Файл: Формирование коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2023
Просмотров: 326
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Анализ и обобщение результатов исследования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Проведение родительского собрания на тему: «Новая философия взаимодействия семьи и школы)
Сценарий мероприятия на тему: «Дружба»
Инструкция по выполнению задания «Комплемент»
Инструкция по выполнению задания «Мешочек крика»
Инструкция к выполнению задания «Через стекло»
Инструкция к выполнению задания «План предстоящей деятельности»
Инструкция по выполнению задания «Пресс-конференция»
– С. 235-237. – URL:http://moluch.ru/archive/453/99986/ (дата обращения: 16.03.2023).
-
Коммуникативная компетенция // Научный словарь-справочник от Автор24. – URL:http://spravochnik.ru/ (дата обращения: 10.03.2023). -
Коммуникативная компетенция // Центр современных методик преподавания. – URL:http://www.dioo.ru/harakteristiki.html/ (дата обращения: 10.03.2023). -
Кравчук, О. П. Формирование коммуникативной культуры младших школьников: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / О. П. Кравчук; Белг. гос. пед. ун-т, 2012. – 205 с. -
Кукушин, В. С. Теория и методика воспитательной работы: учебное пособие / В. С. Кукушин. – Ростов-на-Дону: «МарТ», 2013. – 320 с. -
Мельник, Г. М. Совершенствование системы управления дополнительными образовательными услугами общеобразовательной организации / Г. М. Мельник // Молодой учёный. – 2015. - № 12. – С. 780-785. – URL:http://moluch.ru/archive/92/20201/ (дата обращения: 16.03.2023). -
Новикова, С. Л. Виды игр и их классификация в педагогике. – URL:http://ped- kopilka.ru/ (дата обращения: 24.02.2023). -
Новиков, А. М. Профессиональное образование, устремлённое в будущее / А. М. Новиков // Проблемы современного образования. – 2014. - № 3. – С. 9-11. -
Нормативно-правовое обеспечение Государственный образовательный стандарт начального общего образования // Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики: официальный сайт. – 2023. – URL:http://donippo.org/ (дата обращения: 25.01.2023). -
Организация внеурочной деятельности и занятости обучающихся. Исследовательская и проектная деятельность в начальной школе. – URL:http://sch373.narod.ru/ (дата обращения: 18.02.2023). -
Парапулова, Е. Г. Самопознание и этика общения как средства формирования коммуникативных умений у представителей молодого поколения / Е. Г. Парапулова, Т. Д. Панченко // Педагогика толерантности. – 2011. - № 45. – С. 56- 57. -
Профессиональная компетентность педагога и педагогическое мастерство. – URL:http://kpfu.ru/staff_files/ (дата обращения: 13.03.2023). -
Ротова, Н. А. Сущность, содержание и компоненты коммуникативной компетенции педагога начального общего образования / Н. А. Ротова // Вестник науки об образовании. – 2015. - № 7. – С. 110-116. -
Рохлина, Е. А. Исследования формирования коммуникативной культуры младших школьников / Е. А. Рохлина // Молодой учёный. – 2014. - № 1. – С. 636- 639. – URL:http://moluch.ru/arhive/90/20200/ (дата обращения: 13.03.2023). -
Сальникова, С. А. Ключевые компетенции в современном образовании / С. А. Сальникова // Начальная школа «до» и «после». – 2014. - № 12. – С. 70-74. -
Сергеев, И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроках и во внеурочной деятельности / И. С. Сергеев, В. И. Блинов. – Москва: АРКТИ, 2010. – 129 с. -
Система знаний, направленных на развитие учебно-досуговой деятельности у обучающихся младшей школы на внеурочных занятиях общего интеллектуального развития. – URL:http://videouroki/net/ (дата обращения: 24.02.2023). -
Смирнова, Е. О. Проективная методика «Картинки» / Е. О. Смирнова, Е. А. Калягина. – URL:http://studopedia.net/ (дата обращения: 18.02.2023). -
Специфика работы специализированного коррекционного образовательного учреждения. – URL:http://studbooks.net/ (дата обращения: 16.03.2023). -
Тихонова, Т. Е. Формирование коммуникативной культуры младших школьников в условиях полиязыкового образования: дис. … канд. пед. наук:
13.00.01 / Т. Е. Тихонова; Соч. гос. пед. ун-т, 2011. – 203 с.
-
Учебно-методический кабинет: Виды игр и их классификация в педагогике. – URL:http://sch373.narod.ru/ (дата обращения: 24.01.2023). -
Фетисова, Е. Ю. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры подростков, испытывающих трудности в обучении и общении: дис.
…канд. пед. наук:13.00.01: / Е. Ю. Фетисов; Курск. гос. пед. ун-т. – Курск, 2011. – 205 с.
-
Формирование коммуникативных компетенций младших школьников. – URL:http://studfile.net/preview/206/596/ (дата обращения: 18.02.2023). -
Хамраева, Т. А. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников / Т. А. Хамраева // Достижения науки и образования. – 2018. - № 9. – С. 90-91. -
Хуторской, А. В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования. – URL:http://cyberlenibka.ru/ (дата обращения: 10.03.2023). -
Чамкин, А. С. Социология коммуникации: учебное пособие высшего образования (бакалавр) / А. С. Чамкин. – Москва: Инфа-М, 2013. – 295 с. -
Что такое компетенция простыми словами (профессиональная, коммуникативная). – URL:http://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/kompetenciya- chto-takoe.html/ (дата обращения: 10.03.2023). -
Шацкий, С. Т. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников. – URL:http://studfile.net/preview/2061596/ (дата обращения: 25.01.2023). -
Шмаков, С. А. Классификация игр, функции и структура разных видов игр. – URL:http://studfile.net/preview/1742200/ (дата обращения: 24.02.2023). -
Яндукова, Т. А. Формирование коммуникативной культуры младших школьников средствами коммуникативных действий / Т. А. Яндукова // Вестник. – 2011. - № 4. – С. 246-249.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Тест оценки коммуникативных умений по методике А. А. Карелина
№ п/п | Вопрос теста | Оценивание вопросов теста | |||
«почти всегда» | «в большинстве случаев» | «иногда» | «редко» | ||
1 | Стараетесь ли Вы «уйти» от беседы в случаях, когда Вам неинтересна её тема или её собеседник? | | | | |
2 | Раздражают ли Вас манеры Вашего собеседника? | | | | |
3 | Может ли неприятное высказывание другого человека спровоцировать Вас на резкость или грубость? | | | | |
4 | Избегаете ли Вы вступать в разговор с неизвестными или малознакомыми Вам людьми? | | | | |
5 | Имеете ли Вы привычку перебивать Вашего собеседника? | | | | |
6 | Делаете ли Вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом? | | | | |
7 | Меняете ли Вы тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто Ваш собеседник? | | | | |
8 | Меняете ли Вы тему разговора, если она Вам неприятна? | | | | |
9 | Поправляете ли Вы своего собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесённые слова или названия? | | | | |
10 | Бывает ли у Вас снисходительный тон, с оттенком пренебрежения, по отношению к собеседнику? | | | | |
Инструкция, обработка и интерпретация результатов теста | |||||
«почти всегда» - 2 балла «в большинстве случаев» - 4 балла «иногда» - 6 баллов «редко» - 8 баллов Чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать. Если набрано:
|
Приложение Б
Примеры сюжетных картинок, определяющие коммуникативную компетенцию младшего школьника в общении со сверстниками (согласно методике Е. О. Смирновой и Е. В. Калягиной «Картинки»)
Продолжение прил. Б
Продолжение прил. Б
Предполагаемые этапы диагностики, определяющие коммуникативную компетентность младшего школьника в общении со сверстниками (согласно методике Е. О. Смирновой и Е. В. Калягиной
«Картинки»)
1 | На каждой картинке есть персонаж, который был обижен другим. Выбирается персонаж в соответствии с полом ребёнка (для мальчиков – с обиженным мальчиком, а для девочек – с обиженной девочкой) | ||
2 | Картинки показываются поочерёдно. Задаются определённые вопросы, которые фиксируются в протоколе: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке?» | ||
3 | Если ребёнок видит конфликтную ситуацию, задаётся наводящий вопрос: «Что бы ты сделал (а) на месте ребёнка, которого обидели?» | ||
4 | В случае, если на первый вопрос ребёнок не может дать развёрнутого ответа, констатируется отсутствие социальной компетенции. Нет развёрнутого ответа, например, отвечает, что это: «Дети» или «Мальчики и девочки играют» | ||
5 | Если же даётся содержательный ответ, то он будет оцениваться таким образом: | ||
Уход от ситуации («убегу», «не знаю», «пожалуюсь маме», «обижусь» и т. п. Агрессивный выход («всех прогоню», «всех побью», «всех покусаю» и т. п. Вербально-оценочное решение (скажу: «что так нельзя», «что плохо сделали» и поступит от ребёнка объяснение как надо поступить в этой ситуации) Конструктивное решение («найду других друзей», «построю новый дом», «починю куклу», «подожду» и т. п. |
| ||
6 | Сопоставить показатели поведения ребёнка в разных ситуациях, для выявления предпочитаемой им формы общения: | ||
Выбор ситуации общения | 3 балла | ||
Оценивающие показателей при общении:
| Шкала сравнения показателей:
|
| |
7 | Итоговый подсчёт баллов:
|
Окончание прил. Б
Протокол индивидуального диагностического обследования коммуникативной компетенции со сверстниками (согласно методике Е. О.
Смирновой и Е. В. Калягиной «Картинки»)
Группа (класс) Специализация (если есть) Имя, фамилия, пол ребёнка Дата рождения, точный возраст на момент диагностики
№ картинки | Отсутствие ответа | Уход от ситуации | Агрессивный выход | Вербально- оценочное решение | Конструктивное решение |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
4 | | | | | |
5 | | | | | |
Всего баллов | | | | | |
Приложение В