Файл: Формирование коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 290

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1

младшей школы

Сущность, содержание и компоненты коммуникативно компетентности в деятельности педагога начальной школы

Игра как метод формирования коммуникативной компетенции у учащихся младшей школы во внеурочной деятельности

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА 2

КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

младших школьников

Реализация комплекса занятий, направленного на формирование коммуникативности у учащихся младшей школы

Анализ и обобщение результатов исследования

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Проведение родительского собрания на тему: «Новая философия взаимодействия семьи и школы)

Тест

Сценарий мероприятия на тему: «Дружба»

Инструкция по выполнению задания «Комплемент»

Инструкция по выполнению задания «Мешочек крика»

Инструкция к выполнению задания «Через стекло»

Инструкция к выполнению задания «План предстоящей деятельности»

Инструкция по выполнению задания «Пресс-конференция»

Инструкция к игре «Ситуации»

Инструкция к игре «Рассказы по фотографиям»

Инструкция к игре «Небоскрёб»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


«ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт педагогики


Кафедра дошкольного и начального педагогического образования
Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образованиеПрофиль«Педагогикаиметодиканачальногообразования»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА




Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Выполнила:


студентка

ДенисенкоА.А. гр. ЗНО-18/1-Б

Подпись студента

Научный руководитель: старшийпреподаватель ШелеповаС.В. Подпись руководителя

Донецк 2023 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ

КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ… 7

    1. Понятие «коммуникативная компетенция» в деятельности учащихся

младшей школы 7

    1. Сущность, содержание и компоненты коммуникативной компетенции в деятельности педагога начальной школы 11

    2. Психолого-педагогический подход к формированию коммуникативной

культуры у обучающихся начальной школы 15

    1. Игра как метод формирования коммуникативной компетенции у

учащихся младшей школы во внеурочной деятельности 21

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 30

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИГРОВЫХ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ

КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31

    1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений у

младших школьников 31

    1. Реализация комплекса занятий, направленного на формирование

коммуникативности у учащихся младшей школы 36

    1. Анализ и обобщение результатов исследования… 43

    2. Расширение возможностей развития предложенного комплекса мероприятий на базе специализированных образовательных

учреждений 46

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 55

ПРИЛОЖЕНИЯ… 59

ВВЕДЕНИЕ




Актуальность темы. В современном мире, общение является главным условием формирования и развития не только отдельных психологических функций, но и личности в целом. Оно позволяет человеку взаимодействовать друг с другом, организовывать свою общественную деятельность, иными словами, помогает стать социально полноценным членом общества.

Именно поэтому, на первый план в современной школе выдвигается одна из сложнейших педагогических задач, связанная с воспитанием культурной, творческой личности, которая в дальнейшем сможет найти своё место в постоянно меняющейся действительности, личности, умеющей отстаивать не только свои интересы, но и свободно, грамотно выражать мысли и чувства.

На этом этапе развития, в образовательных учреждениях, большое внимание уделяется формированию коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста,

так как они не всегда могут чётко и ясно выразить свои мысли, чувства и ощущения. Естественно, это будет являться основным препятствием для их развития. Но существует и положительная сторона, которую нельзя исключать из задач учебно-воспитательного процесса, это возраст учащегося младшей школы. В этот период он благоприятен для овладения коммуникативными навыками.

Отсутствие необходимых навыков, любым участникам образовательного процесса, ведёт к искажённой передаче и приёму знаний, умений. Поэтому воспитание коммуникативной личности всегда было центром внимания для исследования и научных разработок в сфере педагогики.

В 1972 году, американский лингвист Д. Хаймз, ввёл в научный оборот понятие «коммуникативная компетенция». Его теория полностью была направлена на определение того, что должен знать говорящий, чтобы быть компетентным в общении. Фактором важности в его теории является то, что сначала необходимо больше сосредоточиться на коммуникативных умениях, чем на знаниях грамматических структур.

Исследовательская работа многих учёных позволила влиять на сам процесс воспитания коммуникативной культуры младших школьников в условиях учебной, трудовой и досуговой деятельности, а именно: И. А. Зимняя, А. В. Хуторской, Б. Д. Эльконин и др. (теория образовательных компетенций); Л. П. Алексеева, Л. Д. Давыдов, А. К. Маркова и др. (методические аспекты формирования коммуникационной компетенции); Л. Д. Давыдов, Д. А. Иванов, Е. Я. Коган и др.
(анализ сущности понятия «компетенция»; сравнительная характеристика ключевых компетенций в образовательном процессе). А это значит, что и рассматривали «коммуникативную компетенцию» по-разному: Л. А. Петровская, А. П. Панфилова как «коммуникативные знания»; Ю. М. Емельянов, А. П. Панфилова как «коммуникативные способности»; Н. М. Мельникова, А. М. Сухов и др. как «коммуникативные черты».

Но не следует забывать и о организации внеклассной и внеурочной деятельности младших школьников. К этой проблеме, в своих работах, обращались: Ю. К. Бабанский, Т. Д. Демьянюк, Н. В. Кудикина, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Криволапова, Д. В. Григорьев, П. В. Степанов и многие др.

Что же касается аспектов формирования коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста, в частности, во внеурочной деятельности, то они были рассмотрены в трудах: М. М. Поташник, М. В. Левит, Ю. М. Жукова, А. В. Хуторского, Л. А. Петровской, А. Н. Сухова, И. С. Сергеева и др.

Хотя и интерес специалистов к этой области исследования значителен, но всё же изученность вопроса использования возможностей внеурочной деятельности в процессе обучения остаётся слабым.

Но несмотря на это, все исследования очень важны для решения многих современных педагогических проблем, связанных с формированием и развитием коммуникативной культуры младших школьников, и не только.

Цель исследования теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий и средств, которые обеспечивают эффективное формирование и развитие
коммуникативной компетенции у детей

младшего школьного возраста в образовательном процессе во внеурочной деятельности.

Объект исследования процесс коммуникативности младших школьников.

Предмет исследования – содержание, средства и условия процесса коммуникативной компетенции учеников начальной школы.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи, а именно:

  1. Дать определение понятию «коммуникативная компетенция» в деятельности обучающихся младшей школы.

  2. Изучить сущность, содержание и компоненты коммуникативной компетенции в деятельности педагога начальной школы.

  3. Раскрыть и на основе психолого-педагогического подхода обосновать особенности формирования и развития коммуникативных навыков у младших школьников.

  4. Теоретически выявить и экспериментально проверить эффективность применения игровых средств развития и формирования коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.

  5. Проанализировать и обобщить результаты исследования по повышению формирования коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.

Гипотезой исследования является предположение о том, что формирование коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности будет успешным, если они:

  1. теоретически определены и обоснованы;

  2. выявлены, обоснованы, систематизированы как педагогические условия и средства формирования и развития коммуникативной компетенции у обучающихся начальной школы.