ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 765
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Тема: Введение в дисциплину «Экология»
Тема:Природопользование, его механизм и основные показатели
Тема: Взаимодействие общества и природной среды
Тема:Современные концепции взаимодействия общества и природы
Тема. Эволюция типов природопользования
Тема: Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем
Тема:Экономическая ценность природы
Полная экономическая ценность окружающей природной среды
Тема: Природоохранные затраты и экономическая эффективность природопользования
Тема:Экономический ущерб ОТ АНТРОПОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ
Тема: Подходы к механизмам реализации экологической политики
Тема: Экономические инструменты охраны окружающей среды и природопользования
Тема: Система органов управления в области охраны окружающей среды и природопользования
Тема: ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ охраны окружающей среды и ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Тема: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
Тема: Экологическая диагностика региона
Тема:Региональная экологическая политика
Тема: Экологическая доктрина РФ
Тема: Стратегические направления экологической политики Забайкальского кРая
Тема: РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Тема: Экологический каркас территории
Тема: Населённый пункт как экосистема
Тема: ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ООС ДЛЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ
Тема: ЭкологическАЯ паспортизациЯ территорий
Тема: Территориальные особенности экологической обстановки РФ и тенденции ее изменения
Тема: Экологические проблемы в различных регионах мира
Тема: Развитие спорта в устойчивой окружающей среде
Тема: Экологический маркетинг и его применение в олимпийском спорте
Тема: СОВРЕМЕННЫЙ ЭКОТУРИЗМ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ
Эффективная экологическая политика, т.е. политика, приносящая конкретный, природоохранный результат возможна лишь при взаимодействии всех субъектов (государственных структур, экологического движения, партий, научного экологического сообщества и бизнес-структур).
Модель формирования экологической политики региона представляет собой взаимодействие субъектов на трех уровнях: глобальном, национальном и региональном.
Ключевой идеей трехуровневой модели является введение параметра «экологических угроз». Выход на формирование эффективной экологической политики предусматривает определение экологических угроз на каждом уровне реализации и вовлечение участвующих политических субъектов в систему, направленную на их снижение через осуществление субъектами своих функций.
Рис. Модель формирования экологической политики на основе взаимодействия субъектов экополитического процесса
Деятельность субъектов каждого уровня должна быть нацелена соответственно на устранение экологических угроз региону, стране, миру в целом.
Цикл взаимодействия между субъектами экополитического процесса каждого уровня представляет последовательность действий, направленных на принятие экополитического решения, и имеет следующий вид:
-
ухудшение состояния окружающей среды ведет к увеличению экологических угроз, на устранение которых направлена дальнейшая деятельность субъектов; -
многие современные экологические риски не могут быть зафиксированы и объяснены без проведения независимых научных исследований. Задача науки изучить имеющиеся экологические риски, объяснить причины их появления, выработать научные подходы и методы устранения и объявить результаты исследований общественности; -
опираясь на данные научных исследований общественное экологическое движение формирует экологический интерес населения, аккумулирует его и, демонстрирует государству, требуя изменения положений и приоритетов политики в области природопользования и охраны окружающей среды; -
государство, стремясь удовлетворить общественный интерес, направляет свои усилия на управление бизнес-структурами, стимулируя их к изменению своей деятельности в целях сохранения окружающей среды и ресурсов.
Активизация субъектов политического процесса, как правило, следует после проявления негативных изменений в окружающей среде.
Формировать экологическую политику необходимо на основе средового подхода, при котором основные природные компоненты и системы рассматриваются не с точки зрения ресурсной базы экономического роста, а с позиции среды обитания человека. В соответствии с этим необходимо формировать органы управления, законодательную базу, выстраивать экономические механизмы природопользования и осуществлять экологическое образование населения.
Деятельность региональных экополитических субъектов должна быть направлена, в первую очередь, на решение собственно региональных экологических проблем. В этом случае будет снижено число нерешенных, локальных проблем, ухудшающих общее состояние природной среды.
При формировании и реализации региональной экологической политики необходимо выделить региональные внутренние и внешние экологические угрозы и направить усилия политических субъектов на их снижение.
3. Индикаторы региональной экологической политики.
К ним относят:
-
Индикаторы природной среды -
Индикаторы хозяйственных отношений -
Социальные индикаторы -
Комплексные территориальные индикаторы
1) Индикаторы природной среды:
-
Показатели климатических изменений (интенсивность эмиссии CO2, концентрация парниковых газов), -
Показатели истощения озонового слоя (производство, потребление и эмиссия хлорфторуглеродов, уровень стратосферного озона в вертикальном столбе воздуха по данным спутников и наземных станций, с 70о с.ш. по 70о ю.ш.), -
Показатели качества воздуха (эмиссия оксидов серы и азота, эмиссия оксидов серы и азота в воздушную среду городов), -
Показатели качества воды (количество растворенного кислорода и нитратов, показатели интегральной загрязненности воды, очистка сточных вод), -
Показатели качества водных ресурсов (интенсивность использования водных ресурсов, потребление воды на душу населения, цены на воду), -
Показатели качества лесных ресурсов (интенсивность использования лесных ресурсов, экспорт древесины, площадь лесов по отношению к территории страны, региона, распространение и площадь лесных пожаров), -
Показатели качества биоразнообразия (количество видов млекопитающих, птиц, рыб, пресмыкающихся, земноводных, сосудистых растений, находящихся под угрозой исчезновения, количество и ранг ООПТ, площадь, занятая ООПТ), -
Показатели качества почв (эродированность почв, фактическое и среднее фоновое содержание вредных веществ (мг/кг, по типам почв), -
Показатели качества переувлажненных земель и болот (площадь переувлажненных земель и болот по отношению к территории страны, региона), -
Показатели качества ацидификация (закисление) природной среды (количество и повторяемость кислотных осадков, концентрация нитратов в почве, эвтрофикация водоемов).
2) Индикаторы хозяйственных отношений:
-
общее состояние экономики (общий и подушевой ВВП и ВНП, отраслевая структура хозяйства, удельная ресурсоемкость производства, структура внешнеэкономических связей, состояние основных фондов, состояние ресурсно-сырьевой базы, доля сырьевых отраслей в общем объеме промышленного производства в регионе, собственные доходы региона, собственные расходы региона); -
потребление энергии (энергопотребление на единицу ВВП, энергопотребление на душу населения, структура источников энергии, цена на энергоносители, доля «физиологического» энергопотребления); -
уровень развития транспорта (интенсивность дорожного движения, плотность дорожной инфраструктуры, цена автомобильного топлива и налоги); -
источники потенциального риска (количество и распространение предприятий ВПК, трубопроводов, газо- и нефтехранилищ, АЭС, ГЭС, химического производства и др.); -
уровень развития сельского хозяйства (интенсивность применения азотных и фосфатных удобрений, плотность животноводства, интенсивность использования пестицидов, площадь пахотных земель, уровень механизации сельского хозяйства, интенсивность мелиораций, продуктивность сельхозугодий), -
наличие и утилизация отходов (количество отходов по видам, на единицу ВВП, на душу населения, переработка и захоронение отходов по видам), -
наличие и утилизация поллютантов (ПДК, ПДС, ПДВ, квоты на эмиссию поллютантов, доля временно согласованных выбросов и сбросов, расходы на сокращение и контроль загрязнений).
3) Социальные индикаторы:
-
население (естественное движение и миграции, половозрастная структура), -
расселение населения (плотность населения, структура опорного каркаса, численность городского и сельского населения, количество мегаполисов, численность населения, проживающего в зонах высокого загрязнения), -
здоровье населения (заболеваемость населения, связанная с неблагоприятным состоянием окружающей среды, в том числе аллергические, генетические болезни и новообразования, продолжительность жизни, детская смертность, уровень популяционного здоровья по коэффициенту суммарной оценки здоровья населения), -
потребление (объем и структура частного потребления, объем и структура потребления на уровне региона и страны, средние денежные доходы населения региона по отношению к среднему уровню по стране), -
уровень образования (количество населения, имеющее неполное среднее, среднее, среднее специальное и высшее образование, уровень экологической грамотности населения, экологическая информация населения), -
экологическое благополучие (величина «экологического» налога).
4) Комплексные территориальные индикаторы:
-
Показатели территориальной структуры (соотношение разных типов геоэкосистем, соотношение типов геоэкосистем с единицами ландшафтной структуры, состав и структура растительного покрова), -
Показатели экологической напряженности (соотношение ареалов с разной остротой экологических ситуаций, соотношение элементов экологического и опорного каркасов).
Экологический прогноз
На региональном уровне он направлен на выявление взаимосвязи в системе «хозяин – дом», где под «хозяином» понимается население, а под «домом» - региональная социально-экономическая система.
Здесь определяются параметры воздействия производства на окружающую среду, экологической емкости и устойчивости природной среды.
На основе сопоставления желательных и фактических величин состояния окружающей среды устанавливаются лимиты на природопользование, то есть ограничения по объемам предельных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, а также по размещению отходов производства. В пределах этих лимитов вводят плату за загрязнение окружающей среды. За сверхлимитное загрязнение размеры платы резко повышаются.
Необходимо отметить, что используемые в настоящее время санитарно-гигиенические и санитарно-противоэпидемические нормативы и правила не гарантируют нормативного обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности. Поэтому проведение дополнительных обоснований экологических нормативов актуально как на федеральном, так и на региональном уровнях. Причем региональные нормативы должны учитывать специфику местности, исходить из требования обеспечения экологического равновесия.
4. Экополитический процесс в современной России
Весь ход глобального экополитического процесса представляет собой вектор, объединяющий мезо- и микропроцессы, каждый из которых протекает согласно общей структуре развития политического процесса и включает 4 фазы:
1) артикуляция – фиксирование экологической проблемы научной экологической общественностью и обозначение экологического интереса небольшими общественными группами;
2) агрегирование
– аккумулирование экологического интереса представителями экологического движения, т.е. обобщение его и распространение между другими социальными группами;
3) политизирование, или согласие – донесение представителями экологического движения оформленного интереса до властных структур и выбор последними того или иного решения.
4) реализация – практическое воплощение принятого решения и осуществление контроля за его выполнением. На этой стадии создаются организации, выполняются постановления, реализуются законы.
Отличительной особенностью экологической политики России является преобладание в ней ресурсного подхода, что проявляется в понимании окружающей среды как источника и условия деятельности общества, но не как среды его обитания.
Данный, традиционный подход к окружающей среде содержит мощный инерционный заряд, не позволяющий изменить направленность экологической политики.
Современная экологическая политика РФ характеризуется:
-
департаментализмом в управлении – в его рамках единственным реальным субъектом политики является система государственных ведомств; -
технократизмом в принятии решений – при нем определяющую роль в принятии решений играет экспертная оценка; -
приоритетностью ресурсопользования перед природоохранной; -
невниманием к задачам экологического воспитания населения и повышению его экологической культуры; -
отсутствием стремления к взаимодействию субъектов, сопровождающееся ущемлением прав общественных организаций.
В настоящее время государственные структуры проводят собственную экологическую политику без опоры на экологические интересы общественности.
Современное российское экологическое движение представляет собой систему (сеть) взаимосвязанных структур, созданных при участии лидеров существовавших ранее массовых советских экологических организаций.
Если государство обязано обеспечить экологическую безопасность граждан и несет ответственность за состояние окружающей среды, то экологическое движение имеет право участвовать в природоохранной деятельности.
Экологическое движение характеризуется:
-
высокой степенью институциализации, -
приоритетом природоохраны перед деятельностью по защите окружающей человека среды; -
низкой политизированностью по причине слабости российских «зеленых» партий; -
высокой зависимостью от зарубежных финансовых потоков.