ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.01.2020
Просмотров: 3207
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
2. Учет амортизации основных средств
3. Учет восстановления основных средств
4. Учет нематериальных активов
5. Учет выбытия основных средств
6. Учет поступления материальных ценностей и расчетов с поставщиками
7. Учет материалов на складе и в бухгалтерии
8. Учет расходов на реализацию
9. Учет и порядок начисления заработной платы
12. Учет и порядок расчета удержаний из заработной платы
13. Синтетический и аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда
Основными записями по счету являются: Д-т К-т
14. Учет обязательных платежей и отчислений от фонда заработной платы
15. Учет затрат вспомогательного и основного производств
16. Учет и распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов
17. Учет затрат и порядок исчисления себестоимости продукции растениеводства
18. Учет затрат и исчисление себестоимости строительно-монтажных работ
20. Учет реализации продукции, работ и услуг
21. Учет операций по расчетному счету
22. Учет операций по валютным счетам
24. Учет расчетов с подотчетными лицами
25. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам
27. Учет источников собственных средств и резервов
28. Учет расчетов по кредитам и займам
29. Учет товарных операций в розничной торговле
30. Учет приобретения и реализации имущества за иностранную валюту
31. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами
32. Учет товарных операций в оптовой торговле
33. Учет операционных и внереализационных доходов и расходов
– линейный
– нелинейный;
– метод суммы чисел лет;
– метод уменьшаемого остатка;
– производительный.
Месячная норма амортизации при линейном и нелинейном способах ее начисления составляет 1/12 часть годовой суммы.
Начисление амортизации по вновь введенным объектам нематериальных активов начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем их введения в эксплуатацию, а по выбывшим – прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем выбытия. Амортизация не должна превышать 100% первоначальной стоимости конкретного инвентарного объекта.
Синтетический учет амортизации нематериальных активов ведется на счете 05 «Амортизация нематериальных активов». На счете 05 «Амортизация нематериальных активов» обобщается информация об амортизации, накопленной за время использования объектов нематериальных активов.
Данные о начисляемой амортизации оформляются разработочной таблицей, предусматривающей группировку объектов по местам их применения.
Начисление амортизации осуществляется в соответствии с законодательством исходя из амортизируемой стоимости объекта нематериальных активов, установленного срока его полезного использования или нормативного срока службы (по объектам нематериальных активов, не используемым в предпринимательской деятельности) и выбранного способа (метода) начисления амортизации.
При начислении амортизации нематериальных активов ее сумма отражается по кредиту счета 05 «Амортизация нематериальных активов» в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат на производство (расходов на реализацию) 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на реализацию», 91 «Операционные доходы и расходы» (в случаях, установленных законодательством) и др.
Амортизация нематериальных активов в случае временного прекращения их эксплуатации
Дебет счета 91 «Операционные доходы и расходы».
Кредит счета 05 «Амортизация нематериальных активов».
При выбытии объектов нематериальных активов (продажа, списание, передача безвозмездно и др.) сумма начисленной по ним амортизации списывается с отражением по дебету счета 05 «Амортизация нематериальных активов» и кредиту счета 04 «Нематериальные активы» (субсчет «Выбытие нематериальных активов»).
Аналитический учет ведется по отдельным объектам нематериальных активов. Построение аналитического учета по счету 05 «Амортизация нематериальных активов» должно обеспечить возможность получения данных о начисленных суммах амортизации от стоимости нематериальных активов, необходимых для управления организацией и составления бухгалтерской отчетности.
В настоящее время на общую сумму начисленной амортизации за месяц по нематериальным активам (оборот по кредиту счета 05) организации формируют амортизационный фонд. Он учитывается за балансом на счете 013 «Амортизационный фонд воспроизводства нематериальных активов».
Счет 013 «Амортизационный фонд воспроизводства нематериальных активов» предназначен для обобщения информации о движении амортизационного фонда воспроизводства нематериальных активов.
По дебету счета 013 «Амортизационный фонд воспроизводства нематериальных активов» отражаются суммы амортизационных отчислений по нематериальным активам, включенные в себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), в расходы на реализацию товаров.
По кредиту счета 013 «Амортизационный фонд воспроизводства нематериальных активов» отражается использование средств амортизационного фонда на цели, установленные законодательством.
Аналитический учет по счету 013 «Амортизационный фонд воспроизводства нематериальных активов» ведется по направлениям его использования.
5. Учет выбытия основных средств
Выбытие основных средств происходит в случаях физического износа, продажи, безвозмездной передачи, частичной или полной ликвидации, при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, повлекших невозможность дальнейшего использования или нецелесообразность восстановления, и в других случаях, установленных законодательством. Стоимость выбывающего объекта основных средств подлежит списанию с бухгалтерского баланса. Для оформления документации на списание указанных объектов в организации приказом руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия.
Принятые комиссией решения оформляются актом на списание основных средств (форма ОС-4) или актом на списание автотранспортных средств (форма ОС-4а). В них приводятся данные о причине выбытия с обоснованием нецелесообразности использования и состояния основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов. Акт утверждается руководителем организации и является основанием для отметки в инвентарной карточке (инвентарной книге) о выбытии объекта.
Детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются в бухгалтерском учете по ценам возможного использования. Непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье.
Выбытие объектов основных средств вследствие продажи, обмена, списания, внесения в качестве вклада в уставный фонд и в других случаях, установленных законодательством, совершается на основании договора и оформляется актом о приеме-передаче основных средств (форма ОС-1). Наряду с ним составляется товарно-транспортная накладная формы ТТН-1, либо товарная накладная формы ТН-2. Указанные накладные служат основанием для расчетов за их перевозку, учета выполненной транспортной работы и расчетов по налогу на добавленную стоимость.
При списании основных средств по причине аварий к акту должна быть приложена справка ГАИ, заключение следственных органов или судебное решение по данному вопросу. В случаях стихийных бедствий должно быть заключение от службы Министерства по чрезвычайным ситуациям или местного исполнительного комитета.
Выбытие объектов основных средств для определения их остаточной стоимости первоначально отражается в бухгалтерском учете следующими записями:
по дебету счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» и кредиту счета 01 «Основные средства» списывается первоначальная (восстановительная) стоимость выбывающего объекта;
по дебету счета 02 «Амортизация основных средств» и кредиту счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» отражается сумма накопленной амортизации по данному объекту.
Затем остаточная стоимость выбывающего объекта основных средств, отраженная по субсчету «Выбытие основных средств» счета 01 «Основные средства», списывается:
– вследствие продажи, обмена, списания, внесения в качестве вклада в уставный фонд – в дебет счета 91 «Операционные доходы и расходы»;
– вследствие недостачи, выявленной при инвентаризации, либо иным путем, – в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». При этом сумма недостачи должна быть увеличена на сумму налога на добавленную стоимость, рассчитанную к остаточной стоимости объекта;
– при безвозмездной передаче (за исключением безвозмездно передаваемых объектов основных средств организациям в пределах одного собственника); ликвидации при авариях; утраченных в результате стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуациях, – в дебет счета 92 «Внереализационные доходы и расходы»;
– при безвозмездной передаче объектов основных средств организациям в пределах одного собственника – в дебет счета 83 «Добавочный фонд»;
– при передаче обособленным подразделениям организации – в дебет счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты».
При отражении в системе бухгалтерского учета хозяйственных операций по выбытию объектов основных средств организации могут не использовать субсчет «Выбытие основных средств». Сумму накопленной амортизации по выбывающему объекту можно отражать по дебету счета 02 и кредиту счета 01.
Расходы, связанные с выбытием основных средств, списываются в дебет счетов 91 и 92 в корреспонденции со счетами:
– 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы» – на сумму производственных и транспортных расходов, связанных с демонтажем объектов;
– 44 «Расходы на реализацию» – на сумму расходов, связанных с упаковкой, транспортировкой проданных объектов, оплатой посреднических и маркетинговых услуг, пошлин и других расходов на реализацию объектов;
– 51 «Расчетный счет» – на сумму денежных платежей, связанных с выбытием объектов;
– 68 «Расчеты по налогам и сборам» – на сумму налога на добавленную стоимость и других налогов.
При отражении прочего выбытия основных средств следует учитывать, что прочее выбытие основных средств входит в облагаемую базу по НДС. Налоговой базой является остаточная стоимость объектов, за вычетом стоимости материальных ценностей, поступивших от списания имущества, оценке возможного использования или реализации. Сумма начисленного НДС отражается по дебету счета 18 и кредиту счета 68.
Доходы по операциям выбытия объектов основных средств списываются с кредита счета 91 «Операционные доходы и расходы» в дебет следующих счетов:
– 51 «Расчетный счет», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – на стоимость проданных объектов основных средств по ценам реализации, включающим НДС;
– 10 «Материалы» – на стоимость материалов по ценам возможного использования, полученных при разборке объектов в процессе их выбытия;
– 58 «Финансовые вложения» – на стоимость основных средств, внесенных в уставные фонды других организаций.
Стоимость материалов, полученных при разборке объектов, ликвидированных в результате аварий, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, по ценам возможного их использования отражается по дебету счета 10 «Материалы» в корреспонденции с кредитом счетов 92 «Внереализационные доходы и расходы».
Результаты от выбытия объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете по дебету (кредиту) счета 91 «Операционные доходы и расходы», 92 «Внереализационные доходы и расходы» в корреспонденции с кредитом (дебетом) счета 99 «Прибыли и убытки» в том отчетном периоде, к которому они относятся. При наличии убытков от списания основных средств должны быть определены источники их погашения.
Если списанные объекты были застрахованы, то на сумму страхового возмещения, предъявленного страховой компании, дебетуется субсчет 76/2 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» и кредитуется счет 01 «Основные средства». На некомпенсируемые страховыми возмещениями суммы производится запись по дебету счета 92 «Внереализационные доходы и расходы» и кредиту субсчета 76/2 «Расчеты по имущественному и личному страхованию».
Если недостача произошла по вине материально-ответственного лица, то на остаточную стоимость основных средств, включая НДС: дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». На разницу между взыскиваемой суммой и суммой недостачи (включая НДС): дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», кредит счета 98 «Доходы будущих периодов». Если недостача произошла по вине организации, то списание недостачи с учетом НДС отражается по дебету счета 92 «Внереализационные доходы и расходы» и кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Перемещение основных средств из одного структурного подразделения в другое отражается на аналитических счетах к счету 01 «Основные средства».
6. Учет поступления
материальных ценностей
и
расчетов с поставщиками
Основным видом поступления материальных ценностей на предприятие является их приобретение у поставщиков. Поставщик и покупатель заключают договор, в котором предусматриваются условия поставки, порядок оплаты, случаи возможных нарушений условий договора, штрафные санкции и прочие условия.
По договоренности предприятия приемку груза осуществляет экспедитор у транспортной организации (перевозчика) или на складе поставщика. Принимая груз экспедитор обязан проверить:
– исправность транспортного средства, наличие пломб, маркировку груза;
– количество мест и вес груза.
Если установлены нарушения, то составляется акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации.
Приемка материальных ценностей на складе покупателя осуществляется по количеству и качеству, на основании товарно-транспортной накладной формы ТТН-1, товарной накладной формы ТН-2, сопроводительных транспортных документов, в которых ТТН-1 и ТН-2 являются документами строгой отчетности и предназначены для списания материальных ценностей у поставщика и оприходования их у покупателя. ТТН-1 используется при перевозке материальных ценностей автотранспортом. Заполнение реквизитов накладных производится последовательно в соответствии с инструкцией. Основными реквизитами ТТН-1 и ТН-2 являются:
– наименования, адреса, номер расчетного счета и наименование бан-ков поставщика и покупателя, учетный номер плательщика (УНП);
– наименования, сорт, размер, количество каждого в отдельности вида материальных ценностей, отгружаемых поставщиком;
– цена за 1 единицу продукции и ее стоимость;
– ставка НДС; сумма НДС; сумма всего с НДС.
При выявлении недостачи материальных ценностей приемка груза должна быть приостановлена и вызван представитель поставщика. Поставщик может уполномочить на участие в приемке материалов юридическое или физическое лицо, находящиеся в месте получения материалов. Если при приемке материалов по количеству и качеству обнаружены расхождения с данными, указанными в документах поставщика, то результаты приемки оформляются актом о приемке материалов. В акте указывается фактическое количество поступивших материалов, количество недостающих материалов. Акт о приемке материалов служит основанием для предъ-явления претензий поставщику.
На основании ТТН-1 и ТН-2 на поступившие материальные ценности производятся записи в бухгалтерском учете. Для отражения наличия и движения материальных ценностей используются следующие счета: 10 «Материалы» с субсчетами, 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)».
В зависимости от принятой в организации учетной политики поступления материалов отражается с использованием счета 15 и/или счета 16 или без использования данных счетов. С использованием счетов 15 и 16 в бухгалтерском учете производят следующие записи:
– Дт 15(16) – Кт 60 – на покупную стоимость поступивших от поставщика материальных ценностей;