Файл: М-521.Бухучет(в вопросах и ответах). Цодиков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.01.2020

Просмотров: 3297

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Минск 2006

М инск 2006

УДК 657.22(075.8)

УДК 657.22(075.8)

2. Учет амортизации основных средств

3. Учет восстановления основных средств

4. Учет нематериальных активов

5. Учет выбытия основных средств

6. Учет поступления материальных ценностей и расчетов с поставщиками

7. Учет материалов на складе и в бухгалтерии

8. Учет расходов на реализацию

9. Учет и порядок начисления заработной платы

10. Учет финансовых вложений

12. Учет и порядок расчета удержаний из заработной платы

13. Синтетический и аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда

Основными записями по счету являются: Д-т К-т

14. Учет обязательных платежей и отчислений от фонда заработной платы

15. Учет затрат вспомогательного и основного производств

16. Учет и распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов

17. Учет затрат и порядок исчисления себестоимости продукции растениеводства

18. Учет затрат и исчисление себестоимости строительно-монтажных работ

19. Учет готовой продукции

20. Учет реализации продукции, работ и услуг

21. Учет операций по расчетному счету

22. Учет операций по валютным счетам

23. Учет кассовых операций

24. Учет расчетов с подотчетными лицами

25. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам

26. Учет безналичных расчетов

27. Учет источников собственных средств и резервов

28. Учет расчетов по кредитам и займам

29. Учет товарных операций в розничной торговле

30. Учет приобретения и реализации имущества за иностранную валюту

31. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами

32. Учет товарных операций в оптовой торговле

33. Учет операционных и внереализационных доходов и расходов

34. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению

35. Учет конечного финансового результата

Суммы налоговых платежей, начисленных от выручки от реализации товаров, продукции (работ, услуг), отражаются по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебету счетов 90 «Реализация», 91 «Операционные доходы и расходы» и др.

На субсчете 68-3 «Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода)» отражаются налог на недвижимость, прибыль и доходы, игорный бизнес и другим налогам, уплачиваемым из прибыли (дохода) организации.

Налогом на недвижимость облагается остаточная стоимость основных производственных и непроизводственных и объектов незавершенного строительства. Годовая ставка налога на недвижимость юридических лиц установлена в размере 1%. Налог определяется ежеквартально исходя из наличия основных фондов на начало квартала с учетом проведенной переоценки на начало года и 1/4 установленной годовой ставки. Налог уплачивается ежемесячно в размере 1/3 части квартальной суммы налога.

Прибыль организаций облагается налогом по ставке 24%, дивиденды и приравненные к ним доходы – по ставке 15% (налог исчисляется у источника выплаты). Суммы прибыли, полученные от лотерейной деятельности и от игорного бизнеса, от реализации ценных бумаг в учете отражаются отдельно, так как облагаются по повышенным ставкам.

Суммы налоговых платежей, начисленных из прибыли и доходов, отражаются по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебету счета 99 «Прибыли и убытки». Кроме того, по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» в корреспонденции с дебетом счета 99 «Прибыли и убытки» отражаются суммы начисленных налоговых санкций и пени, подлежащие уплате в бюджет.

На субсчете 68-4 «Налоги на доходы физических лиц» учитываются расчеты по подоходному налогу. Подоходный налог с граждан удерживается из заработной платы и других доходов граждан (выплачиваемых за предпринимательскую деятельность) и отражается по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебету счетов 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

На субсчете 68-5 «Прочие налоги, сборы и отчисления» учитываются расчеты по налогу на доходы иностранных юридических лиц, на приобретение автотранспортных средств, на продажу товаров в розничной торговой сети, рекламу и другим налогам и сборам, вводимым местными Советами депутатов на территориях своих административно-тер-риторальных единиц.

Начисление транспортного сбора и сбора на содержание и развитие инфраструктуры региона отражается по дебету счета 99 «Прибыли и убытки», налога на приобретение автотранспортных средств – по дебету счета 08 «Вложение во внеоборотные активы», на продажу товаров в розничной торговой сети – по дебету счета 90 «Реализация», на рекламу– по дебету счета 44 «Расходы на реализацию», на доходы иностранных юридических лиц – по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».


Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам платежей в журнале-ордере № 8 или в соответствующих машинограммах на ЭВМ.



26. Учет безналичных расчетов


С 1 июля 2001 г. безналичные расчеты осуществляются в форме банковских переводов в соответствии Инструкцией о банковском переводе, утвержденной Национальным банком Республики Беларусь.

Банковский перевод – это последовательность операций, начинающаяся с выдачи инициатором платежа платежных инструкций, в соответствии с которыми один банк (банк-отправитель) осуществляет перевод денежных средств за счет плательщика в другой банк (банк-получатель) в пользу лица, указанного в платежных инструкциях (бенефициара). Безналичные расчеты осуществляются двумя видами переводов:

кредитовые переводы, инициатором которых является плательщик;

дебетовые переводы, инициаторами которых являются бенефициары.

Большая часть кредитовых переводов осуществляется на основании платежных поручений. Платежное поручение – это платежная инструкция, согласно которой банк-отправитель по поручению плательщика осуществляет перевод денежных средств в банк-получатель лицу, указанному в поручении (бенефициару). Платежными поручениями, как правило, оформляются расчеты по нетоварным операциям (платежи в бюджет, органам социального страхования, погашение ссуд, предоставление займов), предварительная оплата за приобретаемые материальные ценности, выполнение работ, оплата коммунальных и других услуг. Это наиболее распространенная форма расчетов.

Бухгалтерские записи по списанию и зачислению денежных средств на счета в банках по платежным поручениям производятся на основании выписок по расчетным, текущим, валютным счетам в банке:

– у плательщика – по дебету счетов учета расчетов (68, 60, 70, 76, 69, 75, 66, 67, 73, 79) и кредиту счетов 51, 52, 55;

– у бенефициара – по дебету счетов 51, 52, 55 и кредиту счетов учета расчетов (76, 62, 68,79).

При расчетах платежными требованиями-поручениями платежная инструкция выписывается бенефициаром и направляется непосредственно плательщику, минуя обслуживающий банк. Она содержит требование бенефициара к плательщику оплатить стоимость поставленного по договору товара, провести платежи по другим операциям на основании направленных ему расчетных, отгрузочных и иных документов, предусмотренных договором.

Акцептованное плательщиком платежное требование-поручение банк-отправитель принимает к исполнению в том же порядке, что и платежное поручение. Бухгалтерские записи по списанию и зачислению денежных средств на счета в банках по платежным требованиям-поручениям:

– у плательщика – по дебету счетов учета расчетов (60, 76) и кредиту счетов 51, 52, 55;

– у бенефициара – по дебету счетов 51, 52, 55 и кредиту счетов учета расчетов (62, 76).

Учет дебетовых переводов осуществляется на основании платежных требований. Оно содержит требование получателя денежных средств (бенефициара) к плательщику об уплате определенной суммы. К платежному требованию прилагаются товарно-транспортные и другие документы, подтверждающие поставку или отгрузку сырья, материалов, выполненные работы или оказанные услуги. При проведении дебетового перевода посредством платежных требований используется акцептная или безакцептная форма инкассо.


Акцептная форма в основном используется при расчетах за отгруженные (отпущенные) товарно-материальные ценности (работы, услуги);

Безакцептная форма используется при списании средств с банковского счета плательщика в бесспорном порядке.

Исполняется платежное требование банком-отправителем на основании полученного от плательщика акцепта. Акцепт может быть предварительным и последующим.

Предварительный акцепт – акцепт плательщика, полученный банком до поступления платежных требований.

Последующий акцепт – акцепт плательщика, полученный банком после поступления платежных требований.

Бесспорный порядок списания средств означает списание их со счета плательщика без его согласия. Применяется эта форма в случаях, предусмотренных законодательством (исполнительные листы, распоряжения налоговых и других органов по налогам и другим обязательным платежам).

Бухгалтерские записи по операциям с использованием платежных требований:

– у плательщика – по дебету счетов учета расчетов (60, 76) и кредиту счетов 51, 52,55;

– у бенефициара – по дебету счетов 51, 52, 55 и кредиту счетов учета расчетов (62, 76).

При безналичных расчетах между покупателями и поставщиками имущества может применяться аккредитивная форма расчетов.

Аккредитив – это обязательство, в силу которого банк, действующий по поручению клиента об открытии аккредитива (банк-эмитент) и в соответствии с его указанием, должен произвести платежи получателю денежных средств (бенефициару) или дать эти полномочия другому банку (исполняющему банку). Для открытия аккредитива плательщик представляет в банк-эмитент заявление на бланке установленной формы.

Отгрузив товар, поставщик представляет в исполняющий банк реестр счетов, отгрузочные и другие документы, предусмотренные условиями аккредитива. Приняв документы, исполняющий банк пересылает банку-эми-тенту уведомление об использовании аккредитива с приложением подтверждающих документов по сделке. Банк-эмитент эти документы передает плательщику (покупателю). Расчетные операции с использованием аккредитивов учитываются на субсчете 55-1 «Аккредитивы». Аналитический учет по счету 55-1 ведется по каждому выставленному аккредитиву.

Корреспонденция счетов при аккредитивной форме расчетов


Дебет

Кредит

Сумма

Содержание операции

55-1

51,52

1 200 000

При открытии аккредитива за счет собственных средств

55-1

66

500 000

При открытии аккредитива за счет краткосрочного кредита банка

60

55-1

900 000

При оплате расчетных документов поставщиков

07, 08, 10,

16, 41, 18

60

900 000

При получении товарно-материальных ценностей от поставщиков

51,52

55-1

300 000

Возврат неиспользованных средств в аккредитивах, открытых за счет собственных средств

66

55-1

500 000

Возврат неиспользованных средств в аккредитивах, открытых за счет краткосрочного кредита банка



Безналичные расчеты между субъектами хозяйствования за товары, работы и услуги могут осуществляться с использованием чеков из чековых книжек и расчетных чеков. Предприятия могут получить в банке чековую книжку при наличии на его текущем счете необходимой суммы денежных средств или за счет кредитных средств. Для получения чековой книжки в учреждение обслуживающего банка представляется заявление-обязатель-ство, а также платежное поручение для депонирования средств на сумму чековой книжки на счетах специального режима, с которых производится списание сумм по мере оплаты сумм чеков из чековых книжек.

Поставщик принимает чек из чековой книжки и представляет его в банк по месту открытия своего текущего счета. При осуществлении безналичных расчетов за товары и услуги с помощью чеков из чековых книжек в учете используется субсчет 55-2 «Чековые книжки».

По расчетным операциям с использованием чеков из чековых книжек и расчетных чеков производятся следующие бухгалтерские записи.


Дебет

Кредит

Сумма

Содержание операции

55-2

51,52

1 200 000

При получении чековой книжки за счет собственных средств

55-2

66

200 000

При получении чековой книжки за счет краткосрочного кредита банка

07, 08, 10, 15

16, 18, 41

60

900 000

При получении товарно-материальных ценностей от поставщиков

60

55-2

900 000

При оплате расчетных документов поставщиков

51,52

55-1

300 000

Неиспользованный остаток по чековой книжке, полученный за счет собственных средств

66

55-1

200 000

Неиспользованный остаток по чековой книжке, полученный за счет краткосрочного кредита банка

50-3

90


При получении расчетного чека от покупателя за проданные товары

Аналитический учет по субсчету 55-2 «Чековые книжки» должен обеспечить оперативный контроль за выданными под отчет чековыми книжками и движение по ним денежных средств, поэтому ведется по каждой полученной чековой книжке.

В настоящее время для осуществления безналичных расчетов используются банковские пластиковые карты (карточки). Учет денежных средств по операциям с ними ведется на субсчете 55-7 «Банковские карты». Расчеты по операциям с использованием карточек осуществляются в форме дебетового банковского перевода. Инициатором перевода может выступать:

1) торговое предприятие или предприятие сервиса, осуществившее продажу товара или услуги с использованием карточки;

2) банк-эквайер, выдавший наличные деньги по карточке.


Основные проводки по операциям с использованием пластиковых карточек


Дебет

Кредит

Сумма

Содержание операции

60

51,52

15 000

На сумму, перечисляемую банку за открытие карт-счета и сервисное обслуживание


20, 44

60

15 000

На стоимость услуги банка по приобретению карточки


55-7

51,52

2 000 000

Перевод денежных средств на карт-счет


10, 41, 18,

15, 16

71

250 000

На сумму расходов, оплаченных с использованием корточек


20, 26,

44,18

71

400 000

На сумму командировочных расходов в пределах норм


92

71

22 000

На сумму командировочных расходов сверх норм, относимых за счет средств предприятия


70

71

18 000

На сумму командировочных расходов сверх норм, относимых за счет держателя карточки


20, 26,

44

71

60 000

На сумму комиссии за снятие наличных денежных средств в банкоматах


71

55-7

750 000

На сумму произведенных проплат держателем карточки




Аналитический учет по субсчету 55-7 «Банковские карты» ведется в разрезе карт-счетов, открытых организации банками-эмитентами пластиковых карт.


27. Учет источников собственных средств и резервов


В соответствии с действующим законодательством субъекты хозяйствования Республики Беларусь вправе создавать различные фонды, которые являются источниками собственных средств предприятий и организаций. Одним из них является уставный фонд предприятия.

Уставный фонд представляет собой совокупность вкладов учредителей в имущество предприятия при его создании для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами. Вложения в уставный фонд могут осуществляться денежными средствами и имуществом. При взносе участником имущества в учредительных документах определяются его виды и стоимость. Оценку неденежного вклада участник обязан произвести с привлечением независимого оценщика.

Размер уставного фонда определяется при регистрации устава предприятия в государственных органах. Размер уставного фонда в иностранной валюте фиксируется в денежной единице Республики Беларусь по курсу Национального банка на день подписания договора о создании коммерческой организации с иностранным инвестором.

Для обобщения информации о состоянии и движении уставного фонда предназначен счет 80 «Уставный фонд». Остаток по счету 80 «Уставный фонд» должен соответствовать размеру уставного фонда, зафиксированному в учредительных документах организации. После государственной регистрации предприятия на сумму уставного фонда, предусмотренного в учредительных документах, составляется бухгалтерская запись:

дебет 75/1 – кредит 80.

Фактическое поступление вкладов учредителей отражается следующими записями:

дебет 51, 50 – кредит 75/1 – на сумму вкладов учредителей в денежном выражении;

дебет 01, 04, 10, 41 – кредит 75/1 – при поступлении в счет вклада в уставный фонд товарно-материальных ценностей, основных средств и нематериальных активов;

дебет 52 – кредит 75/1 – на сумму вкладов учредителей в валюте по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на момент принятия к учету.

Увеличение или уменьшение уставного фонда предприятия может быть осуществлено только после внесения соответствующих изменений в учредительные документы. Уставный фонд предприятия может пополняться за счет дополнительных взносов учредителей или за счет источников собственных средств. При уменьшении уставного фонда в бухгалтерском учете отражаются следующие записи:

дебет 80 – кредит 75 – на сумму вкладов, подлежащих возврату учредителям.

Аналитический учет по счету 80 «Уставный фонд» организуется таким образом, чтобы обеспечить формирование информации по каждому учредителю и виду вклада.