ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2020
Просмотров: 2695
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Международное право: понятие, сущность, особенности и функции.
2. Возникновение и основные этапы развития международного права.
3. Роль России и ее ученых в прогрессивном развитии международного права.
4. Соотношение международного и внутригосударственного права: доктрины, механизмы взаимодействия.
5. Нормы международного права в правовой системе России. Конституция РФ о международном праве.
6. Система международного публичного права. Отрасли и институты международного права.
8. Нормотворчество в международном праве. Теория согласования воль государств.
10. Обычай как источник международного права
11. Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила
13. Принцип уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств
15. Принципы территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ
17. Принцип уважения прав и основных свобод человека: возникновение, развитие, содержание, источники
22. Признание государств и его юридические последствия. Виды признания
24. Проблема международной правосубъектности индивида. Основные концепции.
25. Международно-правовые средства разрешения международных споров.
26. Судебное разрешение международных споров. Международные суды.
27. Процедура разрешения споров в рамках ООН.
28. Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных договоров 1969.
31. Всеобщая декларация прав человека 1948: содержание и оценка.
35. Международно-правовая защита женщин и детей. Краткая характеристика конвенций
36. Право а подачу индивидуальной жалобы в международные органы. Примеры
40. Конвенция о запрещении пыток 1984 г.: понятие пытки, полномочия Комитета против пыток.
47. ООН: история создания, цели и принципы. Структура и содержание Устава ООН. Система ООН.
51. Специализированные учреждения ООН: понятие, виды, связь с ООН. Направления деятельности. Примеры
53. Право международной безопасности: понятие, принципы, источники.
54. Международно-правовое запрещение бактериологического и химического оружия. Конвенции
55. Международно-правовое регулирование запрещения испытаний ядерного оружия.
57. Международное экономическое право: понятие, система, принципы, источники
60. Виды территорий в международном праве
64. Международное морское право: понятие, источники, институты
65. Внутренние морские воды, «исторические» воды: понятие, правовой режим. Примеры.
70. Международно-правовая борьба с пиратством
74. Понятие, принципы и источники международного космического права (МКП).
76. Понятие, источники и принципы международного экологического права (МЭП).
77. Международно-правовая охрана Мирового океана.
80. Международные преступления. Понятие и виды преступлений международного характера.
81. Виды и формы борьбы с международным терроризмом.
83. Интерпол : история создания, структура и основные направления деятельности. РФ и Интерпол.
87. Понятие и правовой статус участников вооруженных конфликтов
69. Открытое море: понятие, принципы свободы открытого моря. Права и обязанности государства флага. Преследование по горячим следам
Под открытым морем понимаются морские пространства, которые находятся за внешней границей территориального моря государств и, таким образом, не входят в состав территории ни одного из государств. Это сложившаяся обычная норма международного права.
Согласно ст. 1 Женевской конвенции об открытом море 1958 г. открытое море означает все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства. Вместе с тем в Конвенции 1982 г. отмечается, что положения ее ч. VII "Открытое море" (ст. ст. 86 - 120) применяются ко всем частям моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага. Положения Конвенции 1982 г. не изменяют статуса открытого моря, его месторасположение, а лишь подчеркивают отличительные особенности правового режима его вод в пределах исключительной экономической зоны, о которой пойдет речь далее.
В соответствии с международным правом открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Основополагающим принципом международного морского права, регулирующим деятельность государств в его пределах, считают принцип свободы открытого моря (договорное закрепление - в 1958 г. в Конвенции об открытом море.) В последней редакции содержание принципа свободы открытого моря сформулировано в ст. 87 Конвенции 1982 г. (имеет преимущественную силу в отношениях между государствами-участниками перед Женевскими конвенциями 1958 г). Согласно ее положениям свобода открытого моря включает как для прибрежных государств, так и для государств, не имеющих выхода к морю, свободу судоходства и свободу полетов. Этот принцип включает в себя также свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы, возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с международным правом, а также свободы рыболовства и научных исследований. Но эти свободы осуществляются с соблюдением ряда конкретных условий, предусмотренных положениями Конвенции 1982 г. и другими нормами международного права. Введение подобных ограничений свобод открытого моря вызвано возрастанием роли исключительных экономических зон и континентального шельфа в жизни всех прибрежных государств, необходимостью проведения в их пределах научных исследований, сохранения живых ресурсов открытого моря и управления ими. Ввиду этого отдельные права прибрежных государств в пределах этих районов были расширены на международном уровне.
Конвенция 1982 г. закрепила, что открытое море резервируется для мирных целей. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету. Все государства независимо от того, являются ли они прибрежными или не имеющими выхода к морю, имеют право на то, чтобы суда под их флагами плавали в открытом море.
Каждое судно, кроме исключительных случаев, прямо предусмотренных в Конвенции 1982 г. или в других международных договорах, подчиняется его исключительной юрисдикции в открытом море. Военные корабли, а также суда, принадлежащие государству или эксплуатируемые им и состоящие только на некоммерческой государственной службе, пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага.
В пределах открытого моря допускается осуществление преследования по горячим следам за нарушение законов и правил прибрежного государства, в частности за нарушение режима государственной границы, нарушение таможенных, портовых и иных правил на территории государства.
В отдельных районах открытого моря, непосредственно прилегающих к территориальному морю и играющих важную роль в жизни различных государств (в прилежащей зоне, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе), несмотря на то, что Конвенция 1982 г. подтвердила, что никакое государство не вправе претендовать на подчинение открытого моря суверенитету какого-либо государства, с помощью ее положений был установлен особый правовой режим ("смешанный правовой режим"). В пределах этих территорий государства могут устанавливать национальный правовой режим, но в рамках, предоставляемых международным правом, т.е. в рамках Конвенции 1982 г. и других международных договоров, которые не противоречат ей и не регулируются ее положениями.
70. Международно-правовая борьба с пиратством
ст. 15 Конвенции об открытом море 1958 г. под пиратством понимаются:
1. Любой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный:
а) в открытом море против какого-либо судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на борту;
б) против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства.
2. Любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, если тот, кто такой акт совершает, знает обстоятельства, в силу которых это судно или этот летательный аппарат является пиратским судном или пиратским летательным аппаратом.
3. Любое действие, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению действия, предусмотренного в п.п. 1 и 2 указанной статьи.
Статья 101 Конвенции по морскому праву 1982 г. воспроизводит определение пиратства, данное в Конвенции 1958 г.
Пиратство имеет следующие признаки:
- оно может быть совершено только в открытом море, т.е. в пространствах вне юрисдикции какого-либо государства. В пределах государственной территории подобные деяния квалифицируются по законам данной страны как разбойное нападение, грабеж, бандитизм и т.д.;
- направлено против другого судна, летательного аппарата, или против лиц, или против имущества, находящегося на борту этого судна, а также против безопасности его плавания;
- совершение актов пиратства только частновладельческим судном или частновладельческим летательным аппаратом, а также военным кораблем, государственным судном или государственным летательным аппаратом, экипаж которого поднял мятеж и захватил контроль над этим кораблем, судном или летательным аппаратом, т.е. вышел из-под юрисдикции государства флага (ст. 102 Конвенции 1982 г.);
- пиратство должно сопровождаться насилием, угрозой применения насилия, актами задержания, грабежа и т.п., то есть совершение этих актов вопреки принципам и нормам международного права. На практике насилие носит вооруженный характер;
- пиратскими могут быть только действия, совершенные с личными целями, то есть личное обогащение, корысть, месть и другая личная заинтересованность.
На дипломатической конференции, проходившей в Риме 1988 г., в которой была принята Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства. Конвенция не затрагивает иммунитета военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в коммерческих целях (ст. 2)
В соответствии с Конвенцией 1988 г. каждое государство – участник Конвенции должно включить в национальные уголовные законы соответствующие наказания за указанные выше преступления и принять меры, которые могут оказаться необходимыми для установления его юрисдикции в отношении преступлений, совершенных:
а) против или на борту судна, плававшего под флагом данного государства во время совершения этого преступления; или
б) на территории данного государства, включая его территориальное море; или
в) гражданином данного государства или лицом без гражданства, проживающим в данном государстве.
Государство – участник Конвенции также вправе установить свою юрисдикцию в отношении любого из перечисленных выше преступлений, когда во время его совершения гражданин данного государства захвачен, подвергался угрозам, ранен во время его совершения или убит, а также если одно из упомянутых преступлений совершено в попытке вынудить данное государство совершить какое-либо действие или воздержаться от него (п. 2 ст. 6).
При пиратстве любое государство имеет право на пресечение (универсальная юрисдикция) актов насилия в открытом море или в любом другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства и может:
- захватить пиратское судно или пиратский летательный аппарат либо судно, или летательный аппарат, захваченные посредством пиратских действий и находящиеся во власти пиратов;
- арестовать находящихся на этом судне или летательном аппарате лиц;
- захватить находящееся на нем имущество.
Судебные учреждения того государства, которое совершило этот захват, могут выносить постановления о наложении наказаний и определять, какие меры должны быть приняты в отношении таких судов, летательных аппаратов или имущества, не нарушая прав третьих лиц.
Захват за пиратство может совершаться только военными кораблями или военными летательными аппаратами либо другими судами или летательными аппаратами, которые имеют четкие внешние знаки, позволяющие опознать их как состоящие на правительственной службе, и уполномочены для этой цели
Прибрежным государствам рекомендуется разработать планы действий относительно того, как предотвратить нападение на судно, а также как действовать в случае такого нападения.
В отдельных случаях допускает использование для охраны судов вооруженной охраны и/или вооружение экипажей огнестрельным оружием, но с рядом оговорок и ограничений, а именно:
- вооруженная охрана на борту судна может использоваться для его охраны с разрешения судовладельца (компании) только при нахождении судна в пиратоопасном районе и только с согласия государства флага этого судна.
- вооружение экипажей огнестрельным оружием не запрещается, но категорически не приветствуется (циркуляр ИМО MSC.1/Circ.1334). На основе вышесказанного судовладельцам (компаниям) и капитанам должно быть ясно хотя бы в общих чертах, какими возможностями по использованию военной силы или вооруженной охраны они могут воспользоваться для обеспечения безопасности судна.
К основным международно-правовым документам, регулирующим борьбу с морским пиратством, можно отнести Женевскую Конвенцию о территориальном море и прилегающей зоне, датированную 1958 годом, Конвенцию ООН по морскому праву от 1982 года, Международный кодекс по охране судов и портовых средств, резолюции Международной морской организации и рекомендации Международного морского бюро, Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974 года (Конвенция СОЛАС-74)
71. Правовой режим Международного района морского дна. Международный орган по морскому дну. Порядок освоения ресурсов Района
Пространства на морском дне за пределами континентального шельфа в Конвенции 1982 г. именуются Международным районом морского дна (далее - Район). Положения, касающиеся Района, содержатся в Конвенции а также в Соглашении об осуществлении части XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (Нью-Йорк, 23 июля 1994 г.).
В соответствии с Конвенцией 1982 г. Район и его ресурсы (твердые, жидкие или газообразные минеральные ресурсы, включая полиметаллические конкреции в Районе на морском дне или в его недрах ) являются "общим наследием человечества". Правовой режим Района и эксплуатации его ресурсов может определяться только всеми государствами совместно. Ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой бы то ни было части Района или его ресурсов, и ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую бы то ни было их часть. Никакие притязания такого рода или осуществление суверенитета или суверенных прав и никакое такое присвоение не признаются. Все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству и не подлежат отчуждению, за исключением ряда случаев, определенных ч. XI Конвенции 1982 г., а также нормами, правилами и процедурами Международного органа по морскому дну. Ни ч. XI Конвенции 1982 г., ни какие-либо права, предоставляемые или осуществляемые в соответствии с нею, не затрагивают правового статуса вод, покрывающих Район, или правового статуса воздушного пространства над этими водами.
Деятельность в Районе от имени всего человечества организуется, осуществляется и контролируется Международным органом по морскому дну (далее - Орган). Все государства - участники Конвенции 1982 г. являются его членами. Орган является международной организацией, в рамках которой государства-участники организуют и контролируют деятельность в Районе, особенно в целях управления его ресурсами. Орган состоит из Ассамблеи, Совета и Секретариата.
Непосредственно деятельность в Районе осуществляется Предприятием, которое является структурным подразделением Органа, а также в ассоциации с Органом государствами-участниками, либо государственными предприятиями, либо в случае, если государства-участники поручились за них, физическими или юридическими лицами, имеющими гражданство государств-участников или находящимися под эффективным контролем этих государств или их граждан, либо любой группой вышеуказанных субъектов, которые отвечают требованиям, предусмотренным в ч. XI и в приложении III Конвенции 1982 г. Такое же обязательство распространяется на международные организации в отношении осуществляемой ими деятельности в Районе.
Предприятие занимается также транспортировкой, переработкой и сбытом полезных ископаемых, добытых в Районе.
Для разрешения споров применительно к деятельности в Районе в Международном трибунале по морскому праву учреждена Камера по спорам, касающимся морского дна.
В ч. XI Конвенции 1982 г. были включены положения, которые имели целью не допустить монополизации ресурсов Района: ограничивалось количество участков, которые могли быть предоставлены для эксплуатации одному государству, и устанавливались максимальные уровни добычи различных полезных ископаемых. Такие и аналогичные по своей цели положения Конвенции вызвали неодобрение ее положений, прежде всего США, а также других крупных индустриальных государств (Великобритании, Франции, Германии, Италии, Нидерландов, Бельгии и Японии), по мнению которых установленный ч. XI Конвенции 1982 г. правовой режим Района создал неоправданные преграды для разработки глубоководных минеральных ресурсов с целью удовлетворения мирового спроса на них. По этой причине было разработано Соглашение об осуществлении части XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которое было одобрено 28 июня 1994 г. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 48/263 и вступило в силу одновременно с Конвенцией 1982 г., набравшей необходимое число ратификаций. В случае какого-либо несоответствия между Соглашением и ч. XI Конвенции преимущественную силу имеет данное Соглашение.
Соглашение изменило в ч. XI и приложениях к ней многие существенные для развивающихся государств, но не приемлемые для крупных индустриальных держав положения.