Файл: Формирование коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2023
Просмотров: 296
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Анализ и обобщение результатов исследования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Проведение родительского собрания на тему: «Новая философия взаимодействия семьи и школы)
Сценарий мероприятия на тему: «Дружба»
Инструкция по выполнению задания «Комплемент»
Инструкция по выполнению задания «Мешочек крика»
Инструкция к выполнению задания «Через стекло»
Инструкция к выполнению задания «План предстоящей деятельности»
Инструкция по выполнению задания «Пресс-конференция»
Для решения поставленных задач и достижения необходимой цели были использованы следующие методы, в частности:
-
общетеоретические (изучение, анализ и синтез литературных источников); -
эмпирические (наблюдение, беседа позволяющие понять и познать коммуникативные особенности учащихся; изучение педагогических средств развития личности учащихся начальной школы; обобщение педагогического опыта); -
социологические (тестирование); -
прогностические (проектирование); -
описательные (самоотчёт); -
экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); -
математические (обработка экспериментальных данных).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
-
спроектирована модель формирования коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности; -
определены и экспериментальным путём проверены педагогические средства и условия, включающие внедрение эффективных методов и форм организации внеурочной игровой деятельности у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты данной работы и сделанные при этом выводы могут использоваться студентами при подготовке к семинарским и практическим занятиям по дисциплинам психолого-педагогического цикла, а также в учебном процессе общеобразовательных учреждений.
Объём и структура работы. Исследовательская
работа, объёмом 82 страницы текста с 4 рисунками и 2 таблицами, состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников информации из 41 наименований, а также 13 приложений.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
-
Понятие «коммуникативная компетенция» в деятельности учащихся
младшей школы
Школьный возраст, а особенно младший школьный возраст является самым оптимальным периодом для формирования способностей, связанных с коммуникацией. Именно начало обучения в школе позволяет вчерашним дошколятам занять новую жизненную позицию и найти для себя значимость в учебной деятельности.
Поэтому, на сегодняшний день, самой актуальной и основной задачей для учителей начальных классов является формирование у учащихся младшей школы важных коммуникативных умений, которые в дальнейшем будут помогать определять и решать возникшие социальные проблемы. Вследствие этого, все образовательные стандарты должны быть направлены только на развитие индивидуальной, уникальной и неповторимой личности ребёнка. А это значит, что для того, чтобы достичь успеха в любой сфере жизнедеятельности, молодое поколение должно не только быть компетентным в общении, но и грамотным. Ведь отсутствие самых элементарных навыков в общении, не зависимо от количества времени, проводимого в обществе, может привести к многочисленным конфликтам и в семье, и в коллективе. Только такие критерии определяют их способность к коммуникации.
Само слово «коммуникация» образовано от латинского «communicatio», что
обозначает: «сообщать», «передавать» или «делать общим» все важные элементы взаимодействия людей, наций и государств, благодаря которым будут происходить процессы как обмена, так и передачи информации, чувств, ценностей [13].
А вот слово «компетенция»происходит от латинского «competere», что означает: «соответствовать», «соотносить», «подходить», иными словами, это
область знаний, в которой человек хорошо осведомлён, которая базируется на приобретённых навыках, умениях и опыте, и которая обеспечивает возможность дальнейшего осуществления и выполнения определённого рода деятельности [38].
Из-за разностороннего изучения вопроса, связанного с формированием и развитием коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста, определяется и его важность, влияющая на решение многих современных педагогических проблем.
Ряд научных исследований посвящены её развитию, среди которых работы А. Г. Антоновой, Е. А. Архиповой, О. А. Веселковой, Л. С. Выготского, С. В. Гуськовой, Ю. В Касаткиной, Р. В Овчаровой, А. В. Хуторского, А. С. Чамкина и многих других [25].
В свою очередь, это и приводит к различным определениям понятия, касающиеся коммуникации.
По словам А. С. Чамкина, «коммуникация», ничто иное как:
-
средство связи любых объектов материального и духовного мира; -
общение и передача любой информации от человека к человеку; -
своевременный и необходимый обмен информацией в обществе [37].
Что же касается понятия «компетенция», то
по мнению А. В. Хуторского, это некая совокупность взаимосвязанных между собой определённых личностных качеств: знаний, умений, навыков, способов деятельности, которые весьма необходимы для продуктивного профессионального развития [36].
В трудах же С. В. Гуськовой, рассматривается соотношение близких по смыслу понятий, таких как «коммуникация» и «общение», определяя их общие и отличительные признаки, выделяя их виды, а именно то, что:
Общие признаки включают:
-
процессы передачи и обмена информацией; -
одно средство передачи информации, речевое. Отличительные признаки:
-
общение – межличностное взаимодействие людей в области познавательной, трудовой и творческой деятельности; -
коммуникация – информационный обмен как в межличностном, так и массовом общении людей.
Виды общения: 1) диалогическое; 2) дистанционное; 3) контактное; 4)
конфликтное; 5) кооперативное; 6) межличностное; 7) монологическое; 8)
непосредственное; 9) опосредованное; 10) речевое; 11) письменное; 12) устное; 13) социально-ориентированное.
Виды коммуникации имеют вербальную (устная, письменная) и невербальную (кинетика: позы, жесты, мимика; проксемимика: дистанцирование; паралингвистика: произношение, тембр, пауза, смех, вздохи и т. п.; визуальное общение: контакт глаз) формы и определяются по ряду признаков:
Условиям:
-
прямая, с обратной связью (диалог); -
отсроченная обратной связью (письменное распоряжение, сообщение по радио); -
опосредованная (выступление на телевидении, в СМИ).
Количеству участников: 1) монолог; 2) диалог; 3) полилог (последовательный