Файл: Конспект лекций по дисциплине Финансовый менеджмент Направление подготовки 080200 Экономика Профиль подготовки Менеджмент организации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 466

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предмет и метод курса

Цель и задачи финансового менеджмента

Вопросы к главе 1

Гипотеза эффективности рынков и компромисс риска и доходности

Вопросы к главе 2

Модель оценки доходности финансовых активов САРМ

Теория ценообразования опционов

Информационное обеспечение ФМ

Внутренние и внешние пользователи финансовой отчетности

Вопросы и задачи к главе 4

Показатели доходности предприятия

Прибыльность и скорость оборота

Рентабельность собственных средств

Ответы и решения

Риск-менеджмент

Предпринимательский (операционный) леверидж

Порог рентабельности и запас финансовой прочности

Финансовый леверидж

Риск владельца обыкновенных акций

Вопросы к главе 6

Управление оборотным капиталом

Оборачиваемость оборотного капитала и его элементов

Управление дебиторской задолженностью

Управление кредиторской задолженностью

Управление денежными средствами и их эквивалентами

Вопросы и задания к главе 7

Управление источниками долгосрочного финансирования

Структура капитала

Цена капитала

Средневзвешенная и предельная цена капитала

Эффект финансового рычага

Темп устойчивого роста

Управление инвестициями

Методы оценки риска инвестиционных проектов

Инвестиционная политика и формирование бюджета капиталовложений

Финансовые инструменты

Методы оценки финансовых активов

Портфельные инвестиции

Вопросы к главе 10

Финансовое планирование и прогнозирование

Бюджетирование

Финансовый менеджмент в условиях инфляции

Антикризисное управление

Банкротство и реструктуризация

Литература

Международные аспекты финансового менеджмента

Вопросы к главе 12

Литература

Основы финансового моделирования



Внутри предприятия деньги могут быть вложены в производство, в пополнение запасов и обновление оборудования, за его пределами - в ценные бумаги, совместные предприятия, депозиты и вклады, недвижимость.

Немало проблем создают неденежные формы расчетов, к которым относятся:

  • бартер - прямой товарообмен между участниками сделки без использования денежных средств;

  • Взаимозачет - процедура погашения взаимных обязательств, исключающая реальное движение денежных средств в пределах равных сумм задолженностей.

Бартерные операции и взаимозачеты позволяют осуществлять расчеты между предприятиями в условиях кризиса неплатежей.
Таблица 9.Оценка потенциальных выгод и потерь от бартерных сделок


Потенциальные выгоды бартерной сделки:

Негативные стороны бартерных сделок

  • Снижение расходов наличных денежных средств

  • Способ погашения дебиторской задолженности

  • Сохранение прежних объемов производства

  • Способ расчетов, если банковские счета “заморожены”

  • Отказ от привлечения заемных средств для осуществления непрерывного производственного цикла

  • Цена бартерного контракта иногда ниже, чем цена контракта на продажу за наличные (возможна экономия на налоге на прибыль)

  • Снижение поступлений наличных денежных средств

  • Получатель бартера, как правило, принимает то количество и ассортимент продукции, которое диктуется размером задолженности контрагента, а не потребностями компании

  • Необходимость перепродажи товаров, полученных по бартеру, задерживает поступление наличных денежных средств, увеличивает издержки на хранение и сбыт

  • Цена бартерных контрактов, как правило, выше, чем цена за наличные, что ведет к переплате налога на прибыль

  • В момент совершения бартерной сделки необходимо уплатить налоги денежными средствами


Оценка потенциальных выгод и потерь от бартерных сделок может быть проведена методом дисконтированных денежных потоков. Если текущая стоимость сделки ТС > 0, то сделка эффективна, если ТС < 0, то сделка не эффективна.
    1. 1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   50

Вопросы и задания к главе 7




1. Ставка процента по кредиту 36% годовых, по депозиту - 20% ; инфляция 24% годовых. Покупатель желает расплатиться за товар на сумму 100 тыс.руб. векселем с оплатой через 3 месяца.

На какую сумму он должен выписать вексель?

Какую сумму Вы получите в банке, если учтете вексель немедленно?

Разницу покупатель тут же отдаст Вам наличными.

Выгодна ли эта операция в целом покупателю? (Какова сегодняшняя стоимость его настоящих и будущих затрат?)
2. Составьте прогноз движения денежных средств при следующих условиях:

Магазин закупает в месяц по 1000 шт. коробок порошка по цене 50 руб. за шт. Прогноз продаж на январь, февраль и март соответственно 700, 900 и 1100 коробок по 60 руб/шт.. Продажа за наличные с немедленной оплатой, но 10% товара реализуют разъездные агенты, которые сдают деньги 1 числа следующего месяца. Оплата оптовых закупок производится с отсрочкой на 1 мес. На 1 января остаток денежных средств составлял 20000 руб.

    1. Ответы и решения




1. Вексельную сумму рассчитывают исходя из ставки по депозиту. За 3 месяца при 20% годовых это составит 5%, т.е. вексельная сумма должна быть на 5% больше стоимости товара. Это 105 тыс.руб.

За 3 месяца до погашения банк даст при учете этого векселя на 36/4 = 9% меньше вексельной суммы, т.е. 96, 33 тыс.руб.

Покупатель добавит наличными недостающие до 100 тыс. 3,67 тыс. руб. Но спустя три месяца он еще должен заплатить по векселю 105 тыс. Сегодняшняя стоимость этой суммы при уровне инфляции 24% на 6% меньше номинальной и составляет 99 тыс. руб.

Таким образом, 99+3,67 > 100, покупателю выгоднее сразу заплатить наличными. Если бы не было условия о доплате наличными, то оплата векселем была бы выгодна покупателю, т.к. 99<100.

Примечание. При острой нехватке наличности покупатель может согласиться на такой способ расчета, если рассчитывает на будущие поступления и еслиубыток от того, что у него не будет этих материалов, превышает 2,67 тыс. руб.
2. См. табл. 10
Таблица 10. Прогноз движения денежных средств





Январь

февраль

март

Прогноз продаж, шт

700

900

1100

План закупок, шт.

1000

1000

1000













Прогноз продаж, руб.

42000

54000

66000

План закупок, руб.

50000

50000

50000













Остаток на начало месяца

5000

42800

95600

Приток денежных средств:

37800

52800

64800

выручка магазина

37800

48600

59400

выручка разъездных агентов




4200

5400

Отток денежных средств:










закупки




50000

50000

Чистый приток (отток)

37800

52800

64800

Остаток на конец месяца

42800

95600

160400




Литература



  1. Барнес Д. Управление операциями. – М, МИМ ЛИНК, 1999

  2. Комаха А. Эффективное управление кредиторской задолженностью \\ Из материалов журнала "Финансовый директор" (Киев), http://www.kareta.com.ua ;

  3. Техника Эффективного Менеджмента \\Carana Corporation\USAID\РЦП, http://www.aup.ru, 2002;

  4. Лытнев О. Курс лекций «Основы финансового менеджмента» - 2000, http://www. cfin.ru



  1. 1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   50

Управление источниками долгосрочного финансирования


    1. Источники финансирования



Различают два типа источников финансирования – собственные и заемные. К собственным относятся взносы учредителей, средства, полученные от продажи акций предприятия, безвозмездно полученные фонды целевого назначения, различные фонды и резервы, созданные за счет прибыли предприятия, накопленная сумма амортизационных отчислений и нераспределенная прибыль.

К заемным источникам относятся кредиты банков и других организаций, средства, полученные от продажи облигаций данного предприятия и кредиторская задолженность.

Для того, чтобы отношения с кредиторами максимально соответствовали целям обеспечения финансовой устойчивости (безопасности) компании и увеличению ее прибыльности и конкурентоспособности, менеджменту компании необходимо выработать четкую стратегическую линию в отношении характера привлечения и использования заемного капитала.

Первый основополагающий вопрос, который в связи с этим встает перед руководством фирмы это: вести бизнес за счет собственных или привлеченных средств? Второй "дилеммой" является количественное соотношение собственного и заемного капитала. Ответы на данные вопросы зависят от множества факторов как внешнего (отраслевые особенности, макроэкономические показатели, состояние конкурентной среды и т. д.), так и внутреннего (корпоративного) порядка (возможности учредителей, кредитоспособность, оборачиваемость активов, уровень рентабельности, дефицит денежных средств, краткосрочные цели и задачи, долгосрочные планы компании и многое другое).

Принято считать, что предприятие, которое пользуется в процессе своей хозяйственной деятельности только собственным капиталом, обладает максимальной устойчивостью. Однако такое допущение в корне не верно. С точки зрения конкурентной борьбы на рынке не имеет значения, какими капиталами оперирует бизнес: своими или заемными. Единственная разница может заключаться в различиях стоимости этих двух категорий капитала. Кредиторы (будь-то банки или поставщики товаров и услуг) готовы кредитовать чей-то бизнес только в обмен на определенный (иногда довольно высокий) доход (процент). При этом даже собственный капитал не является "бесплатным", так как вложения производятся в надежде получить прибыль, выше той, которую платят банки по депозитным счетам. С точки зрения стратегического развития компании
отправной точкой должны быть: размер и динамика прибыльности бизнеса, которые напрямую зависят от размера занимаемой на рынке доли, ценовой политики и размера издержек производства (обращения). Вопрос же источников финансирования бизнеса является, по отношению к целям достижения конкурентоспособности предприятия, вторичным.

Менеджеры в ходе разработки стратегии кредитования собственного бизнеса должны исходить из решения следующих первоочередных задач - максимизации прибыли компании, минимизации издержек, достижения динамичного развития компании (расширенное воспроизводство), утверждения конкурентоспособности - которые, в конечном итоге и определяют финансовую устойчивость компании. Финансирование данных задач должно быть достигнуто в полном объеме. Для этого, после использования всех собственных источников финансирования (собственный капитал и прибыль - наиболее дешевые ресурсы), должны быть в заданном объеме привлечены заемные средства кредиторов. При этом наиболее весомым ограничивающим фактором в процессе планирования использования заемного капитала необходимо считать его стоимость, которая должна позволять сохранить рентабельность бизнеса на достаточном уровне.

Следующим этапом в ходе разработки политики использования финансовых ресурсов является определение наиболее приемлемых тактических подходов.
Таблица 11. Ключевые различия между видами источников средств


Признак

Тип капитала

собственный

Заемный

Право на участие в управлении персоналом

Право на получение части прибыли и имущества

Срок возврата капитала

Снижение налогооблагаемой прибыли

Дает
По остаточному принципу
Не установлен
нет

Не дает
Первоочередное
Установлен условиями договора

есть


Из табл.11 видно, что структура капитала оказывает влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Уставный капитал изначально формируется как основа стартового капитала, необходимого для создания предприятия. При этом владельцы или участники предприятия формируют его ис­ходя из собственных финансовых возможностей и в размере, достаточном для выполнения той деятельности, ради которой оно создается.