Файл: Формирование коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 313

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1

младшей школы

Сущность, содержание и компоненты коммуникативно компетентности в деятельности педагога начальной школы

Игра как метод формирования коммуникативной компетенции у учащихся младшей школы во внеурочной деятельности

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА 2

КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

младших школьников

Реализация комплекса занятий, направленного на формирование коммуникативности у учащихся младшей школы

Анализ и обобщение результатов исследования

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Проведение родительского собрания на тему: «Новая философия взаимодействия семьи и школы)

Тест

Сценарий мероприятия на тему: «Дружба»

Инструкция по выполнению задания «Комплемент»

Инструкция по выполнению задания «Мешочек крика»

Инструкция к выполнению задания «Через стекло»

Инструкция к выполнению задания «План предстоящей деятельности»

Инструкция по выполнению задания «Пресс-конференция»

Инструкция к игре «Ситуации»

Инструкция к игре «Рассказы по фотографиям»

Инструкция к игре «Небоскрёб»

продиктованная современным обществом потребность, но ещё и объективная необходимость, которую они приобретают для того, чтобы в дальнейшем использовать в своей предстоящей деятельности.

В силу этого, задача каждого педагога выполнять свои профессиональные функции реализовывая требования Государственного образовательного стандарта. На каждом уроке или во внеурочной деятельности использовать те методы работы, которые бы способствовали формированию и дальнейшему развитию

коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), путём подборки разных игр, упражнений и заданий. А на начальном этапе такой работы должна быть проведена первичная диагностика, отвечающая возрастным критериям младших школьников.

Поэтому, для определения сформированности коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности было проведено опытно-экспериментальное исследование на базе Муниципальной бюджетной общеобразовательной школы № 2 города Макеевки во 2 «А» классе, в количестве 13 человек.

Проведённое исследование, состояло из трёх основных этапов:

      1. этап: Констатирующий, позволяющий определить уровень развития коммуникативных компетенций у детей младшего школьного возраста на основе выбранных методик:

  1. А. А. Карелин: «Тест оценки коммуникативных умений».

  2. Е. О. Смирнова и Е. В. Калягина: Определение коммуникативной компетенции ребёнка в общении со сверстниками по методике «Картинки».

      1. этап: Формирующий, разработка и внедрение комплекса мероприятий, направленного на формирование коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.

      2. этап: Контрольный, анализ и обобщение результатов опытно- экспериментальной работы с детьми младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.


Целью констатирующего эксперимента является выявление первоначального уровня коммуникативных компетенций у обучающихся младшего школьного возраста.

Ученики достаточно часто не могут ясно и чётко выразить свои мысли, чувства, ощущения, что препятствует их развитию.

В современном мире постоянно меняются требования к человеку. Поэтому, юный школьник, чтобы стать компетентным членом общества, в полной мере, должен обладать следующими навыками коммуникабельности:

  1. уметь ориентироваться в пространстве;

  2. уметь создать команду или войти в неё;

  3. уметь общаться.

Перед началом диагностики обозначим уровни коммуникативности:

Высокий уровень: обучающиеся с значительной степенью формирования коммуникативных умений и общения со сверстниками:

  1. понимают принципы общения, установленные в мире, и используют их в практике;

  2. выражают заинтересованность к собственным друзьям, отзывчивы;

  3. могут оказать содействие.

Средний уровень: обучающиеся с малыми позитивными взаимоотношениями и умениями:

  1. могут оказать помощь, если имеют желание;

  2. не постоянны при выявлении правды и достоверности;

  3. не выполняют обязательства.

Низкий уровень: не очень высокая степень сформированности коммуникативных умений и общения:

  1. не соблюдают принципы взаимодействия;

  2. проявляют остроконфликтные взаимоотношения со сверстниками;

  3. проблемы в общении контактам безразличны, нет единого диалога) [34].

Методика А. А. Карелина: Тест оценки коммуникативных умений [10], (см.

приложение А).

Цель диагностики: определить уровень развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста, который включает и оценку их сильных и слабых сторон, а также умения слушать и устанавливать дружескую атмосферу как в коллективе, так и со сверстниками.

Ребятам было предложено ответить на 10 вопросов, которые определяют их способность слушать своего собеседника.

Тест сформирован в виде таблицы, где на против каждого вопроса, в определённой колонке ответов, ставится знак «+».

Анализ результатов тестирования показал, что сформированность коммуникативных умений младших школьников находится на среднем и низком уровнях, а именно: с высоким уровнем коммуникации 4 ребёнка (27 %), с среднем уровнем – 5 детей (37 %), а остальные 4 человека имеют низкий уровень (36 %) (рис. 2.1).


Рис. 2.1 – Результаты оценки уровня сформированности коммуникативных умений (согласно методике А. А. Карелина)
МетодикаЕ.О.СмирновойиЕ.В.Калягиной: Определение коммуникативной компетенции ребёнка в общении со сверстниками (метод

«Картинки») [29], (см. приложение Б).

Цель диагностики: изучение коммуникативной компетенции младших школьников в общении со сверстниками.

На основе четырёх сюжетных картинок со знакомыми детям конфликтными ситуациями, предлагается им рассказать, что именно они видят на каждой из них и найти свой способ решения возникшей проблемы.

Анализ результатов показал, что сформированность коммуникативных компетенций младших школьников
, участвующие в эксперименте, в общении со сверстниками находится на низком среднем и низком уровнях, а именно: с высоким уровнем общения 4 ребёнка (29 %), с средним уровнем – 4 ребёнка (36 %), а остальные 7 человек имеют низкий уровень (35 %) (рис. 2.2).



Рис. 2.2 Результат определения коммуникативной компетенции в общении со сверстниками (согласно методике Е. О. Смирновой и Е. В. Калягиной

«Картинки»)
Констатирующий этап диагностики позволил выделить учащихся в экспериментальном классе, которые нуждаются в повышенном внимании не только со стороны педагога, но и со стороны родителей. Соответственно, были определены причины несформированности коммуникативных компетенций младших школьников, в данном случае, это является малообщительность детей со сверстниками и взрослыми. Фактором такого поведения выступают уровни, средний и низкий, коммуникативных способностей, которые проявляются в недостаточном умении детей:

  1. оценить создавшуюся ситуацию и при этом определить для себя адекватный стиль поведения;

  2. организовать и контролировать собственное поведение для эффективного взаимодействия с окружающими.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Реализация комплекса занятий, направленного на формирование коммуникативности у учащихся младшей школы



Цель формирующего эксперимента: способствовать дальнейшему развитию коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.

Был разработан (второе полугодие) и введён в учебно-воспитательный процесс комплекс мероприятий, заданий и игр, направленный на проблемно- ценностное общение обучающихся как со сверстниками, так и со взрослыми (таблица 2.1).

Таблица 2.1 – Комплекс мероприятий, заданий и игр, направленный на проблемно-ценностное общение



п/п

Название и тема мероприятия, задания или игры

1.

Родительское собрание, тема: «Новая философия взаимодействия семьи и школы»

2.

Мероприятие, тема: «Дружба»

3.

Мероприятие, тема: «Вместе по сказочным дорожкам»

4.

Мероприятие, тема: «Русские обряды и традиции»

5.

Задание: «Комплемент»

6.

Задание: «Мешочек крика»

7.

Задание: «Через стекло»

8.

Задание: «План предстоящей деятельности»

9.

Задание: «Пресс-конференция»

10.

Игра: «Клубочек»

11.

Игра: «Ситуации»

12.

Игра: «Рассказы по фотографиям»

13.

Игра: «Небоскрёб»

14.

Беседа-соревнование: «Учимся выигрывать, учимся проигрывать»

15.

Беседа-диспут: «Уважай себя, уважай других»