Файл: Конспект лекций по дисциплине Финансовый менеджмент Направление подготовки 080200 Экономика Профиль подготовки Менеджмент организации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 479

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предмет и метод курса

Цель и задачи финансового менеджмента

Вопросы к главе 1

Гипотеза эффективности рынков и компромисс риска и доходности

Вопросы к главе 2

Модель оценки доходности финансовых активов САРМ

Теория ценообразования опционов

Информационное обеспечение ФМ

Внутренние и внешние пользователи финансовой отчетности

Вопросы и задачи к главе 4

Показатели доходности предприятия

Прибыльность и скорость оборота

Рентабельность собственных средств

Ответы и решения

Риск-менеджмент

Предпринимательский (операционный) леверидж

Порог рентабельности и запас финансовой прочности

Финансовый леверидж

Риск владельца обыкновенных акций

Вопросы к главе 6

Управление оборотным капиталом

Оборачиваемость оборотного капитала и его элементов

Управление дебиторской задолженностью

Управление кредиторской задолженностью

Управление денежными средствами и их эквивалентами

Вопросы и задания к главе 7

Управление источниками долгосрочного финансирования

Структура капитала

Цена капитала

Средневзвешенная и предельная цена капитала

Эффект финансового рычага

Темп устойчивого роста

Управление инвестициями

Методы оценки риска инвестиционных проектов

Инвестиционная политика и формирование бюджета капиталовложений

Финансовые инструменты

Методы оценки финансовых активов

Портфельные инвестиции

Вопросы к главе 10

Финансовое планирование и прогнозирование

Бюджетирование

Финансовый менеджмент в условиях инфляции

Антикризисное управление

Банкротство и реструктуризация

Литература

Международные аспекты финансового менеджмента

Вопросы к главе 12

Литература

Основы финансового моделирования

Цель и задачи финансового менеджмента




Управление фирмой может быть ориентировано на достижение различных целей. Основной целью финансового менеджмента является эффективное управление финансами. Для оценки качества управления финансами фирмы необходимо сформулировать количественный критерий. Таким критерием является «цена фирмы», а цель ФМ сформулированная более конкретно: максимизация цены фирмы.

Знания, полученные в курсе ФМ, могут применяться к предприятиям различных организационно-правовых форм, но, в первую очередь, все приемы ориентированы на управление финансами акционерных обществ. (Причем, акционерных обществ открытого типа, ОАО) Поэтому, максимизация цены фирмы означает максимизацию стоимости акционерного капитала компании.
В РФ создано множество компаний данного типа, но акции только 40-50 из них котируются на бирже и пользуются устойчивым спросом. 6 российских АО вошли в европейские рейтинги рынка акций, РАО «Газпром» – единственная российская компания, включенная в рейтинг 500 крупнейших акционерных компаний мира. Таким образом, рынок акций развит в РФ на текущий момент достаточно слабо.
Стоимость акционерного капитала фирмы зависит от:

  • потока денежных средств,

  • времени,

  • риска.


Если фирма может создать значительный денежный поток, то спрос на ее акции, а значит и их стоимость, будет больше, чем на акции других фирм при прочих равных условиях.

Если инвесторы считают, что риск, на который идут управляющие компанией, необоснован, то они будут продавать акции, что приведет к снижению их стоимости.

Если при прочих равных условиях две компании ожидают получить одинаковые поступления денежных средств одна через год, а другая через 3 года, то инвесторы отдадут предпочтение, той компании, которая получит ожидаемые поступления через год, что также приведет к увеличению спроса на акции этой фирмы и росту их стоимости.

Предполагается, что инвесторы рациональны.
Максимизация бухгалтерской прибыли не может являться основной целью финансового менеджмента, так как она не равна денежному потоку и не учитывает временного фактора. Максимизируя прибыль за отчетный период (год), можно снизить потенциально возможную прибыль в следующих периодах. Кроме того, прибыльность операции обратно пропорциональна ее рискованности.

Определив основную цель ФМ, рассмотрим задачи ФМ. Задачи – это те шаги, которые приведут фирму к достижению поставленной цели.

Основные задачи ФМ могут быть разделены на 3 направления:

  • инвестиционная политика;

  • управление источниками средств и дивидендная политика;

  • управление активами компании.

Решение этих стратегических задач возможно только через достижение текущих целей управления финансами фирмы, которыми являются поддержание ее прибыльности и платежеспособности, причем в иерархии целей управления платежеспособность относится к текущим целям, а прибыльность – к среднесрочным, и обе эти задачи подчинены стратегической цели увеличения стоимости фирмы..


    1. Внутренняя и внешняя среда фирмы



Любая фирма существует не изолированно. Она постоянно взаимодействует с другими фирмами (поставщиками и потребителями), государственными и муниципальными органами, банками, физическими лицами и другими представителями внешней среды.

Влияние фирмы на внешнюю среду ограничено, чем меньше компания тем, при прочих равных условиях, меньшее влияние она будет оказывать на внешний мир. При этом деятельность компании ограничивается внешней средой и отчасти определяется ею.
Системный подход к анализу организации и ее взаимодействия с внешней средой требует ее описания как совокупности взаимосвязанных элементов или подсистем, выполняющих определенные функции. Система предназначена для достижения определенной цели и обладает свойствами целостности, т. е. свойства системы в целом не сводимы к свойствам ее элементов.

Принципиальным моментом при выделении какой-либо системы как объекта анализа является определение ее границ. Бригада, участок, цех, отдел, подразделение, фирма, группа фирм, отрасль, страна – примеры систем разного уровня. При выполнении анализа определение границ системы зависит от позиции наблюдателя. Например, мы можем рассмотреть систему здравоохранения в нашей стране или в городе, областную больницу в целом или только ее хирургическое отделение. Любая подсистема, входящая в систему более высокого уровня, может быть рассмотрена с точки зрения конкретного наблюдателя как отдельная система. Их функции определяются той охватывающей их системой, частью которой они являются.



Вопрос о том, какие элементы входят в состав системы, а какие находятся за ее пределами, тоже решается с учетом позиции заинтересованного наблюдателя. Например, с точки зрения клиента, банк – это способ хранить деньги, совершать платежи и брать кредиты. Сотрудник банка может рассматривать его как средство обеспечения работой либо как организацию, где можно сделать карьеру. Экономист может рассматривать банк как один из компонентов финансово-кредитной системы, включающей другие банки, предприятия, правительство и другие организации.

Таким образом, люди с различными взглядами по-разному проводят границу системы и включают в нее различные компоненты.

Система - это совокупность компонентов, упорядоченных определенным образом. Например, система транспортного обслуживания населения в нашем городе включает трамваи, троллейбусы, автобусы, маршрутные и обычные такси, а кроме того персонал - водителей, кондукторов, органы управления, а также гаражи и ремонтные базы. Поведение системы изменяется при исключении любого из ее компонентов. На примере с транспортом это особенно очевидно! Этот факт можно использовать для мысленной проверки - действительно ли элемент является частью системы? Все компоненты находятся под влиянием объединяющей их системы и вместе осуществляют некоторую деятельность. Описание системы, состав включаемых в нее компонентов зависит от точки зрения лица, описывающего систему. Например, для чиновника городской администрации наш университет - один из элементов системы образования, входящий в подсистему высшего образования, для его работников - самостоятельная система со своей внутренней структурой (связями между элементами), для соседнего с нами заочного финансово-экономического института ТулГУ - часть внешнего (оперативного) окружения (Пирс и Робинсон, 1985).

Системный подход в менеджменте помогает избавиться от чрезмерно упрощенного взгляда на проблемы, понять связь отдельных событий между собой, дает целостное (холистическое) представление об организации. Выделение управляемой системы как острова, окруженного внешней средой, является частью системного подхода и помогает понять, какие факторы находятся под контролем организации, а какие - нет, благодаря чему организация может более полно осознать необходимость изучения своего окружения, а также определить те параметры окружения, за которыми ей нужно наблюдать особенно внимательно.


В данном курсе граница систем будет проводиться на уровне организации в целом, поэтому в понятие внутренней среды организации мы включаем ее подсистемы:

  • Кадровую

  • Финансовую

  • Подсистему исследования и развития

  • Производственную

  • Снабжения

  • Сбыта

  • Маркетинга

  • Административную

  • Информационную.

К внутренней среде относятся элементы, находящиеся под контролем организации.

Внешняя среда, хотя и влияет на элементы системы или систему в целом, но не находится под ее контролем. Например, если рассматривать ТулГУ как систему, то для него Министерство образования – часть внешней среды, университет не имеет возможности контролировать действия министерства, хотя и обязан учитывать и выполнять его распоряжения. Если же рассматривать систему высшего образования в стране в целом, то Министерство образования – часть системы, осуществляющая функции управления. Внешняя среда для системы высшего образования – правительство, другие министерства, предприятия, население.

Внешняя среда фирмы включает все силы и организации, с которыми фирма сталкивается в своей повседневной деятельности. Во внешней среде принято различать ближнее и дальнее окружение. Впервые это различие было проведено Пирсом и Робинсом в 1985 г.

Ближнее окружение – это владельцы и поставщики ресурсов, необходимых компании «на входе» процесса преобразования, а также клиенты, покупатели, дилеры, которым предназначен товар, получаемый «на выходе» производственного процесса. С ними компания непосредственно общается в процессе повседневной работы.



Владельцы материалов и оборудования – это поставщики, в поисках работников нужной квалификации предприятие обращается на рынок труда, финансовые ресурсы предприятие получает в результате деловых контактов с финансовыми кругами, обеспечивающими фирму капиталом к которым относятся банки, инвестиционные компании, брокерские фирмы, инвесторы.

К ближнему окружению фирмы относят также:

  • средства массовой информации (рекламные агентства, журналы, радио и телевидение)

  • государственные учреждения, занимающиеся надзором и регулированием деятельности предприятий

  • общественные организации, гражданские группы общественного мнения

  • местные контактные аудитории (общины, религиозные организации).


С этим можно согласиться, поскольку разделение окружения на ближнее и дальнее происходит по частоте контактов, силе, периодичности и формам влияния на предприятие. Ближнее окружение часто, в прямой форме и достаточно сильно оказывает влияние на принятие решений на предприятии. В то же время само предприятие может оказать некоторое влияние на свое ближнее окружение, но не контролирует его, поэтому ближнее окружение относится к внешней, а не к внутренней среде организации. Иногда

понятия внутренней среды и ближнего окружения объединяют понятием микросреды организации. На наш взгляд, это объединение не очень плодотворно, поскольку происходит смешение факторов, находящихся и не находящихся под контролем предприятия. Например, трудовые ресурсы следует рассматривать не как единое целое за пределами организации, а раздельно: ныне занятые на предприятии как часть его внутренней среды, т.е. его кадровый потенциал, и потенциальные будущие работники предприятия на рынке рабочей силы за пределами организации и вне сферы ее контроля.


Очень важной частью ближнего окружения являются прямые и косвенные конкуренты фирмы, а также сам рынок (рынки), на котором она работает. Требуется глубокое и динамичное изучение этой части внешней среды, чтобы получить и сохранить конкурентные преимущества фирмы.

Тот факт, что конкурентные преимущества могут возникнуть не только из превосходства Вашего товара над товаром конкурентов, но и из особых отношений с поставщиками, большей доступности источников финансирования и других типах эксклюзивного положения по отношению к ближнему окружению, по-видимому и обусловил использование термина «конкурентное окружение» в значении «ближнее окружение фирмы» (Портер).

Термин “микросреда” также имеет свою ценность как обозначение того места, где создается конкурентное преимущество фирмы – во внутренней среде и в ближнем окружении.

Понятие макросреды отражает представление о силах, которые влияют на предприятие время от времени, нерегулярно и не напрямую, косвенно. К ней относится среда:

  • социальная

  • технологическая

  • экономическая

  • политическая

  • юридическая

  • экологическая

Действия дальнего окружения не направлены специально на Вашу фирму, это среда в полном смысле этого слова, которая живет сама по себе, от Вас не зависит и Вами конкретно никогда не интересуется. Влияние макросреды на фирму происходит через действия конкретных лиц и организаций в ближнем окружении. Однако неправильно определять дальнее окружение как факторы, которые действуют на все фирмы одинаково, а ближнее – как факторы с избирательным действием Изменения в дальнем окружении происходят «для всех одинаково», не зависят от отдельной фирмы и теоретически касаются всех. (законодательство, таможенные правила, экологическая ситуация, изменение курса валют и т.д.). Однако в зависимости от особенностей внутренней среды организации и содержания его конкурентных преимуществ последствия одних и тех же изменений могут быть различными для разных фирм. Например, предприятие, использующее меньшую по сравнению с конкурентами долю импортных ресурсов при производстве своего товара во время падения курса национальной валюты, очень неприятного для конкурентов, получает перед ними преимущество в уровне издержек.