ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 764
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Тема: Введение в дисциплину «Экология»
Тема:Природопользование, его механизм и основные показатели
Тема: Взаимодействие общества и природной среды
Тема:Современные концепции взаимодействия общества и природы
Тема. Эволюция типов природопользования
Тема: Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем
Тема:Экономическая ценность природы
Полная экономическая ценность окружающей природной среды
Тема: Природоохранные затраты и экономическая эффективность природопользования
Тема:Экономический ущерб ОТ АНТРОПОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ
Тема: Подходы к механизмам реализации экологической политики
Тема: Экономические инструменты охраны окружающей среды и природопользования
Тема: Система органов управления в области охраны окружающей среды и природопользования
Тема: ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ охраны окружающей среды и ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Тема: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
Тема: Экологическая диагностика региона
Тема:Региональная экологическая политика
Тема: Экологическая доктрина РФ
Тема: Стратегические направления экологической политики Забайкальского кРая
Тема: РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Тема: Экологический каркас территории
Тема: Населённый пункт как экосистема
Тема: ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ООС ДЛЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ
Тема: ЭкологическАЯ паспортизациЯ территорий
Тема: Территориальные особенности экологической обстановки РФ и тенденции ее изменения
Тема: Экологические проблемы в различных регионах мира
Тема: Развитие спорта в устойчивой окружающей среде
Тема: Экологический маркетинг и его применение в олимпийском спорте
Тема: СОВРЕМЕННЫЙ ЭКОТУРИЗМ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ
3) Кадастры природных ресурсов
Данные мониторинга окружающей природной среды служат основой для ведения кадастров природных ресурсов, а также для принятия экологически значимых управленческих решений.
Кадастры являются важным государственным информационным ресурсом, представляющим собой систематизированные сведения о количественном и качественном состоянии природных ресурсов и территорий, их экономической, экологической оценке и социальном значении, а также о составе и категориях пользователей.
Кадастры – это основа планирования, информационного обеспечения использования и охраны окружающей среды и в целом — управления природопользованием, поэтому порядок их ведения устанавливается либо законом, либо специальными постановлениями правительства.
Существуют следующие виды государственных кадастров:
-
кадастры отдельных природных ресурсов (государственный земельный кадастр, государственный кадастр месторождений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых, государственные промысловые кадастры охотничьих и рыбных ресурсов, государственный лесной кадастр, государственный водный кадастр и государственный учет вод, государственный кадастр объектов животного мира)
Земельный кадастр — систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель; сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектах. Ведение государственного земельного кадастра должно осуществляться по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках. Единицами кадастрового деления территории являются кадастровые округа, районы и кварталы. Каждому земельному участку присваивается свой кадастровый номер, а сведения о нем предоставляются в виде выписок из кадастра.
Государственный кадастр месторождений полезных ископаемых осуществляется для геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народнохозяйственных целях. Этот кадастр включает сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, геолого-экономическую оценку по каждому месторождению, а также сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.
Наряду с кадастром ведется также Государственный баланс запасов полезных ископаемых. В нем содержатся сведения о степени изученности месторождений полезных ископаемых, их промышленном освоении и другие данные, необходимые для прогнозирования и проектирования в этой сфере природопользования.
Государственные промысловые кадастры охотничьих и рыбных ресурсов - это свод данных об объектах промысла, содержащий их качественную и количественную характеристику, сведения о динамике восстановления и допустимых нормах их отлова и отстрела.
Государственный лесной кадастр ведется с целью управления лесным хозяйством и для организации его ведения. Лесной кадастр содержит сведения об экологических, экономических и иных характеристиках лесного фонда.
Для ведения учета и оценки состояния вод применяются два вида документов: Водный кадастр и Государственный учет вод. Государственный учет вод ведется для обеспечения текущего и перспективного планирования рационального использования водных объектов, их восстановления и охраны. Данные этого вида учета характеризуют состояние поверхностных и подземных водных объектов по качественным и количественным показателям, по степени их изученности и использования. Государственный водный кадастр основывается на данных государственного учета вод и представляет собой сведения о водных объектах, об их водных ресурсах, об использовании водных объектов и о водопользователях.
Государственный кадастр объектов животного мира ведется в целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания. «Красные книги» с определенными оговорками также можно считать своеобразным кадастром редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений.
-
кадастры особо охраняемых территорий
Включает сведения о статусе подобных территорий, их географическом положении и границах, режиме особой охраны, природопользователях, об их экологопросветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Ведется он в целях оценки состояния природнозаповедного фонда страны, определения перспектив развития сети ООПТ, для повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима охраны, а также для учета при планировании социально-экономического развития регионов.
-
кадастры отходов
Включает в себя классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах, банк данных по технологиям использования и обезвреживания отходов.
-
территориальные комплексные кадастры природных ресурсов и объектов.
Содержат данные о местоположении, количестве и качестве всех природных ресурсов на территории конкретного региона, их социально-экономическую и экологическую оценку. Важность такого вида кадастров определяется, прежде всего, задачей учета и оценки природноресурсного потенциала в целом на ограниченной территории, что позволяет скоординировать различные виды природопользования. Кроме того, данный вид кадастра содержит дополнительную информацию о правовом режиме природных ресурсов и природноресурсном потенциале, а также о распределении ресурсов среди собственников, пользователей и арендаторов.
Использование сведений, содержащихся в земельном и лесном кадастрах
4) Экологическое лицензирование и паспортизация: (рычаг жесткого регулирования):
Экологическое лицензирование –предоставление субъектам хозяйствования специальных разрешений, выдаваемых уполномоченными государственными органами и закрепляющих юридическое право на занятие отдельными видами деятельности при заданных экологических ограничениях и природно-ресурсных лимитах.
В настоящее время в России существует
-
лицензирование природопользования -
лицензирование видов хозяйственной деятельности.
Лицензирование — это проявление административного способа управления природопользованием и охраной окружающей среды путем прямого запрета, разрешения и уполномочия. Осуществляется оно путем выдачи за определенную плату соответствующего документа — лицензии на конкретный вид природопользования.
Лицензия на природопользование – документ, устанавливающий экологические требования, ограничения, предельные объемы использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды, условия природопользования.
В лицензии на природопользование как документе сконцентрированы две функции:
-
функция контроля правомерности и рациональности деятельности по использованию природного ресурса -
функция соблюдения экологических и санитарных норм и нормированного потребления соответствующего природного ресурса.
В систему лицензирования природопользованиявходят:
-
специальные лицензии, выдаваемые уполномоченными государственными органами:-
лицензии на пользование (добычу, изъятие, пользование без изъятия) ресурсами недр, водопользование, землепользование и лесопользование – т.е. одним видом ресурсов; -
разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, отстрел охотничьих животных и лов рыбы;
-
-
лицензии на комплексное природопользование
комплексное природопользование – это использование субъектами хозяйствования природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природных ресурсов наносит минимальный ущерб другим компонентам природы, равно как и хозяйственная деятельность предприятия в целом.
Лицензия на комплексное природопользование является нормативно-правовым документом, позволяющим контролировать масштаб и качество воздействия предприятия на окружающую среду. Регламентирует условия определенного вида природопользования исходя из природоохранных интересов территории, которые не всегда могут быть учтены при выдаче специальных лицензий.
В условиях РФ лицензионная деятельность приобретает особое значение как средство защиты интересов потребителя и соблюдения экологических, санитарных и градостроительных норм. Выдается лицензия обычно уполномоченным органом природоохранного управления отдельно на каждый вид деятельности (всего существует свыше 30 таких видов деятельности). Срок их действия в России в среднем составляет в настоящее время от одного года до трех лет в зависимости от вида природопользования.
В других странах срок действия лицензий на природопользование решается по-другому. Например, в США лицензия на добычу нефти выдается на срок не более 20 лет. По отдельным видам природопользования в силу экологических требований, местоположения и других факторов количество выдаваемых лицензий может ограничиваться. Выдаются лицензии по заявкам соискателей, в том числе — на конкурсной основе.
Экологическая паспортизация субъектов хозяйствования осуществляется с целью контроля соблюдения предприятиями в процессе хозяйственной деятельности природоохранных норм и правил и определения масштаба их влияния на окружающую среду.
Экологический паспорт предприятия— это комплексный нормативно-технический документ, содержащий данные об использовании предприятием природных ресурсов, воздействии на окружающую среду и направлениях природоохраннойдеятельности. Для этого в паспорт включают
три группы показателей:
-
влияния предприятия на состояние окружающей среды; -
организационно-технического уровня природоохранной деятельности; -
затрат на природоохранную деятельность.
5) Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду – рычаг мягкого регулирования
правовая основа
-
Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 18.12.2006) «Об экологической экспертизе» -
ст. 33 Закона «Об охране окружающей среды»
-
это оценка уровня возможных негативных воздействий планируемой хозяйственной или иной деятельности на окружающую природную среду и природные ресурсы -
это предварительная мера проверки документации, проектов, программ, изделий, сырья, материалов -
это также санкционированная контролирующими органами проверка соответствия деятельности предприятий экологическим требованиям в сложившейся обстановке. -
фактически – это инструмент государственного превентивного контроля в природоохранной сфере, позволяющий вырабатывать такие хозяйственные решения, которые не несут за собой экологическую опасность как для общества, так и для природы. Экологическая экспертиза является гарантом выполнения экологических норм и правил при официальной оценке проектной документации на строительство или реконструкцию хозяйственных и иных объектов. -
установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий.
Фактически экологической экспертизе подлежат все формы планирования и проектирования социально-экономического развития в России, а также проекты правовых актов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду. Согласно ФЗ «Об экологической экспертизе», без проведения экологической экспертизы любая новая деятельность, оказывающая отрицательное воздействие на окружающую среду, недопустима.
В основе экспертизы лежит несколько принципов:
-
презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности; -
обязательность проведения, т.е. фактически сплошную экспертную оценку проектов. Без экологической экспертизы проектные решения приниматься не могут. -
комплексность оценки воздействия на окружающую среду и его последствий. -
независимость экспертов -
гласность и учет общественного мнения -
достоверность и полнота информации о воздействии того или иного проекта на окружающую среду.