Файл: М-521.Бухучет(в вопросах и ответах). Цодиков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.01.2020

Просмотров: 3236

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Минск 2006

М инск 2006

УДК 657.22(075.8)

УДК 657.22(075.8)

2. Учет амортизации основных средств

3. Учет восстановления основных средств

4. Учет нематериальных активов

5. Учет выбытия основных средств

6. Учет поступления материальных ценностей и расчетов с поставщиками

7. Учет материалов на складе и в бухгалтерии

8. Учет расходов на реализацию

9. Учет и порядок начисления заработной платы

10. Учет финансовых вложений

12. Учет и порядок расчета удержаний из заработной платы

13. Синтетический и аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда

Основными записями по счету являются: Д-т К-т

14. Учет обязательных платежей и отчислений от фонда заработной платы

15. Учет затрат вспомогательного и основного производств

16. Учет и распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов

17. Учет затрат и порядок исчисления себестоимости продукции растениеводства

18. Учет затрат и исчисление себестоимости строительно-монтажных работ

19. Учет готовой продукции

20. Учет реализации продукции, работ и услуг

21. Учет операций по расчетному счету

22. Учет операций по валютным счетам

23. Учет кассовых операций

24. Учет расчетов с подотчетными лицами

25. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам

26. Учет безналичных расчетов

27. Учет источников собственных средств и резервов

28. Учет расчетов по кредитам и займам

29. Учет товарных операций в розничной торговле

30. Учет приобретения и реализации имущества за иностранную валюту

31. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами

32. Учет товарных операций в оптовой торговле

33. Учет операционных и внереализационных доходов и расходов

34. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению

35. Учет конечного финансового результата

Учет затрат в данных структурных подразделениях ведется на активном калькуляционном счете 23 «Вспомогательные производства». В течение месяца по дебету этого счета собираются расходы, обеспечивающие ремонт основных средств, изготовление инструментов, выработку энергии, транспортное обслуживание. В конце месяца определяется фактическая себестоимость продукции, работ, услуг вспомогательных производств, которая распределяется по различным направлениям:

на затраты основного производства;

на реализацию сторонним организациям;

на полуфабрикаты собственного производства;

на производственные запасы на складе;

на встречные услуги вспомогательных цехов;

на пусковые расходы новых производств.

К основным производствам относятся структурные подразделения предприятия, изготавливающие профильные виды продукции, для выпуска которой создавалось данное предприятие, или оказывающие и выполняющие определенные работы и услуги.

Для учета затрат на производство продукции, работ, услуг предназначен активный калькуляционный счет 20 «Основное производство». Дебетовое сальдо по счету 20 составляет затраты, относящиеся к незавершенному производству. В течение месяца по дебету счета 20 собираются прямые затраты, обусловленные технологическим процессом изготовления продукции, расходом материалов, основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих, отчисления с нее, включаемые в себестоимость продукции, топливо, энергия на технологические цели и др. В конце месяца в дебет счета 20 списываются косвенные и другие затраты со следующих счетов: 25, 26, 23, 28, 29, 97, 94.

По кредиту счета 20 отражаются затраты, уменьшающие фактическую себестоимость готовой продукции, в том числе:

стоимость возвратных отходов производства (Д-т 10);

стоимость выявленного брака (Д-т 28);

стоимость неиспользованных материалов, которые не соответствуют технологическому процессу производства и сданных на склад (Д-т 10);

стоимость недостачи в незавершенном производстве, выявленной при инвентаризации (Д-т 94).

Фактическая себестоимость готовой продукции (ФС) во вспомогательном и основном производствах рассчитывается по формуле:


ФС = НС + ДО – КСК,


где НС – начальное сальдо по счету 20 или 23;

ДО – дебетовый оборот по счету 20 или 23;

КС – конечное сальдо по счету 20 или 23 определяется оперативным учетом;

К – приведенные выше операции по кредиту счетов 20 и 23, уменьшающие фактическую себестоимость продукции.

Сумма фактической себестоимости готовой продукции отражается по кредиту счета 20 и вместе с другими затратами по кредиту этого счета составляет кредитовый оборот. В конце месяца она списывается в дебет активного счета 43 проводкой Д-т 43 К-т 20, или Д-т 40 К-т 20 (в зависимости от учетной политики).



Корреспонденция счетов по учету затрат во вспомогательных
и основных производствах



Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Списание израсходованного сырья, материалов и отклонений в стоимости материалов

20,23

10,16

Списание отдельных предметов стоимостью до одной базовой величины за единицу

20,23

10/10

Списание нематериальных активов стоимостью до одной базовой

20,23

04

Начисление амортизации производственных основных средств и нематериальных активов

20,23

02,05

Списание затрат вспомогательных производств

20

23

Начисление заработной платы персоналу

20,23

70

Начисление отчислений от ФОТ

20,23

68,69,76

Расход энергии, топлива, воды на технологические цели

20,23

60

Начисление резерва предстоящих расходов и платежей на ремонт основных средств

20,23

96

Списание недостач в пределах норм естественной убыли

20,23

94

Списание затрат по гарантийному ремонту продукции

20,23

29

Списание потерь от брака

20,23

28


Списание расходов будущих периодов в части пусковых затрат

20,23

97

Списание косвенных расходов

20,23

25,26

Списание фактической себестоимости готовой продукции вспомогательного производства:

на основное производство

полуфабрикаты собственного производства

производственные запасы на складе

на пусковые расходы

встречные услуги

реализацию сторонним организациям



20

21

10

97

23

90



23

23

23

23

23

23

На сумму выявленного брака в основном и вспомогательном производстве

28

20,23

Списание возвратных отходов основного и вспомогательного производства

10

20,23

Списание недостачи незавершенного производства

94

20,23

На сумму фактической себестоимости готовой продукции основного производства

43(40)


20

На стоимость работ и услуг, оказанных на сторону

90(45)

20,23




16. Учет и распределение общепроизводственных
и общехозяйственных расходов


Затраты производства, связанные с организацией, управлением и обслуживанием технологического процесса, хозяйственной деятельностью предприятия, подразделяются на общепроизводственные и общехозяйственные. Они являются условно-постоянными, так как почти не зависят от объема производства, но могут увеличиваться или уменьшаться при изменении деловой активности предприятия.

Общепроизводственные расходы связаны с обслуживанием производственных подразделений и оборудования в них, и могут быть соотнесены с продукцией, работами, услугами, выполняемыми этими подразделениями. Учет таких расходов ведется на активном собирательно-распределительном счете 25 «Общепроизводственные расходы». В течение месяца по дебету этого счета собираются затраты общепроизводственного характера, а в конце месяца они списываются на затраты основного производства в дебет счета 20 «Основное производство». Счет 25 «Общепроизводственные расходы» в конце месяца закрывается, сальдо по этому счету не должно быть.


Если предприятие выпускает несколько видов продукции, то общепроизводственные расходы в конце месяца распределяются по видам выпускаемой продукции пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, занятых производством этой продукции. Могут применяться и другие базы распределения (материальные затраты, выпуск продукции).

Общехозяйственные расходы связаны с управлением и обслуживанием всей хозяйственной деятельности предприятия и не связаны непосредственно с производством продукции. Учет таких расходов ведется на активном собирательно-распределительном счете 26 «Общехозяйственные расходы». В течение месяца по дебету этого счета собираются административно-хозяйственные затраты, а в конце месяца они списываются на затраты основного производства в дебет счета 20 «Основное производство». Счет 26 «Общехозяйственные расходы» в конце месяца также закрывается и сальдо по счету не должно быть.

Если предприятие выпускает несколько видов продукции, то общехозяйственные расходы в конце месяца, распределяются по всем видам продукции, также как общепроизводственные.





Корреспонденция счетов по учету общепроизводственных
и общехозяйственных расходов


Содержание хозяйственных операций

Дебет

Кредит

Затраты, связанные с ремонтом, содержанием основных производственных средств.

Начисление амортизации основных производственных средств.

Расходы по страхованию основных производственных средств.

Расходы на отопление, освещение, водоснабжение производственных помещений и другие услуги сторонних организаций.

Зарплата работников, занятых обслуживанием производства.

Отчисления от суммы зарплаты, включаемые в себестоимость продукции.

Заработная плата работников управления.

Отчисления от суммы зарплаты, включаемые в себестоимость продукции.

Затраты на служебные командировки.

Почтовые, телеграфные, телефонные, конторские, услуги связи, информационные, аудиторские услуги.

Амортизация основных средств управления и нематериальных активов.

Проценты за пользование банковским кредитом.

Арендная плата за имущество.

Затраты на содержание охраны и прочие управленческие расходы.

Списание общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

25



25


25



25

25


25

26


26

26


26


26

26

26


26


20

10,70, 69,68,76


02


76



60

70


69,68,76

70


69,68,76

71


51,60,76


02,05

66

60,76


60,76,51


25,26




17. Учет затрат и порядок исчисления себестоимости
продукции
растениеводства


Учет затрат и выхода продукции растениеводства ведут на активном счете 20/2 «Сельскохозяйственное производство». По дебету данного субсчета в течение года учитывают прямые затраты под урожай текущего года и будущих лет. В конце года после составления отчетных калькуляций на дебет субсчета 20/2 дополнительно относят (при перерасходе) или сторнируют (при экономии) разницу между плановой и фактической себестоимостью работ, выполненных вспомогательными производствами, а также перечисляют в соответствующей доле общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Таким образом, в конце года на дебете субсчета 1 собираются все фактические затраты по выращиванию продукции растениеводства, что дает возможность исчислять ее себестоимость.


По кредиту субсчета 1 в течение года отражают количество и плановую себестоимость полученной продукции растениеводства. В конце года на кредит данного субсчета дополнительно относят (при перерасходе) или сторнируют (при экономии) разницу между плановой и фактической себестоимостью продукции растениеводства.

После исчисления себестоимости продукции растениеводства и списания калькуляционных разниц на дебете субсчета 1 остаются лишь затраты по незавершенному производству. Синтетический учет по счету20 ведется в журнале-ордере № 10 АПК. Аналитический учет затрат и выхода продукции растениеводства ведут в производственных отчетах по статьям расходов. Основными первичными документами для отражения затрат являются акт на списание семян и посадочного материала, учетный лист тракториста-машиниста, акт об использовании удобрений, книжка бригадира по учету труда и выполненных работ.

Аналитический учет затрат в растениеводстве ведут по следующим статьям:

  1. Расходы на оплату труда.

  2. Отчисления на социальные нужды.

  3. Сырье и материалы.

  4. Работы и услуги.

  5. Расходы на содержание и эксплуатацию основных средств.

  6. Расходы денежных средств.

  7. Прочие затраты.

  8. Затраты по организации производства и управлению.

Полученную в течение года продукцию растениеводства оценивают по плановой себестоимости и приходуют с кредита счета 20/2 на дебет счета 43 «Готовая продукция».

В конце года приступают к исчислению фактической себестоимости продукции растениеводства. Объектом калькуляции себестоимости в растениеводстве является основная (сопряженная) продукция. Побочная продукция не калькулируется. Например, при исчислении себестоимости зерновых культур объектами калькуляции являются зерно и используемые зерноотходы. Себестоимость побочной продукции (соломы) не исчисляют.

Затраты на возделывание и уборку зерновых культур, включая расходы на послеуборочную сушку и очистку зерна (без затрат на уборку, прессование, транспортировку, скирдование соломы), составляют себестоимость полноценного зерна и используемых зерноотходов, полученных после обработки (сушки, очистки) зерна.

Исчисления себестоимости 1 ц полноценного зерна и зерноотходов производят следующим образом. Из общей суммы затрат по возделыванию и уборке зерновых вычитают расходы на солому. Оставшиеся затраты распределяются между полноценным зерном и используемыми зерноотходами пропорционально их удельному весу в общей массе полученного зерна в пересчете на полноценное зерно. Для этого пересчитывают зерноотходы в полноценное зерно с учетом лабораторного анализа по процентному содержанию зерна в зерновых отходах. Затем находят удельный вес полноценного зерна в общей его массе. Для этого количество полноценного зерна делят на общую массу зерна с учетом зерноотходов, затем находят удельный вес зерновых отходов, для этого количество зерна в зерновых отходах делят на общее количество зерна.


Себестоимость 1 ц зерна и зерноотходов определяется путем деления распределенных затрат на соответствующую массу зерна и зерноотходов после их очистки и сушки. После исчисления фактической себестоимости продукции растениеводства составляется расчет на списание разницы между фактической и плановой себестоимостью. Для этого необходимо сопоставить плановую и фактическую сумму затрат по каждому виду продукции в целом по предприятию. Полученную калькуляционную разницу необходимо разделить на количество продукции. Умножив данную величину на массу продукции по направлениям ее использования, определяем сумму отклонений, списываемых на соответствующие счета.

Если плановая себестоимость выше фактической (экономия), то калькуляционная разница списывается методом «красное сторно». Когда плановая себестоимость ниже фактической (перерасход), то на списание калькуляционной разницы составляется дополнительная запись.

После списания калькуляционных разниц между плановой и фактической себестоимостью продукции растениеводства на счете 20/2 остаются затраты на незавершенное производство. Калькуляционные разницы списываются с кредита счета 20/2 в дебет счетов 10/10, 10/11, 43/1 по продукции, оставшейся на складах на конец отчетного периода и счета 90/1 – по реализованной продукции отчетного года. Калькуляционная разница списывается на соответствующие счета пропорционально массе продукции, по каналам ее использования.



18. Учет затрат и исчисление себестоимости
строительно-монтажных работ


Учет затрат на производство строительно-монтажных работ (СМР) ведется по объектам строительства, на которые имеется утвержденная смета или сводный сметный расчет стоимости строительства. Учет затрат на производство СМР в зависимости от видов объектов учета может быть организован по позаказному методу или методу накопления затрат за определенный период времени. Основным методом учета затрат на производство строительных работ является позаказный метод, при котором объектом учета является отдельный заказ, открываемый на каждый объект строительства. Для учета затрат на каждый заказ открывается отдельный аналитический счет с указанием заказа.

Метод накопления затрат за определенный период времени предусматривает ведение учета затрат по группе объектов. Если учет затрат ведется по группе объектов и они сдаются в эксплуатацию в разные сроки, в этом случае фактическая себестоимость выполненных и сданных заказчику СМР определяется расчетным путем исходя из процента, исчисленного как отношение фактических затрат к их договорной стоимости.

Затраты, включаемые в себестоимость СМР, классифицируются на затраты отчетного и будущих периодов, основные и накладные, прямые и косвенные, элементы и статьи. Строительные организации для учета затрат и определения себестоимости СМР используют следующие счета: 20, 23, 25, 26/2, 28, 29, 96, 97. В строительстве установлена следующая номенклатура калькуляционных статей: