Файл: Формирование коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2023
Просмотров: 312
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Анализ и обобщение результатов исследования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Проведение родительского собрания на тему: «Новая философия взаимодействия семьи и школы)
Сценарий мероприятия на тему: «Дружба»
Инструкция по выполнению задания «Комплемент»
Инструкция по выполнению задания «Мешочек крика»
Инструкция к выполнению задания «Через стекло»
Инструкция к выполнению задания «План предстоящей деятельности»
Инструкция по выполнению задания «Пресс-конференция»
переход роли говорящего от одного лица к другому).
Цели: 1) информирование; 2) убеждение; 3) развлечение.
Характеру ситуации: 1) деловой (доклад, лекция, дискуссия); 2) публичный (СМИ, митинг, собрание); 3) бытовой (болтовня, светские разговоры и т. п.) [5].
Поэтому, то, как общаются люди, их взаимопонимание и взаимоотношение между собой, показывает уровень сформированности коммуникативной компетенции, и тот, социальный и исторический опыт, который они получили.
Глазами многих педагогов, «коммуникативнаякомпетентность», это формирование, владение навыками и умениями, это знание культурных норм в общении, это знание обычаев, традиций, этикета в общении, это соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в языковых средствах [35].
Иными словами, коммуникативная компетенция является основной составляющей практической деятельности младшего школьника в любой сфере его
жизни, приобретающая особую значимость в современном развитии общества, включающая: эмоциональный, когнитивный, поведенческий компоненты.
Согласно психолого-педагогическим исследованиям, компоненты коммуникативности обучающихся направлены на установление взаимоотношений, но не на создание результативности, а именно:
Эмоциональный компонент направлен на: 1) эмоциональную отзывчивость;
2) эмпатию; 3) чувствительность; 4) сопереживание; 5) сострадание; 6) внимание.
Когнитивный компонент связан с: 1) познанием; 2) способностью предвидеть поведение другого человека; 3) эффективным и своевременным
решением проблем.
Поведенческий компонент отражает способность к: 1) сотрудничеству; 2) совместной деятельности; 3) инициативности; 4) адекватности в общении и т. п.
В следствие этого, естественно, что основной единицей коммуникации будет выступать речевой акт, как способ межличностного взаимодействия и восприятия.
Вот почему, коммуникативная компетентность, по мнению многих психологов, не возникает из ничего, она формируется постепенно с ростом человеческого общения и является неотъемлемой частью условий для развития личности.
Не стоит забывать, что в жизнедеятельности школьника, общение, способ умело строить взаимоотношения с окружающими его людьми и в целом, адаптироваться к совершенно новому миру [14].
Безусловно, что первая ступень, формирующая навыки общения, является семья, которая естественным путём помогает ребёнку усвоить новые социальные отношения, создавая при этом предпосылки для дальнейшего его самоопределения и развития, которая учит правильно и адекватно реагировать на возникшие конфликтные ситуации, решая их.
Далее, большую часть своего времени ребёнок проводит среди сверстников в школе, поэтому при взаимодействии с ними появляются задатки и делового общения, являющиеся результатом разного рода обсуждений, дискуссий, не связанных с игрой, как это было в дошкольном возрасте. И, если только учащийся
младшего школьного возраста успешно овладевает навыками социального общения, то
он активно и уверенно будет налаживать дружеские отношения с ними [8].
Но не только сверстники выступают в роли собеседника, в школе, это учитель, который является авторитетом для ребят. Ведь общение – неотъемлемая часть любого урока. Поэтому педагог, который правильно формирует коммуникативные умения обучающихся, сможет не только повысить качество учебно-воспитательного процесса, но и научить своих воспитанников оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой [26].
Следовательно, общение, диалог, всякого рода тренинги, языковая коммуникация являются жизненно стойким фундаментом, на котором будут расти и развиваться юные школьники, то есть будут «учиться общению общаясь». И где как не в ходе учебного занятия тренироваться в общении. Это возможность для учащихся не только повысить учебные достижения, а и повлиять на будущий профессиональный выбор.
Любая деятельность, как и педагогическая, включает в себя определённые цели, задачи, средства и результат, но специфика у каждой, разная.
Поэтому, действия педагога всегда должны быть направлены на всестороннее развитие личности учащегося. Это, своего рода «стандарт» того, кого они должны воспитать.
Что же касается специфики педагогической деятельности, то она способствует социальной преемственности поколений путём реализации возможностей воспитанников через овладения ими общественного опыта. Следовательно, учитель, осознавая сложность, выстраивает логику своей
деятельности с опорой на потребности и индивидуальность каждого ребёнка, требующая от него:
Иными словами, педагога можно считать «строителем», имеющий дело с постоянно меняющимся, растущим человеком, к которому невозможно применять шаблонные подходы и стереотипные действия. В этом случае, необходим постоянный, в различных направлениях, творческий поиск, который одновременно будет делать школьника соучастником педагогического процесса.
В целом, весь педагогический процесс осуществляется такими видами
деятельности, как:
По большему счёту, эти виды деятельности соотносимы, так как и воспитание, и образование неразделимы, т. е. они не существуют друг без друга.
И, если учитель способен соединить, помимо процессов воспитания и образования, ещё и любовь к своему делу и к своим ученикам, то он совершенен, он педагог-мастер. А его педагогическое мастерство обеспечивается высоким уровнем профессионализма, имеющий важные свойства, такие как:
Всё вышесказанное сводится только к одному, к компетентности, позволяющая учителю, на профессиональном уровне, участвовать в разработке
Цели: 1) информирование; 2) убеждение; 3) развлечение.
Характеру ситуации: 1) деловой (доклад, лекция, дискуссия); 2) публичный (СМИ, митинг, собрание); 3) бытовой (болтовня, светские разговоры и т. п.) [5].
Поэтому, то, как общаются люди, их взаимопонимание и взаимоотношение между собой, показывает уровень сформированности коммуникативной компетенции, и тот, социальный и исторический опыт, который они получили.
Глазами многих педагогов, «коммуникативнаякомпетентность», это формирование, владение навыками и умениями, это знание культурных норм в общении, это знание обычаев, традиций, этикета в общении, это соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в языковых средствах [35].
Иными словами, коммуникативная компетенция является основной составляющей практической деятельности младшего школьника в любой сфере его
жизни, приобретающая особую значимость в современном развитии общества, включающая: эмоциональный, когнитивный, поведенческий компоненты.
Согласно психолого-педагогическим исследованиям, компоненты коммуникативности обучающихся направлены на установление взаимоотношений, но не на создание результативности, а именно:
Эмоциональный компонент направлен на: 1) эмоциональную отзывчивость;
2) эмпатию; 3) чувствительность; 4) сопереживание; 5) сострадание; 6) внимание.
Когнитивный компонент связан с: 1) познанием; 2) способностью предвидеть поведение другого человека; 3) эффективным и своевременным
решением проблем.
Поведенческий компонент отражает способность к: 1) сотрудничеству; 2) совместной деятельности; 3) инициативности; 4) адекватности в общении и т. п.
В следствие этого, естественно, что основной единицей коммуникации будет выступать речевой акт, как способ межличностного взаимодействия и восприятия.
Вот почему, коммуникативная компетентность, по мнению многих психологов, не возникает из ничего, она формируется постепенно с ростом человеческого общения и является неотъемлемой частью условий для развития личности.
Не стоит забывать, что в жизнедеятельности школьника, общение, способ умело строить взаимоотношения с окружающими его людьми и в целом, адаптироваться к совершенно новому миру [14].
Безусловно, что первая ступень, формирующая навыки общения, является семья, которая естественным путём помогает ребёнку усвоить новые социальные отношения, создавая при этом предпосылки для дальнейшего его самоопределения и развития, которая учит правильно и адекватно реагировать на возникшие конфликтные ситуации, решая их.
Далее, большую часть своего времени ребёнок проводит среди сверстников в школе, поэтому при взаимодействии с ними появляются задатки и делового общения, являющиеся результатом разного рода обсуждений, дискуссий, не связанных с игрой, как это было в дошкольном возрасте. И, если только учащийся
младшего школьного возраста успешно овладевает навыками социального общения, то
он активно и уверенно будет налаживать дружеские отношения с ними [8].
Но не только сверстники выступают в роли собеседника, в школе, это учитель, который является авторитетом для ребят. Ведь общение – неотъемлемая часть любого урока. Поэтому педагог, который правильно формирует коммуникативные умения обучающихся, сможет не только повысить качество учебно-воспитательного процесса, но и научить своих воспитанников оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой [26].
Следовательно, общение, диалог, всякого рода тренинги, языковая коммуникация являются жизненно стойким фундаментом, на котором будут расти и развиваться юные школьники, то есть будут «учиться общению общаясь». И где как не в ходе учебного занятия тренироваться в общении. Это возможность для учащихся не только повысить учебные достижения, а и повлиять на будущий профессиональный выбор.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 16
Сущность, содержание и компоненты коммуникативно компетентности в деятельности педагога начальной школы
Любая деятельность, как и педагогическая, включает в себя определённые цели, задачи, средства и результат, но специфика у каждой, разная.
Поэтому, действия педагога всегда должны быть направлены на всестороннее развитие личности учащегося. Это, своего рода «стандарт» того, кого они должны воспитать.
Что же касается специфики педагогической деятельности, то она способствует социальной преемственности поколений путём реализации возможностей воспитанников через овладения ими общественного опыта. Следовательно, учитель, осознавая сложность, выстраивает логику своей
деятельности с опорой на потребности и индивидуальность каждого ребёнка, требующая от него:
-
личностного принятия задач, поставленных обществом; -
творческого понимания; -
конкретных педагогических действий; -
умения преобразовать учебную деятельность, учитывая интересы каждого.
Иными словами, педагога можно считать «строителем», имеющий дело с постоянно меняющимся, растущим человеком, к которому невозможно применять шаблонные подходы и стереотипные действия. В этом случае, необходим постоянный, в различных направлениях, творческий поиск, который одновременно будет делать школьника соучастником педагогического процесса.
В целом, весь педагогический процесс осуществляется такими видами
деятельности, как:
-
воспитательная работа (организация и управление деятельностью учащихся, для решения задач, связанных с развитием гармоничной личности); -
преподавание (управление познавательной деятельностью школьников).
По большему счёту, эти виды деятельности соотносимы, так как и воспитание, и образование неразделимы, т. е. они не существуют друг без друга.
И, если учитель способен соединить, помимо процессов воспитания и образования, ещё и любовь к своему делу и к своим ученикам, то он совершенен, он педагог-мастер. А его педагогическое мастерство обеспечивается высоким уровнем профессионализма, имеющий важные свойства, такие как:
-
гуманистическая направленность (осознавать значимость личности каждого воспитанника, строить свои взаимоотношения с ними на основе любви и уважения); -
профессиональные знания (знание преподаваемого предмета и его методик); -
педагогические способности (коммуникативные способности; перцептивные способности; динамизм личности; эмоциональная устойчивость; оптимистическое прогнозирование; креативность; способность к творчеству); -
педагогическая техника (умения и навыки, необходимые для эффективного воздействия на обучающихся). Компоненты педагогической техники: мимика и пантомимика; снятие излишнего напряжения; создание творческого самочувствия; внимание, наблюдательность и воображение; дыхание, постановка голоса, дикция и темп речи; умение воздействовать как на личность, так и на коллектив).
Всё вышесказанное сводится только к одному, к компетентности, позволяющая учителю, на профессиональном уровне, участвовать в разработке