Файл: М-521.Бухучет(в вопросах и ответах). Цодиков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.01.2020

Просмотров: 3166

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Минск 2006

М инск 2006

УДК 657.22(075.8)

УДК 657.22(075.8)

2. Учет амортизации основных средств

3. Учет восстановления основных средств

4. Учет нематериальных активов

5. Учет выбытия основных средств

6. Учет поступления материальных ценностей и расчетов с поставщиками

7. Учет материалов на складе и в бухгалтерии

8. Учет расходов на реализацию

9. Учет и порядок начисления заработной платы

10. Учет финансовых вложений

12. Учет и порядок расчета удержаний из заработной платы

13. Синтетический и аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда

Основными записями по счету являются: Д-т К-т

14. Учет обязательных платежей и отчислений от фонда заработной платы

15. Учет затрат вспомогательного и основного производств

16. Учет и распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов

17. Учет затрат и порядок исчисления себестоимости продукции растениеводства

18. Учет затрат и исчисление себестоимости строительно-монтажных работ

19. Учет готовой продукции

20. Учет реализации продукции, работ и услуг

21. Учет операций по расчетному счету

22. Учет операций по валютным счетам

23. Учет кассовых операций

24. Учет расчетов с подотчетными лицами

25. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам

26. Учет безналичных расчетов

27. Учет источников собственных средств и резервов

28. Учет расчетов по кредитам и займам

29. Учет товарных операций в розничной торговле

30. Учет приобретения и реализации имущества за иностранную валюту

31. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами

32. Учет товарных операций в оптовой торговле

33. Учет операционных и внереализационных доходов и расходов

34. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению

35. Учет конечного финансового результата

Дт 15(16)– Кт 60 – на сумму, причитающуюся поставщикам за оказанные услуги по доставке материалов;

Дт 18/3 – Кт 60 – на сумму НДС;

Дт 10 – Кт 15(16)– оприходование материалов, фактически поступивших по учетным ценам;

Дт 16 – Кт 15(16)– на сумму разницы между фактической стоимостью приобретения материалов и их стоимостью по учетным ценам;

Дт 60 – Кт 51 – на суммы, перечисленные поставщикам за приобретение материальных ценностей, услуги по доставке;

Дт 68 – Кт 18/3 на сумму оплаченного НДС, принимаемую к вычету;

Дт 76/3 – Кт 60 – на сумму претензии, предъявляемой к поставщикам, транспортным организациям за недостачу груза, если счета были оплачены до его поступления.

Если организацией не используются счета 15 и 16, то на основании документов поставщика в бухгалтерском учете производятся следующие записи:

Дт 10 – Кт 60 – на покупную стоимость материалов;

Дт 10 – Кт 60 – на сумму, причитающуюся поставщикам за оказанные услуги по доставке материалов.

Дт 18 – Кт 60 – на сумму НДС;

Для учета расчетов с поставщиками за полученные материальные ценности используется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

По кредиту счета 60 отражается задолженность поставщикам за материалы, за выполненные работы, оказанные услуги по доставке материалов, за предоставленные организации электроэнергию, газ, воду. В бухгалтерском учете производится запись:

Дт 10, 15(16), 18, 20, 23, 25, 26 – Кт 60;

Дт 76/3 – Кт 60 – на сумму недостачи груза в пути, по вине поставщика или транспортной организации, если счета были оплачены за груз до его поступления.

На счете 60 отражаются суммы выданных авансов под поставку материальных ценностей, а также оплата документов поставщиков:

Дт 60 – Кт 51, 52, 55.

Аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется по каждому отдельно предъявленному документу поставщика в журнале-ордере № 6. Журнал-ордер является комбинированным регистром, в котором совмещаются синтетический и аналитический учет. Записи в журнале-ордере № 6 ведутся линейным способом в разрезе каждого документа поставщика, что дает возможность видеть соотношение расчетов с каждым из них. Заполняется журнал-ордер № 6 на основании ТТН и ТН, актов о приемке материалов, выписок из банка.

Поступление материалов отражается в журнале-ордере № 6 в двух оценках: по учетным регистрам и по фактической себестоимости с разбивкой по счетам 10, 15, 16, 18. В нем также отражается оплата документов поставщика. Документы поставщика, оставшиеся неоплаченными, отражаются в журнале-ордере как сальдо на конец месяца.



7. Учет материалов на складе и в бухгалтерии


Для обеспечения сохранности и целесообразности использования материалов необходима правильная организация учета и складского хозяйства. Склады и помещения должны быть приспособлены для хранения материалов, оснащены необходимым весовым хозяйством, измерительными приборами, мерной тарой. На складах должен быть установлен такой порядок размещения материалов, который обеспечил бы быстрое нахождение, прием и отпуск каждого наименования ценностей.


Учет материалов может быть организован тремя методами:

1. Параллельный метод учета на складе и в бухгалтерии с использованием карточек количественно-суммового учета. При этом методе бухгалтерия дублирует количественный учет, который ведется на складе.

2. По отчетам материально-ответственных лиц. На складе ведется количественный учет, а в конце месяца материально-ответственные лица составляют материальные отчеты. В них по наименованиям материалов приведены остатки на начало месяца, поступление за месяц и остатки на конец месяца. Составленные отчеты передаются в бухгалтерию, где они проверяются и обрабатываются. После обработки материальный отчет является регистром аналитического учета.

3. Сальдовый метод. На складе учет материалов ведется только в количественном выражении, а в бухгалтерии – только в денежном. Взаимоувязка количественного учета на складе с учетом в бухгалтерии осуществляется с помощью сальдовой ведомости.

Для учета материалов на складе используются карточки складского учета. Карточки открываются в бухгалтерии и передаются заведующему складом под расписку. Карточка открывается на каждое наименование материала. В заглавной части карточки указывается ее номер, номер склада, стеллаж, ячейка, где хранится данный материал, единица измерения, сорт, размер, цена и другие реквизиты. Открывается карточка на год. На основании первичных документов по приходу (ТТН, ТН) и по расходу материалов (лимитно-заработная карта требования, ТТН, ТН) работник склада производит записи в карточках в день совершения операции. Записи в карточках нумеруются порядковым номером, который затем помечается на первичном документе. После каждой записи в карточках выводятся остатки материалов. В конце месяца количественные остатки из карточек переносятся в сальдовую ведомость. Ведомость передается в бухгалтерию, где остатки по каждому наименованию материалов перемножаются на цены и получаются остатки материалов в денежном выражении.

Не реже одного раза в неделю бухгалтер проводит на складе проверку своевременности и правильности ведения карточек складского учета в присутствии материально-ответственных лиц. Правильность записей бухгалтер подтверждает своей подписью в отведенной для этого графе карточки. После проверки бухгалтер и завскладом производят приемку-сдачу первичных документов под расписку. В бухгалтерии на основании первичных документов составляется ведомость «Движения материалов в денежном выражении». В ведомости отражается движение материалов по счету 10 в целом или по субсчетам в двух оценках: по учетным ценам и по фактической себестоимости. В ведомости показаны остатки материалов на начало месяца, приход, расход и остатки на конец месяца. Разница между фактической себестоимостью и стоимостью материалов по учетным ценам представляет собой отклонения или транспортно-заготовительные расходы.


Поступление материалов на склад отражается в учете следующими проводками:

Дт 10, 15(16)– Кт 60 – от поставщиков на покупную стоимость;

Дт 18 – Кт 60 – на сумму НДС;

Дт 10 – Кт 23 – от собственных производств;

Дт 10 – Кт 20 – отходы производства;

Дт 10 – Кт 28 – стоимость отходов от забракованной продукции;

Дт 10 – Кт 91 – стоимость отходов от списания основных средств;

Дт 10 – Кт 71 – оприходование материалов от подотчетных лиц;

Дт 10 – Кт 98 – безвозмездное поступление материалов;

Дт 10 – Кт 92 – оприходование излишков, выявленных при инвентаризации.

Отпуск материалов отражается в бухгалтерском учете на основании первичных документов, в которых указывается направление расходования:

Дт 20 – Кт 10 – отпуск в цех для изготовления продукции;

Дт 08 – Кт 10 – отпуск на строительные объекты;

Дт 26,25 – Кт 10 – на цеховые и общехозяйственные нужды;

Дт 28 – Кт 10 – для исправления брака;

Дт 97 – Кт 10 – для изготовления образцов новой продукции;

Дт 91– Кт 10 – стоимость реализованных материалов.



8. Учет расходов на реализацию


После выпуска продукции у организации возникают затраты, связанные с отгрузкой и реализацией готовой продукции. Эти расходы являются внепроизводственными и называются коммерческими. Коммерческие расходы вместе с производственной себестоимостью составляют полную себестоимость продукции. К коммерческим расходам относят:

1. Маркетинговые операции по организации сбыта продукции, в том числе расходы, связанные с поиском рынков сбыта продукции и заключением договоров на поставку выпущенной продукции.

2. Затраты на тару, упаковку изделий на складе, в том числе расход упаковочного материала, заработная плата за упаковку, отчисления от суммы заработной платы в бюджет, фонду социальной защиты населения, на обязательное личное страхование от несчастных случаев на производстве.

3. Затраты по доставке продукции на станцию отправления покупателю, в том числе погрузка в вагоны, автомобили, суда.

4. Комиссионные сборы торговым организациям за продажу ими продукции на комиссионных началах.

5. Затраты на рекламу, в том числе объявления, проспекты, каталоги, буклеты, участие в выставках, ярмарках.

6. Прочие расходы, связанные с хранением и сортировкой продукции.

В учете коммерческие расходы группируются по видам выпущенной готовой продукции с выделением прямых и косвенных затрат. Косвенные коммерческие расходы затем необходимо распределить по видам готовой продукции пропорционально производственной себестоимости и присоединить к прямым коммерческим расходам по видам готовой продукции.

В конце месяца коммерческие расходы распределяются между реализованной продукцией и остатками не отгруженной продукции пропорционально фактической себестоимости (весу, объему, количеству).

Для учета коммерческих расходов используются счет 44 «Расходы на реализацию», субсчет 1 «Коммерческие расходы». По дебету счета в течение месяца собираются прямые и косвенные коммерческие затраты. В конце месяца косвенные расходы распределяются по видам продукции, определяются расходы, относящиеся к реализованной продукции, которые списываются по кредиту счета 44 в дебет счета 90 «Реализация».


Корреспонденция счетов по учету коммерческих расходов


Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Расход материала и тары на упаковку продукции на складе

Стоимость услуг вспомогательных производств, списанная на коммерческие расходы

Начисление заработной платы за упаковку, сопровождение груза

Начисление отчислений от суммы заработной платы в бюджет, фонд социальной защиты населения и личное страхование

Стоимость услуг сторонних организаций по отправке продукции покупателю

Стоимость командировочных расходов, связанных со сбытом готовой продукции

Стоимость расходов на рекламу, расчетных чеков за место на рынке

Стоимость коммерческих расходов, относящихся к реализованной продукции


44/1


44/1


44/1



44/1


44/1


44/1


44/1


90

10


23


70



68,69,76


60


71


76


44/1



9. Учет и порядок начисления заработной платы


Основанием для начисления заработной платы при повременной форме оплаты труда являются:

приказ о принятии работника в штат предприятия и штатное расписание с указанием категории, должности, размера оклада (тарифной ставки), разряда по определенной профессии;

данные табельного учета, коллективный договор, в котором разработаны и утверждены размеры и условия премирования работников предприятия.

Порядок расчета оплаты труда в данном случае следующий:

оклад (тарифная ставка), если работником отработано рабочее время полностью;

если работник полностью не отработал все рабочие дни месяца, то выполняется расчет: оклад делится на количество рабочих дней месяца и умножается на фактически отработанное число дней.

Пример. Оклад экономиста фирмы 420 000 руб. Рабочих дней в соответствии с производственным календарем в данном месяце – 22. Фактически отработано – 18, заработная плата составит 343 636 руб. (420 000/22 × 18).

В том случае, если применяется повременно-премиальная система оплаты, рассчитывают сумму премий.


Пример. В соответствии с коллективным договором административно-управленческий аппарат фирмы премируется в размере 30% оклада. Премия составит 103 091 руб. (343636 × 30/100). Итого сумма начисленной заработной платы будет 549 818 руб.(343 636 + 103 091).

Расчет заработной платы при сдельной форме оплаты труда производится по каждому виду продукции:


З = Р × N + Д,


где Р – сдельная расценка за единицу продукции;

N – количество продукции;

Д – надбавки и доплаты.

Доплаты бывают двух видов: за условия труда и за профессиональное мастерство. Расчет заработной платы при индивидуальной сдельной рассмотрим на примерах.

Пример 1. Токарь 4-го разряда за месяц изготовил 160 деталей. Часовая тарифная ставка токаря 4-го разряда 920 руб. Норма времени на изготовление одной детали 1,48 ч. Работа выполнена качественно. Размер премирования составляет 30% от ФОТ. Токарь работал в ночную смену 16 ч. Доплата за работу в ночное время составляет 35% от часовой тарифной ставки.


Сдельная расценка за единицу продукции:

920 × 1,48=1 361,6 руб.

Сумма зарплаты по сдельной расценке:

1361,6 × 160 = 217 856 руб.

Премия:

217 856 × 30% = 65 357 руб.

Доплата за работу в ночное время:

920 × 16 × 35% = 5 152 руб.

Всего начислено:

217 856 + 65 357 + 5 152 = 288 365 руб.

Пример 2. Оператор линии по выпечке хлеба отработал в месяце 176 ч, в том числе 72 ч в ночную смену. Выработка за месяц составила 180 т. Расценка за 1 т продукции 2 200 руб. Часовая тарифная ставка оператора 5-го разряда 1 500 руб. Доплата за работу в ночную смену составляет 42% от часовой тарифной ставки. Размер премирования на предприятии для данной категории работников 25% от ФОТ.

Заработная плата по сдельным расценкам:

2200 × 180 = 396 000 руб.



Премия:

396 000 × 25% = 99 000 руб.

Доплата за работу в ночное время:

1500 × 72 × 42% = 45 360 руб.

Всего начислено:

396 000 + 99 000 + 45 360 = 540 360 руб.

Кроме индивидуальной сдельной, на промышленных предприятиях применяется бригадная сдельная система оплаты труда. В этом случае в наряде на сдельную работу должно быть зафиксировано: объем работы, количество членов бригады, сведения о рабочих часах и днях, отработанных каждым, разряды рабочих и разряд работ, расценка за единицу работ, фактический заработок бригады. Кроме того, на многих предприятиях учитывается вклад каждого члена бригады в выполненный объем работ. С этой целью в наряде отражается КТУ (коэффициент трудового участия), с помощью которого распределяют сдельный приработок, премии, экономию по ФОТ, полученную от высвобождения персонала, расширения зон обслуживания и увеличения объемов выполнения работ. Расчет заработной платы членам бригады рассмотрим на примерах.

Пример 1. Бригада фрезеровщиков в количестве 4-х человек за 21 рабочую смену заработала по нарядам 2 156 080 руб. Премия за высокое качество работы и за выполнение технически обоснованных норм составила 30% в сумме 646 824 руб.

Сведения для расчета заработка следующие:


ФИО

Профессия

Разряд

Отработано

часов

Часовая

тарифная

ставка

Оплата

по тарифу

КТУ

1

Сокол А. М.

Фрезеровщик

6

176

2500

440 000

1,1

2

Бойко Н. Н.

Фрезеровщик

5

176

2340

411 840

1,1

3

Гай Ю. В.

Фрезеровщик

5

168

2340

393 120

1,3

4

Саков И. И.

Фрезеровщик

4

176

2000

352 000

1,1


696


1 596 960



Расчет суммы начисленной заработной платы каждому члену бригды выполняется следующим образом.

Определим заработную плату по тарифу с учетом КТУ.



п/п

ФИО

З/плата по

тарифу с учетом КТУ

Сдельный приработок

руб.

Премия, руб.

Итого,
руб.

1

Сокол А. М.

484 000

84 601

170 580

739 181

2

Бойко Н. Н.

453 024

79 186

159 633

691 843

3

Гай Ю. В.

511 056

89 331

180 116

780 503

4

Саков И. И.

387 200

67 682

136 495

591 377

Итого

1 835 280

320 800

646 824

2 802 904