Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 514
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
На защиту выносятся следующие положения:
Управление в общеобразовательной организации
Современные модели управления образовательной организацией
Рис. 2. Функциональная структура.
Рис.3 Линейно-функциональная структура.
Критерии эффективности модели управления в образовательной организации
Рис. 5. Технологическая цепочка управленческой деятельности.
Рис. 6. Критериальный комплекс показателей эффективности управления школой.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Реализация модели современного управления в образовательной организации
Результаты апробации модели современного управления в образовательной организации
уровня в целях обеспечения эффективной деятельности образовательного учреждения. Основными функциями управления образовательным учреждением являются анализ, целеполагание и планирование, организация, руководство, контроль и регулирование, которые имеют специфическую для образовательного учреждения
направленность и образуют единый управленческий цикл. Важным направлением совершенствования управления образованием становится повышение самостоятельности учебных заведений, но с условием изменения их статуса и передачи им ответственности за результаты собственной деятельности. В современных условиях становится достаточно актуальным использование в образовательной практике ведущих положений модели
«образование как товар». Проектирование современной модели внутришкольного управления должно быть сконцентрировано на политике организации качественного образования, соответственно, наиболее важным в управлении образовательной организацией является применение системы Всеобщего управления качеством. Уровень социальной и культурной зрелости выпускника, степень проявления его способностей к осмысленному продуктивному действию есть абсолютный критерий качества образования.
На смену линейно-функциональной структуре управления в общеобразовательной организации постепенно приходит матричная структура, которая позволит сформировать систему отдельных служб, выстроенных в рамках горизонтальных функциональных связей «матрицы».
Приоритетами управления
в МКСШ являются: учет специфики конкретной сельской образовательной среды и соответствующей образовательной организации; использование в управлении личностно- ориентированного подхода ко всем участникам педагогического процесса; гуманизация отношений участников управленческих взаимодействий; содействие самоуправлению во всех звеньях системы управления; распределение управленческих функций между всеми участниками педагогического процесса; сохранение управленческой вертикали в условиях горизонтального распределения управленческих функций.
Эффективность управления в образовательной организации зависит от следующих критериев: надежность организационной структуры управления, которая определяется степенью рациональности системы в целом и структуры взаимоотношений между ее элементами; степень использования
рыночных возможностей; степень использования внутренних возможностей. Критериальный комплекс эффективности управления общеобразовательной организацией включает в себя четыре группы критериев: качества результатов образования; эффективности функционирования образовательного процесса; эффективности созданных в школе условий; престижа школы.
На основании выделенных в первой главе нашего исследования критериев эффективности моделей управления в современной образовательной организации мы проанализировали систему управления в МКОУ «Трехозерская ООШ». Несмотря на хорошие результаты качества образования воспитанников школы: достаточно хороший уровень успеваемости, итоговой аттестации, областных контрольных
работ; достаточную мотивацию большинства учащихся; их адекватную самооценку; нормальный уровень интеллекта, обучаемости и творческого мышления, учащиеся и их родители не удовлетворены качеством оказываемых образовательных услуг. С ними солидарны учителя школы, которые также не довольны процессом и качеством образования, а также уровнем методической работы в данной образовательной организации. Серьезную обеспокоенность педагогов и родителей вызывает состояние здоровья учащихся, а также их востребованность на рынке труда и дальнейшего образования. Вместе с этим можно отметить достаточно насыщенную интересными мероприятиями, кружками и секциями, содействующую объединению не только всех участников образовательного процесса, но всех жителей села воспитательную работу в школе. Таким образом, модель управления в МКОУ «Трехозерская ОШ» нуждается в обновлении.
В результате создания модели современного управления в МКОУ
«Трехозерская ОШ» в образовательной организации были апробированы элементы матричной структуры за счет введение в штатное расписание должностей проектных менеджеров. Прошла успешная подготовка и реализация в 2017-2018 учебном году проектов «Уральские самоцветы»,
интеллектуального портала «Грани таланта», создание Банка данных одаренных учащихся. Был подготовлен и реализован в 2017-2018 учебном году проект «Здоровье всему голова» и подпроект «Веселая игротека», в ходе реализации, которых определена эффективная модель выпускника школы. На
базе МКСШ Талицкого района создана и успешно функционирует модель внутрифирменного обучения педагогов. Налажено социальное партнерство и взаимовыгодное сотрудничество с Талицким Центром психолого-медико- социального сопровождения, диагностики и консультирования детей и подростков «ГАРМОНИЯ».
В результате создания и апробации модели современного управления в образовательной организации на базе МКОУ «Трехозерская ОШ» было отмечено повышение качества образования учащихся во всех классах, снизился процент заболеваемости детей и патологии здоровья. Значительно повысился уровень самооценки и учебной мотивации учащихся. Отмечается рост интеллектуальных способностей, уровня творческого мышления и интеллектуальной лабильности, уровня овладения общеучебными навыками. Стал выше процент удовлетворенности качеством образования у всех участников образовательного процесса.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что модель управления общеобразовательным учреждением будет эффективной, если ее основной целью и результатом будет оказание качественных образовательных услуг; в ее структуре будут присутствовать элементы матрицы с введением должности проектного менеджера, а также реализовано внутрифирменное обучение педагогов нашла свое подтверждение в результатах исследования.
- 1998. 69 с.
направленность и образуют единый управленческий цикл. Важным направлением совершенствования управления образованием становится повышение самостоятельности учебных заведений, но с условием изменения их статуса и передачи им ответственности за результаты собственной деятельности. В современных условиях становится достаточно актуальным использование в образовательной практике ведущих положений модели
«образование как товар». Проектирование современной модели внутришкольного управления должно быть сконцентрировано на политике организации качественного образования, соответственно, наиболее важным в управлении образовательной организацией является применение системы Всеобщего управления качеством. Уровень социальной и культурной зрелости выпускника, степень проявления его способностей к осмысленному продуктивному действию есть абсолютный критерий качества образования.
На смену линейно-функциональной структуре управления в общеобразовательной организации постепенно приходит матричная структура, которая позволит сформировать систему отдельных служб, выстроенных в рамках горизонтальных функциональных связей «матрицы».
Приоритетами управления
в МКСШ являются: учет специфики конкретной сельской образовательной среды и соответствующей образовательной организации; использование в управлении личностно- ориентированного подхода ко всем участникам педагогического процесса; гуманизация отношений участников управленческих взаимодействий; содействие самоуправлению во всех звеньях системы управления; распределение управленческих функций между всеми участниками педагогического процесса; сохранение управленческой вертикали в условиях горизонтального распределения управленческих функций.
Эффективность управления в образовательной организации зависит от следующих критериев: надежность организационной структуры управления, которая определяется степенью рациональности системы в целом и структуры взаимоотношений между ее элементами; степень использования
рыночных возможностей; степень использования внутренних возможностей. Критериальный комплекс эффективности управления общеобразовательной организацией включает в себя четыре группы критериев: качества результатов образования; эффективности функционирования образовательного процесса; эффективности созданных в школе условий; престижа школы.
На основании выделенных в первой главе нашего исследования критериев эффективности моделей управления в современной образовательной организации мы проанализировали систему управления в МКОУ «Трехозерская ООШ». Несмотря на хорошие результаты качества образования воспитанников школы: достаточно хороший уровень успеваемости, итоговой аттестации, областных контрольных
работ; достаточную мотивацию большинства учащихся; их адекватную самооценку; нормальный уровень интеллекта, обучаемости и творческого мышления, учащиеся и их родители не удовлетворены качеством оказываемых образовательных услуг. С ними солидарны учителя школы, которые также не довольны процессом и качеством образования, а также уровнем методической работы в данной образовательной организации. Серьезную обеспокоенность педагогов и родителей вызывает состояние здоровья учащихся, а также их востребованность на рынке труда и дальнейшего образования. Вместе с этим можно отметить достаточно насыщенную интересными мероприятиями, кружками и секциями, содействующую объединению не только всех участников образовательного процесса, но всех жителей села воспитательную работу в школе. Таким образом, модель управления в МКОУ «Трехозерская ОШ» нуждается в обновлении.
В результате создания модели современного управления в МКОУ
«Трехозерская ОШ» в образовательной организации были апробированы элементы матричной структуры за счет введение в штатное расписание должностей проектных менеджеров. Прошла успешная подготовка и реализация в 2017-2018 учебном году проектов «Уральские самоцветы»,
интеллектуального портала «Грани таланта», создание Банка данных одаренных учащихся. Был подготовлен и реализован в 2017-2018 учебном году проект «Здоровье всему голова» и подпроект «Веселая игротека», в ходе реализации, которых определена эффективная модель выпускника школы. На
базе МКСШ Талицкого района создана и успешно функционирует модель внутрифирменного обучения педагогов. Налажено социальное партнерство и взаимовыгодное сотрудничество с Талицким Центром психолого-медико- социального сопровождения, диагностики и консультирования детей и подростков «ГАРМОНИЯ».
В результате создания и апробации модели современного управления в образовательной организации на базе МКОУ «Трехозерская ОШ» было отмечено повышение качества образования учащихся во всех классах, снизился процент заболеваемости детей и патологии здоровья. Значительно повысился уровень самооценки и учебной мотивации учащихся. Отмечается рост интеллектуальных способностей, уровня творческого мышления и интеллектуальной лабильности, уровня овладения общеучебными навыками. Стал выше процент удовлетворенности качеством образования у всех участников образовательного процесса.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что модель управления общеобразовательным учреждением будет эффективной, если ее основной целью и результатом будет оказание качественных образовательных услуг; в ее структуре будут присутствовать элементы матрицы с введением должности проектного менеджера, а также реализовано внутрифирменное обучение педагогов нашла свое подтверждение в результатах исследования.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
-
Акопов В. С., Асатрян Р. С., Бреусов А. В., Кокуева Ж. М. Методологические основы менеджмента: Учебное пособие для преподавателей и студентов технических и экономических ВУЗов. – М.: МГТУ им. Н. Э.Баумана, 78 с. -
Бабетов А., Калужская М. Коммуникативная среда школы: опыт организации: Сборник методических материалов к образовательной программе повышения квалификации "Управление школой на основе коммуникативных технологий". - Екатеринбург: КОРИФЕЙ, 2003. 154 с. -
Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления.
- 1998. 69 с.
-
Барабаш, О.А.Управление качеством образования по физической культуре на основе актуализации функции контроля (на примере специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида): : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.04 / Барабаш Ольга Алексеевна. – 2008. - 397 с. -
Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности организации. М.: Социум, 2008. 234 с. -
Безуглов, Ю.И. Управление качеством образования. Сборник научных статей/ОИПКРО/. – Оренбург, 1999. – 123с. -
Беспалько В.П. Мониторинг качества обучения - средство управления образованием. – «Просвещение», 1996. – 302с. -
Бодалев А.А. О качествах личности, нужных для успешного общения // Личность и общение: Избр. труды. - 1983. -
Болотов, В.А. Основные подходы к созданию общероссийской системы оценки качества образования в Российской Федерации/Вопросы образования, 2004. - № 3. – С.23-29. -
Булганина С.В., Цверов В.В. Маркетинговое исследование конкуренции на нижегородском рынке образовательных услуг // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2007. № 21. С. 142-149 -
Быкова В. Г. Мониторинг в образовательном учреждении.//Завуч, 2004,