Файл: Программа основного общего образования география (для 59 классов образовательных организаций).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 261

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная заПиска

содержание учебного Предмета «география»

тема 1. история географических открытий

тема 1. Планы местности

тема 2. географические карты

тема 1. литосфера — каменная оболочка земли

Практикум «сезонные изменения в природе своей местности»

6 класс

тема 3. атмосфера — воздушная оболочка земли

тема 4. биосфера — оболочка жизни

Природно-территориальные комплексы

тема 2. литосфера и рельеф земли

тема 3. атмосфера и климаты земли

тема 4. мировой океан — основная часть гидросферы

тема 1. численность населения

тема 2. страны и народы мира

тема 1. Южные материки

тема 2. северные материки

тема 3. Взаимодействие природы и общества

тема 2. географическое положение и границы россии

тема 3. Время на территории россии

тема 4. административно-территориальное устройство россии. районирование территории

тема 1. Природные условия и ресурсы россии

тема 2. геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

тема 3. климат и климатические ресурсы

тема 4. моря россии. Внутренние воды и водные ресурсы

тема 5. Природно-хозяйственные зоны

тема 1. численность населения россии

тема 2. территориальные особенности размещения населения россии

тема 3. народы и религии россии

тема 4. Половой и возрастной состав населения россии

тема 5. человеческий капитал россии

тема 2. топливно-энергетический комплекс (тЭк)

тема 3. металлургический комплекс

тема 4. машиностроительный комплекс

тема 5. Химико-лесной комплекс

тема 6. агропромышленный комплекс (аПк)

тема 7. инфраструктурный комплекс

тема 8. обобщение знаний

тема 1. западный макрорегион (европейская часть) россии

тема 2. Восточный макрорегион (азиатская часть) россии

тема 3. обобщение знаний

Планируемые результаты осВоения учебного Предмета «география»

класс

класс

класс

класс

9 класс

ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы 47тематическое ПланироВание

класс


(1 час в неделю, всего 34 часа, 5 часов резервное время)


Тематические блоки, темы

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Раздел 4. Оболочки Земли (32 часа, их них в 6 классе 25 часов)

Тема 2.

Гидросфера и методы её

Называть части гидросферы;

Гидро-

изучения Части гидро-

описывать круговорот воды в природе;

сфера

сферы Мировой кругово-

называть источник энергии круговорота воды в природе;

водная

рот воды Значение

описывать по физической карте полушарий, физической карте

оболочка

гидросферы

России, карте океанов, глобусу местоположение изученных

Земли

Исследования вод Миро-

географических объектов для решения учебных и (или)

(9 часов)

вого океана Профессия

практико-ориентированных задач;

океанолог Солёность

определять по картам и различать свойства вод отдельных







и температура океаниче-

частей Мирового океана;




ских вод Океанические

применять понятия «гидросфера», «круговорот воды», «цуна-




течения Тёплые и холод-

ми», «приливы и отливы» для решения учебных и (или)




ные течения Способы

практико-ориентированных задач;




изображения на геогра-

определять по картам направления тёплых и холодных







океанических течений;





фических картах океани- ческих течений, солёно- сти и температуры вод Мирового океана на картах Мировой океан

и его части Движения вод Мирового океана: волны; течения, приливы и отливы Стихийные явления в Мировом океане Способы изуче- ния и наблюдения за загрязнением вод Миро- вого океана

Воды суши Способы изображения внутренних вод на картах

Реки: горные и равнин- ные Речная система, бассейн, водораздел Пороги и водопады Питание и режим реки Озёра Происхождение озёрных котловин Питание озёр Озёра сточные и бессточные Профессия гидролог Природные ледники: горные и покровные Профессия гляциолог

приводить примеры стихийных явлений в Мировом океане; называть причины цунами, приливов и отливов;

описывать положение на карте главных океанических тече- ний, глубоководных желобов и впадин Мирового океана, крупных островов и полуостровов;

применять понятия «река», «речная система», «речной бассейн», «водораздел» для объяснения особенностей питания, режима, характера течения рек;

различать понятия «питание» и «режим реки»; классифицировать объекты гидросферы (моря, озёра, реки, подземные воды, болота, ледники) по заданным признакам; выявлять на основе представленной информации причин- но-следственные связи между питанием, режимом реки

и климатом на территории речного бассейна;

сравнивать реки по заданным признакам (при выполнении практической работы 1);

давать географическую характеристику одного из крупнейших озёр России и оформлять в виде презентации (при выполне- нии в групповой форме практической работы 2);

приводить примеры районов распространения многолетней мерзлоты;

сравнивать инструментарий (способы) получения географиче- ской информации о глубине Мирового океана, о направлении океанических течений, о ледниках и многолетней мерзлоте на разных этапах географического изучения Земли; приводить примеры изменений в гидросфере в результате деятельности человека на примере мира и России;

приводить примеры использования человеком воды; различать понятия «грунтовые, межпластовые и артезианские воды»;



ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы

59




60

Федеральная рабочая программа



Продолжениетабл.


Тематические блоки, темы

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся




Подземные воды (грунто- вые, межпластовые, артезианские), их проис- хождение, условия залегания и использова- ния Условия образова- ния межпластовых вод Минеральные источ- ники

Многолетняя мерзлота Болота, их образование Стихийные явления

в гидросфере, методы наблюдения и защиты Человек и гидросфера Использование человеком энергии воды Использование космиче- ских методов в исследо- вании влияния человека на гидросферу Практические работы

1 Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам

2 Характеристика одного из крупнейших озёр

объяснять образование подземных вод;

различать грунтовые и межпластовые воды, водопроницаемые и водоупорные породы;

объяснять образование подземных вод;

сравнивать чистоту межпластовых и грунтовых вод; выявлять существенные признаки артезианских вод; находить, использовать и систематизировать информацию

о поверхностных водных объектах своей местности; самостоя- тельно выбирать оптимальную форму представления географи- ческой информации (при выполнении практической работы

3);

формулировать суждения, выражать свою точку зрения по проблеме исчерпаемости или неисчерпаемости ресурсов пресной воды на планете;

планировать организацию совместной работы при выполнении учебного проекта о повышении уровня Мирового океана в связи с глобальными изменениями климата;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту; оцени- вать соответствие результата цели





России по плану в форме презентации

3 Составление перечня поверхностных водных объектов своего края

и их систематизация в форме таблицы




Тема 3.

Воздушная оболочка

Описывать строение атмосферы;

Атмосфера

Земли: газовый состав,

сравнивать свойства воздуха в разных частях атмосферы;

воздушная

строение и значение

сравнивать содержание различных газов в составе воздуха;

оболочка

атмосферы

сравнивать свойства воздуха в континентальных и морских

(11 часов)

Температура воздуха

Суточный ход температу-

воздушных массах (температура воздуха, влажность, запылён-

ность);




ры воздуха и его графи-

различать понятия «атмосфера», «тропосфера», «стратосфе-




ческое отображение

ра», «верхние слои атмосферы»;




Особенности суточного

применять понятия «атмосферное давление», «ветер», «атмос-




хода температуры возду-

ферные осадки», «воздушные массы» для решения учебных и




ха в зависимости от высо-

(или) практико-ориентированных задач;




ты Солнца над горизон-

определять амплитуду температуры воздуха, тенденции




том Среднесуточная,

изменений температуры воздуха по статистическим данным;




среднемесячная, средне-

устанавливать зависимость нагревания земной поверхности




годовая температура

от угла падения солнечных лучей в течение суток и в течение




Зависимость нагревания

года на примере своей местности на основе представленных




земной поверхности от

данных;




угла падения солнечных

определять различие в температуре воздуха и атмосферном




лучей Годовой ход

давлении на разной высоте над уровнем моря при решении




температуры воздуха

практико-ориентированных задач;




Атмосферное давле-

различать виды облаков и связанные с ними типы погоды;




ние Ветер и причины его

проводить измерения основных элементов погоды с использо-



ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы

61




62

Федеральная рабочая программа



Продолжениетабл.


Тематические блоки, темы

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся




возникновения Роза

ванием аналоговых и (или) цифровых приборов (термометр,

ветров Бризы Муссоны

барометр, анемометр, флюгер);

Вода в атмосфере Влаж-

различать относительную и абсолютную влажность воздуха;

ность воздуха Образова-

называть причины образования облаков, тумана;

ние облаков Облака и их

различать виды атмосферных осадков;

виды Туман Образова-

объяснять направления дневных и ночных бризов, муссонов;

ние и выпадение атмо-

различать понятия «погода» и «климат», «бриз» и «муссон»;

сферных осадков Виды

объяснять годовой ход температуры воздуха на разных

атмосферных осадков

географических широтах;

Погода и её показатели

объяснять влияние различных климатообразующих факторов

Причины изменения

на климат отдельных территорий; зависимость климата от

погоды

географической широты и высоты местности над уровнем

Климат и климатообразу-

моря;

ющие факторы Зависи-

различать климатические пояса Земли;

мость климата от геогра-

приводить примеры стихийных явлений в атмосфере;

фической широты

приводить примеры влияния климата на жизнь и хозяйствен-

и высоты местности

ную деятельность человека;

над уровнем моря

систематизировать географическую информацию в разных

Человек и атмосфера

формах (при выполнении практической работы 1); устанав-

Взаимовлияние человека

ливать зависимость между температурой воздуха и его относи-

и атмосферы Адаптация

тельной влажностью на основе анализа графиков суточного

человека к климатиче-

хода температуры воздуха и относительной влажности (при

ским условиям Профес-

выполнении практической работы 2);

сия метеоролог Основные

использовать географические вопросы для изучения глобаль-

метеорологические

ных климатических изменений; оценивать достоверность

данные и способы их

имеющейся информации;