ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 777
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Тема: Введение в дисциплину «Экология»
Тема:Природопользование, его механизм и основные показатели
Тема: Взаимодействие общества и природной среды
Тема:Современные концепции взаимодействия общества и природы
Тема. Эволюция типов природопользования
Тема: Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем
Тема:Экономическая ценность природы
Полная экономическая ценность окружающей природной среды
Тема: Природоохранные затраты и экономическая эффективность природопользования
Тема:Экономический ущерб ОТ АНТРОПОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ
Тема: Подходы к механизмам реализации экологической политики
Тема: Экономические инструменты охраны окружающей среды и природопользования
Тема: Система органов управления в области охраны окружающей среды и природопользования
Тема: ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ охраны окружающей среды и ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Тема: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
Тема: Экологическая диагностика региона
Тема:Региональная экологическая политика
Тема: Экологическая доктрина РФ
Тема: Стратегические направления экологической политики Забайкальского кРая
Тема: РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Тема: Экологический каркас территории
Тема: Населённый пункт как экосистема
Тема: ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ООС ДЛЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ
Тема: ЭкологическАЯ паспортизациЯ территорий
Тема: Территориальные особенности экологической обстановки РФ и тенденции ее изменения
Тема: Экологические проблемы в различных регионах мира
Тема: Развитие спорта в устойчивой окружающей среде
Тема: Экологический маркетинг и его применение в олимпийском спорте
Тема: СОВРЕМЕННЫЙ ЭКОТУРИЗМ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ
С точки зрения устойчивого развития территорий, нет единого мнения, какую площадь должна занимать та или иная зона.
В Швеции, стране со сбалансированным уровнем природопользования, существует следующее соотношение площадей:
-
застроено 3%, -
занято агрокомплексом 8%, -
леса - 54%, -
водные поверхности - 9%, -
горы - 16%, -
болота - 10%.
Считается, что такое территориальное соотношение между освоенными и неосвоенными землями (до 40% освоения территории) является оптимальным с экологических позиций.
4. Бассейновая концепция (бассейновые схемы управления ПП)
С учетом происходящих политических и экономических изменений в последние годы интенсивно формируется новая стратегия природопользования, основанная на бассейновой концепции.
Согласно этой концепции, речной бассейн — особая пространственная единица биосферы, наиболее перспективная для многостороннего изучения природы и экономики планеты и для управления ОС.
Речной бассейн представляет собой целостную иерархически построенную естественную саморегулирующуюся систему, в пределах которой осуществляется круговорот вещества и энергии. Бассейны рек, таким образом, создают необходимый базис природопользования.
Именно водный бассейн является наиболее удобным «основанием» для выделения эколого-ресурсного региона, связывая все части природной экосистемы с хозяйством и расселением человека.
Главные обоснования применения бассейновой концепции в природопользовании:
-
Речные системы — один из наиболее чувствительных индикаторов, реагирующих практически на все виды антропогенеза. -
С позиций влияния техногенеза водные объекты являются конечными звеньями поступления загрязнителей из атмосферы, почв, горных пород, отходов жизнедеятельности. -
Историко-этнические основы (играют большую роль, поскольку зарождение великих цивилизаций происходило в бассейнах крупных рек — Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Янцзы и др.). На территории международных водных бассейнов проживает в настоящее время около половины населения земного шара. -
Социально-экономические основы, т.к. водные ресурсы выполняют:
-
собственно ресурсную функцию; -
имеют производственное назначение (сырье, технологическая среда, тепло- и энергоноситель); -
жизнедеятельную функцию как среда обитания и физиологическая среда; -
акваториальную и защитно-разрушительную функции, -
средообразующую и хозяйственно-социальную функции (ландшафтно-интегрирующая, общественно-историческая, инфраструктурная и районообразующая).
Полифункциональный характер водных ресурсов в системе природопользования позволяет рассматривать речные бассейны и водное хозяйство не только как важнейшую инфраструктуру хозяйствования, но и как связывающий элемент геополитики.
Бассейны являются ареной природы и общества и представляют, таким образом, интегральную природно-хозяйственную систему, в которой наиболее перспективно решать проблемы организации, рационализации, оптимизации, районирования, моделирования, картографирования, мониторинга (контроля) природопользования и управления его процессами.
Бассейновые проекты и схемы управления ПП и ООС позволяют наиболее эффективно регулировать ПП в региональном масштабе за счет учета потребностей и возможностей различных видов водопользования и связанных с ним других видов ресурсопользования в границах регионов, выделенных в границах естественных водных бассейнах.
Особенно активно развивается в США (р. Миссисипи, р. Тенесси) и Канаде (провинция Ньюфаундленд; р.Фрейзер).
В России бассейновый принцип применяется давно, однако большинство проектов носит узковедомственный водохозяйственный характер. Наиболее комплексно – оз.Байкал, р.Десна, р.Алей, р.Ангара.
5. Территориальные комплексные схемы охраны природы (ТерКСОП)
Начали использоваться в России в 1970-е гг. XX в.
Эти схемы служат инструментом учета региональных особенностей природопользования.
В них на начальном этапе разработки:
-
взаимосвязано рассматриваются все природопользователи данного региона, -
выявляются и оцениваются источники используемых природных ресурсов, их состояние и перспективы использования; -
выявляется характер и распространение воздействия каждого вида хозяйственной деятельности и расселения населения на окружающую среду в отдельности и в их взаимовлиянии; -
выделяются ареалы с наиболее опасной экологической ситуацией и хозяйственные объекты, виновные в ее создании; -
одновременно устанавливаются ареалы с относительно благоприятной экологической ситуацией, в границах которых возможно размещение и развитие наиболее требовательных к качеству окружающей среды реципиентов – зон оздоровления и отдыха населения, районов концентрированного расселения населения, особо охраняемых природных и культурных территории.
На последующих этапах разработки ТерКСОП на изучаемой территории
-
выделяются зоны предпочтительного развития ресурсосберегающей и природоохранной деятельности, -
выделяются первоочередные объекты для улучшения обеспечения экологической безопасности региона; -
предлагаются меры для улучшения общей экологической ситуации.
При этом все предложения и разработки относятся к конкретным хозяйственным и природным объектам с учетом их региональной специфики.
Разработка такого рода комплексных схем позволяет органам власти более рационально и целенаправленно формировать экологическую ситуацию и принимать меры по совершенствованию природопользования в конкретном регионе.
Составление специальных комплексных территориальных схем охраны природы осуществляется обычно:
-
либо для особо уязвимых в экологическом плане регионов -
либо в случае предполагаемого резкого ухудшения в сфере природопользования и охраны среды в данном регионе или крупном городе
Всего разработано более 30 ТерКСОП, в том числе Эстонской ССР, Литовской и районов, примыкающих к Байкало-Амурской магистрали, Ленинграда и Лениградской области, Московской, Челябинской и Донецкой областей, районов бассейна Курской магнитной аномалии (КМА) и ряд других проектов.
Схема этапов разработки ТерКСОП регионального уровня, предложенная институтом географии РАН, приведена на рис.
Районная планировка
Это один из широко применяемых подходов к созданию региональных схем природопользования и охраны окружающей среды в нашей стране.
Основные цели и задачи районных планировок состоят в учете градостроительных требований на разных территориальных уровнях:
-
так называемые консолидированные схемы, которые разрабатываются для территории двух и более субъектов федерации или частей их территорий (территории экономических и крупных географических районов, системы расселения, а также оздоровительные, курортные, рекреационные и иные территории), -
территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития отдельных субъектов РФ и их частей, -
комплексных схемы развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) -
генеральные планы городских и сельских поселений.
Отдельным разделом этих схем градостроительного планирования является раздел, где отражены
-
основные направления улучшения экологической обстановки градостроительными средствами, охраны среды и рационального природопользования, -
сохранения территорий объектов природного и историко-культурного наследия, -
недопущения изъятия земель, занятых особо охраняемыми объектами, для осуществления хозяйственной деятельности.
В качестве основного метода решения проблем комплексного градостроительного планирования выступает «инженерно-экологическое зонирование», устанавливающее «внешние» ограничения для интенсивной экономической деятельности на данной территории.
Различие между районной планировкой, в которой обязательно должен быть раздел, посвященный охране среды и рациональному природопользованию, и ТерКСОП состоит прежде всего в том, что составление специальных комплексных территориальных схем охраны природы осуществляется обычно для особо уязвимых в экологическом плане регионов или в случае предполагаемого резкого ухудшения в сфере природопользования и охраны среды в данном регионе или крупном городе.
Методы, используемые в обоих случаях, довольно схожи и различаются скорее по территориальному уровню и специфике объекта территориального проектирования, чем по типу предпланового документа, к которым относятся и ТерКСОП, и схемы и проекты районной планировки. Причина, по которой оба данных вида регионального территориального проектирования на определенном этапе оказались не очень значимыми, заключается в том, что они не были законодательно закреплены соответствующими нормативными документами и не имели силы закона.
6. Ландшафтное планирование
Ландшафтное планирование базируется на традиции планирования землепользования (англ. «Land use planning», нем. «Landnutzungsplanuug») и принципах (особенно в англоязычных странах) ландшафтной архитектуры.
Цель – учет в отраслевом и территориальном планировании природоохранных и ресурсосберегающих проблемы.
Конкретные модели ландшафтного планирования связаны
-
с особенностями политических систем -
с ключевыми проблемами природопользования и традициями планирования.
Наиболее успешно применяются принципы ландшафтного планирования в таких странах, как
-
Нидерланды (особенно для защиты и освоения морских побережий); -
в Швейцарии, имеющей свою национальную концепцию ландшафтного планирования «Партнерство и ландшафт», -
в Швеции -
в Германии, где ландшафтные планы успешно выполняются в течение уже многих лет. -
В Испании на региональном уровне составляются «планы ресурсопользования» (в основном применительно к охраняемым территориям), имеющие обязательный характер и обладающие первенством по отношению к территориальным и отраслевым планам.
В России в качестве исходной модели для развития ландшафтного планирования используется главным образом германский опыт (Руководство по ландшафтному планированию, 2001).
Составление ландшафтных планов включает пять основных этапов:
-
Сбор и обобщение всей доступной информации о природной среде территории, ее социально-экономических условиях, структуре и особенностях землепользования, а также выявление основных конфликтов природопользования в контексте анализа экологических проблем территории. -
Оценка природных условий и потенциала территории планирования в категориях «значения» и «чувствительности», а также оценка характера использования земель. -
Разработка отраслевых целевых концепций использования природных ресурсов для отдельных природных компонентов. -
Разработка интегрированной целевой концепции использования территории. -
Разработка программы основных направлений действий и мероприятий.
Схема этапов и шагов ландшафтного планирования
Схема этапов и шагов ландшафтного планирования (источник: Руководство По ландшафтному планированию, 2001).
Решение проблем ландшафтного планирования — задача сложная, комплексная, требующая деления и применения последовательных, увязанных между собой этапов (и шагов) по его разработке и осуществлению