Файл: Учебное пособие для студентов специальностей 125 01 10 Коммерческая деятельность.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 825
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Модель общей задачи линейного программирования
2 Транспортные задачи в моделировании
3 Экономико-статистическое моделирование и прогнозирование средствами MS Excel
4 Модели управления товарными запасами
5 Системы массового обслуживания
6 Модели сетевого планирования и управления
7 Применение элементов теории игр при принятии управленческих решений
Задачи для самостоятельного решения
Задача 1. В небольшом магазине покупателей обслуживает один продавец. Среднее время обслуживания одного покупателя - 4 мин. Интенсивность потока покупателей — 3 человека в минуту. Вместимость магазина такова, что одновременно в нем в очереди могут находиться не более 20 человек. Покупатель, пришедший в переполненный магазин, когда в очереди уже стоят 20 человек, не ждет снаружи и уходит. Определить вероятность того, что пришедший в магазин покупатель получит отказ, т.е. что магазин потеряет покупателя. Определить предельные характеристики эффективности функционирования СМО.
Задача 2. Справочная служба крупного торгового центра имеет один телефон, по которому дает справки о наличии товара в отделах торгового центра. Эта служба получает запросы, поступающие по пуассоновскому закону со скоростью в среднем 10 запросов/час. Время обслуживания распределено экспоненциально, скорость обслуживания — 12 запросов/час. Определить предельные характеристики эффективности функционирования СМО.
Задача 3. Фирма «Модерн» предлагает своим клиентам помощь в дизайне магазинов. В нормальном режиме за каждый час прибывает в среднем 2,5 клиента. Единственный консультант по дизайну отвечает на вопросы клиента и дает необходимые рекомендации. Он тратит на каждого посетителя в среднем 10 мин.
Предполагая пуассоновское распределение времени прибытия и экспоненциальное распределение продолжительности обслуживания, определить:
1) среднее время, которое клиент проводит в очереди;
2) среднюю длину очереди;
3) среднее время, которое клиент проводит в системе обслуживания;
4) среднее число клиентов в системе обслуживания;
5) вероятность того, что система обслуживания окажется незанятой.
Желательно, чтобы прибывающий клиент не ждал своей очереди в среднем более 5 мин. Соответствует ли реальная ситуация данному пожеланию? Если нет, то, что необходимо предпринять? Предположим, что консультант способен уменьшить среднее время, которое он проводит с клиентом, до 8 мин. Какой станет средняя скорость обслуживания? Будет ли достигнута желаемая цель?
Задача 4. Торговая фирма планирует принимать заказы клиентов по телефону. Для этой цели необходимо выделить и подготовить персонал, а также выбрать соответствующую мини-АТС с несколькими телефонными аппаратами. Порядок обслуживания должен быть следующим: если заказ поступает, когда все линии заняты, то абонент получает отказ. Если же в момент поступления заказа хотя бы одна линия свободна, то осуществляются переключение на эту линию и оформление заказа. Предполагаемая интенсивность входящего потока требований составляет 2,5 заказа/мин. Длительность же оформления заказа в среднем будет равна 0,8 мин. Определить, какое минимальное количество каналов обслуживания необходимо, чтобы обслуживать не менее 90 % поступающих заказов. Рассчитать основные показатели работы СМО.
Задача 5. Есть возможность спроектировать две СМО с отказами. В первой СМО производительность каждого канала равна 10 заявок в час, во второй — 18 заявок в час. Система должна обеспечивать вероятность обслуживания роб = 0,95 при интенсивности входящего потока заявок, равной 45 заявок в час. Определить количество каналов для каждой СМО. Задачу решить графически — построить графики зависимости вероятности обслуживания роб от числа каналов для обеих СМО.
Задача 6. В магазине самообслуживания установлено 3 кассовых аппарата. В течение часа магазин посещают 96 чел., наибольшая очередь к кассе — 8 чел., среднее время обслуживания клиента — 2,5 мин. Считая поток покупателей простейшим, определить основные характеристики СМО.
Задача 7. Рассмотрим работу магазина, торгующего по методу самообслуживания, в котором имеется 2 кассы. Обслуживание одного покупателя длится приблизительно 2 мин. В среднем касса каждую минуту обслуживает покупателя. Все потоки в системе простейшие.
Определить:
1) вероятность того, что в системе нет требований;
2) среднее число требований в очереди;
3) среднее время ожидания;
4) среднее время, которое требование проводит в системе;
5) вероятность того, что прибывающему требованию придется ждать обслуживания.
Пусть цель обслуживания состоит в том, чтобы обеспечить состояние, при котором в среднем не более 25 % требований вынуждены ждать. Предположим, что система расширилась до трехканальной. Выполняется ли это условие в данном случае?
Задача 8. В районной налоговой инспекции в отделе по налогообложению физических лиц работает три инспектора. В среднем на оформление документов уходит минут двадцать. Население в часы приема в среднем обращается по три человека в час. Определить основные характеристики данной СМО.
6 Модели сетевого планирования и управления
-
Формируемые навыки и умения:
- изучение правил и методики построение сетевых графиков;
- освоение методики расчета основных временных параметров сетевой модели;
- освоение методики решения задачи сетевого планирования с одновременной оптимизацией средствами Excel.
Теоретическая поддержка
При планировании сложных комплексов взаимосвязанных и взаимообусловленных работ (проектов), оперативном управлении ходом их выполнения и их оптимизации по различным критериям наиболее эффективны методы сетевого планирования и управления (СПУ).
Например, в торговле методы и модели СПУ могут применяться при выполнении следующих работ: заготовке, переработке и закладке плодоовощной продукции на длительное хранение; переводе магазина на самообслуживание; строительстве универсальной оптовой базы, разработке плана развития торговой сети; планировании торговой деятельности; составлении бухгалтерского отчета; разработке торгово-финансового плана; поставке товаров покупателям; заключении договоров на поставку; открытии нового торгового предприятия; проведении текущего или капитального ремонта; реконструкции торговых предприятий; подготовке и проведении оптовых ярмарок; организации и проведении выставок-продаж товаров и др.
1 Построение сетевого графика и расчет основных параметров сетевой модели
В основе методов СПУ лежит графическое представление проекта (комплекса работ для достижения заданной цели) в виде сетевого графика. Он отражает технологическую последовательность и логическую связь работ в процессе достижения цели.
Работа – это любое действие, трудовой процесс, сопровождающийся затратами ресурсов или времени и приводящий к определённым результатам. На сетевых графиках работы изображаются отрезками прямых линий с указанием направления, т.е. дугами. Рядом с дугой указываются числовые характеристики: время выполнения работы, расход ресурса, количество исполнителей и т.д.
Событие означает факт окончания всех работ, в него входящих, или начала работ, из него выходящих. На сетевом графике события изображаются геометрическими фигурами (кругами или квадратами).
Сетевой график с указанными на нём данными служит для расчёта основных временных параметров проекта, таких как ранние и поздние сроки наступления событий; резервы времени событий; ранние и поздние сроки начала работ; ранние и поздние сроки окончания работ; резервы времени работ; критический срок выполнения проекта.
Пример решения задачи
Постановка задачи. Оценив экономическую и социальную эффективность внедрения самообслуживания в магазине «Продовольственные товары», осуществляющего продажу товаров традиционным методом, руководство магазина приняло решение о его переводе на торговлю методом самообслуживания. Комплекс работ по переводу магазина на самообслуживание представлен в таблице 6.1.
Требуется:
1) построить сетевой график проекта;
2) рассчитать минимальное время выполнения проекта;
3) рассчитать временные параметры свершения событий;
4) определить сроки выполнения работ и их резервы времени.
Таблица 6.1 – Комплекс работ по переводу магазина на самообслуживание
Работа | Работа (i,j) | Содержание работы | Предшествующие работы | Длительность работ (tij), дней |
А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10 А11 А12 | (0,1) (1,2) (1,3) (2,4) (3,5) (4,6) (5,6) (5,8) (5,7) (6,8) (7,8) (8,9) | Составление сметы Приобретение оборудования Подбор кадров Монтаж оборудования Подготовка кадров Оформление торгового зала Доставка товаров Заказ и получение форменной одежды Заказ и получение ценников Выкладка товаров Заполнение ценников Открытие магазина | - А1 А1 А2 А3 А4 А5 А5 А5 А6, А7 А9 А8, А10, А11 | t0,1 = 15 t1,2 = 16 t1,3 = 6 t2,4 = 6 t3,5 = 5 t4,6 = 8 t5,6 = 6 t5,8 = 14 t5,7 = 8 t6,8 = 2 t7,8 = 4 t8,9 = 3 |
Решение задачи
Для перехода от структурно-временной таблицы к сетевой модели необходимо следовать следующим правилам:
1) Дугами обозначать работы, причём удобно над дугами писать соответствующую продолжительность.
2) Кругами (узлами) обозначать события начала или окончания одной или нескольких работ.
3) Каждая работа в сети представляется одной дугой. Ни одна из работ не должна повторяться в модели дважды. Если какая-либо работа разбивается на части, тогда каждая часть изображается отдельной дугой.
4) Ни одна пара работ не должна определяться одинаковыми начальным и конечным событиями. Реально две или больше работ допустимо выполнять одновременно. В этом случае вводят фиктивную работу, которая не требует затрат ресурсов и времени.
5) В ходе построения сети последовательность и взаимосвязь составляющих ее работ выявляется следующей группой вопросов:
- какие работы необходимо выполнить и какие условия выдержать для того, чтобы приступить к выполнению данной рассматриваемой работы;
- какие работы можно и целесообразно выполнять параллельно с выполнением данной работы;
- какие работы можно начать после выполнения определенной части рассматриваемой работы;
- какие работы можно начать только после полного выполнения рассматриваемой работы.
Приступая к построению сетевого графика, заметим, что работе А1 не предшествует ни одна работа. Она изобразится дугой, выходящей из события 0, означающего исходный момент, с которого начинается выполнение рассматриваемого комплекса работ. Работам А2 и А3 предшествует работа А1, поэтому дуги, соответствующие этим работам, на сетевом графике будут следовать непосредственно за дугой А1 от события 1, означающего момент окончания работы А1 и начало работ А2 и А3. Работы А4 и А5 должны выполняться непосредственно после выполнения работ А2 и А3 соответственно, поэтому дуги А4 и А5 следуют за дугами А2 и А3. Рассуждая аналогично, построим сетевой график (рисунок 6.1). Работа А12 — завершающая работа комплекса, она исходит из события 8, означающего факт выполнения работ А10, А8, А11. Конечное её событие 9 означает момент завершения работ всего рассматриваемого комплекса.