Файл: Программа основного общего образования география (для 59 классов образовательных организаций).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 276
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
содержание учебного Предмета «география»
тема 1. история географических открытий
тема 1. литосфера — каменная оболочка земли
Практикум «сезонные изменения в природе своей местности»
тема 3. атмосфера — воздушная оболочка земли
тема 4. биосфера — оболочка жизни
Природно-территориальные комплексы
тема 2. литосфера и рельеф земли
тема 3. атмосфера и климаты земли
тема 4. мировой океан — основная часть гидросферы
тема 3. Взаимодействие природы и общества
тема 2. географическое положение и границы россии
тема 3. Время на территории россии
тема 4. административно-территориальное устройство россии. районирование территории
тема 1. Природные условия и ресурсы россии
тема 2. геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
тема 3. климат и климатические ресурсы
тема 4. моря россии. Внутренние воды и водные ресурсы
тема 5. Природно-хозяйственные зоны
тема 1. численность населения россии
тема 2. территориальные особенности размещения населения россии
тема 3. народы и религии россии
тема 4. Половой и возрастной состав населения россии
тема 5. человеческий капитал россии
тема 2. топливно-энергетический комплекс (тЭк)
тема 3. металлургический комплекс
тема 4. машиностроительный комплекс
тема 5. Химико-лесной комплекс
тема 6. агропромышленный комплекс (аПк)
тема 7. инфраструктурный комплекс
тема 1. западный макрорегион (европейская часть) россии
тема 2. Восточный макрорегион (азиатская часть) россии
Планируемые результаты осВоения учебного Предмета «география»
и рельеф | плиты и их движение | форм рельефа для решения учебных и (или) практико-ориен- |
Земли | Материки, океаны | тированных задач; |
(6 часов) | и части света Сейсмиче- ские пояса Земли | описывать закономерности изменения в пространстве круп- ных форм рельефа суши и Мирового океана на основе анализа |
| Формирование современ- | физической карты и карт строения земной коры (при выпол- |
| ного рельефа Земли | нении практической работы № 1); |
| Внешние и внутренние | объяснять пространственное распространение землетрясений |
| процессы рельефообразо- | и современного вулканизма (при выполнении практической |
| вания Полезные ископа- | работы № 2); |
| емые | устанавливать (используя карты атласа) взаимосвязи между |
| Практические работы | движением литосферных плит и размещением крупных форм |
| 1 Анализ физической | рельефа; |
| карты и карты строения | объяснять образование крупных форм рельефа Земли одновре- |
| земной коры с целью | менным действием внутренних и внешних сил рельефообразо- |
| выявления закономерно- | вания; |
| стей распространения | называть особенности географических процессов на границах |
| крупных форм рельефа | литосферных плит с учётом характера взаимодействия и типа |
| 2 Объяснение вулканиче- | земной коры; |
| ских или сейсмических | классифицировать силы рельефообразования по источникам |
| событий, о которых | энергии, за счёт которых они действуют; |
| говорится в тексте | приводить примеры полезных ископаемых разного происхож- |
| | дения; |
| | находить аргументы, подтверждающие и/или опровергающие |
| | разные точки зрения об истории Земли как планеты в различ- |
| | ных источниках географической информации; |
| | формулировать гипотезы о появлении новых океанов на |
| | Земле, расколе крупных литосферных плит на основе самосто- |
| | ятельно выбранных источников информации; |
| | формулировать суждения, выражать свою точку зрения; |
ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы
67
68
Федеральная рабочая программа
Продолжениетабл.
Тематические блоки, темы | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
| | сопоставлять свои суждения с суждениями других участни- ков, обнаруживать различие и сходство позиций в процессе организованной учителем дискуссии: сравнение вероятности землетрясений на разных территориях Земли на основе анализа географических карт с учётом распространения сейсмических поясов |
Тема 3. | Закономерности распре- | Описывать закономерности изменений в пространстве поясов |
Атмосфера | деления температуры | атмосферного давления и климатических поясов; |
и климаты | воздуха Закономерности | определять климатические характеристики территории |
Земли | распределения атмосфер- | по климатической карте; |
(8 часов) | ных осадков Пояса атмосферного давления | классифицировать типы климата по заданным показателям; классифицировать воздушные массы Земли; |
| на Земле Воздушные | объяснять образование тропических муссонов, пассатов |
| массы, их типы Преоб- | тропических широт, западных ветров; |
| ладающие ветры — тро- | применять понятия «воздушные массы», «муссоны», «пасса- |
| пические (экваториаль- | ты», «западные ветры», «климатообразующий фактор» для |
| ные) муссоны, пассаты | решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; |
| тропических широт, | описывать климат территории по климатической карте |
| западные ветры Разно- | и климатограмме (при выполнении практической работы |
| образие климата на | № 1); |
| Земле Климатообразую- | сравнивать годовой ход температуры воздуха по сезонам года |
| щие факторы: географи- | в Северном и Южном полушариях на основе статистических |
| ческое положение, | данных; |
| океанические течения, | объяснять влияние климатообразующих факторов на клима- |
| особенности циркуляции | тические особенности территории; |
| атмосферы (типы воздуш- ных масс и преобладаю- щие ветры), характера подстилающей поверхно- сти и рельефа террито- рии Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли Влияние клима- тических условий на жизнь людей Влияние современной хозяйствен- ной деятельности людей на климат Земли Гло- бальные изменения кли- мата и различные точки зрения на их причины Карты климатических поясов, климатические карты, карты атмосфер- ных осадков по сезонам года Климатограмма как графическая форма отра- жения климатических особенностей территории Практическая работа 1 Описание климата территории по климати- ческой карте и климато- грамме | характеризовать воздушные массы Земли, основные и пере- ходные климатические пояса Земли; приводить примеры влияния климатических условий на жизнь людей; приводить примеры влияния деятельности человеческого общества на климат Земли; на основе анализа информации, заранее самостоятельно отобранной или предложенной учителем, выявлять признаки глобальных изменений климата на Земле; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, дефицит географической информации, необходимой для подтверждения или опровержения происходящих измене- ниях климата на Земле, и различные точки зрения на их причины; выражать свою точку зрения на существование глобальных климатических изменений, соотношение роли хозяйственной деятельности человека и природных процессов в изменениях климата; необходимость принятия срочных мер для сокраще- ния воздействия хозяйственной деятельности человеческого общества на глобальное изменение климата |
ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы
69
70
Федеральная рабочая программа
Продолжениетабл.
Тематические блоки, темы | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
Тема 4. | Мировой океан и его | Описывать по физической карте мира, карте океанов, глобусу |
Мировой | части Тихий, Атлантиче- | географическое положение океанов Земли для решения |
океан — | ский, Индийский и | учебных и (или) практико-ориентированных задач; |
основная | Северный Ледовитый оке- | сравнивать температуру и солёность поверхностных вод |
часть | аны Южный океан | Мирового океана на разных широтах с использованием |
гидросферы | и проблема выделения | различных источников географической информации |
(6 часов) | его как самостоятельной части Мирового океана | (при выполнении практической работы № 1); различать океанические течения; |
| Тёплые и холодные | выявлять закономерности изменения солёности, распростране- |
| океанические течения | ния тёплых и холодных течений у западных и восточных |
| Система океанических | побережий материков по физической карте мира (при выпол- |
| течений Влияние тёплых | нении практической работы № 1); |
| и холодных океанических | сравнивать океаны (при выполнении практической работы |
| течений на климат | № 2); |
| Солёность поверхностных | устанавливать причинно-следственные связи между простран- |
| вод Мирового океана, | ственным распространением жизни в Мировом океане и свой- |
| её измерение Карта | ствами океанических вод; |
| солёности поверхностных | описывать местоположение основных районов рыболовства |
| вод Мирового океана | в Мировом океане; |
| Географические законо- | выявлять и характеризовать существенные признаки океанов |
| мерности изменения солё- | как частей Мирового океана; |
| ности — зависимость | объяснять закономерности изменения температуры, солёности |
| от соотношения количе- | и органического мира Мирового океана с географической |
| ства атмосферных осад- | широтой и с глубиной на основе анализа различных источни- |
| ков и испарения, опрес- | ков географической информации; |
| няющего влияния реч- | выбирать, анализировать, и интерпретировать географическую |
ных вод и вод ледников | информацию о таянии льдов Северного Ледовитого океана | |
Образование льдов | и изменении средней температуры его поверхностных вод; | |
в Мировом океане | влиянии этих процессов на природные комплексы прибреж- | |
Изменения ледовитости | ных территорий и акваторий; на возможности хозяйственной | |
и уровня Мирового | деятельности человека в океане; | |
океана, их причины | прогнозировать изменение уровня Мирового океана и выдви- | |
и следствия Жизнь | гать гипотезы о возможных проблемах, связанных с этим | |
в океане, закономерности | процессом (при сохранении современных тенденций глобаль- | |
её пространственного | ных климатических изменений); | |
распространения Основ- | формулировать гипотезу об истинности собственных суждений | |
ные районы рыболовства | и суждений других, аргументируя свою позицию; | |
Экологические проблемы | приводить аргументы за или против выделения Южного | |
Мирового океана | океана как самостоятельной части Мирового океана; формули- | |
Практические работы: | ровать и высказывать свою точку зрения о выделении Южно- | |
1 Выявление закономер- | го океана и определении его границ; | |
ностей изменения солёно- | принимать цель совместной деятельности при выполнении | |
сти поверхностных вод | учебного географического проекта о загрязнении Мирового | |
Мирового океана и | океана, коллективно строить действия по её достижению | |
распространения тёплых | представлять результат выполненного проекта; сравнивать | |
и холодных течений | результаты выполнения учебного географического проекта | |
у западных | с задачей и вклад каждого члена команды в достижение | |
и восточных побережий | результатов, разделять сферу ответственности; | |
материков | объяснять причины достижения (недостижения) результатов | |
2 Сравнение двух океа- | деятельности, давать оценку приобретённому опыту; оцени- | |
нов по предложенному | вать соответствие результата цели | |
учителем плану с исполь- | | |
зованием нескольких | | |
источников географиче- | | |
ской информации | |