Файл: Учебное пособие Самара, 2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 750

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Глава 5. Производительность труда и методы её измерения ………………..

Рис. 1.7. Механизм воздействия потребностей на трудовое поведение

Рис.1.9. Уровневые разделы экономики труда

Фазы воспроизводства рабочей силы

ВОСПРОИЗВОДСТВО РАБОЧЕЙ СИЛЫ

Сокращение численности трудоспособ-ного населения

IЧ1 Неизменные способности к труду

IЧ1 Развивающи-еся способнос-ти к труду

Рис. 2.2. Виды воспроизводства рабочей силы

Субъекты социально-трудовых

Наёмные работники

Работодатели

п а т е р н а л и з м

п а р т н ё р с т в о

д и с к р и м и н а ц и я

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ТРУДА (МКТ) – высший орган МОТ, проходит ежегодно в Женеве

Рис. 3.3. Структура Международной организации труда

Человеческий

капитал –

Рис. 4.1. Система понятий, характеризующих ресурсы для труда

Рис. 4.4. Схема формирования и условия изменения

Возрастная структура населения Российской Федерации,(%)

Уэатр = (Чз + Чб) : Чтр.

личностный

Рис. 4.5. Виды и компоненты трудового потенциала

Фп = Ч  Д  Тсм,

Предложение рабочей силы

Стоимость и цена рабочей силы

Конкуренция на рынке труда

Резерв рабочей силы

Некоторые примеры сегментации

Таблица 4.2

Виды занятости и их характеристика

Основные направления работы по улучшению занятости населения

В и д ы б е з р а б о т и ц ы

скрытая

институциональная

фрикционная

технологическая

структурная

экономическая

конверсионная

текущая

циклическая

сезонная

Убз = Чбз : Чэан · 100 = Чбз : (Чз + Чбз) ·100 и

Эффективность как наиболее общий показатель результативности производственной системы оценивается соотношением полезного результата и затрат на его достижение:

Рис. 5.1. Показатели и методы измерения

Таблица 5.2

Расчёт технологической трудоёмкости изделий

Расчёт трудоёмкости управления

Кто = Фввр : Фвор ≈ Чвр : Чор;

Таблица 6.1

Изменение затрат живого и прошлого труда

Рис. 6.4. Классификация резервов роста производительности труда

Техническая подсистема –

Реальные группы – бригады, участки, цеха, отделы и т.д.

Таблица 7.1

Баланс рабочего времени одного среднесписочного



Указанное Положение обязательно для применения на государственных предприятиях производственных и непроизводственных отраслей, а также в акционерных обществах, в которых пакет акций, находящийся в государственной собственности, обеспечивает более 50% голосов на собрании акционеров. В акционерных обществах, где в государственной собственности находится пакет акций, обеспечивающий менее 50% голосов на собрании акционеров, условия оплаты труда , предусмотренные Положением, могут быть установлены для генерального (исполнительного) директора решением Совета директоров или собранием акционеров по предложению представителя органа исполнительной власти в акционерном обществе. Положение не распространяется на руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций, финансируемых из бюджетов различных уровней и оплата труда которых производится по Единой тарифной сетке.
11.3.2. Оплата труда работников бюджетных организаций
В первые же годы перехода страны на рыночные отношения была предпринята попытка перестройки системы оплаты труда работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, на основе Единой тарифной сетки (ЕТС). Новый порядок оплаты труда этой категории работников предусматривался постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки».

Целями такой перестройки были:

  • улучшение материального положения и усиление стимулирующей роли заработной платы работников образования, здравоохранения и социальной защиты населения, культуры и искусства, науки и научного обслуживания, физической культуры и спорта, а также работников учреждений, организаций и предприятий других отраслей, находящихся на бюджетном финансировании;

  • упорядочение тарифных условий оплаты труда по отраслям;

  • установление обоснованных соотношений в уровнях заработной платы различных профессионально-квалификационных групп работников в зависимости от их квалификации и сложности труда на основе применения тарифных коэффициентов единой сетки;

  • переход от отраслевого к межотраслевому принципу организации оплаты труда работников бюджетной сферы с учётом объективно существующих отраслевых особенностей;

  • упрощение структуры заработной платы и формирование предпосылок для совершенствования нормирования труда, заинтересованности во внедрении прогрессивных форм его организации;

  • создание условий для последовательного обеспечения равной оплаты за равный труд.


ЕТС представляет собой единую шкалу тарификации и поразрядной оплаты для рабочих и служащих и охватывает все группы работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании (за исключением органов представительной и исполнительной власти).

Все профессии и должности работников бюджетных организаций сгруппированы по признаку общности выполняемых работ (функций). Все рабочие представлены одной группой. Их тарификация производится по восьми разрядам (с 1-го по 8-й). Высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных, особо важных и особо ответственных работах, могут устанавливаться тарифные ставки и оклады, исходя из 9 - 10-го разрядов ЕТС по перечням, утверждённым министерствами и ведомствами РФ, и из 11 - 12-го разрядов - по перечням, утверждённым Министерством труда (ныне - Минздравсоцразвития) РФ.

Служащие распределены на две группы. Первая включает общеотраслевые должности служащих, которые в свою очередь разделены на три подгруппы: 1) технические исполнители, 2) специалисты, 3) руководители. Вторая группа включает только должности специалистов и руководителей, специфические для той или иной отрасли бюджетной сферы (рис. 11.2).



Рис. 11.2. Группировка должностей служащих

бюджетных организаций
Порядок отнесения различных должностей и квалификационно-должностных групп руководителей, специалистов, технических исполнителей, а также профессий рабочих к разрядам оплаты труда изложен в утверждённых постановлением Министерства труда РФ от 11 ноября 1992 г. № 32 «Методических рекомендациях по совершенствованию организации заработной платы работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, на основе применения Единой тарифной сетки оплаты труда».

Профессии рабочих тарифицируются в соответствии с действующими на территории России выпусками Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС). Профессии служащих тарифицируются на основании тарифно-квалификационных характеристик (ТКХ)1. Последние, как и Единые квалификационные справочники должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), состоят из трёх разделов: 1) должностные обязанности, 2) должен знать, 3) требования к квалификации по разрядам оплаты. Требования к квалификации предусматривают разряды для каждой квалификационной категории той или иной должности специалиста.



Так, например, для должности «экономист» предусматривается оплата труда по 6 - 11 разрядам ЕТС. При этом установлены следующие требования к квалификации по разрядам:

  • 6-й разряд (экономист) - высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы;

  • 7 - 8 разряды (экономист II категории) - высшее профессиональное образование и стаж работы в должности экономиста не менее 3 лет;

  • 8 - 9-й разряды (экономист I категории) - высшее профессиональное образование и стаж работы в должности экономиста II категории не менее 3 лет;

  • 10 - 11-й разряды (ведущий экономист) - высшее профессиональное образование и стаж работы в должности экономиста I категории не менее 3 лет.

Отнесение к разрядам оплаты труда руководителей организаций, находящихся на бюджетном финансировании, осуществляется на основе группировки организаций по оплате труда руководителей, исходя из масштаба и сложности руководства, и устанавливается соответствующими министерствами и ведомствами. Группы по оплате труда руководителей определяются в зависимости от технико-экономических показателей, характеризующих их работу, а также от факторов, влияющих на труд руководителя, таких, как численность персонала, техническая вооружённость и др.

Разряды оплаты ЕТС отражают квалификацию работников и сложность выполняемых работ (функций), но не учитывают условий труда, значимости тех или иных профессий (должностей) и каких-либо других факторов. В связи с этим организациям, находящимся на бюджетном финансировании, предоставлено право в пределах выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определять виды и размеры доплат, и надбавок других выплат стимулирующего характера.

Упомянутым выше постановлением правительства РФ № 785 была введена 18-разрядная ЕТС с диапазоном 1:10,07. В отдельные периоды диапазон ЕТС изменялся: с 1 марта по 31 октября 1995 г. он составлял 1:7,54, а с 1 апреля 1999 г. по 31 декабря 2000 г. - 1:8,23. С 1 декабря 2001 г. и по настоящее время применяется 18-разрядная ЕТС с диапазоном 1:4,5.

До 2005 г. все параметры ЕТС - диапазон, тарифные коэффициенты, тарифные ставки (оклады) первого разряда были - действительно едиными для всех бюджетных организаций страны. Размер тарифной ставки (оклада) первого разряда устанавливался Правительством РФ на уровне не ниже минимальной заработной платы, установленной в законодательном порядке, а ставки всех последующих разрядов определялись расчётным путём.

Единая тарифная сетка сыграла свою положительную роль в обеспечении единства принципов оплаты труда работников бюджетной сферы, упорядочения тарифных условий их оплаты. В то же время её применение в течение длительного времени позволило выявить и присущие ей недостатки.


В 2002 г. министерством труда и социального развития России был подготовлен проект «Концепции реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы». Необходимость реформирования обосновывалась авторами концепции следующими причинами:

  • система оплаты труда на основе ЕТС вступает в противоречие с действующим законодательством, в соответствии с которым бюджеты субъектов РФ и органов местного самоуправления стали самостоятельными;

  • единые для всех территорий ставки и оклады ЕТС не учитывают существенные территориальные различия в уровне стоимости жизни по регионам РФ;

  • оплата на основе ЕТС не позволяет учитывать особенности деятельности отдельных категорий работников различных отраслей бюджетной сферы;

  • на основе действующей ЕТС трудно осуществить систематизацию надтарифных выплат с учётом требований Трудового кодекса РФ;

  • осуществлённое в 2001 г. «сжатие» сетки и сокращение её диапазона с 1:10,07 до 1:4,5 по существу исчерпало возможности дальнейшего совершенствования ЕТС.

Определяющими подходами к реформированию оплаты труда в организациях бюджетной сферы были названы:

  • отказ от Единой тарифной сетки и переход к дифференцированным условиям оплаты по отраслям бюджетной сферы;

  • изменение структуры заработной платы в пользу основной тарифной части;

  • обеспечение гарантий минимального размера оплаты труда и оплаты в повышенных размерах за работу в особых условиях;

  • расширение прав субъектов РФ и органов местного самоуправления в части принятия решений о размерах тарифных ставок (окладов), стимулирующих и компенсационных выплат работникам организаций, финансируемых их бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Практическая реализация мер по реформированию оплаты труда работников бюджетных организаций началась в 2005 г. В связи с принятием 22 августа 2004 г. Федерального закона № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации…» система оплаты труда в организациях бюджетной сферы претерпела существенные изменения, обусловленные разграничением полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления в области оплаты труда.


Теперь тарифная система оплаты труда и ЕТС устанавливается Правительством РФ только в отношении работников федеральных государственных учреждений. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2006 г. №590 с 1октября 2006 г. для оплаты труда работников государственных учреждений, финансируемых из федерального бюджета, установлены новые межразрядные коэффициенты ЕТС, месячная тарифная ставка (оклад) первого разряда в размере 1221 руб. и на их основе рассчитаны ставки (оклады) всех остальных разрядов (табл. 11.11).

Таблица 11.11

Межразрядные тарифные коэффициенты и тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений с 1.10.06 г.


Тарифная система оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ, работников муниципальных учреждений и порядок её применения устанавливаются соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Они самостоятельно решают вопросы, связанные с определением уровня оплаты труда, сроками и темпами его повышения.

Таблица 11.12

Единая тарифная сетка по оплате труда работников государственных учреждений Самарской области1




Разряды оплаты труда

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Кт

1,0

1,04

1,111

1,23

1,365

1,514

1,666

1,83

2,01

АВ




0,04

0,071

0,119

0,135

0,149

0,152

0,164

0,18

ОВ




4,0

6,8

10,7

11,0

10,9

10,0

9,8

9,8

Ст., руб.

1221

1270

1356

1502

1667

1849

2034

2234

2454

Дупл.

480

440

394

355

300

250

194

142

72

Ст.+Допл.

1701

1710

1750

1857

1967

2099

2228

2376

3176




Разряды оплаты труда

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Кт

2,205

2,415

2,61

2,82

3,03

3,27

3,51

3,78

4,5

АВ

0,195

0,21

0,195

0,21

0,21

0,24

0,24

0,27

0,72

ОВ

9,7

9,5

8,1

8,0

7,4

7,9

7,3

7,7

19,0

Ст., руб.

2692

2949

3187

3443

3700

3993

4286

4616

5495