Файл: Конспект лекций по дисциплине Финансовый менеджмент Направление подготовки 080200 Экономика Профиль подготовки Менеджмент организации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 496
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Цель и задачи финансового менеджмента
Гипотеза эффективности рынков и компромисс риска и доходности
Модель оценки доходности финансовых активов САРМ
Теория ценообразования опционов
Внутренние и внешние пользователи финансовой отчетности
Показатели доходности предприятия
Прибыльность и скорость оборота
Рентабельность собственных средств
Предпринимательский (операционный) леверидж
Порог рентабельности и запас финансовой прочности
Риск владельца обыкновенных акций
Управление оборотным капиталом
Оборачиваемость оборотного капитала и его элементов
Управление дебиторской задолженностью
Управление кредиторской задолженностью
Управление денежными средствами и их эквивалентами
Управление источниками долгосрочного финансирования
Средневзвешенная и предельная цена капитала
Методы оценки риска инвестиционных проектов
Инвестиционная политика и формирование бюджета капиталовложений
Методы оценки финансовых активов
Финансовое планирование и прогнозирование
Финансовый менеджмент в условиях инфляции
Банкротство и реструктуризация
Показатели доходности предприятия
-
Экономическая рентабельность активов
Для оценки экономической рентабельности активов принято использовать показатель, основанный на наиболее общей формуле рентабельности производства, характеризующей эффективность затрат и вложений:
В числитель этой формулы необходимо подставить НРЭИ, а в знаменатель, помня, что именно в активе баланса предприятия отражены направления расходования и вложений средств, подставим объем актива:
Поскольку актив и пассив равны, а последний представляет собой совокупность собственных средств и заимствований, то:
Экономическая рентабельность активов ЭР — жизненно важный показатель для предприятия, ведь достаточный уровень экономической рентабельности — свидетельство нынешних и залог будущих успехов. Этот показатель связывает между собой прибыль и использованные для получения этой прибыли средства.
Тот факт, что в числителе его стоит именно операционная прибыль (НРЭИ), т.е. прибыль до вычета процентов и налогов, делает его интересным не только для менеджеров предприятия, но и для всех категорий внешних пользователей отчетности – кредиторов, инвесторов, акционеров, налоговых и контролирующих органов, поскольку операционная прибыль является источником удовлетворения экономических интересов и кредиторов, и акционеров, и государства.
Этот показатель настолько важен, что его называют первичным коэффициентом. Он показывает, сколько копеек операционной прибыли зарабатывает предприятие на каждый рубль, вложенный в дело. Характеризуя общий уровень прибыльности предприятия и будучи относительным показателем, он допускает сравнение различных фирм между собой и в этом смысле становится интересным не только инвесторам и кредиторам, но и партнерам по бизнесу и потребителям.
Другие названия показателя экономической рентабельности активов ЭР:
-
ROCE – return on capital employed, «отдача на используемый капитал», «отдача от используемого капитала»; -
ROI – return on investment, «отдача от инвестиций»; -
ROA – return on assets, «доход на активы».
В знаменателе этого показателя стоит сумма всех долгосрочно используемых средств, и собственных, и заемных. Собственные средства включают уставной или акционерный капитал и накопленную за годы деятельности нераспределенную прибыль, а также различные фонды, созданные за счет прибыли. Заемные средства включают кредиты и займы, предоставленные другими организациями. В западной методологии принято учитывать в составе заемных средств только долгосрочные обязательства, т.е. кредиты и займы, полученные на срок более года. Краткосрочные кредиты учитываются в составе кредиторской задолженности и не включаются расчет величины используемого капитала. Однако в условиях, существующих на данный момент в России, когда еще довольно высоки уровень инфляции и ставки процентов за кредит, в том числе краткосрочный, мы пока не можем пренебрегать процентами по краткосрочным кредитам и обращаться с ними так же, как с кредиторской задолженностью, не генерирующей финансовых издержек. Тем более что у большинства предприятий основной формой использования заемных средств являются именно краткосрочные кредиты, а проценты по ним составляют существенную часть издержек. Поэтому мы рекомендуем при расчете величины используемого капитала учитывать все формы привлечения средств, использование которых связано с финансовыми издержками, т.е. и долгосрочные (более года), и краткосрочные (менее года) кредиты и займы. Кредиторская задолженность (текущие обязательства, текущие пассивы) в стоимость используемого капитала не включается.
Таким образом, величина активов (А), равная величине используемого капитала, может быть оценена валютой баланса (ВБ) за вычетом кредиторской задолженности (КЗ). При этом основные средства и все амортизируемое имущество должны быть показаны по остаточной стоимости, а при наличии убытков на их величину следует уменьшить размер собственных средств.
А = ВБ – КЗ.
С точки зрения физического состояния используемый капитал представляет собой сумму основного (ОФ, или внеоборотные активы) и оборотного капитала (ОК, или оборотные средства за вычетом текущих обязательств в виде кредиторской задолженности):
А = ОФ + ОК
С точки зрения источников формирования используемый капитал состоит из собственных (СС) и заемных (ЗС) средств:
А = СС + ЗС
Вместо терминов «активы» или «используемый капитал» можно встретить также другие равнозначные термины, такие как «полные активы», «инвестируемый капитал», «функционирующий капитал», «суммарный используемый капитал».
В отчетности предприятия в балансе отражается величина собственного и заемного капитала на начало и на конец отчетного периода. Чтобы сравнить величину активов с операционной прибылью за тот же период, рассчитывают среднюю величину активов как полусумму значений на начало и на конец периода.
- 1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 50
Прибыльность и скорость оборота
Преобразуем формулу экономической рентабельности, умножив ее на ОБОРОТ/ОБОРОТ = 1. От такой операции величина рентабельности не изменится, зато проявятся два важнейших элемента рентабельности: коммерческая маржа (КМ) и коэффициент трансформации (КТ).
Здесь оборот – это в основном выручка от реализации продукции. Поскольку мы сравниваем с нею всю величину активов, а не только тех, что используются для выпуска продукции, то к выручке следует добавить доходы от внереализационных операций (например, от сдачи имущества в аренду), от участия в других предприятиях и операций с финансовыми инструментами.
Коммерческая маржа показывает, какой результат эксплуатации дают каждые 100 руб. оборота (обычно КМ выражают в процентах). По существу, это экономическая рентабельность оборота, или рентабельность продаж, рентабельность реализованной продукции. У предприятий с высоким уровнем прибыли КМ превышает 20 и даже 30%, у других едва достигает 3 - 5%.
В англоязычных книгах этот показатель называют рентабельностью оборота, рентабельностью или прибыльностью продаж (return of sale, ROS), а также коэффициентом рентабельности оборота (return of sale ratio, ROSR).
Коэффициент трансформации КТ показывает, сколько рублей оборота снимается с каждого рубля актива, т. е. в какой оборот трансформируется каждый рубль актива. КТ можно также воспринимать как оборачиваемость активов. В такой трактовке КТ показывает, сколько раз за данный период оборачивается каждый рубль активов. Другие названия этого показателя – коэффициент эффективности использования активов (asset utilization ratio AUR), ооборачиваемость активов (asset utilization turnover, AUT), оборачиваемость капитала (turnover of capital TOC).
Коэффициенты КМ и КТ относятся к вторичным коэффициентам. Они показывают механизм формирования рентабельности активов. КМ показывает величину прибыли с одного оборота, КТ – число оборотов активов:
ЭР = КМ * КТ
Рентабельность активов, представленная как произведение вторичных коэффициентов, дает менеджеру важную информацию для понимания причин изменения этого показателя в прошлом и одновременно инструментом для управления рентабельностью предприятия в будущем.
-
Управление рентабельностью активов
Одни и те же значения экономической рентабельности могут быть достигнуты при разных сочетаниях прибыльности и скорости оборота, т.е. при разных сочетаниях значений КМ и КТ. На этом основана идея компенсационного поддержания уровня рентабельности активов. Если под влиянием внешних, не подвластных влиянию предприятия факторов, снизится один из вторичных коэффициентов, можно сохранить уровень рентабельности, увеличив второй коэффициент.
При управлении прибыльностью оборота самыми важными составляющими являются цены и затраты, от них зависит операционная прибыль в числителе КМ. Если позволяет положение на рынке, и товар неэластичный, повысить КМ можно просто увеличив продажную цену. С эластичным товаром следует быть осторожнее, т.к. при повышении цен оборот (выручка от реализации) может уменьшиться настолько, что снижение КТ полностью поглотит эффект от повышения КМ. Для предприятий, являющихся пассивным получателем рыночной цены (рынок совершенной конкуренции) или работающих на рынке с преобладанием неценовых форм конкуренции (олигополия) единственный путь повышения прибыльности оборота лежит через снижение затрат. Зато этот путь разбегается на множество тропинок по числу составляющих затрат. Для управления рентабельностью удобнее всего искать способы снижения тех видов затрат, которые имеют наибольший удельный вес в общей сумме.
Меры по управлению скоростью оборота лежит преимущественно в сфере сбыта и направлены на увеличение физических объемов продаж. Важное значение имеют также уменьшение запасов до рационально обоснованной и не грозящей остановками производства величины, уменьшение простоев оборудования, улучшение использования производственных площадей и т.д.
Нельзя забывать о том, что на практике коэффициенты КМ и КТ связаны друг с другом, как прямо – через величину оборота, так и косвенно, значительно более тонкими и трудно формализуемыми связями, которые, однако, можно уловить логически. Например, для роста продаж и повышения КТ проводится большая маркетинговая программа, затраты на которую снижают КМ. Значит, маркетинговая программа только тогда приведет к росту рентабельности, если увеличение оборота будет идти более высокими темпами, чем рост затрат.