Файл: Конспект лекций по дисциплине Финансовый менеджмент Направление подготовки 080200 Экономика Профиль подготовки Менеджмент организации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 482

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предмет и метод курса

Цель и задачи финансового менеджмента

Вопросы к главе 1

Гипотеза эффективности рынков и компромисс риска и доходности

Вопросы к главе 2

Модель оценки доходности финансовых активов САРМ

Теория ценообразования опционов

Информационное обеспечение ФМ

Внутренние и внешние пользователи финансовой отчетности

Вопросы и задачи к главе 4

Показатели доходности предприятия

Прибыльность и скорость оборота

Рентабельность собственных средств

Ответы и решения

Риск-менеджмент

Предпринимательский (операционный) леверидж

Порог рентабельности и запас финансовой прочности

Финансовый леверидж

Риск владельца обыкновенных акций

Вопросы к главе 6

Управление оборотным капиталом

Оборачиваемость оборотного капитала и его элементов

Управление дебиторской задолженностью

Управление кредиторской задолженностью

Управление денежными средствами и их эквивалентами

Вопросы и задания к главе 7

Управление источниками долгосрочного финансирования

Структура капитала

Цена капитала

Средневзвешенная и предельная цена капитала

Эффект финансового рычага

Темп устойчивого роста

Управление инвестициями

Методы оценки риска инвестиционных проектов

Инвестиционная политика и формирование бюджета капиталовложений

Финансовые инструменты

Методы оценки финансовых активов

Портфельные инвестиции

Вопросы к главе 10

Финансовое планирование и прогнозирование

Бюджетирование

Финансовый менеджмент в условиях инфляции

Антикризисное управление

Банкротство и реструктуризация

Литература

Международные аспекты финансового менеджмента

Вопросы к главе 12

Литература

Основы финансового моделирования



Коэффициентный анализ нужно обязательно дополнять горизонтальным (в динамике) анализом основных форм финансовой отчетности – баланса, отчета о движении денежных средств и отчета о прибылях и убытках. Поддержание уровня ЭР путем баланса между КМ и КТ – среднесрочная задача, в краткосрочном периоде они могут существенно отклоняться от желательного уровня, потому что многие инвестиционные и маркетинговые программы дают эффект за пределами краткосрочного периода.

Регулирование экономической рентабельности сводится к воздействию на обе ее составляющие: и коммерческую маржу, и коэффициент трансформации. При низкой прибыльности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота капитала и его элементов и, наоборот, определяемая теми или иными причинами низкая деловая активность предприятия может быть компенсирована только снижением затрат на производство продукции или ростом цен на продукцию, т. е. повышением рентабельности продаж.

На КМ влияют такие факторы, как ценовая политика, объем и структура затрат и т. п. КТ складывается под воздействием отраслевых условий деятельности, а также экономической стратегии самого предприятия. Примирить высокую коммерческую маржу с высоким коэффициентом трансформации очень трудно, ибо оборот присутствует в числителе одного сомножителя и в знаменателе другого. Поэтому при наращивании оборота удается увеличить экономическую рентабельность только тогда, когда под возросший оборот подставляют « не раздутые » активы, и НРЭИ начинает расти быстрее оборота. В анализе факторов изменения рентабельности главное — решить вопрос, какой из показателей: коммерческая маржа или коэффициент трансформации изменяется сильнее и быстрее, оказывая тем самым более мощное воздействие на общий уровень экономической рентабельности активов. Обратимся к условному примеру (см. рис. 1.1).

Идеальная позиция тяготеет к зоне III, но на практике соединить высокую КМ с высоким КТ бывает, как правило, очень трудно, так как при наращивании оборота КТ увеличивается, а КМ снижается, если только, как было отмечено выше, НРЭИ не возрастает быстрее оборота. У большинства предприятий показатели располагаются между I и II зонами. При этом любое снижение к IV зоне опасно, так как грозит падением экономической рентабельности.
КМ



Рис. 7. Экономическая рентабельность как произведение коммерческой маржи (КМ) и коэффициента трансформации (КТ)
Не менее важное значение уровень и соотношение КМ и КТ имеют при определении путей повышения рентабельности активов. Необходимо определить, какой способ повышения ЭР более доступен – через увеличение КМ, или КТ или обоих одновременно. Повышение рентабельности активов означает переход на более высокую кривую такой же формы, как на рис.7. Если исходные значения расположены ближе к зоне I (высокая прибыльность и низкая скорость оборота) , то наиболее короткий путь на следующую кривую – повышение КТ при неизменном КМ (горизонтальное движение). Если у фирмы уже сейчас высокая скорость оборота, но низкая маржа, ей лучше повышать маржу, чем еще больше увеличивать скорость оборота (из зоны II рекомендуется вертикальное движение). Для того, чтобы с наименьшими потрясениями повысить рентабельность, имея в качестве исходных значения в середине кривой (средние значения КМ и КТ), нужно одновременно немного повышать и прибыльность, и скорость оборота. При рассмотрении возможных путей увеличения рентабельности активов следует помнить, что любое предприятие – очень инерционная система. Поэтому изменения желательны мягкие, постепенные, не слишком большие. Кроме того, желательно избегать крайних, очень больших и очень маленьких значений обоих коэффициентов, действуя по правилу «первые и последние 10% оставь кому-нибудь другому». Среднее положение более устойчиво, очень трудно постоянно сохранять позиции лидера в конкурентном окружении. Эти рассуждения носят характер общих рекомендаций, реально диапазон изменения КМ и КТ довольно жестко зависит от отраслевых особенностей. Например, некоторые шахты Подмосковного угольного бассейна имели коэффициент трансформации активов на уровне 0,3, и те из них, у кого этот показатель был 0,8, уже могли быть очень довольны своей работой. Для промышленных предприятий нормальным является 3-6 оборотов в год, для торговых – 8-15, но и тут между предприятиями очень большие различия в зависимости от отрасли, вида товара, особенностей организации. Сравнения возможны только с предприятиями, подобными друг другу. Гораздо важнее сравнения с самим собой в разные периоды, т.е. горизонтальный анализ. Замедление скорости оборота должно вызывать самое пристальное внимание и анализ его причин. Так, рост активов из-за увеличения запасов на складе может оказаться как негативным явлением, если товары залеживаются на складе, так и позитивным, если произведены закупки в

связи с предстоящим подорожанием или, например, открытием нового филиала. И наоборот, рост КТ при постоянной выручке и снижении остаточной стоимости постоянных активов – плохой знак, указание на неблагоприятные перспективы. Хорошую динамику КТ можно диагностировать при стабильности активов и росте выручки или при увеличении активов, сопровождающемся опережающим ростом выручки.

Кроме того коэффициент трансформации активов КТ допускает разложение на два показателя – оборачиваемость постоянных активов, или фондоотдачу и оборачиваемость оборотного капитала. Этот последний, в свою очередь, складывается из оборачиваемости запасов, незавершенного производства, складских остатков, дебиторской задолженности и т.д., которые подробнее будут рассмотрены в главе «управление оборотным капиталом».


    1. 1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   50

Рентабельность собственных средств




Рентабельность собственных средств (РСС) – это отношение чистой прибыли к величине собственных средств. Как видно из рис.8, ответ на вопрос, будет ли рентабельность собственных средств больше величины рентабельности активов, зависит от того, какую долю в активах занимают заемные средства, и какую часть операционной прибыли составляют проценты за кредит и налог на прибыль.

Рентабельность собственных средств – показатель, очень важный для акционеров и владельцев предприятия. Именно по этому признаку они оценивают успешность управления фирмой и работу управляющих. Из рис.8 видно, что существует возможность получить РСС даже больше, чем ЭР, если успешно манипулировать заемными средствами. Кроме того, желательно, чтобы результаты этих манипуляций помогли покрыть налоговые изъятия.

Англоязычный вариант показателя РСС – рентабельность чистых активов (return on net assets, RONA).




    1. Чистая рентабельность акционерного капитала




Чистая рентабельность акционерного капитала (ЧРАК) представляет собой максимально возможный уровень дивидендов и равна частному от деления чистой прибыли на величину акционерного капитала. Поскольку акционерный капитал представляет собой лишь часть собственных средств, то ЧРАК > РСС. Ясно, что хорошее управление финансами компании ассоциируется с высоким уровнем дивидендов, что акции компаний, выплачивающих более высокие дивиденды, растут в цене, т.к. пользуются повышенным спросом. Однако на вопрос «Как повысить ЧРАК?» невозможно ответить, не выполнив некоторых преобразований.

ЧРАК = ПЧ / АК, где

ПЧ – чистая прибыль, АК – акционерный капитал.

Умножим эту дробь на две единичные дроби О/О и А/А, где О – оборот, А – актив:

ЧРАК = ПЧ/АК * О/О * А/А.

Перегруппируем сомножители в числителе и в знаменателе:

ЧРАК = ПЧ/O * O/A * A/АК.

Первая дробь характеризует прибыльность оборота (аналог коммерческой маржи, но только рассчитываемый не по операционной, а по чистой прибыли). Назовем ее чистой коммерческой маржой, ЧКМ.

Вторая дробь – это коэффициент трансформации активов КТ, который характеризует скорость оборота активов.

Третья дробь показывает, во сколько раз активы больше
, чем акционерный капитал. Назовем этот показатель коэффициентом структуры активов КС. Чем больше этот коэффициент, тем больше возможный уровень дивидендов, потому что в зарабатывании прибыли участвуют все активы, а распределяют ее только на акции, суммарная номинальная стоимость которых равна величине акционерного капитала.

Таким образом, показатель ЧРАК, от которого зависит уровень дивидендов, может быть представлен как произведение трех коэффициентов:
ЧРАК = ЧКМ * КТ * КС
Первый из них зависит от ценовой политики и от уровня затрат, за который ответственны в основном производственные и закупочные подразделения, второй зависит от успешности сбыта продукции (маркетинговые подразделения), а третий – от состава источников финансирования, за подбор и правильное сочетание которых отвечают финансовые подразделения и высшее руководство компании.

Рассмотрим с этой точки зрения структуру активов:
А = СС + ЗС = (АК + Ф + НРП) + ЗС, где
А – активы,

СС – собственные средства,

ЗС – заемные средства,

АК – акционерный капитал,

Ф – фонды, созданные за счет прибыли и других собственных источников,

НРП – нераспределенная прибыль прошлых лет и отчетного года.
Чем больше в составе активов любых других составляющих, кроме акционерного капитала, тем более высокие дивиденды могут получить акционеры. Отсюда потенциальная выгода использования заемных средств и капитализации прибыли. Однако только потенциальная, потому что привлечение заемных средств связано с выплатой процентов, что уменьшает сумму прибыли, а капитализация прибыли позволит получить повышенные дивиденды в последующие годы, но уменьшает их выплату в текущем году. Через показатель ЧРАК видно, как связаны с интересами акционеров не только дивидендная политика, но и политика привлечения заемных средств, а также стратегия и темпы развития предприятия.

    1. Вопросы и задачи к главе 5




1.7.Формулы расчета показателей



1. Пусть А - активы предприятия, СС - собственные средства, ЗС - заемные средства, О - оборот по реализации продукции, МП, БП, ЧП - соответственно маржинальная, балансовая и чистая прибыль, ПА – прибыль на акцию, АК - акционерный капитал, НРЭИ - нетто-результат эксплуатации инвестиций