смесь; 2. Однородная смесь; 3. Чистое вещество:

а) вареное яйцо;

б) яблоко;

в) таблетка мультивитаминов;

г) чистая вода.


8.49. При установлении состояния вещества нижеследующих предметов: (а) медная руда; б) медная проволока; в) сырой песок; г) газированная вода), сделайте выбор из определений:

1. Разнородная смесь;

2. Однородная смесь;

3. Чистое вещество.


8.50. В каждой следующей ситуации возможным будет приписать два определения из четырех 1) химически однородное, 2) химически разнородное, 3) физически однородное, 4) физически разнородное:

а) чистая вода;

б) водопроводная вода;

в) вода с песком;

г) газированный напиток сразу после открытия сосуда;

д) чистая вода в процессе замерзания при нуле градусов по Цельсию.


8.51. Эпоха рекомбинации в истории возникновения химических элементов во вселенной наступила:

а) по окончании первых 3 минут после «большого взрыва»;

б) через миллиардную долю секунды после «большого взрыва»;

в) к окончанию первого миллиона лет после «большого взрыва»;

г) при образовании первых звезд;

д) в момент взрыва звезды как сверхновой;

е) в момент образования первых черных дыр.


8.52. Эпоха рекомбинации в эволюции химических элементов это время:

а) раздельного существования электронов, протонов и нейтронов микромира;

б) отрыва электронов от ядер атомов водорода и гелия и начало их свободного движения в пространстве в качестве космических лучей;

в) захвата и удержания электронов ядрами атомов водорода и гелия;

г) захвата и удержания фотонов в атомах водорода и гелия;

д) захвата и удержания протонами свободных нейтронов.


8.53. Основной поставщик (источник) свободного углерода в земных условиях:

а) минеральное сырье (известняк, мел, мрамор);

б) углекислый газ в атмосфере;

в) процесс фотофосфорилирования;

г) фотосинтез в растениях;

д) месторождения шунгитов (фуллеренов), алмазов и графита;

е) озоновые дыры в атмосфере.


8.54. Какие открытые химиками законы привели к возрождению и утверждению в науке концепции атома (атомного строения вещества)?

а) эквивалентов, переменности структуры, электролиза;

б) эквивалентов, постоянства состава, кратных отношений;

в) объёмных отношений, стехиометрии, постоянства состава;

г) постоянства теплоемкостей, сохранения энергии, эквивалентов;

д) сохранения вещества, сохранения энергии, постоянства состава.


8.55. В основе теории открытых каталитических систем Александра Руденко лежат принципы:

а) вероятностный, кинетический, термодинамический, мультиплетный;

б) статистический, эргодический, кинетический, генетический;

в) вероятностный, термодинамический, кинетический, информационный;

г) информационный, морфогенетический, кинематический, мультиплетный;


д) статистический, генетический, мультиплетный, термодинамический.


8.56. Кто из химиков создал теорию органических соединений и объяснил на ее основе явление изомерии?

а) Джон Дальтон;

б) Йенс Берцеллиус;

в) Амадео Аво-гадро;

г) Александр Бутлеров;

д) Фридрих Велер;

е) Алексей Баландин.


8.57. Первые представления о стехиометрии заложил химик:

а) И. Рихтер;

б) Ж. Пруст;

в) Дж. Дальтон;

г) Ж. Гей-Люссак;

д) X. Дэви;

е) А. Бутлеров.


8.58. Стехиометрия — это учение (представление) о:

а) качественных отношениях между массами веществ, вступающих в химическую реакцию;

б) структуре химических реагентов;

в) количественных соотношениях масс химически реагирующих веществ;

г) первоначалах (элементах) химического мира;

д) способах и методах определения атомных масс вещества.


8.59. Какие химические элементы образовались в эпоху рекомбинации?

а) все атомы 1-й группы таблицы элементов;

б) только изотопы водорода;

в) все органогены;

г) водород, литий, бор;

д) литий, водород, гелий;

е) атомы группы железа.


8.60. Наивысшей лабильностью среди органогенов обладает:

а) сера;

б) водород;

в) азот;

г) углерод;

д) кислород;

е) фосфор.







Тесты к главе 9

Концепции и принципы биологического естествознания



9.1. Существует предположение (гипотеза), впервые высказанное в 1865 г. немецким химиком Г. Рихтером, поддержанное С. Аррениусом и Г. Гельмгольцем, что жизнь была занесена на Землю из космоса посредством метеоритов (идея панспермии — семян жизни). Эта идея была дискредитирована тем, что:

а) выделяемое при входе метеорита в атмосферу тепло уничтожит всякое «живое» вещество;

б) ничто живое не может сохраниться в межзвездном пространстве из-за жестких рентгеновских, гамма-излучений и ультрафиолета;

в) никаких признаков «живого» вещества не было найдено в метеоритах;

г) справедливы все ответы;

д) справедливо б) и в);

е) справедливо а) и б).


9.2. Первые возникшие на Земле многоклеточные организмы относятся к типу:

а) членистоногие;

б) плоские черви;

в) кишечнополостные;

г) сине-зеленые водоросли.


9.3. Среди последующих утверждений выделите одно некорректное:

а) клетки являются фундаментальными единицами жизни;

б) у всех клеток есть стенки;

в) все организмы состоят из одной и более клеток;

г) новые клетки возникают при делении других клеток.


9.4. Каким следует выбрать цвет луча, которым освещается некоторый биологический объект для более детального, лучшего разрешения?

а) красный;

б) синий;

в) зеленый;

г) желтый;

д) белый.


9.5. Укажите, в какой из схем, указанных ниже, нарушена иерархия организации материи? Учтите, что все схемы неполные:

а) элементарные частицы —> молекулы —> живая клетка;

б) атом —> макромолекула —> органеллы клетки;

в) органеллы клетки —> макромолекула —> живая клетка;

г) элементарные частицы —> атом —> молекула.


9.6. Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости любых живых организмов, это: