Файл: Формирование коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 291

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1

младшей школы

Сущность, содержание и компоненты коммуникативно компетентности в деятельности педагога начальной школы

Игра как метод формирования коммуникативной компетенции у учащихся младшей школы во внеурочной деятельности

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА 2

КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

младших школьников

Реализация комплекса занятий, направленного на формирование коммуникативности у учащихся младшей школы

Анализ и обобщение результатов исследования

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Проведение родительского собрания на тему: «Новая философия взаимодействия семьи и школы)

Тест

Сценарий мероприятия на тему: «Дружба»

Инструкция по выполнению задания «Комплемент»

Инструкция по выполнению задания «Мешочек крика»

Инструкция к выполнению задания «Через стекло»

Инструкция к выполнению задания «План предстоящей деятельности»

Инструкция по выполнению задания «Пресс-конференция»

Инструкция к игре «Ситуации»

Инструкция к игре «Рассказы по фотографиям»

Инструкция к игре «Небоскрёб»


С. 235-237. URL:http://moluch.ru/archive/453/99986/ (дата обращения: 16.03.2023).

  1. Коммуникативная компетенция // Научный словарь-справочник от Автор24. – URL:http://spravochnik.ru/ (дата обращения: 10.03.2023).

  2. Коммуникативная компетенция // Центр современных методик преподавания. URL:http://www.dioo.ru/harakteristiki.html/ (дата обращения: 10.03.2023).

  3. Кравчук, О. П. Формирование коммуникативной культуры младших школьников: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / О. П. Кравчук; Белг. гос. пед. ун-т, 2012. – 205 с.

  4. Кукушин, В. С. Теория и методика воспитательной работы: учебное пособие / В. С. Кукушин. – Ростов-на-Дону: «МарТ», 2013. 320 с.

  5. Мельник, Г. М. Совершенствование системы управления дополнительными образовательными услугами общеобразовательной организации / Г. М. Мельник // Молодой учёный. 2015. - 12. С. 780-785. URL:http://moluch.ru/archive/92/20201/ (дата обращения: 16.03.2023).

  6. Новикова, С. Л. Виды игр и их классификация в педагогике. – URL:http://ped- kopilka.ru/ (дата обращения: 24.02.2023).

  7. Новиков, А. М. Профессиональное образование, устремлённое в будущее / А. М. Новиков // Проблемы современного образования. 2014. - 3. С. 9-11.

  8. Нормативно-правовое обеспечение Государственный образовательный стандарт начального общего образования // Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики: официальный сайт. 2023. URL:http://donippo.org/ (дата обращения: 25.01.2023).

  9. Организация внеурочной деятельности и занятости обучающихся. Исследовательская и проектная деятельность в начальной школе. URL:http://sch373.narod.ru/ (дата обращения: 18.02.2023).

  10. Парапулова, Е. Г. Самопознание и этика общения как средства формирования коммуникативных умений у представителей молодого поколения / Е. Г. Парапулова, Т. Д. Панченко // Педагогика толерантности. – 2011. - № 45. – С. 56- 57.

  11. Профессиональная компетентность педагога и педагогическое мастерство. – URL:http://kpfu.ru/staff_files/ (дата обращения: 13.03.2023).

  12. Ротова, Н. А. Сущность, содержание и компоненты коммуникативной компетенции педагога начального общего образования / Н. А. Ротова // Вестник науки об образовании. 2015. - 7. С. 110-116.

  13. Рохлина, Е. А. Исследования формирования коммуникативной культуры младших школьников / Е. А. Рохлина // Молодой учёный. – 2014. - № 1. – С. 636- 639. URL:http://moluch.ru/arhive/90/20200/ (дата обращения: 13.03.2023).

  14. Сальникова, С. А. Ключевые компетенции в современном образовании / С. А. Сальникова // Начальная школа «до» и «после». 2014. - 12. С. 70-74.

  15. Сергеев, И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроках и во внеурочной деятельности / И. С. Сергеев, В. И. Блинов. – Москва: АРКТИ, 2010. – 129 с.

  16. Система знаний, направленных на развитие учебно-досуговой деятельности у обучающихся младшей школы на внеурочных занятиях общего интеллектуального развития. URL:http://videouroki/net/ (дата обращения: 24.02.2023).

  17. Смирнова, Е. О. Проективная методика «Картинки» / Е. О. Смирнова, Е. А. Калягина. URL:http://studopedia.net/ (дата обращения: 18.02.2023).

  18. Специфика работы специализированного коррекционного образовательного учреждения. URL:http://studbooks.net/ (дата обращения: 16.03.2023).

  19. Тихонова, Т. Е. Формирование коммуникативной культуры младших школьников в условиях полиязыкового образования: дис. канд. пед. наук:


13.00.01 / Т. Е. Тихонова; Соч. гос. пед. ун-т, 2011. 203 с.

  1. Учебно-методический кабинет: Виды игр и их классификация в педагогике. – URL:http://sch373.narod.ru/ (дата обращения: 24.01.2023).

  2. Фетисова, Е. Ю. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры подростков, испытывающих трудности в обучении и общении: дис.

…канд. пед. наук:13.00.01: / Е. Ю. Фетисов; Курск. гос. пед. ун-т. – Курск, 2011. – 205 с.

  1. Формирование коммуникативных компетенций младших школьников. URL:http://studfile.net/preview/206/596/ (дата обращения: 18.02.2023).

  2. Хамраева, Т. А. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников / Т. А. Хамраева // Достижения науки и образования. – 2018. - № 9. – С. 90-91.

  3. Хуторской, А. В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования. URL:http://cyberlenibka.ru/ (дата обращения: 10.03.2023).

  4. Чамкин, А. С. Социология коммуникации: учебное пособие высшего образования (бакалавр) / А. С. Чамкин. Москва: Инфа-М, 2013. – 295 с.

  5. Что такое компетенция простыми словами (профессиональная, коммуникативная). URL:http://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/kompetenciya- chto-takoe.html/ (дата обращения: 10.03.2023).

  6. Шацкий, С. Т. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников. URL:http://studfile.net/preview/2061596/ (дата обращения: 25.01.2023).

  7. Шмаков, С. А. Классификация игр, функции и структура разных видов игр. – URL:http://studfile.net/preview/1742200/ (дата обращения: 24.02.2023).

  8. Яндукова, Т. А. Формирование коммуникативной культуры младших школьников средствами коммуникативных действий / Т. А. Яндукова // Вестник. 2011. - № 4. – С. 246-249.

ПРИЛОЖЕНИЯ




Приложение А

Тест оценки коммуникативных умений по методике А. А. Карелина


п/п

Вопрос теста

Оценивание вопросов теста

«почти всегда»

«в

большинстве случаев»

«иногда»

«редко»

1

Стараетесь ли Вы «уйти» от беседы в случаях, когда Вам неинтересна её тема

или её собеседник?













2

Раздражают ли Вас манеры Вашего

собеседника?













3

Может ли неприятное высказывание

другого человека спровоцировать Вас на резкость или грубость?













4

Избегаете ли Вы вступать в разговор с неизвестными или малознакомыми Вам людьми?













5

Имеете ли Вы привычку перебивать

Вашего собеседника?













6

Делаете ли Вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о

другом?













7

Меняете ли Вы тон, голос, выражение

лица в зависимости от того, кто Ваш собеседник?













8

Меняете ли Вы тему разговора, если она

Вам неприятна?













9

Поправляете ли Вы своего собеседника, если в его речи встречаются неправильно

произнесённые слова или названия?













10

Бывает ли у Вас снисходительный тон, с

оттенком пренебрежения, по отношению к собеседнику?













Инструкция, обработка и интерпретация результатов теста

  • на против каждого вопроса, в определённой колонке, поставить знак «+»;

  • посчитать полученные баллы;

  • по количеству полученных баллов определить уровень коммуникативных умений, в частности умения слушать

«почти всегда» - 2 балла

«в большинстве случаев» - 4 балла

«иногда» - 6 баллов

«редко» - 8 баллов

Чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать. Если набрано:

  • более 62 баллов, Вы слушатель «высшего уровня»;

  • 55 баллов, Вы слушатель «среднего уровня»;

  • ниже 50 баллов, Вы слушатель «ниже среднего уровня»


Приложение Б

Примеры сюжетных картинок, определяющие коммуникативную компетенцию младшего школьника в общении со сверстниками (согласно методике Е. О. Смирновой и Е. В. Калягиной «Картинки»)







Продолжение прил. Б








Продолжение прил. Б
Предполагаемые этапы диагностики, определяющие коммуникативную компетентность младшего школьника в общении со сверстниками (согласно методике Е. О. Смирновой и Е. В. Калягиной
«Картинки»)


1

На каждой картинке есть персонаж, который был обижен другим. Выбирается персонаж в соответствии с полом ребёнка (для мальчиков – с обиженным мальчиком, а для девочек

с обиженной девочкой)

2

Картинки показываются поочерёдно. Задаются определённые вопросы, которые

фиксируются в протоколе: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке?»

3

Если ребёнок видит конфликтную ситуацию, задаётся наводящий вопрос: «Что бы ты

сделал (а) на месте ребёнка, которого обидели?»

4

В случае, если на первый вопрос ребёнок не может дать развёрнутого ответа, констатируется отсутствие социальной компетенции.

Нет развёрнутого ответа, например, отвечает, что это: «Дети» или «Мальчики и девочки играют»

5

Если же даётся содержательный ответ, то он будет оцениваться таким образом:

Уход от ситуации («убегу», «не знаю», «пожалуюсь маме», «обижусь» и т. п. Агрессивный выход («всех прогоню», «всех побью», «всех покусаю» и т. п. Вербально-оценочное решение (скажу: «что так нельзя», «что плохо сделали» и поступит от ребёнка объяснение как надо поступить в этой ситуации) Конструктивное решение («найду других друзей», «построю новый дом»,

«починю куклу», «подожду» и т. п.

  1. балл

  2. балла

  3. балла




  1. балла

6

Сопоставить показатели поведения ребёнка в разных ситуациях, для выявления

предпочитаемой им формы общения:

Выбор ситуации общения

3 балла

Оценивающие показателей при общении:

  • активность

  • чувствительность

  • способность слушать

  • адекватно отвечать

  • общий интерес

  • эмоциональная вовлечённость

Шкала сравнения показателей:

  • полное отсутствие качеств

  • слабая степень выраженности (1-2 проявлений)

  • средняя степень выраженности (3-5 проявлений)

  • сильная степень выраженности (более 5 проявлений)




  1. баллов

  2. балл




  1. балла




  1. балла

7

Итоговый подсчёт баллов:

  • 50 баллов и более Ваше общение со сверстниками «высшего уровня»

  • от 30 баллов до 44 баллов Ваше общение со сверстниками находится на «среднем уровне»

  • ниже 30 баллов Ваше общение со сверстниками находится на «низком уровне»


Окончание прил. Б
Протокол индивидуального диагностического обследования коммуникативной компетенции со сверстниками (согласно методике Е. О.
Смирновой и Е. В. Калягиной «Картинки»)
Группа (класс) Специализация (если есть) Имя, фамилия, пол ребёнка Дата рождения, точный возраст на момент диагностики

картинки

Отсутствие ответа

Уход от ситуации

Агрессивный выход

Вербально- оценочное

решение

Конструктивное решение

1
















2
















3
















4
















5
















Всего баллов
















Приложение В