Файл: Конспект лекций по дисциплине Финансовый менеджмент Направление подготовки 080200 Экономика Профиль подготовки Менеджмент организации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 476

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предмет и метод курса

Цель и задачи финансового менеджмента

Вопросы к главе 1

Гипотеза эффективности рынков и компромисс риска и доходности

Вопросы к главе 2

Модель оценки доходности финансовых активов САРМ

Теория ценообразования опционов

Информационное обеспечение ФМ

Внутренние и внешние пользователи финансовой отчетности

Вопросы и задачи к главе 4

Показатели доходности предприятия

Прибыльность и скорость оборота

Рентабельность собственных средств

Ответы и решения

Риск-менеджмент

Предпринимательский (операционный) леверидж

Порог рентабельности и запас финансовой прочности

Финансовый леверидж

Риск владельца обыкновенных акций

Вопросы к главе 6

Управление оборотным капиталом

Оборачиваемость оборотного капитала и его элементов

Управление дебиторской задолженностью

Управление кредиторской задолженностью

Управление денежными средствами и их эквивалентами

Вопросы и задания к главе 7

Управление источниками долгосрочного финансирования

Структура капитала

Цена капитала

Средневзвешенная и предельная цена капитала

Эффект финансового рычага

Темп устойчивого роста

Управление инвестициями

Методы оценки риска инвестиционных проектов

Инвестиционная политика и формирование бюджета капиталовложений

Финансовые инструменты

Методы оценки финансовых активов

Портфельные инвестиции

Вопросы к главе 10

Финансовое планирование и прогнозирование

Бюджетирование

Финансовый менеджмент в условиях инфляции

Антикризисное управление

Банкротство и реструктуризация

Литература

Международные аспекты финансового менеджмента

Вопросы к главе 12

Литература

Основы финансового моделирования


Таблица 1.

Состав внутренней и внешней среды предприятия


Внутренняя среда

Внутренняя среда

Производство

Кадры

Финансы

Подсистема исследования и развития

Снабжение

Сбыт

Маркетинг

Административная подсистема

Информационная подсистема


Микросреда

Внешняя среда

Ближнее окружение

Поставщики

Банки

Инвестиционные компании

Брокеры

Инвесторы

Сегмент рынка труда, представляющий потенциальных работников предприятия

СМИ

Государственные контролирующие и регулирующие органы

Общественные организации

PR-аудитории

Покупатели, клиенты, потребители

Дилеры

Конкуренты


Дальнее окружение


Факторы

социальные

технологические

экономические

политические

юридические

экологические

Макросреда


Таким образом, предприятие представляет собой систему, выполняющую преобразование ресурсов в товары. Подсистемы и элементы этой системы, а также их функции и взаимосвязи представляют собой внутреннюю среду организации. Во внешней, неподвластной контролю предприятия среде оно контактирует напрямую с ближним окружением посредством обмена товарами и ресурсами и с дальним окружением, создающим более или менее благоприятные условия для такого обмена.

Одно из воздействий внешней среды для фирмы - влияние государства на ее деятельность. Это влияние проявляется во множестве различных направлений. Государство устанавливает для фирм «правила игры».

Рассмотрим два основных направления влияния государства на фирмы: правовое и налоговое регулирование. Налоговое регулирования является частью правового, но из-за исключительной значимости налогов для фирмы, его стоит рассмотреть отдельно и более подробно.

1.1.Правовая среда компании



Законодательство регулирует деятельность фирмы на всех этапах ее жизненного цикла (начиная от регистрации новой компании и заканчивая ее ликвидацией).

Сфера законодательства, регулирующая деятельность фирмы называется хозяйственным правом. Оно включает в несколько подразделов (финансовое право, налоговое право), которые тесно связаны между собой.


Правовой механизм управления фирмой состоит из 4-х групп правовых норм:

  • система правовых норм, регулирующая организационные процессы (создание, реорганизация, ликвидация);

  • система правовых норм, регулирующих правоотношения в процессе производственно-хозяйственной деятельности(реклама, инвестиции, производство).

  • Система норм, регулирующих взаимоотношения с внешними агентами (потребителями, поставщиками, государством);

  • Система норм арбитражного рассмотрения хозяйственных споров.


Основными документами, регулирующими деятельность фирмы является Гражданский Кодекс, а также КЗоТ, законы об акционерных обществах, ликвидации и банкротстве, рынке ценных бумаг, рекламе.

1.2.Налоговая среда фирмы



Налоги существуют во всех государствах. Они являются одним из основных источников ресурсов для выполнения государством своих обязанностей перед гражданами. Кроме того, налоговая система является одним из инструментов регулирования государством экономики и социальной сферы.

Налоговая система включает в себя действующие законодательные и нормативные акты, а также органы, контролирующие их выполнение.

Налог – обязательный индивидуально-безвозмездный денежный платеж в бюджет государства и государственные внебюджетные фонды.

Основными налогами, которые платят фирмы в РФ, являются:

  • налог на прибыль;

  • НДС;

  • акцизы;

  • единый социальный налог;

  • налог на имущество;

  • налог с продаж.

Кроме того, в зависимости от объекта налогообложения, предприятия уплачивают также другие виды налогов и налогообразных платежей, например, за регистрацию новых выпусков ценных бумаг, автотранспортных средств, объектов недвижимости, налог на землю, на биржевые сделки, на куплю-продажу иностранной валюты, плату за загрязнение окружающей среды сверх установленных норм, за использование наименований «Россия», «Российский» и государственной символики, нотариальные и лицензионные сборы, налог на пользователей автодорог, на приобретение автотранспортных средств и др.

По получателю налоги и сборы подразделяются на поступающие в федеральный и местный бюджет и во внебюджетные фонды. По уровню законодательного регулирования налоги делят на федеральные и местные. Налоговый кодекс регулирует права местных органов власти в части установления налогов, определяя их перечень и предельные ставки. По объекту налогообложения налоги длятся на налоги с дохода, с затрат, с прибыли и с имущества, по механизму исчисления – на прямые и косвенные, по виду налоговых ставок – на пропорциональные, прогрессивные (или регрессивные, например, единый социальный налог) и фиксированные.



В РФ действует Налоговый Кодекс, кроме того, есть ряд региональный и муниципальных законов. Например, закон о «Налоге с продаж», «Закон о налоге на рекламу».

Органы, контролирующие исполнение налогового законодательства, имеют разветвленную территориальную структуру во главе с Министерством по налогам и сборам. Поступление налогов в федеральный бюджет и их расходование контролирует федеральное казначейство.


    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50

Вопросы к главе 1




  1. Что такое финансовый менеджмент и какую роль он играет в управлении фирмой?

  2. Что является предметом финансового менеджмента?

  3. Охарактеризуйте иерархию целей финансового менеджмента.

  4. Почему максимизация бухгалтерской прибыли не может быть главной и единственной целью финансового менеджера?

  5. Почему большое значение в финансовом менеджменте имеет внешняя среда фирмы?

  6. Как соотносятся между собой понятия внешней и внутренней среды предприятия, макро- и микросреды?

  7. Приведите пример опосредованного воздействия макросреды через ближнее окружение на финансовое состояние фирмы.

  8. На какие направления можно разделить правовой механизм управления фирмой?

  9. Охарактеризуйте налоговую среду фирмы. Каковы особенности налоговой среды фирмы в России?



Литература


  1. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. - СПб.: Экономическая школа, 1997;

  2. Колб Р.Б., Родригес Р. Дж. Финансовый менеджмент. – М.: Издатество «Финпресс»,2001;

  3. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. – М.:Издательство «Дело и сервис», 1998;

  4. Станиславчик Е.Н. Основы финансового менеджмента. – М.: «Ось-89»,2001.

  5. Porter M. Competitive Strategy. New York: Free Press. – 1980

  6. Pearce, J., Robinson, R. Strategic management – Homewood, Illinois. – Irvin. – 1985



  1. Основные концепции финансового менеджмента



ФМ, являясь наукой, тесно связанной с практической деятельностью, базируется на нескольких теориях. Некоторые из приведенных ниже теорий построены на моделях, содержащих значительные ограничения. Результаты, полученные при использовании таких теорий, могут существенно отличаются от реальности. Это не перечеркивает теорий, а показывает необходимость дополнительного анализа «входных» условий. Более современные теории достаточно полно отражают реальность, с которой сталкивается финансовый менеджер.


    1. Концепция идеальных рынков




Идеальным или совершенно-конкурентным называют рынок с большим числом покупателей и продавцов, каждый из которых не может влиять на рыночные цены. Таким образом, все участники находятся в равных условиях, барьеры входа-выхода отсутствуют. Информация доступна всем участникам в равной степени. Заключение сделок и доступ к информации не являются источниками дополнительных издержек. Еще одним важным условием идеальных рынков является отсутствие налогов.


На практике полное соблюдение всех условий, характеризующих идеальный рынок невозможно. Тем не менее, концепция широко используется. Неполное соблюдение некоторых условий не перечеркивает возможность использования концепции идеального рынка капиталов. Она является моделью, позволяющей анализировать реальность и предвидеть ее изменения.


    1. Концепция альтернативных затрат



Альтернативные затраты – это упущенный возможный доход от альтернативного использования ресурсов.

Анализируя бухгалтерскую отчетность фирмы, невозможно сделать какие-либо выводы об альтернативных затратах. Альтернативные затраты – это те затраты, которые несет фирма, отказываясь от множества других вариантов использования ресурсов в пользу единственного выбранного ею.

Если ресурсы могут быть более эффективно использованы в другом проекте, они должны быть перемещены. Если такого перераспределения ресурсов не происходит, то фирма теряет возможный доход. Издержки, которые понесет фирма при перераспределении ресурсов между проектами, также должны учитываться. Если они превышают разницу между доходностями альтернативных проектов, то перегруппировка ресурсов между ними не целесообразна.

Для финансового менеджмента наибольший интерес представляют данные о будущих денежных потоках предприятия, возникающих в результате принятия того или иного управленческого решения. В процессе управления управляющая подсистема должна оказывать воздействие на объект управления. Фактические денежные потоки, отраженные в учете предприятия, результируют ранее принятые управленческие решения. Информация об этих потоках является элементом обратной связи между субъектом и объектом управления. Она имеет значительную ценность для обоснования управленческих решений, но результатом этих решений станет изменение будущих, а не сегодняшних денежных потоков. Для оценки финансово-экономической эффективности принимаемых решений необходимо производить сопоставления будущих денежных притоков с будущими оттоками, обусловленными принятием и реализацией данных решений.

Например, для того, чтобы принять решение о выпуске нового вида продукции, следует рассчитать сумму издержек, которые понесет предприятие по производству и реализации нового изделия, и сопоставить эту величину с ожидаемыми доходами от его реализации. На первый взгляд может показаться вполне естественным использовать для этих целей калькуляцию полной себестоимости 1 изделия, и, умножив ее сумму на планируемый объем продаж, получить общую величину затрат по новой продукции. Однако, при таком подходе упускается из виду важное обстоятельство: значительная часть