Файл: Конспект лекций по дисциплине Финансовый менеджмент Направление подготовки 080200 Экономика Профиль подготовки Менеджмент организации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 490

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предмет и метод курса

Цель и задачи финансового менеджмента

Вопросы к главе 1

Гипотеза эффективности рынков и компромисс риска и доходности

Вопросы к главе 2

Модель оценки доходности финансовых активов САРМ

Теория ценообразования опционов

Информационное обеспечение ФМ

Внутренние и внешние пользователи финансовой отчетности

Вопросы и задачи к главе 4

Показатели доходности предприятия

Прибыльность и скорость оборота

Рентабельность собственных средств

Ответы и решения

Риск-менеджмент

Предпринимательский (операционный) леверидж

Порог рентабельности и запас финансовой прочности

Финансовый леверидж

Риск владельца обыкновенных акций

Вопросы к главе 6

Управление оборотным капиталом

Оборачиваемость оборотного капитала и его элементов

Управление дебиторской задолженностью

Управление кредиторской задолженностью

Управление денежными средствами и их эквивалентами

Вопросы и задания к главе 7

Управление источниками долгосрочного финансирования

Структура капитала

Цена капитала

Средневзвешенная и предельная цена капитала

Эффект финансового рычага

Темп устойчивого роста

Управление инвестициями

Методы оценки риска инвестиционных проектов

Инвестиционная политика и формирование бюджета капиталовложений

Финансовые инструменты

Методы оценки финансовых активов

Портфельные инвестиции

Вопросы к главе 10

Финансовое планирование и прогнозирование

Бюджетирование

Финансовый менеджмент в условиях инфляции

Антикризисное управление

Банкротство и реструктуризация

Литература

Международные аспекты финансового менеджмента

Вопросы к главе 12

Литература

Основы финансового моделирования

полных издержек связана с денежными потоками, имевшими место в прошлом, еще до принятия данного решения. Реализация решения никак не повлияет на соответствующие денежные потоки в будущем. Если на производство нового изделия планируется направить уже имеющиеся на предприятии запасы материалов, причем наличного их количества достаточно для покрытия всей плановой потребности и никаких новых закупок данных материалов не предвидится, то возникают вопросы: какое отношение имеют расходы по закупке этих материалов к выпуску нового изделия? Разве отказ от его производства снизит величину этих расходов? Какие реальные денежные оттоки понесет предприятие, использовав данные материалы в процессе реализации данного решения?

Для ответа на эти вопросы в финансовом менеджменте широко используется концепция альтернативных издержек. В экономической теории под альтернативными (вмененными или экономическими) издержками понимается количество (стоимость) других продуктов, от которых следует отказаться или которыми следует пожертвовать, чтобы получить какое-то количество данного продукта. Возвращаясь к нашему примеру, можно утверждать, что материальные затраты по производству новой продукции для предприятия будут равны той сумме, которую оно могло бы выручить, продав запас материалов, так как никакой другой альтернативы их использования у предприятия нет. Более общее определение экономических издержек трактует их как выплаты, которые фирма обязана сделать, или те доходы, которая фирма обязана обеспечить поставщику ресурсов для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах. В нашем примере выпуск новой продукции будет целесообразным для предприятия в том случае, если цена, которую предложит за нее покупатель, покроет альтернативные издержки как сырья и материалов, так и всех других ресурсов, затрачиваемых на производство изделия.

Ориентация финансового менеджмента на денежные потоки, генерируемые управленческими решениями, позволяет определить альтернативные издержки как величину оттока денежных средств, которая произойдет в результате принятия решения. Решение о запуске в производство нового изделия влечет за собой потерю выручки от реализации имеющихся на предприятии материалов. Стоимость этих материалов по ценам их возможной реализации и составит величину материальных издержек которая должна быть учтена при обосновании соответствующего решения.


Различают внутренние и внешние альтернативные издержки. Если бы предприятие не располагало запасами необходимых материалов, оно должно было бы закупить их, понеся при этом прямые денежные расходы. В этом случае говорят о внешних альтернативных издержках. Такие же издержки предприятие должно будет понести, если для производства нового изделия ему понадобится нанять на работу дополнительное число работников соответствующей квалификации. Заработная плата (со всеми начислениями на нее) этих работников представит собой дополнительный денежный отток, величина которого будет характеризовать уровень внешних альтернативных издержек. Если же планируется использование внутреннего ресурса. уже имеющегося на предприятии, и оплаченного ранее, безотносительно к принимаемому решению, то говорят о внутренних издержках. Их величина также определяется размером будущих денежных оттоков, однако природа этих оттоков будет иной. Как правило речь будет идти не о денежных расходах, а о потере дополнительных доходов. В случае с материальными запасами – это цена их возможной реализации. Если вместо найма новых работников предприятие захочет использовать на производстве нового изделия труд уже имеющегося персонала, то величина внутренних альтернативных издержек будет определяться суммой доходов, которые предприятие потеряет в результате отвлечения работников от их прежних занятий. Общие альтернативные издержки любого управленческого решения равняются сумме его внутренних и внешних альтернативных издержек


    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50

Гипотеза эффективности рынков и компромисс риска и доходности




Эффективный рынок в рамках данной гипотезы – рынок, цены которого отражают всю доступную информацию. Любая новая информация, которая появляется на рынке ценных бумаг, немедленно отражается на их ценах. Это касается в большей степени ценных бумаг крупных компаний, поэтому они не могут обеспечить сверхдоходов. Информационно-обеспеченным может являть лишь идеальный рынок, который характеризуется набором условий, обязательных для совершенно-конкурентных рынков. На практике, рынок ценных бумаг может быть только в большей или меньшей степени приближен к рассматриваемой модели, но никогда не соответствует ей полностью.

Выделяют три основных формы эффективности:

  • слабая форма (цена зависят только от прошлых тенденций),

  • умеренная (цены отражают прошлые тенденции и общедоступную информацию),

  • сильная (цены отражают всю информацию и общедоступную и доступную лишь отдельным участникам рынка).

При умеренной и сильной формах эффективности рынка, более высокие доходы сопряжены с более высоким рынком, точность соотношений риска и доходности прямо связана с информационной обеспеченностью рынка.


    1. Теория агентских отношений



Агентские отношения возникают между:

  • акционерами (владельцами) и менеджерами,

  • кредиторами и акционерами.

Полностью избежать агентских конфликтов между менеджерами и акционерами можно только в том случае, если менеджеру принадлежит 100% голосующих акций. На практике такая ситуация встречается крайне редко (особенно в крупных компаниях), поэтому агентские конфликты возникают. Агентский конфликт – конфликт интересов. Общая цель финансового менеджмента в максимизации стоимости акционерного капитала фирмы. Эта цель отражает интересы акционеров. Менеджеры имеют и ряд других целей. Например, увеличение собственного оклада, расширение власти, престиж. Акционеры, интересам которых обычно противоречат указанные задачи менеджеров, могут действовать в нескольких направлениях:

  • осуществлять контроль (аудиторские проверки, обязательное голосование акционеров по широкому кругу принципиальных вопросов, угроза увольнения и т.д.)

  • стимулирование менеджеров (установление зависимости заработка менеджера от изменения акционерного капитала компании, фондовые акционеры руководителей, то есть возможность приобретения части акций компании в будущем в определенное время по определенной цене и т.д.)



Недостатком первого типа политики «политики кнута» являются дополнительные затраты, которые несет фирма, дополнительные затраты времени акционеров, потеря фирмой мобильности, а значит - упущенные возможности, из-за усложнения механизма принятия, и утверждения управленческих решений.

Недостатком второго направления «политика пряника» является то, что менеджер может быстрее достичь своих целей нежелательными для акционеров методами, а не с помощью предложенных механизмов «участия в прибыли» (настоящем или будущем).
Конфликт интересов акционеров и кредиторов состоит в том, что кредиторы не могут влиять на политику фирмы, которой они предоставили заемные средства. Для кредиторов нежелательно, например, участие компании в более рисковых проектов, так как этот повышенный риск не заложен в ставке процента, под которую они предоставили свои ресурсы. Акционеры в этом случае получают часть прибыли за счет за счет дополнительного риска, который бесплатно несут кредиторы. Менеджеры, которые представляют интересы акционеров, в этой ситуации также оказываются с кредиторами в ситуации конфликта.


    1. Теория асимметричной информации



Менеджеры обычно обладают большей информацией о финансовой ситуации, сложившейся в компании (а значит, и о ее перспективах), чем другие заинтересованные участники. Разная степень информированности менеджеров и потенциальных инвесторов называется асимметричной информацией. На практике такая ситуация складывается достаточно часто, различается только степень асимметричности информации.

Обладая асимметричной информацией, менеджеры могут изменять мнение внешних наблюдателей о фирме. Некоторые действия менеджеров (например, выплата повышенных дивидендов; сообщения о новых научных разработках, которые должны принести сверхприбыль и т.д.) называются сигналами. Менеджеры направляют сигнал инвесторам, что приводит к увеличению спроса на акции компании и росту их стоимости.

Кроме того, асимметричность информации проявляется в ситуации кредитования. Кредитор (обычно, банк) обладает меньшей информацией о фирме, чем ее финансовый менеджер. Более того, представляя в банк необходимую для взятия кредита информацию, финансовый менеджер всегда старается представить ситуацию в компании в наилучшем свете. Если финансовый менеджер является добросовестным и не искажает информацию, он все равно подает ее с учетом цели «взятие кредита на оптимальных условиях».


Асимметричность информации, таким образом, неизбежна, варьируется лишь степень асимметричности информации (в зависимости от осведомленности кредитора и стиля работы финансового менеджера).


    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50