Файл: Формирование коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2023
Просмотров: 305
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Анализ и обобщение результатов исследования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Проведение родительского собрания на тему: «Новая философия взаимодействия семьи и школы)
Сценарий мероприятия на тему: «Дружба»
Инструкция по выполнению задания «Комплемент»
Инструкция по выполнению задания «Мешочек крика»
Инструкция к выполнению задания «Через стекло»
Инструкция к выполнению задания «План предстоящей деятельности»
Инструкция по выполнению задания «Пресс-конференция»
внеурочных занятий тренироваться в общении. Это возможность для учащихся не только повысить учебные достижения, а и повлиять на будущий профессиональный выбор.
Именно поэтому, формирование коммуникативной компетенции любого человека и в любом возрасте является актуальной проблемой, решение которой имеет большое значение, как для каждого из нас, так и для общества в целом.
По этой причине, в исследовательской работе было предложено ознакомиться с комплексом мероприятий, заданий и игр, для изучения коммуникативности младшего школьника во внеурочное время.
Использование данной методики сможет помочь осознать педагогу, в какой мере сформирована коммуникативная деятельность обучающихся, а принимая во
внимание результаты данного эксперимента, правильно организовать работу во внеурочное время, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
На сегодняшний день мы должны быть убеждены в том, что значимость умения общаться, чрезвычайно важна и определяет в большей степени дальнейшее развитие младшего школьника, так как коммуникативная компетенция, это умение принимать и передавать информацию в основе общечеловеческой культуры.
Исследования, проведённые в рамках выпускной квалификационной работы и поставленные ранее задачи, в целом решены, как и подтверждены основные положения выдвинутой гипотезы. Это позволило сделать определённые выводы:
«коммуникативная компетенция». Некоторые из них, стали более или менее устойчивыми и общепризнанными. Но большинство авторов отмечают, что коммуникативная компетенция является важнейшим средством общения, без которого невозможно само существование и развитие человеческого общества, а происходящие сегодня в нём изменения требуют безотлагательного повышенного внимания к формированию коммуникативности школьников.
в том, чтобы ученик умел самостоятельно действовать и решать проблемы в любых сложившихся ситуациях.
Именно поэтому, формирование коммуникативной компетенции любого человека и в любом возрасте является актуальной проблемой, решение которой имеет большое значение, как для каждого из нас, так и для общества в целом.
По этой причине, в исследовательской работе было предложено ознакомиться с комплексом мероприятий, заданий и игр, для изучения коммуникативности младшего школьника во внеурочное время.
Использование данной методики сможет помочь осознать педагогу, в какой мере сформирована коммуникативная деятельность обучающихся, а принимая во
внимание результаты данного эксперимента, правильно организовать работу во внеурочное время, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
На сегодняшний день мы должны быть убеждены в том, что значимость умения общаться, чрезвычайно важна и определяет в большей степени дальнейшее развитие младшего школьника, так как коммуникативная компетенция, это умение принимать и передавать информацию в основе общечеловеческой культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследования, проведённые в рамках выпускной квалификационной работы и поставленные ранее задачи, в целом решены, как и подтверждены основные положения выдвинутой гипотезы. Это позволило сделать определённые выводы:
-
Анализируя психолого-педагогическую литературу, увидели, что существует множество точек зрения, касающиеся определения понятия
«коммуникативная компетенция». Некоторые из них, стали более или менее устойчивыми и общепризнанными. Но большинство авторов отмечают, что коммуникативная компетенция является важнейшим средством общения, без которого невозможно само существование и развитие человеческого общества, а происходящие сегодня в нём изменения требуют безотлагательного повышенного внимания к формированию коммуникативности школьников.
-
Человек совершенствует свою речь всю жизнь. Она является особенным и своеобразным «зеркалом культуры и образованности», иными словами, каждый жизненный этап вносит что-то новое в речевое развитие человека. Но наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на младший школьный возраст. Это период, когда грамотная речь будет являться залогом успешного обучения и развития, а свободное владение ею будет способствовать полноценному общению и созданию коммуникативного комфорта. -
Дети младшего школьного возраста от природы любознательные, эмоциональные, чуткие, отзывчивые и доверчивые. Именно эти качества берутся во внимание при формировании коммуникативных способностей и умений, связанных с социальным поведением и общением, именно они способствуют успешному воспитательно-образовательному процессу как в урочной время, так и во внеурочное. -
Поэтому, современная школа, должна подготовить человека думающего, и чувствующего, имеющего знания, которые он сможет использовать в жизни, умеющего общаться и обладающего внутренней культурой. Цель такой подготовки
в том, чтобы ученик умел самостоятельно действовать и решать проблемы в любых сложившихся ситуациях.
-
Овладение коммуникативной компетентностью является неотъемлемым условием формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться, необходимо каждому человеку. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие коммуникативных способностей и умений в урочное и во внеурочное время. Это время, когда ребёнок познаёт сам себя. -
На материале проведённого исследования было доказано, что выбранные экспериментальные методики оценивания (А. А. Карелин «Тест оценки коммуникативных умений»; Е. О. Смирнова и Е. В. Калягина Определение коммуникативной компетентности ребёнка в общении со сверстниками по методике «Картинки»), а также разработанный и реализованный (не в полной мере) комплекс мероприятий, заданий и игр были правильными и эффективными. Они способствовали планомерному формированию уровня коммуникативности ребят как в школе, так и за её пределами. -
В свою очередь, это позволило вчерашним дошколятам стать на ступень школьного развития. Благодаря разработанному комплексу мероприятий, заданий и игр, дети, смогли снять не только образовавшееся напряжённое состояние, но и поднять свой эмоциональный тонус, раскрепоститься, повысить самооценку, стать уверенным в себе, в своих суждениях, в общении, а это благоприятно повлияет на весь учебный процесс в целом. -
Но нельзя забывать, что залогом, пусть и небольшого успеха, является создание на любого рода занятиях атмосферы, которая будет способствовать развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости у детей. Ведь положительные эмоции, могучий побудитель человеческой деятельности. В младшем школьном возрасте такой деятельностью, безусловно, является игра.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
-
Баенская, Е. Р. Специальная педагогика: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Е. Р. Баенская, Т. А. Басилова, А. Л. Венгер; под ред. Е. А. Стребелевой. – Москва: Издательский центр «Академия», 2013. – 352 с. -
Василенко, Г. И. Внеклассная работа в школе. Дни наук в начальной школе / Г. И. Василенко. – Волгоград: Учитель, 2017. – 156 с. -
Гордиенко, Т. П. Особенности коммуникативной компетенции педагогической образовательной организации / Т. П. Гордиенко // Актуальные исследования. – 2020. - № 13. – С. 67-71. -
Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – Москва: Просвещение, 2014. – 96 с. -
Гуськова, С. В. Основы теории коммуникации: учебно-методическое пособие / С. В. Гуськова. – Москва: Флинт, 2014. – 61 с. -
Дмитриева, Е. Е. Внеурочная деятельность. Коммуникативные умения детей психического развития / Е. Е. Дмитриева. – Нижний Новгород: Учитель, 2014. – 150 с. -
Дубровина, И. В. Практическая психология в лабиринтах современного образования / И. В. Дубровина. – Москва: МПСУ, 2014. – 464 с. -
Зверинцев, А. Б. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности / А. Б. Зверинцев // Начальная школа «до» и «после». – 2015. - № 4. – С. 78-83. -
Кайнова, Т. Ю. Сборник игр, направленных на коррекцию трудностей общения у младших школьников / Т. Ю. Кайнова. – URL:http://infourok.ru/ (дата обращения: 24.02.2023). -
Карелин, А. А. Тесты оценки коммуникативных умений / А. А. Карелин. – Москва: Владос, 2007. – С. 50-53. -
Картотека игр направленных на развитие коммуникативных навыков младших школьников. – URL:http://ped-kopilka.ru/ (дата обращения: 25.02.2023). -
Клинкова, О. С. Игровая деятельность как инструмент формирования коммуникативной компетенции / О. С. Клинкова // Молодой учёный. – 2023. - № 6.