ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.01.2020
Просмотров: 3297
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
2. Учет амортизации основных средств
3. Учет восстановления основных средств
4. Учет нематериальных активов
5. Учет выбытия основных средств
6. Учет поступления материальных ценностей и расчетов с поставщиками
7. Учет материалов на складе и в бухгалтерии
8. Учет расходов на реализацию
9. Учет и порядок начисления заработной платы
12. Учет и порядок расчета удержаний из заработной платы
13. Синтетический и аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда
Основными записями по счету являются: Д-т К-т
14. Учет обязательных платежей и отчислений от фонда заработной платы
15. Учет затрат вспомогательного и основного производств
16. Учет и распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов
17. Учет затрат и порядок исчисления себестоимости продукции растениеводства
18. Учет затрат и исчисление себестоимости строительно-монтажных работ
20. Учет реализации продукции, работ и услуг
21. Учет операций по расчетному счету
22. Учет операций по валютным счетам
24. Учет расчетов с подотчетными лицами
25. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам
27. Учет источников собственных средств и резервов
28. Учет расчетов по кредитам и займам
29. Учет товарных операций в розничной торговле
30. Учет приобретения и реализации имущества за иностранную валюту
31. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами
32. Учет товарных операций в оптовой торговле
33. Учет операционных и внереализационных доходов и расходов
Суммы налоговых платежей, начисленных от выручки от реализации товаров, продукции (работ, услуг), отражаются по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебету счетов 90 «Реализация», 91 «Операционные доходы и расходы» и др.
На субсчете 68-3 «Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода)» отражаются налог на недвижимость, прибыль и доходы, игорный бизнес и другим налогам, уплачиваемым из прибыли (дохода) организации.
Налогом на недвижимость облагается остаточная стоимость основных производственных и непроизводственных и объектов незавершенного строительства. Годовая ставка налога на недвижимость юридических лиц установлена в размере 1%. Налог определяется ежеквартально исходя из наличия основных фондов на начало квартала с учетом проведенной переоценки на начало года и 1/4 установленной годовой ставки. Налог уплачивается ежемесячно в размере 1/3 части квартальной суммы налога.
Прибыль организаций облагается налогом по ставке 24%, дивиденды и приравненные к ним доходы – по ставке 15% (налог исчисляется у источника выплаты). Суммы прибыли, полученные от лотерейной деятельности и от игорного бизнеса, от реализации ценных бумаг в учете отражаются отдельно, так как облагаются по повышенным ставкам.
Суммы налоговых платежей, начисленных из прибыли и доходов, отражаются по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебету счета 99 «Прибыли и убытки». Кроме того, по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» в корреспонденции с дебетом счета 99 «Прибыли и убытки» отражаются суммы начисленных налоговых санкций и пени, подлежащие уплате в бюджет.
На субсчете 68-4 «Налоги на доходы физических лиц» учитываются расчеты по подоходному налогу. Подоходный налог с граждан удерживается из заработной платы и других доходов граждан (выплачиваемых за предпринимательскую деятельность) и отражается по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебету счетов 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
На субсчете 68-5 «Прочие налоги, сборы и отчисления» учитываются расчеты по налогу на доходы иностранных юридических лиц, на приобретение автотранспортных средств, на продажу товаров в розничной торговой сети, рекламу и другим налогам и сборам, вводимым местными Советами депутатов на территориях своих административно-тер-риторальных единиц.
Начисление транспортного сбора и сбора на содержание и развитие инфраструктуры региона отражается по дебету счета 99 «Прибыли и убытки», налога на приобретение автотранспортных средств – по дебету счета 08 «Вложение во внеоборотные активы», на продажу товаров в розничной торговой сети – по дебету счета 90 «Реализация», на рекламу– по дебету счета 44 «Расходы на реализацию», на доходы иностранных юридических лиц – по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам платежей в журнале-ордере № 8 или в соответствующих машинограммах на ЭВМ.
26. Учет безналичных расчетов
С 1 июля 2001 г. безналичные расчеты осуществляются в форме банковских переводов в соответствии Инструкцией о банковском переводе, утвержденной Национальным банком Республики Беларусь.
Банковский перевод – это последовательность операций, начинающаяся с выдачи инициатором платежа платежных инструкций, в соответствии с которыми один банк (банк-отправитель) осуществляет перевод денежных средств за счет плательщика в другой банк (банк-получатель) в пользу лица, указанного в платежных инструкциях (бенефициара). Безналичные расчеты осуществляются двумя видами переводов:
кредитовые переводы, инициатором которых является плательщик;
дебетовые переводы, инициаторами которых являются бенефициары.
Большая часть кредитовых переводов осуществляется на основании платежных поручений. Платежное поручение – это платежная инструкция, согласно которой банк-отправитель по поручению плательщика осуществляет перевод денежных средств в банк-получатель лицу, указанному в поручении (бенефициару). Платежными поручениями, как правило, оформляются расчеты по нетоварным операциям (платежи в бюджет, органам социального страхования, погашение ссуд, предоставление займов), предварительная оплата за приобретаемые материальные ценности, выполнение работ, оплата коммунальных и других услуг. Это наиболее распространенная форма расчетов.
Бухгалтерские записи по списанию и зачислению денежных средств на счета в банках по платежным поручениям производятся на основании выписок по расчетным, текущим, валютным счетам в банке:
– у плательщика – по дебету счетов учета расчетов (68, 60, 70, 76, 69, 75, 66, 67, 73, 79) и кредиту счетов 51, 52, 55;
– у бенефициара – по дебету счетов 51, 52, 55 и кредиту счетов учета расчетов (76, 62, 68,79).
При расчетах платежными требованиями-поручениями платежная инструкция выписывается бенефициаром и направляется непосредственно плательщику, минуя обслуживающий банк. Она содержит требование бенефициара к плательщику оплатить стоимость поставленного по договору товара, провести платежи по другим операциям на основании направленных ему расчетных, отгрузочных и иных документов, предусмотренных договором.
Акцептованное плательщиком платежное требование-поручение банк-отправитель принимает к исполнению в том же порядке, что и платежное поручение. Бухгалтерские записи по списанию и зачислению денежных средств на счета в банках по платежным требованиям-поручениям:
– у плательщика – по дебету счетов учета расчетов (60, 76) и кредиту счетов 51, 52, 55;
– у бенефициара – по дебету счетов 51, 52, 55 и кредиту счетов учета расчетов (62, 76).
Учет дебетовых переводов осуществляется на основании платежных требований. Оно содержит требование получателя денежных средств (бенефициара) к плательщику об уплате определенной суммы. К платежному требованию прилагаются товарно-транспортные и другие документы, подтверждающие поставку или отгрузку сырья, материалов, выполненные работы или оказанные услуги. При проведении дебетового перевода посредством платежных требований используется акцептная или безакцептная форма инкассо.
Акцептная форма в основном используется при расчетах за отгруженные (отпущенные) товарно-материальные ценности (работы, услуги);
Безакцептная форма используется при списании средств с банковского счета плательщика в бесспорном порядке.
Исполняется платежное требование банком-отправителем на основании полученного от плательщика акцепта. Акцепт может быть предварительным и последующим.
Предварительный акцепт – акцепт плательщика, полученный банком до поступления платежных требований.
Последующий акцепт – акцепт плательщика, полученный банком после поступления платежных требований.
Бесспорный порядок списания средств означает списание их со счета плательщика без его согласия. Применяется эта форма в случаях, предусмотренных законодательством (исполнительные листы, распоряжения налоговых и других органов по налогам и другим обязательным платежам).
Бухгалтерские записи по операциям с использованием платежных требований:
– у плательщика – по дебету счетов учета расчетов (60, 76) и кредиту счетов 51, 52,55;
– у бенефициара – по дебету счетов 51, 52, 55 и кредиту счетов учета расчетов (62, 76).
При безналичных расчетах между покупателями и поставщиками имущества может применяться аккредитивная форма расчетов.
Аккредитив – это обязательство, в силу которого банк, действующий по поручению клиента об открытии аккредитива (банк-эмитент) и в соответствии с его указанием, должен произвести платежи получателю денежных средств (бенефициару) или дать эти полномочия другому банку (исполняющему банку). Для открытия аккредитива плательщик представляет в банк-эмитент заявление на бланке установленной формы.
Отгрузив товар, поставщик представляет в исполняющий банк реестр счетов, отгрузочные и другие документы, предусмотренные условиями аккредитива. Приняв документы, исполняющий банк пересылает банку-эми-тенту уведомление об использовании аккредитива с приложением подтверждающих документов по сделке. Банк-эмитент эти документы передает плательщику (покупателю). Расчетные операции с использованием аккредитивов учитываются на субсчете 55-1 «Аккредитивы». Аналитический учет по счету 55-1 ведется по каждому выставленному аккредитиву.
Корреспонденция счетов при аккредитивной форме расчетов
Дебет |
Кредит |
Сумма |
Содержание операции |
55-1 |
51,52 |
1 200 000 |
При открытии аккредитива за счет собственных средств |
55-1 |
66 |
500 000 |
При открытии аккредитива за счет краткосрочного кредита банка |
60 |
55-1 |
900 000 |
При оплате расчетных документов поставщиков |
07, 08, 10, 16, 41, 18 |
60 |
900 000 |
При получении товарно-материальных ценностей от поставщиков |
51,52 |
55-1 |
300 000 |
Возврат неиспользованных средств в аккредитивах, открытых за счет собственных средств |
66 |
55-1 |
500 000 |
Возврат неиспользованных средств в аккредитивах, открытых за счет краткосрочного кредита банка |
Безналичные расчеты между субъектами хозяйствования за товары, работы и услуги могут осуществляться с использованием чеков из чековых книжек и расчетных чеков. Предприятия могут получить в банке чековую книжку при наличии на его текущем счете необходимой суммы денежных средств или за счет кредитных средств. Для получения чековой книжки в учреждение обслуживающего банка представляется заявление-обязатель-ство, а также платежное поручение для депонирования средств на сумму чековой книжки на счетах специального режима, с которых производится списание сумм по мере оплаты сумм чеков из чековых книжек.
Поставщик принимает чек из чековой книжки и представляет его в банк по месту открытия своего текущего счета. При осуществлении безналичных расчетов за товары и услуги с помощью чеков из чековых книжек в учете используется субсчет 55-2 «Чековые книжки».
По расчетным операциям с использованием чеков из чековых книжек и расчетных чеков производятся следующие бухгалтерские записи.
Дебет |
Кредит |
Сумма |
Содержание операции |
55-2 |
51,52 |
1 200 000 |
При получении чековой книжки за счет собственных средств |
55-2 |
66 |
200 000 |
При получении чековой книжки за счет краткосрочного кредита банка |
07, 08, 10, 15 16, 18, 41 |
60 |
900 000 |
При получении товарно-материальных ценностей от поставщиков |
60 |
55-2 |
900 000 |
При оплате расчетных документов поставщиков |
51,52 |
55-1 |
300 000 |
Неиспользованный остаток по чековой книжке, полученный за счет собственных средств |
66 |
55-1 |
200 000 |
Неиспользованный остаток по чековой книжке, полученный за счет краткосрочного кредита банка |
50-3 |
90 |
|
При получении расчетного чека от покупателя за проданные товары |
Аналитический учет по субсчету 55-2 «Чековые книжки» должен обеспечить оперативный контроль за выданными под отчет чековыми книжками и движение по ним денежных средств, поэтому ведется по каждой полученной чековой книжке.
В настоящее время для осуществления безналичных расчетов используются банковские пластиковые карты (карточки). Учет денежных средств по операциям с ними ведется на субсчете 55-7 «Банковские карты». Расчеты по операциям с использованием карточек осуществляются в форме дебетового банковского перевода. Инициатором перевода может выступать:
1) торговое предприятие или предприятие сервиса, осуществившее продажу товара или услуги с использованием карточки;
2) банк-эквайер, выдавший наличные деньги по карточке.
Основные проводки по операциям с использованием пластиковых карточек
Дебет |
Кредит |
Сумма |
Содержание операции |
60 |
51,52 |
15 000 |
На сумму, перечисляемую банку за открытие карт-счета и сервисное обслуживание |
20, 44 |
60 |
15 000 |
На стоимость услуги банка по приобретению карточки |
55-7 |
51,52 |
2 000 000 |
Перевод денежных средств на карт-счет |
10, 41, 18, 15, 16 |
71 |
250 000 |
На сумму расходов, оплаченных с использованием корточек
|
20, 26, 44,18 |
71 |
400 000 |
На сумму командировочных расходов в пределах норм
|
92 |
71 |
22 000 |
На сумму командировочных расходов сверх норм, относимых за счет средств предприятия
|
70 |
71 |
18 000 |
На сумму командировочных расходов сверх норм, относимых за счет держателя карточки
|
20, 26, 44 |
71 |
60 000 |
На сумму комиссии за снятие наличных денежных средств в банкоматах
|
71 |
55-7 |
750 000 |
На сумму произведенных проплат держателем карточки
|
Аналитический учет по субсчету 55-7 «Банковские карты» ведется в разрезе карт-счетов, открытых организации банками-эмитентами пластиковых карт.
27. Учет источников собственных средств и резервов
В соответствии с действующим законодательством субъекты хозяйствования Республики Беларусь вправе создавать различные фонды, которые являются источниками собственных средств предприятий и организаций. Одним из них является уставный фонд предприятия.
Уставный фонд представляет собой совокупность вкладов учредителей в имущество предприятия при его создании для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами. Вложения в уставный фонд могут осуществляться денежными средствами и имуществом. При взносе участником имущества в учредительных документах определяются его виды и стоимость. Оценку неденежного вклада участник обязан произвести с привлечением независимого оценщика.
Размер уставного фонда определяется при регистрации устава предприятия в государственных органах. Размер уставного фонда в иностранной валюте фиксируется в денежной единице Республики Беларусь по курсу Национального банка на день подписания договора о создании коммерческой организации с иностранным инвестором.
Для обобщения информации о состоянии и движении уставного фонда предназначен счет 80 «Уставный фонд». Остаток по счету 80 «Уставный фонд» должен соответствовать размеру уставного фонда, зафиксированному в учредительных документах организации. После государственной регистрации предприятия на сумму уставного фонда, предусмотренного в учредительных документах, составляется бухгалтерская запись:
– дебет 75/1 – кредит 80.
Фактическое поступление вкладов учредителей отражается следующими записями:
– дебет 51, 50 – кредит 75/1 – на сумму вкладов учредителей в денежном выражении;
– дебет 01, 04, 10, 41 – кредит 75/1 – при поступлении в счет вклада в уставный фонд товарно-материальных ценностей, основных средств и нематериальных активов;
– дебет 52 – кредит 75/1 – на сумму вкладов учредителей в валюте по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на момент принятия к учету.
Увеличение или уменьшение уставного фонда предприятия может быть осуществлено только после внесения соответствующих изменений в учредительные документы. Уставный фонд предприятия может пополняться за счет дополнительных взносов учредителей или за счет источников собственных средств. При уменьшении уставного фонда в бухгалтерском учете отражаются следующие записи:
– дебет 80 – кредит 75 – на сумму вкладов, подлежащих возврату учредителям.
Аналитический учет по счету 80 «Уставный фонд» организуется таким образом, чтобы обеспечить формирование информации по каждому учредителю и виду вклада.