Файл: 1. Понятие организационной культуры, ее содержание и структура. 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 449
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие организационной культуры, ее содержание и структура.
2. Междисциплинарные связи организационной психологии.
3. Организационные принципы А. Файоля в управлении организацией и их психологическое обоснование.
4. Психологическое содержание организационной теории Л. Гьюлика и Л. Урвика.
5. Психологический феномен лидерства в организации.
6. Организационная власть и индивидуальность.
7. Организационные конфликты в деятельности организации.
8. Адаптация индивида в организации. Уровни адаптации.
9. Двухфакторная теория Ф. Херцберга.
10. Теория ожидания В. Врума, Л. Портера и Э. Лоулера.
11. Межгрупповые отношения в организации.
12. Организационная культура и эффективность организации.
13. Типологии групп в организации.
14. «Управленческая решетка» Р. Блейка и Дж. Мутон.
15. Пути и способы повышения трудовой мотивации.
17. Профессиографический анализ работы.
18. Удовлетворенность трудом: понятие и измерение.
19. Модели взаимодействия человека в организации.
20. Профессиональная компетентность организационного психолога-практика.
1. Предмет психологии труда. Основные проблемы и задачи психологии труда.
2. Взаимосвязь психологии труда со смежными отраслями психологии.
3. Понятие труд и психологические признаки труда.
6. Становление и развитие психологии труда за рубежом.
7. Психология труда в России XX-XXI века.
8. Становление и развитие психологии труда за рубежом: японская школа управления.
9. Психологическая структура профессиональной деятельности.
12. Профессиональная пригодность человека.
13. Адаптация человека к профессиональной деятельности. Психологические механизмы адаптации.
14. Кризисы профессионального становления и развития. Причины возникновения кризисов.
15. Профессиональное самоопределение. Типы и уровни профессионального самоопределения.
17. Проблема стиля деятельности личности и структурирование ее пространства.
21. Профессиональные деформации и специфические состояния (феномен психического выгорания).
22. Понятие психического состояния. Виды психических состояний.
23. Методы оценки психических состояний.
24. Состояние монотонности в трудовой деятельности.
25. Состояние психической готовности к деятельности.
26. Состояние утомления в трудовой деятельности.
27. Профессографическое изучение профессий:
28. Профессия как система социальных отношений. Трудовой пост, рабочее место.
29. Трудовые функции. Эргатические функции. Функции средств труда.
Обычно она измеряется с помощью опроса, который затрагивает вопросы компенсаций, безопасности, рабочей нагрузки, восприятия менеджмента, совместной работы и др. Измерением удовлетворенности сотрудников обычно занимаются компании, которые заинтересованы в том, чтобы процент текучести кадров оставался на приемлемом уровне, а мотивация и эффективность сотрудников росли.
19. Модели взаимодействия человека в организации.
Системное поведение человека в организации может быть представлено с двух позиций:
1. С позиции взаимодействия человека с организационным окружением. В этом случае человек находится в центре модели.
2. С позиции организации, включающей в себя индивидов. В этом случае организация как целое является исходной точкой рассмотрения.
В случае если исходным в рассмотрении взаимодействия человека и организационного окружения выступает человек, модель этого взаимодействия может быть описана следующим образом:
Результаты работы
Организационное окружение
Стимулирующее воздействие
Действия, поведение
Человек
Реакция на стимулирующее воздействие
Человек, взаимодействуя с организационным окружением, получает от него побуждающие к действию стимулирующие воздействия.
Человек под воздействием стимулирующих сигналов со стороны организационного окружения осуществляет определенные действия.
Действия, осуществляемые человеком, приводят к выполнению им определенных работ и одновременно оказывают определенное воздействие на организационное окружение.
В данной модели организационное окружение включает те элементы организационной среды, которые взаимодействуют с человеком. Стимулирующие воздействия охватывают весь спектр возможных стимулов. В модели человек предстает как биологическое и социальное существо. Реакция на стимулирующие воздействия охватывает восприятие этих воздействий человеком, их оценку и осознанное или неосознанное принятие решения об ответных действиях. Действия и поведение включают в себя мышление, телодвижения, речь, мимику, возгласы, жесты и т.п. Результаты работы состоят из двух частей. Первая – это то, чего человек добился для себя, реагируя на стимулы, какие собственные проблемы, вызванные стимулирующими воздействиями, он решил. Вторая – что он сделал для организационного окружения, для организации в ответ на стимулирующие воздействия, которые организация применила по отношению к человеку.
Организация как единый организм, имеющий вход, преобразователь и выход, взаимодействуя с внешним окружением, определенным образом, соответствующим характеру и содержанию этого взаимодействия, включает человека как элемент организации в процесс организационного и материального обмена между организацией и средой. В данной модели человек рассматривается как составная часть входа и выступает в роли ресурса организации, который она, наряду с другими ресурсами, использует в своей деятельности.
Возможности включения человека в организационное окружение, называемые социализацией, зависят не только от характеристик того окружения, но и в равной мере от характеристик человека. Каждый человек имеет многоплановую структуру личности, и во взаимодействие с организацией он вступает не как механизм, выполняющий конкретные действия и операции, а как разумное и сознательное существо, обладающее устремлениями, желаниями, эмоциями, настроением, имеющее воображение, разделяющее определенные верования и следующее определенной морали.
20. Профессиональная компетентность организационного психолога-практика.
Деятельность организационных психологов включает в себя разработку и использование психологической теории и методологии для решения проблем организаций и проблем, с которыми индивидуумы и группы сталкиваются в организациях.
Цель: сопровождение персонала.
Основные задачи: диагностика и экспертиза персонала и организации, профилактика и коррекция, просветительская деятельность.
Индивидуальная диагностика персонала.
Компетенции: владение общепсихологическими методами диагностики личностных, индивидуально-типических особенностей, профессионально-важных качеств в целях оценки, профотбора, аттестации, ротации персонала, формирования кадрового резерва, определения потребности персонала в обучении.
Групповая диагностика персонала.
Компетенции: владение социально-психологическими методами диагностики персонала в целях изучения социально-психологической структуры группы, уровня развития группы, неформальной организационной культуры, психологического климата коллектива, уровня сплоченности, сработанности, совместимости персонала в рабочих группах, конфликтного поведения работников в группах.
Исследование специфики управленческих процессов.
Компетенции: владение специализированными методами диагностики управленческих отношений в организации, стиля руководства, управленческой концепции руководителя, ролевой структуры управленческой команды, особенностей мотивационной системы организации
, типа организационной культуры, отношения к инновациям, уровня лояльности персонала.
Обоснование и проведение экспертных процедур в организации.
Компетенции: умение определять необходимость проведения экспертных процедур и формулировать их задачи, подбирать и комплектовать экспертные группы, обеспечивать надежность экспертных оценок.
Диагностика дисфункциональных состояний сотрудников и организации в целом.
Компетенции: владение методиками диагностики организационного стресса, эмоционального выгорания, профессиональных деформаций и пр.
Участие в апробации и адаптации методик исследования.
Компетенции: знание принципов разработки и внедрения исследовательских методик.
Использование результатов диагностики в целях развития, коррекции, обучения персонала.
Компетенции: умение разрабатывать коррекционные и обучающие программы; умение использовать, адаптировать и разрабатывать программы тренингов различной направленности, умение провести тренинг в соответствии с этой программой; осуществление мониторинга тренинговых и обучающих программ для оценки возможности их применения в организации.
Использование результатов диагностики на уровне группы и организации в целом.
Компетенции: владение навыками создания и психологического сопровождения управленческих команд; умение формировать, поддерживать и корректировать организационную культуру предприятия; умение разрабатывать и оптимизировать системы мотивационного управления работой персонала и оценивать их эффективность.
Просветительская деятельность
Для выполнения данной задачи психологу необходимо уметь вызывать у персонала интерес к психологии, популяризировать и разъяснять достижения психологической науки, а также он должен быть способен сформировать у персонала потребность в психологических знаниях, желание использовать их в своей деятельности.
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА:
1. Предмет психологии труда. Основные проблемы и задачи психологии труда.
Психология труда – это конкретизация всего психологического знания в связи с важнейшей стороной человеческого бытия – трудом.
Поэтому предметом психологии труда является психическая деятельность человека, позволяющая ему отражать объективную реальность, связанную с трудом, осуществлять и регулировать трудовую деятельность, придавать ей субъектный характер.
Перед психологией труда стоят две основные задачи.
Первая – исторически более ранняя – повышение производительности труда, эффективности трудовой деятельности. С решения данной задачи началось развитие психологии труда как отдельной отрасли психологического знания. Эта задача и по сей день остается главным социальным заказом психологии труда.
Вторая задача – гуманизация трудовой деятельности и содействие развитию личности в ней – сформулирована перед психологией труда исходя из логики развития всей психологической науки, которая должна прежде всего обеспечивать развитие человека и его личности.
Частные задачи:
1) исследование особенностей психических процессов как регуляторов трудовой деятельности и их развития в деятельности;
2) изучение основных психических свойств субъекта трудовой деятельности и их структуры как факторов организации трудовой деятельности и ее эффективности;
3) изучение особенностей и структуры функциональных состояний в трудовой деятельности, а также их связи с динамикой трудового процесса и его эффективностью;
4) исследование закономерностей развития личности в трудовом процессе, раскрытие особенностей взаимной детерминации (обусловленности) личности и профессии;
5) изучение проблемы мотивации трудовой деятельности, раскрытие основных закономерностей формирования и развития системы профессиональных мотивов личности, установление влияния мотивационной системы личности на эффективность трудовой деятельности, разработка на этой базе психологически обоснованной системы стимулирования труда;