Файл: Формирование коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2023
Просмотров: 310
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Анализ и обобщение результатов исследования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Проведение родительского собрания на тему: «Новая философия взаимодействия семьи и школы)
Сценарий мероприятия на тему: «Дружба»
Инструкция по выполнению задания «Комплемент»
Инструкция по выполнению задания «Мешочек крика»
Инструкция к выполнению задания «Через стекло»
Инструкция к выполнению задания «План предстоящей деятельности»
Инструкция по выполнению задания «Пресс-конференция»
Республики (ДНР), внеурочная деятельность:
В следствии этого, внеурочная деятельность, как и учебная направлены на достижение определённых результатов освоения основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность:
Отведённые часы на этот вид школьной деятельности, в соответствии с Государственным образовательным стандартом начального общего образования (ГОС НОО) ДНР определяют её основные направления, виды и формы, которые тесно связаны между собой и требуют от педагогов начальной школы специальных знаний и умений:
Направления и формы внеурочной деятельности:
Вид внеурочной деятельности: 1) игровой; 2) познавательный; 3) проблемно-
ценностный; 4) досугово-развлекательный; 5) художественный; 6) социальный; 7)
трудовой; 8) спортивно-оздоровительный; 9) туристско-краеведческий.
По классификации видов можно выделить следующие основные формы внеурочной деятельности:
Все перечисленные выше направления, виды и формы внеурочной деятельности учащихся ориентированы на определённые результаты воспитательного процесса:
1 класс:
В итоге, если участники воспитательного процесса в начальной школе достигли всех этих результатов во внеурочной деятельности, то это будет свидетельствовать лишь о эффективности проделанной работы, что в дальнейшем поможет педагогам:
Так как, новый этап отношений ребёнка как в семье, так и в школе связан с включением в учебную деятельность, то для успешной его социализации выступает способность к организации совместного взаимодействия, среди них и игры.
Игра считается основным видом деятельности для детей младшего школьного возраста и рассматривается как сфера особой социальной среды, которая учитывает
компонент культурного формирования и его развития [1].
Использование игр в учебном процессе имеет особое значение для:
Нельзя не отметить, что благодаря С. Л. Новиковой, была разработана и предоставлена в программе «Истоки» новая классификация игр в педагогике, которая активно используется в последнее время. В её основу положен принцип инициативы организатора, будь то педагог или ученик и выделяются следующие классы игр:
Самостоятельные игры: 1) игра-экспериментирование;2) сюжетно- образовательные; 3) сюжетно-ролевые; 4) режиссёрские; 5) театрализованные.
Игры, возникающие по инициативе взрослого в учебно-воспитательных целях: 1) дидактические; 2) сюжетно-дидактические; 3) подвижные; 4) игры-
забавы; 5) игры-развлечения; 6) интеллектуальные; 7) празднично-карнавальные;
Игры, идущие от исторически сложившихся народных традиций, возникающие по инициативе взрослого или более старших детей: традиционные или народные, которые лежат в основе многих обучающих и досуговых игр [18].
Но самая развёрнутая и подробная классификация игр была выдвинута С. А. Шмаковым. В её основе, человеческая деятельность, а именно, такие виды как:
Физические и психологические игры, тренинги: 1) двигательные (спортивные, подвижные, моторные); 2) экстатические; 3) экспромтные; 4) лечебные (игровая терапия).
Интеллектуально-творческие игры: 1) предметные забавы; 2) сюжетно- интеллектуальные; 3) дидактические (учебно-предметные, обучающие, познавательные); 4) строительные; 5) трудовые; 6) технические; 7)
конструкторские; 8) электронные; 9) компьютерные; 10) игры-автоматы; 11) игровые методы обучения.
Социальные игры:
Таким образом, использование игровой деятельности в образовательном процессе начальной школы, это ключ к успешному формированию коммуникативных компетенций обучающихся.
Считается, что внеурочная работа, важный элемент педагогической деятельности, который продолжает и углубляет процесс, начатый на классных
занятиях, обеспечивает интересный и
-
является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования; -
обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся; -
организует развитие личности (направления и формы) на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений [20].
В следствии этого, внеурочная деятельность, как и учебная направлены на достижение определённых результатов освоения основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность:
-
осуществляется во второй половине дня (через учебный план образовательного учреждения; дополнительные образовательные программы; классное руководство), по желанию учеников; -
рассматривается как дополнительное развитие способностей учащихся, основанное на их самовыражении и самореализации; -
это углубленное продолжение традиционного школьного образования; -
организуется через различные формы преподавателями, отвечающие всем требованиям к их реализации.
Отведённые часы на этот вид школьной деятельности, в соответствии с Государственным образовательным стандартом начального общего образования (ГОС НОО) ДНР определяют её основные направления, виды и формы, которые тесно связаны между собой и требуют от педагогов начальной школы специальных знаний и умений:
Направления и формы внеурочной деятельности:
-
спортивно-оздоровительное (спортивные секции; спортивные соревнования; беседы по охране здоровья; игровые моменты на уроках; физкультминутки на уроках; зарядка перед началом учебных занятий; динамические паузы и прогулки; летний школьный оздоровительный лагерь); -
духовно-нравственное (встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда; уроки мужества с посещением школьного музея боевой славы; оформление и выставка рисунков и стенгазет; классные часы по данной тематике; военно-патриотический смотр строя и песни); -
интеллектуальное (конкурсы, олимпиады, экскурсии, предметные недели; проектная деятельность и т. д.); -
общекультурное (разная организационная деятельность, связанная: с экскурсиями в театры и музеи, а также с выставками рисунков, поделок и творческих работ детей младшего школьного возраста; проведение классных часов по теме поведения, речи и внешнего вида учащихся; участие во всевозможных конкурсах и выставках на уровне школы, района, области и города); -
социальное (проведение субботников; разведение комнатных растений и уход за ними и т. д.).
Вид внеурочной деятельности: 1) игровой; 2) познавательный; 3) проблемно-
ценностный; 4) досугово-развлекательный; 5) художественный; 6) социальный; 7)
трудовой; 8) спортивно-оздоровительный; 9) туристско-краеведческий.
По классификации видов можно выделить следующие основные формы внеурочной деятельности:
-
словесно-логическая (воздействие на учеников словом, вызывающее ответные эмоции при обсуждении проблемных вопросов: беседы, дискуссии, собрания, лекции, конференции); -
образно-художественная (воздействие на учеников совместными эмоциями, связанные с переживанием: концерты, спектакли, праздники и т. д.); -
трудовая (акцентируется внимание на личностной значимости трудовой деятельности: осознание, навык, заинтересованность в конечном итоге своего труда); -
игровая или досуговая (одно из главных средств воспитательного процесса, так как для ребёнка детская игра плавно перерастает вариативность жизненных ситуаций: подготовка совместных концертов, праздников; просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей; различные конкурсы, соревнования; туристические походы; экскурсии и т. д.); -
психологическая (воздействие на учеников элементами психологическими методами практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапией: беседы, дискуссии, психологические упражнения и т. д.) [4].
Все перечисленные выше направления, виды и формы внеурочной деятельности учащихся ориентированы на определённые результаты воспитательного процесса:
1 класс:
-
начинает понимать школьную жизнь; -
приобретение социальных знаний; -
начинает различать социальную реальность от повседневной жизни; -
всё достигается при взаимодействии с учителем (общение). 2 и 3 классы:
-
начинает ценить общественную школьную жизнь; -
приобретает опыт переживания; -
формируются позитивные отношения к общественным ценностям; -
всё достигается в дружеской коллективной среде (общение). 4 класс:
-
младший школьник, благодаря полученному опыту уже самостоятельно действует в общественно-школьной жизни; -
достигает всё при взаимодействии с окружающими людьми.
В итоге, если участники воспитательного процесса в начальной школе достигли всех этих результатов во внеурочной деятельности, то это будет свидетельствовать лишь о эффективности проделанной работы, что в дальнейшем поможет педагогам:
-
внедрить в организацию отдыха, оздоровления, занятости учащихся более новые и современные формы внеурочной деятельности; -
улучшить психологическую и социальную зону комфортности учеников в воспитательном процессе; -
укрепить здоровье своих воспитанников; -
развить творческую активность каждого школьника начальных классов; -
укрепить нить, связывающая семью и школу каждого ребёнка младшего школьного возраста [4].
Так как, новый этап отношений ребёнка как в семье, так и в школе связан с включением в учебную деятельность, то для успешной его социализации выступает способность к организации совместного взаимодействия, среди них и игры.
Игра считается основным видом деятельности для детей младшего школьного возраста и рассматривается как сфера особой социальной среды, которая учитывает
компонент культурного формирования и его развития [1].
Использование игр в учебном процессе имеет особое значение для:
-
развития и жизни школьника начальных классов; -
повышения активной и развития познавательной деятельности; -
развития памяти, мышления, внимания, наблюдательности, воображения; -
поддержки интереса к изучаемому материалу; -
стимулирования образного мышления; -
снятия утомления у учащихся. Иными словами, игра:
-
превращает «нудный» образовательный процесс в осознанную занимательную работу; -
формирует ученика как личность с полным раскрытием его «внутреннего мира»; -
необходимый контакт со сверстниками и не только; -
установленные ранее правила; -
используемые различные символы – ошибочный или неточный ответ, а достигнутый результат – поощрение (открытка, эмблема, значок, медаль); -
процесс представления об уровне собственных знаний, умений и навыков; -
обретённая способность к самореализации и самооценке [1].
Нельзя не отметить, что благодаря С. Л. Новиковой, была разработана и предоставлена в программе «Истоки» новая классификация игр в педагогике, которая активно используется в последнее время. В её основу положен принцип инициативы организатора, будь то педагог или ученик и выделяются следующие классы игр:
Самостоятельные игры: 1) игра-экспериментирование;2) сюжетно- образовательные; 3) сюжетно-ролевые; 4) режиссёрские; 5) театрализованные.
Игры, возникающие по инициативе взрослого в учебно-воспитательных целях: 1) дидактические; 2) сюжетно-дидактические; 3) подвижные; 4) игры-
забавы; 5) игры-развлечения; 6) интеллектуальные; 7) празднично-карнавальные;
-
театрально-постановочные.
Игры, идущие от исторически сложившихся народных традиций, возникающие по инициативе взрослого или более старших детей: традиционные или народные, которые лежат в основе многих обучающих и досуговых игр [18].
Но самая развёрнутая и подробная классификация игр была выдвинута С. А. Шмаковым. В её основе, человеческая деятельность, а именно, такие виды как:
Физические и психологические игры, тренинги: 1) двигательные (спортивные, подвижные, моторные); 2) экстатические; 3) экспромтные; 4) лечебные (игровая терапия).
Интеллектуально-творческие игры: 1) предметные забавы; 2) сюжетно- интеллектуальные; 3) дидактические (учебно-предметные, обучающие, познавательные); 4) строительные; 5) трудовые; 6) технические; 7)
конструкторские; 8) электронные; 9) компьютерные; 10) игры-автоматы; 11) игровые методы обучения.
Социальные игры:
-
творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссёрские, игры- грёзы, игры-драматизации); -
деловые (ролевые, имитационные, организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные) [40].
Таким образом, использование игровой деятельности в образовательном процессе начальной школы, это ключ к успешному формированию коммуникативных компетенций обучающихся.
Считается, что внеурочная работа, важный элемент педагогической деятельности, который продолжает и углубляет процесс, начатый на классных
занятиях, обеспечивает интересный и