Файл: Методические рекомендации и практический материал к теме "Решение задач с параметрами" в контексте программы по математике для 58 классов 45.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
твет:

при a<0 корней нет;

при a=0 два корня;

при 0 четыре корня;

при a=2 три корня;

при a>0 два корня.


  1. Решить уравнение x 1+x 3=a.

Решение:

Построим графики функций y=x 1+x 3и y=a.

1.Если a<2, то ломаная и прямая y=aне пересекаются. Уравнение корней не имеет.

2.Если a=2, то ломаная и прямая совпадают при 1 x 3. Уравнение имеет бесконечно много корней.

3.Если a>0, то ломаная и прямая пересекаются в двух точках. Уравнение имеет два корня: 4-2x=aили 2-4x=a;

x = x = .
Ответ: при a<2 корней нет;

при a=2, 1 x 3;

при a>2, x1 = ; x2 = .

Рассмотрим более сложный, но доступный восьмикласснику, пример.

  1. Сколько решений в зависимости от a имеет уравнение x+2=ax+1?

Решение:

При x=0 получаем 0+2=a 0+1, т.е. x=0 не является корнем уравнения ни при каких значениях параметра a.

Преобразуем уравнения с учетом, что x 0.

.

Построим графики функций y = и y=a.


График функции y = + 1  гипербола y = , сдвинутая на 1 вверх по 0y.

График функции y=– 1  гипербола y=– , сдвинутая на 1 вниз по 0y.

При различных значениях параметра aграфиками функций y=a являются прямые, параллельные оси абсцисс.



При a1 иa>1 графики имеют одну общую точку пересечения, уравнение имеет один корень;

При 1a< точек пересечения две, уравнение имеет два корня;

При <a 1 точек пересечения нет, уравнение корней не имеет;

При aодин корень.

Ответ: при a1 один корень;

при 1aдва корня;

при aодин корень;

при <a 1 корней нет;

при a>1 один корень.

Пока мы не формулируем четкий алгоритм применения графического метода, только лишь устно составляем план решения задачи. Рассмотрение же таких задач с восьмиклассниками считаю необходимым, иначе в 10-11 классах при подготовке к экзаменам придется начинать все сначала, значит, теряется драгоценное время, ведь восстанавливать материал гораздо легче, чем изучать заново.

2>0>0>0>
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Линейные неравенства с параметрами




Основная цель: сформировать умение решать элементарные линейные неравенства с параметрами.

В первую очередь расширим определение линейного неравенства.

Каждое из неравенств вида

Ax>B, Ax<B, , ,

где Aи B-действительные числа или функции от параметров, а x-неизвестная величина, называется линейным неравенством с одним неизвестным (x).

Рассмотрим простейший пример:

  1. Решить неравенство ax<1.

Невнимательный ученик быстро дает ответ x< . Тогда следует попросить его подставить вместо aразличные значения и проверить, всегда ли совпадает решение с общим видом. Сделав соответствующие замечания, вызвать ученика к доске с просьбой составить блок-схему решения этого неравенства.




Учитель задает по заданию такие вопросы: "Каким будет решение, если вместо числа 1 записать ? вместо знака<записать знак ?" и т.п. Ученики активно анализируют ответы своих одноклассников.

Затем учащиеся получают задание по вариантам составить блок-схемы к решению неравенств Ax>B, Ax<B, AxB, AxB. В тетрадях записываем словесное описание алгоритма.

Алгоритм решения линейных неравенств с параметрами

На примере неравенства Ax>B,где x-неизвестное,

A, B-выражения, зависящие только от параметров)

1. Если A<0, то x .

Решением неравенства являются все числа из промежутка ( ).

2.а) Если A=0, B<0

0 x>B, x-любое число.

Решением неравенства является промежуток (

+).

б) Если A=0, B=0

0 x>0, решений нет.

в) Если A=0, B>0

0 x>B, решений нет.

3. Если A>0, то x> .

Решением неравенства является промежуток ( ).

Так как учащиеся еще не знакомы с методом интервалов, то выбор заданий по этой теме весьма ограничен. На этом этапе работы будет достаточно, если школьники усвоят решение простейших ключевых неравенств.

  1. Решить неравенство (m-1)x<5m.

Решение:

1. Если m-1<0, m<1, то x> .

2 .Если m-1=0, m=1, получим

0 x<5, x-любое число.

3.Если m-1>0, m>1, то x< .

Ответ: при m<1, x> ;

при m=1, x-любое число;

при m>1, x< .

Несущественно, будут ли значения m и x записаны в форме неравенства или промежутка.

  1. 2ax+5a+10x,

2ax-10x a-5,

(2a –10)xa-5,

2(a-5)xa-5.

1.Если 2(a-5) 0, a-5<0, a<5, то x< ; x .

2.Если 2(a-5)=0, a-5=0, a=5, то

0 x>0, решений нет.

3.Если 2(a-5)>0, a-5>0, a>5, то x> ; x> .

Ответ: при a<5, x< ;

при a=5, решений нет;

при a>5, x> .

  1. mx-6 2m-3x,


mx+3x 2m+6,

(m+3)x 2(m+3).

1. Если m+3<0, m<3, то x ; x 2.

2. Если m+3=0, m=3, то

0 x 0, x-любое число.

3. Если m+3>0, m>3, то x ; x 2.

Ответ: при m<3, x 2;

при m=3, x-любое число;

при m>3, x 2.

Формальное решение неравенств 17, 18 приводит к распространенной ошибке, которая сводится к делению левой и правой частей неравенства на выражение, содержащее переменную, а это приводит к потере решений и коротким ответам.

Неправильно: x(m+3) 2(m+3), x 2.

  1. 5x-a>ax-3.

Ответ: при a<5, x> ;

при a=5, решений нет;

при a>5, x< .

Задачи для самостоятельного решения


  1. При каких значениях a уравнение 1+3x-ax=2+x имеет отрицательный корень?

  2. При каких значениях a уравнение a(3x-a)=6x-4 имеет одно положительное решение?

  3. При каких значениях a уравнение a(x-1)=x-2 имеет решение, удовлетворяющее условию x>1?

Когда изучены системы линейных уравнений, можно решить такие задачи.

  1. При каких значениях a система уравнений , имеет решение x0, y0?

  2. При каких значениях a система уравнений , имеет решение x0, y0?

  3. При каких значениях a система уравнений , имеет решение x 1, y 4?


Системы 23, 24, 25 решаются подстановкой.

Если учащиеся 8 класса научены решать неравенства с модулем, то полезны такие упражнения.

26. Для каждого значения a решите неравенство:

а) x-3


б) x-2 a;

в) x+5>a;

г) 3-2x a.

27. При каких значениях a неравенство справедливо при любом значении x:

а) x>a

б) x+2a-1 0

в) a x-1<0

г) 2 3-5x+2-3a>0

Интересны для учащихся, увлекающихся математикой, нестандартные задачи, решение которых требует хорошего знания теории.

28. При каких a уравнение ax=a2равносильно неравенству x-3 a ?

Решение: Решим уравнение ax=a2.

1.Если a 0, то x= =a,

уравнение имеет один корень: x=a.

2.Если a=0, то 0 x=0, x-любое число,

уравнение имеет бесконечное множество решений.

Решим неравенство x-3 a.

1.Если a 0, то x-любое число.

2.Если a>0, то x 3-a или x a+3.

Решением неравенства является объединение двух промежутков.

Следовательно, требованию задачи удовлетворяет только a=0.

29.При каких a неравенство 2x+a>0 является следствием неравенства x+1-3a>0 ?

Решение: Решим неравенство 2x+a>0;x>– , x+1-3a>0, x>3a-1.

По условию, множество решений неравенства x>– должно содержать множество решений неравенства x>3a-1. Это требование выполняется, если 3a-1, т.е. a .

30. При каких a неравенство x>a является следствием неравенства x?

Решение: Решим неравенство x

Если a 0, то решений нет.

Если a>0, то –a

Очевидно, что при a>0 рассматриваемые неравенства не имеют ни одного общего решения.

При a 0 неравенство xне имеет решений, а неравенство x>a, играющее роль неравенства–следствия, имеет решения. Это нас устраивает.

31. При каких значениях параметра a система неравенств

имеет хотя бы одно решение?

Решение:

1.При a>0 данная система равносильна системе ,

Решением системы является интервал (x1; +),где x1-наибольшее их чисел и –a.

2.При a=0 .

Решением системы является интервал (0; +).

3.При a<0 система равносильна системе .

Эта система имеет решение, если –a< . Решим это неравенство с учетом условия a<0. Получим a2<1, a<1, –1
(см. условие).

4.Объединим найденные значения a в каждом из рассмотренных случаев.

В заключение рассмотрим пример решения линейного неравенства при некоторых начальных условиях.

32. При каких значениях k неравенство (k-1)x+2k+1>0 верно при всех значениях x, удовлетворяющих условию x 3 ?

Решение:

Рассмотрим функцию y=(k-1)x+2k+1. Она является линейной при любом действительном значении k, т.е. графиком ее служит прямая.


y

y

y


k

k=

k

3

0

0

0

x

x

x

3

3

3

3

3


Для выполнения неравенства на всем отрезке 3; 3 достаточно выполнения условия y

y (3)=3(k-1)+2k+1=4 k,

y (3)=3(k-1)+2k+1=5k 2.

, 0,4<k<4.

К обязательным результатам по этой теме относится умение решать задачи типа 16, 17, 18, 23, 24, поэтому контролирующие работы составляются с учетом этого требования.

Ответы к задачам для самостоятельного решения


20. Ответ: при a>2.

21. Ответ: при a>2, a 2.

22. Ответ: при a<1.

23. Ответ: при a>3.

24. Ответ: при a<1.

25. Ответ: при a=2.

26. Ответ:

а) при a>0, 3-a<x<3+a; при a 0 решений нет.

б) при a=0, x=2; при a>0, 2-a x 2+a.

в) при a<0, x-любое число; при a=0, x –5; при a>0, x-a-5 или

x>a-5.

г) при a 0, x-любое число; при a0, x или x .

27. Ответ: a) a<0; б) a ; в) a 0; г) a< .

28. Ответ: a=0.

29. Ответ: a .

30. Ответ: a 0.

31. Ответ: a>–1

32. Ответ: 0,4

0>0>0>
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11