Файл: Сборник клинических задач для государственной (итоговой) аттестации по специальности 060101 лечебное дело.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 10671

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Проблемно-ситуационные задачи

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Гастроэнтерология

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Нефрология

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Гематология

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эндокринология

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Заболевания соединительной ткани

Эталоны ответов

Аллергология

Эталоны ответов

Задачи по оказанию доврачебной помощи при неотложных состояниях

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ



1. При сборе эпидемиологического анамнеза учитывается:

  • половая жизнь, количество половых партнеров, наличие случайных партнеров, наличие половых связей с мужчинами, применение презерватива;

  • применение наркотиков, в т.ч. внутривенно, продолжительность применения, использование индивидуальных или общих шприцев, технология приготовления наркотиков;

  • является ли больной донором;

  • соблюдает ли больной личную гигиену;

  • пользуется ли пациент услугами парикмахерскими, маникюрных кабинетов, косметических кабинетов.

2. На основании:

  • жалоб - на слабость, чувство тяжести в правом подреберье, потерю аппетита;

  • объективных данных - следы от инъекций на предплечьях, увеличение печени

  • можно предположить парентеральный вирусный гепатит. Учитывая наличие лимфаденопатии, можно предположить и ВИЧ-инфекцию.

3. Тактика фельдшера включает:

  • предложить пациенту госпитализацию в инфекционный стационар.

  • При отказе от госпитализации:

  • рекомендовать пациенту обратиться в поликлинику по месту жительства;

  • дать рекомендации по предотвращению распространения инфекции (необходимо пользоваться индивидуальными бритвой, зубными щетками, маникюрными ножницами; при половых контактах использовать презерватив; инъекции делать только одноразовыми шприцами).

4. Студент демонстрирует технику обработки неповрежденных кожных покровов при попадании на них биологических жидкостей согласно алгоритму.
ЗАДАЧА 8

К фельдшеру обратилась мать по поводу болезни ребенка 5-и лет. Ребенок болен в течение недели: беспокоит кашель, высокая температура тела, вялость. В течение последнего года ребенок дважды перенес бронхит, отит, несколько раз ОРВИ. В последнее время ухудшился слух.

В трехлетнем возрасте ребенок перенес обширный ожог, получал переливание крови.

При осмотре: состояние средней степени тяжести. Кожные покровы бледные. На нижней губе — пузырьки с серозным содержимым. Отмечается легкое косоглазие, которое мать раньше не замечала. Увеличены затылочные, шейные, подчелюстные и подмышечные лимфоузлы до 1 см в диаметре, безболезненные, не спаянные. В легких выслушиваются рассеянные сухие хрипы. Печень пальпируется у края реберной дуги.

Задания

  1. Предположите диагноз и обоснуйте его.

  2. Расскажите об особенностях течения данного заболевания у детей.

  3. Перечислите существующие направления диагностики данного заболевания.

  4. Продемонстрируйте технику обработки кожных покровов при уколе инфицированной иглой.


Эталоны ответов

1. Предварительный диагноз - ВИЧ-инфекция, 4Встадия. Пневмония.

Диагноз поставлен на основании:

  • анамнеза заболевания - частые повторные ОРВИ;

  • эпидемиологического анамнеза- переливание крови в трехлетнем возрасте;

  • объективных данных - увеличение периферических л/у, неврологическая симптоматика в виде косоглазия, кашель , хрипы в легких.

2. У детей рано появляется неврологическая симптоматика. Примерно 80% детей, больных СПИДом, умирают от пневмонии. Если инфицирование происходит во время родов, то дети отстают в психомоторном развитии. Нехарактерно развитие саркомы Капоши.

3. Направления:

  • выявление антител к ВИЧ: методы иммуноферментного анализа (ИФА) и иммунного блотинга (ИБ);

  • выявление ВИЧ и его компонентов: метод полимеразной цепной реакции (ПЦР);

  • определение активности иммунной системы: определение количества Т-хелперов.

4. Студент демонстрирует технику обработки кожных покровов при уколе инфицированной иглой согласно алгоритму.

Нервные болезни

ЗАДАЧА 1

Вы работаете фельдшером скорой помощи. Прохожий останавливает вашу машину, едущую с вызова. На обочине дороги лежит мужчина средних лет, без сознания.

Объективно: неконтактен, речь отсутствует, болевая реакция сохранена. На голове множественные ушибленные рваные раны, в лобной части подкожная гематома. На волосистой части головы, в затылочной области, подкожная гематома без повреждения кожных покровов. Левый зрачок немного шире, чем правый. Правые конечности неподвижны. АД 80/60 мм рт. ст., пульс 64 уд./мин., дыхание поверхностное, учащенное, ЧДД 26 в минуту.

Задания

  1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

  2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

  3. Продемонстрируйте технику наложения асептической повязки на область ран.


Эталоны ответов

1. Черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга.

Основание: данные объективного смотра: нарушение сознания (сопор), ранение головы, нарушение сердечной и дыхательной деятельности (гипотония и одышка), очаговые неврологические симптомы (анизокория, гемиплегия).

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

  • убедиться в проходимости верхних дыхательных путей, при необходимости очистить ротовую полость от слизи и зубных протезов и установить воздуховодную трубку;

  • ввести гормоны (преднизолон, дексаметазон) в/в для снижения внутричерепного давления, профилактики отека мозга; при судорогах — бензодиазепины;

  • наложение асептической повязки на область ран с предварительной обработкой 3% раствором перекиси водорода;

  • транспортировать на носилках с приподнятым на 30 градусов головным концом в нейрохирургический стационар.



ЗАДАЧА 2

Вы фельдшер скорой помощи. Вызов в общественное место. Женщина около 30 лет без сознания лежит на земле. Кожные покровы бледные, цианотичные. Челюсти сжаты, голова запрокинута назад. Руки и ноги в полусогнутом положении, мышцы напряжены. Зрачки расширены, равны с обоих сторон, на свет не реагируют. Через несколько секунд после осмотра развились симметричные подергивания мышц лица и конечностей. Появилась розовая пена изо рта. Непроизвольное мочеиспускание. АД 180/90 мм рт. ст, пульс 102 удара в минуту.
Задания

  1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациентки.

  2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

  3. Продемонстрируйте способ укладки больного в данном состоянии.


Эталоны ответов

1. У больной большой судорожный припадок. Заключение основано на том, что приступ развился внезапно с потерей сознания, падением больного, наблюдались тоническая, затем клоническая фазы припадка, характерный цианоз лица, выделение розовой пены изо рта (за счет прикуса языка), непроизвольное мочеиспускание.

2 Алгоритм неотложной помощи:

  • если больной упал лицом вниз, необходимо положить его на спину;

  • голову повернуть на бок, чтобы обильно выделяющаяся слюна не попала в дыхательные пути;

  • расстегнуть воротник и пояс для облегчения дыхания;

  • под голову положить что-нибудь мягкое для предохранения от ушибов;

  • не следует применять силу при удерживании больного во время судорог для профилактики вывихов и переломов;

  • с целью предохранения языка от прикусывания, вложить сбоку между коренными зубами ручку ложки или шпатель, обернутый марлей, если этих предметов нет под руками, можно воспользоваться туго свернутой тканью или жгутом из края одежды. Запрещается применять не обернутые металлические или деревянные предметы, возможна аспирация обломками зубов, дерева или металла;

  • специального лечения во время приступа не проводится в связи с кратковременностью и обратимостью приступа;

  • госпитализация в ряде случаев в дежурное неврологическое отделение (эпиприпадок на улице, впервые развившийся эпиприпадок и др.).

3. Уложить больного на бок или повернуть голову на бок, убрать твердые предметы от головы для избежания травмы при судорогах.
ЗАДАЧА 3

Вызов фельдшера скорой помощи на дом к мужчине 60 лет, находящемуся без сознания. Со слов жены, за несколько часов до потери сознания жаловался на сильную головную боль, головокружение, тошноту, рвоту. Накануне было застолье с употреблением алкоголя. В анамнезе - гипертоническая болезнь, систематически не лечился.


Объективно: неконтактен, речь отсутствует. Гиперемия лица, зрачки расширены, равны с обоих сторон, реакция на свет отсутствует, психомоторное возбуждение, левосторонняя гемиплегия. АД 280/120 мм рт. ст., пульс 120 ударов в минуту, дыхание шумное, глубокое.

Задания

  1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

  2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап

  3. Продемонстрируйте технику струйного внутривенного введения.


Эталоны ответов

1 Острое нарушение мозгового кровообращения (геморрагический инсульт) в правой гемисфере, апоплектическая кома, нарушение витальных функций, левостороняя гемиплегия.

Заключение основано на данных анамнеза: гипертоническая болезнь, употребление алкоголя, внезапное начало, степень неврологических нарушений.

2 Алгоритм оказания неотложной помощи:

  • ввести дроперидол 3-5 мл 0,25 % в/в или реланиум 10 мг в/в с целью купирования психомоторного возбуждения и снижения АД;

  • ввести эуфиллин 2,4% 10,0 в/в на 10 мл 20 % глюкозы;

  • повторно измерить АД через 3-5 мин;

  • при необходимости ввести гипотензивные препараты ( дибазол и папаверин в/в или в/м) для снижения АД не более 20 % исходного;

  • госпитализировать на носилках в дежурный неврологический стационар.

3. Внутривенное введение проводится в соответствии с алгоритмом действий.
ЗАДАЧА 4

Вызов фельдшера скорой помощи на дом. Мужчина 35 лет, жалобы на выраженные головные боли постоянного, «распирающего» характера, сопровождающиеся тошнотой, рвотой, гиперестезией, головокружением, ознобом и общей слабостью. Болеет второй день.

Объективно: АД 130/80, пульс 70 ударов в минуту, температура 39, 8 градусов.

Ригидность шеи 3-4 поперечных пальца. Выявляется симптом Кернига. Рефлексы с конечностей оживлены, равны. На кожных покровах туловища единичные геморрагические высыпания.

Задания

  1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

  2. Расскажите о возможных осложнениях и прогнозе.

  3. Расскажите об объеме догоспитальной помощи и транспортировке больного по назначению.

  4. Продемонстрируйте исследование менингеальных симптомов.


Эталоны ответов

1. Менингит, предположительно менингококковый гнойный. Диагноз устанавливается на основании оболочечных симптомов; общеинфекционных признаков; геморрагической сыпи.

2. При неоказании помощи развивается отек-набухание головного мозга с вклинением
, гипертермия, инфекционно-токсический шок,эписиндром с возможным летальным исходом.

3. Алгоритм оказания неотложной помощи:

  • Введение Sol. Prednisoloni в/в 60-90 мг (противовоспалительный и противоотечный эффект);

  • возможно введение 10 мл 25% р-ра магния сульфата и литической смеси;

  • введение 3 000 000 ЕД пенициллина при транспортировке несколько часов;

  • транспортировка на носилках в инфекционную больницу, экстренное извещение.

4. Исследование менингиальных симптомов.

Ригидность шеи: больной лежит на спине, фельдшер сгибает больному голову, приводя подбородок к грудине. Ригидность измеряется количеством поперечных пальцев фельдшера между подбородком и грудиной.

Симптом Кернига: больной лежит на спине, фельдшер сгибает ногу больного в тазобедренном и коленном суставах. Выпрямляет ногу в коленном суставе, симптом Кернига измеряется в градусах
ЗАДАЧА 5

Вызов на дом фельдшера скорой помощи. Мужчина 60 лет, жалобы на нарушение речи (по типу «каши во рту»), общую слабость, головокружение, головную боль (умеренно выраженную), онемение в правых конечностях и правой половине лица. Болеет второй день. Сначала онемели правые конечностях, сегодня с утра появились нарушения речи.

Объективно: АД 120/70 мм рт. ст., пульс 68 ударов в минуту, температура 36, 6 град. С. Речь нарушена: нечетко выговаривает слова, «проглатывает» окончания фраз. Понимание речи сохранено.Опущен угол рта справа. Сила мышц рук и ног снижена справа. Походка нарушена: слегка подволакивает правую ногу. Снижена чувствительность в правых конечностях.

Задания

  1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

  2. Расскажите об объеме догоспитальной помощи и транспортировке по назначению.

  3. Составьте план диагностических мероприятий и принципов лечения в стационаре.

  4. Продемонстрируйте пробу Барре на утомляемость.


Эталоны ответов

1. Острое нарушение мозгового кровообращения (ишемический инсульт в левой средней мозговой артерии), правосторонний гемипарез, гемианестезия, моторная афазия. Относительно постепенное развитие симптомов заболевания, очаговость двигательных и чувствительных нарушений, моторная афазия.

2. Догоспитальная помощь:

  • снять ЭКГ;

  • ввести эуфиллин 2, 4-10% в/в (с целью улучшения мозгового кровообращения);

  • ввести преднизолон 30 мг в/в (противоотечный эффект);

  • возможно введение 10 мл 25% р-ра магния сульфата и/или фуросемид 1% - 2, 0 в/в для предупреждения отека мозга:

  • транспортировать на носилках в дежурный неврологический стационар.