Файл: Конспект лекций по дисциплине Финансовый менеджмент Направление подготовки 080200 Экономика Профиль подготовки Менеджмент организации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 464

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предмет и метод курса

Цель и задачи финансового менеджмента

Вопросы к главе 1

Гипотеза эффективности рынков и компромисс риска и доходности

Вопросы к главе 2

Модель оценки доходности финансовых активов САРМ

Теория ценообразования опционов

Информационное обеспечение ФМ

Внутренние и внешние пользователи финансовой отчетности

Вопросы и задачи к главе 4

Показатели доходности предприятия

Прибыльность и скорость оборота

Рентабельность собственных средств

Ответы и решения

Риск-менеджмент

Предпринимательский (операционный) леверидж

Порог рентабельности и запас финансовой прочности

Финансовый леверидж

Риск владельца обыкновенных акций

Вопросы к главе 6

Управление оборотным капиталом

Оборачиваемость оборотного капитала и его элементов

Управление дебиторской задолженностью

Управление кредиторской задолженностью

Управление денежными средствами и их эквивалентами

Вопросы и задания к главе 7

Управление источниками долгосрочного финансирования

Структура капитала

Цена капитала

Средневзвешенная и предельная цена капитала

Эффект финансового рычага

Темп устойчивого роста

Управление инвестициями

Методы оценки риска инвестиционных проектов

Инвестиционная политика и формирование бюджета капиталовложений

Финансовые инструменты

Методы оценки финансовых активов

Портфельные инвестиции

Вопросы к главе 10

Финансовое планирование и прогнозирование

Бюджетирование

Финансовый менеджмент в условиях инфляции

Антикризисное управление

Банкротство и реструктуризация

Литература

Международные аспекты финансового менеджмента

Вопросы к главе 12

Литература

Основы финансового моделирования


Для финансового менеджера большее значение имеет дифференциал финансового рычага (1 –Снп)(ЭР –СРСП), так как чем больше разница между экономической рентабельностью активов и ценой заемного капитала – тем эффективнее будет результат использования заемных средств.

Плечо финансового рычага следует увеличивать осторожно, так как чрезмерный объем задолженности начнет снижать дифференциал.

Чем ниже обеспеченность кредита, тем больше рискует кредитор, а значит, тем выше будет плата за кредитные ресурсы, так как она должна компенсировать возрастающий риск. Поэтому с повышением плеча финансового рычага, растет СРСП и начинает уменьшаться его дифференциал. Уменьшение дифференциала может происходить до нулевого уровня и ниже. Нулевой уровень означает, что цена заемного капитала равна рентабельности активов фирмы. Отрицательный дифференциал – негативное явление для фирмы. Таким фирмам, скорее всего, будет отказано в предоставлении кредита (слишком высок риск невозврата).

Если предприятие не использует заемных средств, то эффект финансового рычага равен 0. (В то время как значение финансового рычага равно 1).

Оптимального численного значения эффекта финансового рычага не существует, однако многие западные экономисты считают, что эффект финансового рычага должен быть равен 30-50% экономической рентабельности активов. Эти значения могут использоваться финансовым менеджером как общий ориентир, но не должны заменять анализа финансовой ситуации в конкретной фирме. Оптимальный выбор фирмы индивидуален.

Эффект финансового рычага позволяет принимать решения относительно структуры капитала фирмы. Он является важным инструментом воздействия на финансы фирмы, находящиеся в руках финансового менеджера. Однако, принимая такие решения, нельзя учитывать только воздействие финансового рычага. Следует помнить о теориях структуры капитала, учитывать риски и особенности налогообложения, а также особенности внутренней и внешней среды компании.

Прежде чем говорить об особенностях внешней среды, следует сопоставить цели и задачи компании с результатами, которые могут быть получены от использования эффекта финансового рычага.

Например, если основными задачами компании являются сохранение финансовой независимости, достижение финансовой стабильности, снижение уровня финансового риска, то заемные средства ей использовать не следует. А значит возможности, которые несет в себе эффект финансового рычага, в данном случае не нужны данной фирме в данный момент времени.
Говоря об особенностях среды, следует учитывать, что большинство российских фирм не получают значительной бухгалтерской прибыли. Кроме того, существует множество различий в формах российской и зарубежной отчетности и понимании различных показателей прибыли.

Например, НРЭИ является для российских финансов показателем новым, в стандартной бухгалтерской отчетности он не рассчитается.

Показатель прибыль в расчете на одну акцию имеет огромное значение для компании в США и Европе, но в России не является общепринятым. Это связано с тем, что акционеры во многих российских ОАО не получают прибыли в виде дивидендов и следовательно для них не представляет большого интереса названный показатель. Владельцы незначительного числа акций обычно не интересуются деятельностью компании, не получают дивидендов (либо дивиденды столь малы, что не соизмеримы даже со средней заработной платой). Они не являются инвесторами, так как не принимали решения о вложении средств в ту или иную фирму. Крупными акционерами акции воспринимаются как право на часть собственности и возможность влиять на деятельность компании, навязывать свои решения. Значение показателя «прибыль на акцию» не имеет для них большого значения.

Еще одна особенность финансов российских фирм – высокий уровень риска, связанный как с внутренними процессами в компании, так и с изменениями внешней среды. Это затрудняет привлечение заемного капитала. Так как осторожность вынуждены проявлять добросовестные менеджеры, и еще большая осторожность присуща кредиторам. Кредитные ресурсы у большинства российских компаний ограничиваются кредитами банков. Так как рынок облигаций и привилегированных акций развит очень слабо.

Таким образом, эффект финансового рычага должен учитываться российскими финансовыми менеджерами, но одновременно ими должна учитываться специфика компании, отрасли, региона, государства, а главное цели и задачи, которые ставит перед собой компания.



    1. 1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   50

Темп устойчивого роста




Рост предприятия объективно выражается в увеличении объема продаж. Успешная конкурентная позиция означает повышение доли предприятия на растущем или стабильном рынке или сохранение прежних объемов при общем падении продаж.

Если предприятие уже добилось оптимального состава активов, то в дальнейшем коэффициент трансформации активов Кт можно считать неизменным. Тогда при постоянном Кт темп роста выручки будет зависеть только от увеличения размера активов:

В = А * Кт ,



, где

В, В’ – выручка предшествующего и следующего периода,

А, А’ – активы соответствующих лет.

Решения об источниках финансирования активов приводят к формированию плеча финансового рычага ЗС/СС, равного отношению заемных средств ЗС к собственным СС.

Если предприятие определило для себя наилучшее плечо рычага, в дальнейшем ему остается только поддерживать его на том же уровне. Увеличивая общий размер активов, оно должно выдерживать желаемую пропорцию между собственными и заемными средствами. Поэтому, увеличивая собственные средства, оно может «добирать» дополнительные объемы заемных средств, так чтобы плечо рычага оставалось неизменным. И наоборот, ему нельзя увеличивать размер заимствований, если не произойдет увеличение собственных средств. Тогда темп роста активов совпадает с темпом роста собственных средств:

Назовем внутренними темпами роста предприятия ВТР процент прироста выручки, который предприятие может поддерживать за счет своих внутренних возможностей, не увеличивая собственные средства за счет внешних источников. Единственным внутренним источником для финансирования роста активов является чистая прибыль предприятия. В каждый отдельный период его собственные средства могут увеличиться за счет внутренних источников не величину, не превосходящую чистой прибыли:




, где
Пч – чистая прибыль,

РСС – рентабельность собственных средств.

Тогда





,
т.е. внутренние темпы роста предприятия не могут быть выше рентабельности собственных средств. ВТР = РСС только при условии, что вся чистая прибыль будет направлена на увеличение собственных средств, т.е. на развитие предприятия. Однако в действительности чистая прибыль делится на потребляемую и накопляемую части в некоторой пропорции. Назовем нормой капитализации Нк долю чистой прибыли, направляемой на развитие, а нормой распределения Нр – долю чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов. Обе доли могут по предложению Совета директоров и по решению собрания акционеров изменяться от 0 до 1, но так, что
Нк + Нр = 1.
Тогда
ВТР = РСС * Нк = РСС * (1-Нр).
Подставив в эту формулу выражение РСС через эффект финансового рычага, получим:

ВТР= (1-НР) * ((1-n)* ЭР + ЭФР) ,

ВТР = (1 – Нр) * ((1 – n)* ЭР + (1-n)*(ЭР – СП)* ЗС/СС

ВТР = (1 – Нр) *(1 – n)*(ЭР +(ЭР-СП)* ЗС/СС , где
n – ставка налога на прибыль в долях единицы,

ЭР – экономическая рентабельность активов, %

СП – ставка процентов за кредит, %

Таким образом, внутренние темпы роста предприятия зависят от двух внешних факторов – ставки налога и ставки процентов за кредит, и от двух внутренних – рентабельности активов и принятой нормы распределения.
    1. Дивидендная политика




1.26.. Дивидендная политика: основные вопросы



Дивидендная политика – принятие решений о выплате прибыли в качестве дивидендов или реинвестировании их в активы фирмы.

С увеличением числа владельцев акций – а это собственники компании – усложняется процесс распределения прибыли. Когда небольшой фирмой руководит один или несколько совладельцев, которые осуществляют управление, то вопрос распределения прибыли решается достаточно просто с учетом субъективных факторов, перспектив развития и личных целей владельца или нескольких владельцев. Чем больше становится число собственников, тем труднее определить их цели и предпочтения.

Дивидендная политика – это важное направление деятельности финансового менеджера. Кроме того, дивидендная политика одна из причин агентских конфликтов между менеджерами и акционерами.

Еще одна сложность связана с тем, что выплата дивидендов отслеживается всеми заинтересованными лицами, как объективная характеристика положения дел в компании. Обычно предполагается, что стабильные или возрастающие дивиденды – атрибут стабильной, развивающейся компании, акции которой будут приносить прибыль и в будущем. На практике это предположение оправдывается не всегда.