Файл: Тесты с ответами по естествознанию.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 26639

Скачиваний: 397

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

РАЗДЕЛ I

Теоретико-концептуальный и естественноисторический

1. Принципы, методы и философские концепции науки и естественнонаучного познания

1.1. Определение науки и естествознания как отрасли науки

1.2. Наука и ненаука. Принципы или критерии научности

1.3. Структура, эмпирический и теоретический уровни и цель естественнонаучного познания

1.4. Методы научного познания

1.5. Философия науки и динамика научного познания в концепциях К. Поппера, Т. Куна и И. Лакатоса

1.6. Основные этапы развития научной рациональности (науки) - классический, неклассический и постнеклассический

2. Генезис основных концептуальных понятий современного естествознания античными и средневековыми цивилизациями.

2.1. Роль и значение мифов в становлении науки и естествознания

2.2. Античные ближневосточные цивилизации

2.3. Античная Эллада (Древняя Греция)

2.4. Античный Рим

2.5. Античный Китай

2.6. Античная Индия

2.7. Арабское средневековье

2.8. Древняя Месоамерика — естествознание народа майя

2.9. Древние и средневековые Византия и Русь

2.10. Западноевропейское средневековье

2.11. Эпоха Возрождения

3. Концепции и принципы классического физического – механистического и термодинамического естествознания

3.1. Объекты физического познания и структура физических наук

3.2. Концепции предклассического механистического естествознания

3.3. Ньютоновы принципы классического механистического естествознания

3.4. Энергия, теплота, закон сохранения энергии и первое начало (принцип) термодинамики

3.5. Понятие качества энергии, энтропия, второе начало (принцип) термодинамики и принцип минимума производства энтропии

4. Концепции и принципы неклассического - полевого, квантового и квантово-полевого физического естествознания

4.1. Электромагнитное поле фарадея-Максвелла, электромагнитное взаимодействие и принципы специальной теории относительности - теории пространства-времени Эйнштейна и Минковского

4.2. Поле всемирного тяготения, гравитационное взаимодействие и постулаты общей теории относительности Эйнштейна - теории пространства, времени, материи, тяготения и движения

4.3. Концепции и принципы квантового естествознания

4.4. Квантово-полевой микромир сильного и слабого взаимодействий, принципы квантовой хромодинамики и систематики элементарных частиц

5. Фундаментальные принципы и обобщенные положения современного физического естествознания

5.1. Концепции пространство и время

5.2. Принципы относительности движения — классический, релятивистский и к средствам наблюдения

5.3. Концепции корпускулярности, континуальности и корпускулярно-волнового дуализма

5.4. Концепции симметрии, инвариантности и законы сохранения

5.5. Концепции физического вакуума

5.6. Основополагающие принципы и понятия физического естествознания

5.7. Физическое естествознание как целостная система знаний

6. Космологические и космогонические концепции естествознания о Вселенной

6.1. Вселенная как понятие и объект познания

6.2. Планеты, звезды, галактики и их структуры во Вселенной

6.3. Начало космологии, фридмановские космологические модели, разбегание галактик и расширение Вселенной

6.4. Космогоническая гипотеза Леметра, гипотеза Гамова «горячей сингулярности», «большой взрыв» и ранние эпохи образования Вселенной

6..5. Реликтовое излучение Гамова

6.6. Космологический Горизонт и крупномасштабная (ячеистая) структура Вселенной

7. Естествознание о Земле и планетах Солнечной системы

7.1. Планетная космогония

7.2. Геосферы и эволюция Земли

7.3. Геохронологическая и стратиграфическая шкалы

7.4. Географическая оболочка Земли

8. Концепции и принципы химического естествознания

8.1. Эволюция звезд, происхождение химических элементов и планетная химическая эволюция

8.2. Донаучный этап химии — ремесленная химия и алхимия античности и средневековья

8.3. Главная задача химии и основные этапы ее развития

8.4. Концепции химии об элементах и периодический закон Менделеева химических элементов

8.5. Концепции структуры химических соединений (структурной химии)

8.6. Концепции и законы химических процессов (реакций)

8.7. Концепции и принципы эволюционной химии и самоорганизации эволюционных химических систем

9. Концепции и принципы биологического естествознания

9.1. Объекты биологического познания и структура биологических наук

9.2. Гипотезы возникновения жизни и генетического кода

9.3. Концепции начала и эволюции жизни

9.4. Системная иерархия организации живых организмов и их сообществ

9.5. Экосистемы, экология и взаимоотношения живых существ

9.6. Основные концепции этологии

9.7. Энергетические и энтропийные процессы (энергетика) жизни

10. Концепции и гипотезы естествознания о человеке

10.1. Теическая гипотеза происхождения человека (творение Бога)

10.2. Эволюционные концепции происхождения человека

10.3. Мутационные гипотезы происхождения человека

10.4. Концепции этнологии

10.5. Теория пассионарности Л. Н. Гумилева

10.6. Совместная эволюция человека и биосферы

11. Антропный принцип и мега-история Вселенной

11.1. О понятии мега-истории Вселенной

11.2. Предыстория антропного принципа

11.3. Этапы и процессы панкосмогенеза

11.4. О базовых параметрах Вселенной и Галактики (Млечного Пути)

11.5. Тонкая согласованность физических законов и мировых констант

11.6. Магия (мистика) больших чисел

11.7. Слабая формулировка антропного принципа

11.8. Сильная и сверхсильная формулировки антропного принципа

11.9. О кризисе планетарного цикла мега-истории Вселенной

12. Концепции постнеклассического естествознания и теорий самоорганизации

12.1. Возникновение и становление концепций постнеклассического естествознания

12.2. Динамика возникновения диссипативных структур

12.3. Устойчивость структур и механизм их эволюции

12.4. Механизмы потери устойчивости структур, катастрофы, бифуркации, математическая теория катастроф и прогнозы будущего

12.5. Природные диссипативные структуры (стихии)

12.6. Фракталы, сети и сетевые структуры природы и общества

12.7. Фундаментальные концепции постнеклассического естествознания

12.8. К проблеме постнеклассического межкультурного диалога естественных и гуманитарных наук

13. Математика и естественнонаучная реальность мира

13.1. Математизация как принцип целостности естествознания

13.2. Математика, математическая истина и теория познания

13.3. Непостижимая эффективность математики

Заключение

РАЗДЕЛ II

Список тем рефератов

Темы рефератов «Образы природы античного, раннего (средневековья и эпохи Возрождения) и классического (эпохи Нового времени) естествознания» (1 семестр)

Темы рефератов по разделу «Концепции естествознания Новейшего времени» (2 семестр)

Тематика рефератов «Биографические очерки и творчество великих ученых»

РАЗДЕЛ III. Контрольно-аттестационный

Тесты к главе 1

Принципы, методы, философские концепции науки и естественнонаучного познания

Тесты к главе 2

Генезис основных концептуальных понятий современного естествознания в античных и средневековых цивилизациях

Тесты к главам 3, 4 и 5

Концепции и принципы классического и неклассического физического естествознания

Тесты к главам 6 и 7

Космологические и космогонические концепции и гипотезы естествознания о Вселенной, о Земле и планетах Солнечной системы

Тесты к главе 8

Концепции и принципы химического естествознания

Тесты к главе 9

Концепции и принципы биологического естествознания

Тесты к главам 10 и 11

Концепции естествознания о человеке, антропный принцип и Мега-история Вселенной

Тесты к главе 12

Концепции постнеклассического естествознания и теории самоорганизации

Тесты к главе 13

Математика и естественнонаучная реальность мира

Ключи к тестам

ЛИТЕРАТУРА

а) молекулярная биология;

б) генетика;

в) биофизика;

г) цитология;

д) биогеохимия.


9.7. Как называется нуклеотид, играющий наиважнейшую роль в энергетике клетки?

а) рибонуклеиновая кислота (РНК);

б) дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК);

в) аденозинтрифосфорная кислота (АТФ);

г) фермент.


9.8. Область существования и функционирования живущих на Земле организмов, это:

а) гидросфера;

б) биосфера;

в) биоценоз;

г) атмосфера и гидросфера.


9.9. Не имеющие клеточного строения простейшие формы жизни (организмы), состоящие из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки, это:

а) вирусы;

б) бактерии;

в) грибы;

г) инфузории;

д) протисты;

е) водоросли.


9.10. Класс животных, у которых поддерживается постоянная температура тела, это:

а) земноводные;

б) млекопитающие;

в) пресмыкающиеся;

г) насекомые;

д) протисты.


9.11. Одна из главных характеристик любого живого организма, это:

а) наличие нервной системы;

б) теплокровность;

в) наследственность;

г) клеточное строение организма;

д) способность к зрению;

е) способность к осязанию.


9.12. Вещества биологического происхождения различной химической природы, способные подавлять рост микробов и даже убивать их, это:

а) антибиотик;

б) бактериофаг;

в) антисептик;

г) вирус;

д) антитела;

е) пробионты.


9.13. Высокомолекулярные органические соединения биологического происхождения, входящие в состав клеточного ядра и играющие важную роль в процессах жизнедеятельности всех организмов, в передачи наследственных признаков, это:

а) нуклеиновые кислоты;

б) аминокислоты;

в) ферменты;

г) белки.


9.14. Процесс разложения органических веществ, главным образом под влиянием микроорганизмов или ферментов, это:

а) окисление;

б) восстановление;

в) брожение;

г) горение;

д) тление.


9.15. Какой перечень биологических наук правильно выбран по объектам исследования:

а) эмбриология, цитология, гидробиология, генетика, ботаника;

б) физиология, микробиология, биоэкология, анатомия, бактериология;

в) вирусология, зоология, антропология, морфология;

г) антропология, зоология, ботаника, бактериология, вирусология;

д) морфология, анатомия, бактериология, физиология, ботаника.


9.16. Ген (носитель наследственности, единица наследственной информации) это:

а) молекула ДНК;

б) участок молекулы ДНК, несущий информацию о строении одной молекулы полипептида (белка);

в) участок молекулы РНК, несущий информацию о данном признаке;

г) нет верного ответа,

д) все ответы верные;

е) верны ответы б) и в).


9.17. Молекула РНК отличается от молекулы ДНК следующим:

а) вместо тимина (Т) в РНК входит урацил (У);

б) вместо дезоксирибозы в РНК входит рибоза;

в) вместо двух нитей в ДНК в РНК имеется одна нить;

г) верны все ответы;

д) верны ответы а) и в);

е) верны ответы а) и б).


9.18. Наиболее вредное воздействие на живые организмы может оказывать:

а) инфракрасное излучение;

б) излучение в сине-зеленой части спектра;


в) излучение в желто-красной части спектра;

г) ультрафиолетовое излучение.


9.19. Впервые клеточную структуру живого организма под микроскопом наблюдал:

а) англичанин Р. Гук;

б) голландец А. Левенгук;

в) русский К. Бэр;

г) немец Р. Вирхов.


9.20. Продукт фотосинтеза ведет к образованию (или протеканию):

а) озоновых дыр в атмосфере;

б) нуклеиновых кислот в живых организмах;

в) кислорода в атмосфере;

г) мутагенеза;

д) углекислого газа в атмосфере.


9.21. Носителями генетической информации (наследственности) в живых организмах, являются:

а) ферменты;

б) нуклеиновые кислоты;

в) белки;

г) дезоксирибоза;

д) аминокислоты.


9.22. Специфический протеин, играющий роль катализатора в живых организмах, это:

а) фермент;

б) нуклеиновая кислота;

в) хлорофилл;

г) белок;

д) липид.


9.23. Фермент, придающий зеленую окраску растениям под действием солнечных лучей, это:

а) белок;

б) нуклеиновая кислота;

в) хлорофилл;

г) дезоксирибоза;

д) рибоза.


9.24. Критерий или критерии определения (сущности) жизни, это:

а) обмен веществ (метаболизм);

б) наличие белков;

в) наличие жидкокристаллической структуры);

г) верны а) и б);

д) верны все ответы;

е) верны б) и в).


9.25. Назовите правильную дарвинско-геккелевскую триаду, основу эволюции живого:

а) наследственность, катастрофичность, мутагенез;

б) наследственность, постоянство, естественный отбор;

в) наследственность, изменчивость, естественный отбор;

г) наследственность, изменчивость, гомеостаз.


9.26. Первооткрывателем (основоположником) генетики был:

а) Эрнст Геккель;

б) Томас Морган;

в) Грегор Мендель;

г) Чарлз Дарвин;

д) Гуго де Вриз.


9.27. Укажите 6 основных химических элементов, так называемых органогенов или биогенов, входящих в состав любого живого организм:

а) водород, кислород, азот, сера, углерод, фосфор;

б) водород, углерод, фтор, хлор, азот, бор;

в) углерод, азот, кислород, водород, хлор, бор;

г) фосфор, бор, водород, углерод, кислород, азот.


9.28. Главное значение (сущность) теории Чарльза Дарвина состоит в:

а) объяснении причин происхождения жизни на Земле;

б) создании первого эволюционного учения;

в) разработке теории естественного отбора;

г) открытии биогенетического закона;

д) все ответы правильны;

е) правильны ответы а), в), г).


9.29. В основе эволюционной теории Чарлза Дарвина лежит представление о:

а) борьбе за существование;

б) естественном отборе;

в) наследственной изменчивости;

г) все эти представления;

д) правильно а) и в);

е) правильно б) и в).


9.30. Биологическая эволюция — это процесс:

а) индивидуального развития особи (онтогенез);

б) исторического развития органического мира;

в) размножения и развития клетки;

г) верны все ответы;

д) все ответы неверны;

е) верны только ответы а) и в).


9.31. Первые возникшие на Земле организмы, были:

а) прокариоты;

б) эукариоты;

в) радиолярии;

г) сине-зеленые водоросли;

д) протисты.


9.32. Впервые кислород в атмосферу начали выделять:


а) коацерваты;

б) сине-зеленые водоросли;

в) вирусы;

г) бактерии;

д) все ответы верны;

е) верны только ответы б) и в);

ж) верны только ответы а) и г).


9.33. Популяции какого-либо вида угрожает гибель, если ее численность:

а) максимальна;

б) минимальна;

в) колеблется;

г) гибель популяции не зависит от ее численности;

д) все ответы верны;

е) верны только ответы б) и в).


9.34. В результате взаимосвязи в биологической системе хищник — жертва:

а) происходит вымирание популяции жертвы;

б) резко снижается численность популяции жертвы;

в) резко увеличивается численность популяции хищника;

г) усиливается естественный отбор в обеих популяциях;

д) все ответы верны;

е) верны только б) и в).


9.35. Термин биосфера как концептуальное понятие, впервые употребил (ввел в науку):

а) К. Линней;

б) Э. Зюсс;

в) Ж. Б. Ламарк;

г) Ч. Дарвин;

д) Э. Дарвин;

е) Л. Пастер.


9.36. Учение о биосфере было создано и развито:

а) Ч. Дарвином;

б) Т. Морганом;

в) А.В. Опариным;

г) В.И. Вернадским;

д) Э. Дарвиным.


9.37. В химический состав белков живых организмов входит:

а) 12 видов аминокислот;

б) 15 видов аминокислот;

в) 20 видов аминокислот;

г) 27 видов аминокислот;

д) 120 видов аминокислот.


9.38. Энергия солнечного света при фотосинтезе используется растительной клеткой для:

а) возбуждения электронов в атомах углерода;

б) образования воды;

в) синтеза АТФ;

г) протекания мутагенеза;

д) правильно а) и в);

е) правильно б) и г).


9.39. Совокупность генов какой-либо популяции называется:

а) генотипом;

б) геномом;

в) генофондом;

г) фенотипом;

д) генезисом.


9.40. Совокупность особей одного вида, живущих на одной территории, это:

а) популяция;

б) семья;

в) отряд;

г) стая;

д) сообщество;

е) стадо.


9.41. Среди нижеследующих утверждений определите одно некорректное:

а) клетки являются фундаментальными единицами жизни;

б) у всех клеток есть стенки;

в) все организмы состоят из одной и более клеток;

г) новые клетки образуются при делении других клеток;

д) некорректны утверждения а) и б).


9.42. Организмы, которым свойственно неклеточное строение, а их жизнедеятельность проявляется в клетках других организмов, относят к группе:

а) бактерий;

б) вирусов;

в) водорослей;

г) простейших;

д) радиолярий.


9.43. Клеточное строение всех царств живой природы, сходство строения клеток и их химического состава, служат доказательством:

а) единства органического мира;

б) единства живой и неживой природы;

в) эволюции органического мира;

г) происхождения ядерных организмов от доядерных;

д) правильны утверждения а) и в);

е) правильны утверждения а) и г).


9.44. Единицей размножения организмов является:

а) ядро;

б) цитоплазма;

в) клетка;

г) митохондрия;

д) аппарат Гольджи.


9.45. В процессе фотосинтеза, в отличие от хемосинтеза:

а) используется энергия, освобождаемая при окислении неорганических веществ;

б) углекислый газ используется в качестве источника углерода;


в) хлорофилл поглощает и преобразует энергию солнечного света;

г) в клетках образуются органические вещества из неорганических.


9.46. Энергия, запасенная в молекулах АТФ, используется в клетке в процессе:

а) биосинтеза белка;

б) гликолиза;

в) хемосинтеза;

г) окисления молекулы глюкозы.


9.47. Если возникшее в организме изменение признака не передается по наследству, это значит, что:

а) изменились только хромосомы, а не гены;

б) гены и хромосомы не изменились;

в) изменились и гены, и хромосомы;

г) изменились только гены, а не хромосомы;

д) правильны ответы а) и б);

е) правильны ответы в) и г).


9.48. Фотосинтез, в отличие от биосинтеза белка, происходит:

а) в клетках, содержащих митохондрии;

б) в клетках, содержащих хлоропласты;

в) в клетках, содержащих лизосомы;

г) во всех клетках любого организма;

д) в цитоплазме.


9.49. Какую функцию выполняют белки в реакциях обмена веществ?

а) ферментативную, ускоряют биохимические реакции;

б) снабжают энергией химических реагентов;

в) передают информацию реагентам химических реакций;

г) доставляют аминокислоты;

д) правильны ответы а) и г);

е) правильны все ответы.


9.50. Как в процессе митоза, так и в процессе мейоза происходят(ит):

а) два удвоения хромосом и два деления клетки;

б) одно деление клетки;

в) одно удвоение молекул ДНК;

г) два удвоения молекул ДНК;

д) правильны а) и г).


9.51. Вирусы отличаются от других организмов тем, что:

а) они не имеют собственного обмена веществ;

б) они одноклеточные;

в) они не имеют ядра;

г) в их состав входят только молекулы белков и нуклеиновых кислот.


9.52. Какие процессы происходят в световую фазу фотосинтеза?

а) восстановление углекислого газа протонами водорода, использование энергии молекул АТФ на восстановительные реакции, поступление в клетки из атмосферы углекислого газа;

б) фотолиз воды, синтез молекул АТФ и использование энергии АТФ на восстановительные реакции;

в) восстановление молекул хлорофилла электронами водорода, фотолиз воды и синтез молекул АТФ;

г) поступление углекислого газа в клетки и фотолиз воды.


9.53. Признаки жизнедеятельности вне клеток других организмов не проявляются у:

а) простейших;

б) вирусов;

в) микробов;

г) сине-зеленых водорослей;

д) все ответы правильны;

е) правильны только ответы б) и в);

ж) правильны ответы в) и г).


9.54. Углекислый газ используется в качестве источника углерода в реакциях:

а) синтеза;

б) биосинтеза белков;

в) фотосинтеза;

г) синтеза нуклеиновых кислот.


9.55. Способностью присоединять к себе вещества и перемещать их в клетке или организме обладают молекулы:

а) ДНК;

б) АТФ;

в) белка;

г) РНК,

д) дезоксирибозы;

е) аминокислот.


9.56. Основным источником энергии в организме являются:

а) витамины С;

б) углеводы;

в) витамины В;

г) гормоны;

д) правильны ответы а) и в).


9.57. Какой перечень биологических наук соответствует наукам по уровням организации живой материи:


а) анатомия, физиология, бактериология;

б) анатомия, гистология, цитология;

в) эмбриология, генетика, вирусология;

г) гистология, физиология, бактериология.


9.58. Расположите в правильной последовательности этапы (фазы), прошедшие клеткой в процессе эволюции обмена веществ (метаболизма):

а) гексозомонофосфатный цикл;

б) ферментация; в) фотосинтез;

г) фотофосфорилирование.


9.59. За какое время происходит разложение всей воды на Земле и ее новое образование при фотосинтезе и дыхании:

а) 500 тыс. лет;

б) 1 млн лет;

в) 5 млн лет;

г) 10 млн лет;

д) 50 млн лет;

е) 100 млн лет.


9.60. Какие биологические науки относятся к комплексным биологическим наукам:

а) паразитология;

б) биохимия;

в) гидробиология;

г) микология;

д) ни одна из указанных наук;

е) все указанные науки;

ж) только а) и б);

з) только а) и в);

и) только в) и г).


9.61. В фенотип любого организма не включается (ются):

а) поведенческие инстинкты;

б) анатомия;

в) физиология;

г) хромосомный набор.


9.62. Бесполым размножением не является:

а) почкование;

б) образование гамет;

в) клонирование;

г) черенкование;

д) партеногенез.


9.63. Современная теория синтетической эволюции обязательно включает в себя:

а) идеи Ламарка и Сент-Илера;

б) идеи Вернадского и Тейяра де Шардена;

в) идеи Дарвина и Менделя;

г) идеи Дарвина и Ламарка;

д) идеи Маргулис и Лавлока.


9.64. По В. Сукачеву синоним термина экосистема является:

а) биосфера;

б) биоценоз;

в) биогеоценоз;

г) биогеохемоценоз;

д) хемоценоз.


9.65. В современной биологии концепция коэволюции означает:

а) современный этап эволюции человека;

б) взаимное приспособление видов;

в) соединение учений Дарвина и Менделя;

г) естественный отбор;

д) все ответы верны.


9.66. В согласии с учением Льва Гумилева об этногенезе, развитие этносов определяется в основном:

а) солнечной активностью;

б) биогеоценозами;

в) деятельностью пассионариев;

г) географической средой;

д) генотипом;

е) фенотипом.


9.67. Учение Владимира Вернадского о воздействии человеческого разума на эволюцию природы называется:

а) астеносфера;

б) биосфера;

в) ноосфера;

г) криптосфера;

д) антропосфера.


9.68. Согласно Владимиру Вернадскому, живое вещество планеты — это:

а) генофонд;

б) совокупность всех органо-минеральных комплексов;

в) совокупность всех живых организмов;

г) совокупность всех геномов.


9.69. Жизнь с энтропийной точки зрения — это процесс:

а) коэнтропийный;

б) негэнтропийный;

в) квазиэнтропийный;

г) миниэнтропийный.


9.70. Бихевиоризм, развитый в основном американскими учеными, это учение:

а) о популяционно-видовой борьбе особей;

б) о поведении животных в естественных условиях;

в) о поведении животных в неволе;

г) об отношениях в системе «хищник-жертва»;

д) о врожденных инстинктах и рефлексах.


9.71. Вирус как биологический объект представляет собой:

а) нуклеотид;

б) нуклеопротеид;

в) возбудитель инфекционных заболеваний — жидкокристаллическое вещество;