ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 779
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Тема: Введение в дисциплину «Экология»
Тема:Природопользование, его механизм и основные показатели
Тема: Взаимодействие общества и природной среды
Тема:Современные концепции взаимодействия общества и природы
Тема. Эволюция типов природопользования
Тема: Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем
Тема:Экономическая ценность природы
Полная экономическая ценность окружающей природной среды
Тема: Природоохранные затраты и экономическая эффективность природопользования
Тема:Экономический ущерб ОТ АНТРОПОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ
Тема: Подходы к механизмам реализации экологической политики
Тема: Экономические инструменты охраны окружающей среды и природопользования
Тема: Система органов управления в области охраны окружающей среды и природопользования
Тема: ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ охраны окружающей среды и ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Тема: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
Тема: Экологическая диагностика региона
Тема:Региональная экологическая политика
Тема: Экологическая доктрина РФ
Тема: Стратегические направления экологической политики Забайкальского кРая
Тема: РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Тема: Экологический каркас территории
Тема: Населённый пункт как экосистема
Тема: ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ООС ДЛЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ
Тема: ЭкологическАЯ паспортизациЯ территорий
Тема: Территориальные особенности экологической обстановки РФ и тенденции ее изменения
Тема: Экологические проблемы в различных регионах мира
Тема: Развитие спорта в устойчивой окружающей среде
Тема: Экологический маркетинг и его применение в олимпийском спорте
Тема: СОВРЕМЕННЫЙ ЭКОТУРИЗМ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ
Важную роль в совершенствовании законодательства играет общественное экологическое движение.
Иногда в отдельных странах новые законы в этой сфере принимаются в результате реакции на острую экологическую проблему или ресурсный кризис.
Примеры принятия законов в области охраны окружающей среды и природопользования как реакция на экологическую проблему
В США в 1980 г. был принят Закон «О принятии всеобъемлющих мер по охране окружающей среды, выплате компенсаций и ответственности» (Закон «О суперфонде»), призванный урегулировать отношения по выявлению и расчистке заброшенных и неконтролируемых свалок отходов. Принят он был после того, как в 70-е гг. XX в. на севере штата Нью-Йорк в поселке на Лав Кэнэл была установлена причинная связь между многочисленными случаями заболеваний людей и существовавшей там заброшенной свалкой химических отходов. В результате этот район был объявлен зоной национальной чрезвычайной ситуации, а население поселка эвакуировано. Принятый в экстренном порядке федеральный закон был направлен на предотвращение возникновения аналогичных ситуаций в других местах страны.
Другим примером является принятие в США в 1986 г. Закона «О планировании работ при чрезвычайных ситуациях и праве общественности на получение полной информации». Поводом для этого послужила авария в результате нарушения технологии на химическом заводе в г. Бхопале (Индия) в 1984 г., которая унесла жизни 4,5 тыс. человек и еще 50 тыс. человек сделала инвалидами из-за отравления ядовитым газом метил-изоцианатом. Завод являлся дочерним предприятием ТНК «Юнион Карбайд» (основная специализация — разработка новых видов химического оружия и высокотоксичных веществ). После аварии в Индии власти США приняли соответствующий закон в своей стране.
Можно выделить разделы права и по другим критериям, например — эколого-экономические нормативные акты, региональные нормативные акты и т. д.
Система нормативных актов в сфере природопользования и охраны среды России
Законы общего характера | Конституция РФ от 21.12.93. Декларация «О государственном суверенитете РСФСР» от 12.06.90. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22.10.91 |
Основные Федеральные законы и Кодексы (комплексные и покомпонентные) | «Водный кодекс Российской Федерации» от 16.11.95. «Лесной кодекс Российской Федерации» от 29.01.97. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 30.10.01. Закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.02. Закон РФ «О недрах» от 21.02.92 № 2395-1 (с изм. от 8.08.01). Закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ (с изм. от 15.04.98). Закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.95 №26-ФЗ. Закон «О мелиорации земель» от 10.01.96 № 4-ФЗ. Закон «О плате за водные объекты» от 6.05.98. Закон «О гидрометеорологической службе» от 19.07.98 №113-ФЗ. Закон «О государственном земельном кадастре» от 2.01.2000 №28-ФЗ. Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26.03.98 № 41-ФЗ (с изм. от 10.01.02). Закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.95. Закон «О животном мире» от 24.04.95 № 52-ФЗ. Закон «Об охране атмосферного воздуха» от 4.05.99 №96-ФЗ |
Отраслевые законы | Закон «Об использовании атомной энергии» от 20.10.95 №170-ФЗ (с изм. от 10.07.01). Закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» от 5.07.96 № 86-ФЗ. Закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 20.06.97 № 115-ФЗ. Закон «Об уничтожении химического оружия» от 2.05.97 № 76-ФЗ. Закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 23.06.97 № 117-ФЗ. Закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 24.06.97 № 109-ФЗ. Закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.98 № 89-ФЗ. Закон «О карантине растений» от 15.07.2000 |
Законы для отдельных регионов и территорий | Закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.95 № 33-ФЗ. Закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.95 № 187-ФЗ (с изм. от 8.08.02). Закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 16.07.98 № 155-ФЗ. Закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17.12.98 (с изм. от 8.08.01 г.) № 19-ФЗ (содержит определение природных ресурсов исключительной экономической зоны). Закон «Об охране озера Байкал» от 1.05.99 № 92-ФЗ Закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 7.05.01 № 49-ФЗ |
Указы Президента РФ | Указ Президента РФ «О федеральных природных ресурсах» от 16.12.93 №2144 (в нем содержатся критерии разграничения федеральной собственности и собственности субъектов федерации). Указ Президента РФ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 4.02.94 №236. Указ Президента РФ «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 1.04.96 №440. Указ Президента РФ «Концепция национальной безопасности РФ» от 17.12.97 № 1300 |
Кроме того, правовые нормы содержатся в международных актах – общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, ратифицированные Россией.
Координации мер экологического регулирования на глобальном уровне также способствует соблюдение принципа приоритетности международных экологических соглашений над национальным законодательством.
В целом законотворчество в сфере взаимодействия общества и природы отличается динамичностью и незавершенностью.
В ряде стран мира, где природоохранное законодательство достаточно развито (Великобритания, США, Канада, ФРГ), законов в данной области права много и они могут быть сведены в систему нормативных актов. Например, в Канаде существует целая система федеральных и провинциальных нормативных актов по защите окружающей среды и природопользованию.
Законодательство Канады по охране окружающей среды и природопользованию
Первым законом Канады в области регулирования природопользования считается принятый в 1868 г. Закон «О рыболовстве».
К числу наиболее важных современных федеральных законов Канады относятся:
-
Закон «Об охране окружающей среды Канады» (1988), предусматривающий реализацию административного контроля за всем циклом токсичных и других опасных загрязнений (от их добычи и транспортировки до использования, хранения и уничтожения); -
Закон «О транспортировке опасных продуктов и материалов» (1985); -
Закон «О предотвращении загрязнения арктических вод» (1985); -
Закон «Об экологической экспертизе» (1992).
За последнюю треть XX в. в развитых странах было принято огромное количество законов — как частных (отраслевых или касающихся отдельных аспектов экологических проблем), так и общего, комплексного характера, а также кодексов законов по охране среды и рациональному природопользованию. Например, Закон «Об отработанных маслах» (ФРГ, 1968), Закон «О возмещении ущерба здоровью людей в результате загрязнения» (Япония, 1969), «Королевский указ об отработанных газах автомобилей» (Швеция, 1972), «Декрет об охране районов гор и предгорий» (Франция, 1975), Закон «О шинах» (США, 1984).
3. Формирование национальной политики в области окружающей среды.
Формирование современного экологического законодательства начиналось с принятия законов общего, комплексного природоохранного характера
Законы общего, комплексного характера в сфере охраны окружающей средь и природопользования, принятые в развитых странах во второй половине XX в.
Страны | Законы | Год принятия |
Япония | «Основной закон о борьбе с загрязнением окружающей среды» «Основной закон об окружающей среде» | 1967 1993 |
Швеция | Закон «Об охране окружающей среды» | 1969 |
США | Закон «О национальной политике в области окружающей среды» | 1970 |
Великобритания | Закон «Об охране природы» | 1974 |
Франция | Закон «Об охране природы» | 1976 |
ФРГ | Закон «Об охране природы и ландшафтном планировании» | 1976 |
Российская Федерация | Закон «Об охране окружающей среды» | 1991,2002 |
Нидерланды | Закон «Об охране окружающей среды» | 1993 |
-
Закон США «О национальной политике в области окружающей среды» оказал огромное влияние на развитие правового регулирования во многих государствах мира. Он определил ответственность государственных органов в этой сфере, предусмотрел создание Совета по качеству окружающей среды, возложил на Президента США обязанность подготовки и представления ежегодного доклада о качестве окружающей среды и тенденциях ее изменения, установил общие требования по оценке воздействия планируемой деятельности на окружающую среду и по планированию собственно природоохранной деятельности. -
В бывших социалистических государствах Центральной и Восточной Европы в целом право природопользования и охраны среды более развито, чем в бывших республиках СССР. Так, еще в 80-е гг. XX в. в Болгарии, Венгрии, Польше были приняты комплексные законы об охране окружающей среды. К настоящему времени такие законы приняты во всех государствах этого региона.
Согласно российскому законодательству (ст. 15 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.), в целях планирования, разработки и осуществления мероприятий по охране окружающей среды должны раз разрабатываться федеральные целевые программы в области экологического развития страны и субъектов федерации и иных регионов.
Аналогичные по задачам целевые программы в сфере природопользования разрабатываются и реализуются во многих странах мира - во Франции, Испании, Индии, Канаде, Китае, США и др.1
В Индии, в частности, осуществляется национальная программа защиты тигров, разработаны региональные программы перспективного природоохранные) развития и охраны переувлажненных земель, мангровых побережий и коралловых островов.
Основной правовой проблемой при реализации целевых программ является согласование интересов государства и регионов, а также государства и частных владельцев земельных участков или других природных ресурсов.
Целевые программы в сфере природопользования и охраны среды в России
До 2001 г. в России осуществлялась реализация более десятка федеральных экологических программ, часть из которых, имея статус федеральных, были по существу региональными. Многие из них финансировались неудовлетворительно и не решили поставленных задач.
Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. № 860 была утверждена единая долгосрочная целевая федеральная программа «Экология и природные ресурсы России (2002-2010)», которая включает 12 подпрограмм:
-
минерально-сырьевые ресурсы; -
леса; -
водные ресурсы и водные объекты; -
водные биологические ресурсы и аквакультура; -
регулирование качества окружающей природной среды; -
отходы; -
поддержка особо охраняемых природных территорий; -
сохранение редких и исчезающих видов животных и растений; -
охрана озера Байкал и Байкальской природной территории; -
возрождение Волги; -
гидрометеорологическое обеспечение безопасной жизнедеятельности и рационального природопользования); -
прогрессивные технологии картографогеодезического обеспечения.
Эта программа определяет приоритеты планирования природопользования и охраны окружающей среды как на федеральном уровне, так и на уровне регионов. На уровне муниципалитетов разрабатываются программы и планы, учитывающие специфику поселений и районов.
Программы в сфере экологии и природопользования финансируются за счет бюджетов всех уровней, средств предприятий и экологических фондов.
Примеры целевых природоохранных программ в США
Примерами целевых природоохранных программ в США могут служить:
-
разработка Программы экологического развития порта г. Окленд, штат Вашингтон. В результате осуществления комплексного проекта порт Окленд приобрел современный судоходный канал для контейнеровозов и повысил свою конкурентоспособность. Бывшие заболоченные земли стали местом обитания растений и животных в приливной зоне; -
выработка Программы согласованных решений между федеральными агентствами, администрацией штата Флорида и общественными организациями по защите экологически хрупкого района — экосистемы островов и коралловых рифов Тортуга.