Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 509
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
На защиту выносятся следующие положения:
Управление в общеобразовательной организации
Современные модели управления образовательной организацией
Рис. 2. Функциональная структура.
Рис.3 Линейно-функциональная структура.
Критерии эффективности модели управления в образовательной организации
Рис. 5. Технологическая цепочка управленческой деятельности.
Рис. 6. Критериальный комплекс показателей эффективности управления школой.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Реализация модели современного управления в образовательной организации
Результаты апробации модели современного управления в образовательной организации
, как процесс воспитания социально-значимых личностных качеств, в результате которого учащиеся приобретают знания о социальных нормах и культурных ценностях; принимают ценностные установки по отношению к себе, труду, обществу, знаниям, другим людям; развиваются коммуникативно- поведенческие навыки на основе взаимоуважения и сотрудничества [55].
Результатом такого развития является социокультурная компетентность учащихся, которая предполагает их соответствие требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения гражданского общества на основе толерантности, уважения многонационального, поликультурного состава российского общества [56].
Социокультурную компетентность учащихся можно определить с помощью диагностики общеучебных умений и навыков учащихся (методика М. Ступницкой), изучения учебной мотивации (методики Н.Г. Лусканова и М. Лукьяновой), а также школьной успеваемости (по материалам итоговой аттестации).
Основные образовательные результаты обучающихся и выпускников. В 2017-2018 учебном году в школе обучалось 42 учащихся. Успеваемость - 100%, качество знаний - 52%, что выше, чем по району. Итоги успеваемости за 2017-2018 учебный год.
Таблица 1. Итоги успеваемости за 2016-2017 учебный год
По результатам итоговой аттестации за 2016-2017 учебный год среди выпускников 9-х классов Талицкого девятиклассники Трехозерской школы показали достаточно высокие результаты по русскому языку и математике. По окончании школы выпускники отправились: в 10 класс – 42 %, в ССУЗ – 33 %, на работу – 25%.
По результатам диагностики общеучебных умений и навыков за 2016- 2017 учебный год. Можно сделать вывод, что у учащихся начальной школы и среднего звена хуже всего развиты организационные умения и навыки, а в старшем звене все общеучебные навыки находятся примерно на одном уровне.
Таблица 2. Диагностика общеучебных умений и навыков за 2016-2017 учебный год
Положительная учебная мотивация школьников является важным критерием эффективности педагогического процесса. Мотивация, по определению Немова Р.С. – это совокупность причин психологического характера, которые объясняют поведение человека, его направленность и активность. Существует несколько основных видов мотивов учения. Наиболее важные из них познавательные и социальные. Познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности, с глубиной интереса к знаниям – к знаменитым фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, ключевым идеям и т.д. Социальные мотивы связаны с различным взаимодействием школьника с другими людьми. Также мотивы можно разделить по отношению к деятельности на внешние и внутренние. Внутренние мотивы характеризуются интересом к самому процессу деятельности и его результату, стремление развить какие- либо умения, качества. Внешние же проявляются тогда, когда человек действует в силу долга, обязанности, из-за давления родных, учителей и т.д. существуют также мотивационные тенденции: к достижению успеха и к избеганию неудачи. Если ведущей является мотив на достижение успеха, то человек ставит перед собой позитивные цели и активно изыскивает средства на ее осуществление. В случае мотивации – избегание неудачи ребенок не уверен в себе, боится критики, с работой, где возможен неудачный исход, у него связаны только негативные эмоции.
Таблица 3. Диагностика мотивации учащихся начальной школы за 2016- 2017 учебный год
Результаты диагностики мотивации учащихся за 2016-2017 учебный год свидетельствуют о том, что в начальной школе в 1 классе преобладает внешний мотив, заключающийся в общем положительном отношении к школе. В последующем классе наблюдается хорошая школьная мотивация, которая при индивидуальном собеседовании оказывается больше социальной, чем познавательной.
Таблица 4. Диагностика школьной мотивации учащихся 5-7 классов 2016-
2017 учебный год
В среднем звене преобладает средний уровень мотивации.
Таблица 5. Варианты мотивации учащихся 5-7 классов 2016-2017 учебный год
Среди вариантов мотивации учащихся 5-6 классов преобладает позиционный мотив, для которого характерно стремление занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получать их одобрение и авторитет. Для семиклассников больше характерен социальный мотив, связанный с различными социальными взаимодействиями ученика с другими людьми.
Таблица 6. Варианты мотивации учащихся 8-9 классов 2016-2017 учебный год
Для старшеклассников
Результатом такого развития является социокультурная компетентность учащихся, которая предполагает их соответствие требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения гражданского общества на основе толерантности, уважения многонационального, поликультурного состава российского общества [56].
Социокультурную компетентность учащихся можно определить с помощью диагностики общеучебных умений и навыков учащихся (методика М. Ступницкой), изучения учебной мотивации (методики Н.Г. Лусканова и М. Лукьяновой), а также школьной успеваемости (по материалам итоговой аттестации).
Основные образовательные результаты обучающихся и выпускников. В 2017-2018 учебном году в школе обучалось 42 учащихся. Успеваемость - 100%, качество знаний - 52%, что выше, чем по району. Итоги успеваемости за 2017-2018 учебный год.
Таблица 1. Итоги успеваемости за 2016-2017 учебный год
Класс | Кол-во учащихся | Успеваемость | ||
На «5» | На «4» и «5» | Не аттестованы | ||
1 | 5 | - | - | - |
2 | 5 | - | 66% | - |
3 | 5 | - | 62% | - |
4 | 4 | - | 70% | - |
5 | 4 | - | 65% | - |
6 | 5 | - | 50% | - |
7 | 4 | - | 50% | - |
8 | 5 | - | 25% | - |
9 | 5 | - | 44% | - |
По результатам итоговой аттестации за 2016-2017 учебный год среди выпускников 9-х классов Талицкого девятиклассники Трехозерской школы показали достаточно высокие результаты по русскому языку и математике. По окончании школы выпускники отправились: в 10 класс – 42 %, в ССУЗ – 33 %, на работу – 25%.
По результатам диагностики общеучебных умений и навыков за 2016- 2017 учебный год. Можно сделать вывод, что у учащихся начальной школы и среднего звена хуже всего развиты организационные умения и навыки, а в старшем звене все общеучебные навыки находятся примерно на одном уровне.
Таблица 2. Диагностика общеучебных умений и навыков за 2016-2017 учебный год
| Интеллектуальные умения и навыки | Организационные умения и навыки | Коммуникативные умения и навыки |
Учащиеся начальной школы | |||
Слабая группа | 30% | 40% | 30% |
Средняя группа | 50% | 50% | 50% |
Сильная группа | 20% | 10% | 20% |
Учащиеся 5-7 классов | |||
Слабая группа | 25% | 30% | 20% |
Средняя группа | 55% | 40% | 50% |
Сильная группа | 20% | 30% | 30% |
Учащиеся 8-9 классов | |||
Слабая группа | 10% | 10% | 10% |
Средняя группа | 70% | 70% | 60% |
Сильная группа | 20% | 20% | 30% |
Положительная учебная мотивация школьников является важным критерием эффективности педагогического процесса. Мотивация, по определению Немова Р.С. – это совокупность причин психологического характера, которые объясняют поведение человека, его направленность и активность. Существует несколько основных видов мотивов учения. Наиболее важные из них познавательные и социальные. Познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности, с глубиной интереса к знаниям – к знаменитым фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, ключевым идеям и т.д. Социальные мотивы связаны с различным взаимодействием школьника с другими людьми. Также мотивы можно разделить по отношению к деятельности на внешние и внутренние. Внутренние мотивы характеризуются интересом к самому процессу деятельности и его результату, стремление развить какие- либо умения, качества. Внешние же проявляются тогда, когда человек действует в силу долга, обязанности, из-за давления родных, учителей и т.д. существуют также мотивационные тенденции: к достижению успеха и к избеганию неудачи. Если ведущей является мотив на достижение успеха, то человек ставит перед собой позитивные цели и активно изыскивает средства на ее осуществление. В случае мотивации – избегание неудачи ребенок не уверен в себе, боится критики, с работой, где возможен неудачный исход, у него связаны только негативные эмоции.
Таблица 3. Диагностика мотивации учащихся начальной школы за 2016- 2017 учебный год
| Высокий уровень школьной мотивации | Хорошая школьная мотивация | Положительное отношение к школе (внешний мотив) | Низкая школьная мотивация | Школьная дезадаптация |
1 класс | 30% | 20% | 40% | 10% | - |
2-3 класс | 20% | 50% | 30% | 10% | - |
4 класс | 30% | 40% | 30% | - | - |
Результаты диагностики мотивации учащихся за 2016-2017 учебный год свидетельствуют о том, что в начальной школе в 1 классе преобладает внешний мотив, заключающийся в общем положительном отношении к школе. В последующем классе наблюдается хорошая школьная мотивация, которая при индивидуальном собеседовании оказывается больше социальной, чем познавательной.
Таблица 4. Диагностика школьной мотивации учащихся 5-7 классов 2016-
2017 учебный год
| Очень высокий уровень мотивации | Высокий уровень мотивации | Средний уровень мотивации | Сниженный уровень мотивации | Низкий уровень мотивации |
5 класс | 20% | 20% | 30% | 20% | 10% |
6 класс | 10% | 20% | 20% | 30% | 20% |
7 класс | 10% | 20% | 30% | 20% | 20% |
В среднем звене преобладает средний уровень мотивации.
Таблица 5. Варианты мотивации учащихся 5-7 классов 2016-2017 учебный год
| Учебный мотив | Социальный мотив | Позиционный мотив | Получение отметки | Игровой мотив | Внешний мотив |
5 класс | 10% | 10% | 30% | 20% | 10% | 20% |
6 класс | 10% | 20% | 30% | 10% | 10% | 20% |
7 класс | 10% | 30% | 10% | 20% | 10% | 20% |
Среди вариантов мотивации учащихся 5-6 классов преобладает позиционный мотив, для которого характерно стремление занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получать их одобрение и авторитет. Для семиклассников больше характерен социальный мотив, связанный с различными социальными взаимодействиями ученика с другими людьми.
Таблица 6. Варианты мотивации учащихся 8-9 классов 2016-2017 учебный год
| Учебный мотив | Социальный мотив | Позиционный мотив | Получение отметки | Игровой мотив | Внешний мотив |
8 класс | 10% | 40% | 20% | 10% | - | 20% |
9 класс | 20% | 30% | 10% | 30% | - | 10% |
Для старшеклассников