ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 743
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Меры по обеспечению современного содержания образования
Меры по повышению качества преподавания
Меры по повышению результативности работы с одаренными детьми.
Меры по решению социальных проблем обучающихся в условиях школы
Меры по обеспечению непрерывного профессионального развития педагогических кадров школы
Меры по организации сетевого партнерства и внешнего взаимодействия школы
Меры по совершенствованию системы обеспечения (условий) образовательной деятельности школы
ансамбль, хор или любое другое объединение, заслуженно завоевывающее призовые места на разных смотрах и фестивалях в течение многих лет, коллективы которых живут своей обособленной жизнью. Их главная задача — быть визитной карточкой школы и средством для различных отчетов администрации. При таких ярких коллективах зачастую на другие кружки и секции внимания особого не уделяется.
«Внешкольноеучреждениевшколе»- большая многопрофильная структура, копирующая, в той или иной степени, опыт УДОД, которая строится с учетом достаточно продуманной программы деятельности и стимулирует сотрудничество между руководителями различных творческих объединений и творческими объединениями, которыми они руководят. Эта структура достаточно самостоятельна и самодостаточна, что зачастую препятствует взаимодействию с педагогическим коллективом школы.
«Филиал» - относительно самостоятельное подразделение музыкальной, художественной, спортивной школы, занятия в котором ведут педагоги этих учреждений и рассматривают школу преимущественно как дополнительную площадку для занятий с одаренными ребятами. Их деятельность достаточно хорошо организована и имеет серьезное программно-методическое обеспечение, но не всегда ориентирована на сотрудничество с учителями школы. При правильной постановке вопроса руководители общеобразовательного учреждения умело используют профессионализм преподавателей ДХШ, ДМШ для создания новых творческих объединений школьников и
развития блока ДОД в целом.
«Клуб» - объединение различных секций, кружков, взаимодополняющих друг друга и построенных, чаще всего, на принципах коммунарской методики, тесно связанных с различными внеурочными делами, социальными акциями. Такая модель носит выраженный открытый характер, эффективно сотрудничает и с основной школой, и с учреждениями ДОД, культуры и науки. Среди основных показателей их деятельности мы видим не столько призы и награды, сколько участие в совместных походах, праздниках, играх.
«Академия» - структура, построенная с учетом особенностей профиля общего образования (физико-математического, биологического, языкового, гуманитарного) или типа учреждения (гимназии, лицея). В этом случае ядром ДО становится какое-либо «тематическое» объединение (Английский клуб, Исторический театр), которое служит центростремительной силой для создания других студий и секций.
«Центртворчества»- блок ДОД, построенный с учетом основных целей и задач школы, ориентированный на совместное их решение средствами ДО, создающий на содержательном и организационном уровнях взаимодействие с общим образованием и внеурочной работой.
Таким образом, подструктураДОД в общеобразовательном учреждении должна обладать такими качествами, как относительная самостоятельность, самодостаточность и одновременно внутренняя консолидированность, т.е. взаимосвязанность ее отдельных элементов (кружков, секций, студий, клубов). Она должна иметь прочные внутришкольные (с педагогическим советом, предметными объединениями учителей, психологической службой, методическим
советом и проч.) и внешние (с учреждениями ДОД, учреждениями культуры и спорта, детскими общественными организациями) связи. Взаимодействие с ними должно носить продуманный и долгосрочный характер и соответствовать основным целям школьного ДО34.
В рамках решения проблем организационного характера особое внимание следует уделить сотрудничествушколысучреждениямиДОД.Наиболее распространенными формами сотрудничества являются:
34 Евладова Е. Б. Дополнительное образование в школе: В поисках смыслов и ценностей: практико- ориентированная монография. Ярославль: Изд-во ЯГПУ. — С.67–70.
Таким образом, сфера дополнительного образования детей включается в инновационные образовательные практики, основанные на разнообразных внешних и внутренних механизмах интеграции образования, отражающие финансовые, социальные, психолого-педагогические аспекты, способствующие взаимодействию, как отдельных организаций, так и педагогов разных специальностей.
К современным практикам неформального дополнительного образования сегодня можно отнести компетентностные и социокультурные практики, практики открытого образования, формирования субъектности личности, успешной социализации детей, сопровождения одаренных детей и детей со специальными потребностями, практики неформального образования в условиях детских общественных объединений, в период летних каникул и др. К инновационным практикам ДОД сегодня можно отнести также образовательный туризм, инклюзивное дополнительное образование, театральную педагогику, музейную педагогику, создание детско-родительских сообществ и др.36
Для повышениядоступностидополнительногообразованиядетейв школе может быть создана совокупность мер: организационных (введение ставок педагогов ДОД в рамках штатного расписание школы, заключение договоров с организациями УДОД, культуры, спорта на привлечение детей школы в программы ДОД и др.), информационных (страницы на сайте школы, рекламные буклеты, баннеры, презентационные мероприятия и др.) территориальных (создание мобильных условий для освоения программ ДОД), финансовых (включение в грантовые программы поддержки ДОД в школе, поиск спонсоров и др.), социальных (привлечение родителей, местных жителей, специалистов по работе
с ОВЗ в создание программ ДОД), институциональных (заключение договоров с организациями социума для расширения образовательных возможностей школы) и педагогических (повышение квалификации педагогических работников в вопросах интеграции
35 Золотарева, А.В., Евладова, Е.Б. Организация дополнительного и неформального образования детей в образовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях: учебно- методическое пособие. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 182 с.
36 Обновление содержания и технологий дополнительного образования детей на основе принципов сетевого взаимодействия, неформального и информального образования: коллективная монография / Под ред. А.В. Золотаревой. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. – 418 с.
общего и дополнительного образования) условий, обеспечивающих детям в комплексе объективно и субъективно равные возможности и права выбора и обучения по программам дополнительного образования37
Структурные модели:
«Внешкольноеучреждениевшколе»- большая многопрофильная структура, копирующая, в той или иной степени, опыт УДОД, которая строится с учетом достаточно продуманной программы деятельности и стимулирует сотрудничество между руководителями различных творческих объединений и творческими объединениями, которыми они руководят. Эта структура достаточно самостоятельна и самодостаточна, что зачастую препятствует взаимодействию с педагогическим коллективом школы.
«Филиал» - относительно самостоятельное подразделение музыкальной, художественной, спортивной школы, занятия в котором ведут педагоги этих учреждений и рассматривают школу преимущественно как дополнительную площадку для занятий с одаренными ребятами. Их деятельность достаточно хорошо организована и имеет серьезное программно-методическое обеспечение, но не всегда ориентирована на сотрудничество с учителями школы. При правильной постановке вопроса руководители общеобразовательного учреждения умело используют профессионализм преподавателей ДХШ, ДМШ для создания новых творческих объединений школьников и
развития блока ДОД в целом.
«Клуб» - объединение различных секций, кружков, взаимодополняющих друг друга и построенных, чаще всего, на принципах коммунарской методики, тесно связанных с различными внеурочными делами, социальными акциями. Такая модель носит выраженный открытый характер, эффективно сотрудничает и с основной школой, и с учреждениями ДОД, культуры и науки. Среди основных показателей их деятельности мы видим не столько призы и награды, сколько участие в совместных походах, праздниках, играх.
«Академия» - структура, построенная с учетом особенностей профиля общего образования (физико-математического, биологического, языкового, гуманитарного) или типа учреждения (гимназии, лицея). В этом случае ядром ДО становится какое-либо «тематическое» объединение (Английский клуб, Исторический театр), которое служит центростремительной силой для создания других студий и секций.
«Центртворчества»- блок ДОД, построенный с учетом основных целей и задач школы, ориентированный на совместное их решение средствами ДО, создающий на содержательном и организационном уровнях взаимодействие с общим образованием и внеурочной работой.
Таким образом, подструктураДОД в общеобразовательном учреждении должна обладать такими качествами, как относительная самостоятельность, самодостаточность и одновременно внутренняя консолидированность, т.е. взаимосвязанность ее отдельных элементов (кружков, секций, студий, клубов). Она должна иметь прочные внутришкольные (с педагогическим советом, предметными объединениями учителей, психологической службой, методическим
советом и проч.) и внешние (с учреждениями ДОД, учреждениями культуры и спорта, детскими общественными организациями) связи. Взаимодействие с ними должно носить продуманный и долгосрочный характер и соответствовать основным целям школьного ДО34.
В рамках решения проблем организационного характера особое внимание следует уделить сотрудничествушколысучреждениямиДОД.Наиболее распространенными формами сотрудничества являются:
-
создание в стенах общеобразовательных учреждений отдельных творческих объединений детей, занятия с которыми ведут педагоги Домов и центров творчества. Успеха удается добиться там, где администрация школ пытается найти общий язык с коллегами из УДОД, где реализуется заказ на программы ДОД с учетом стратегии развития школы, реализации ее основных приоритетов, направленных на повышение качества образования;-
проведениеуроковпонекоторымобщеобразовательнымпредметамнабазе УДОД. Музеи, библиотеки, театры также часто становятся «классом» для знакомства школьников с различными учебными темами, эффективность изучения которых значительно возрастает;
-
34 Евладова Е. Б. Дополнительное образование в школе: В поисках смыслов и ценностей: практико- ориентированная монография. Ярославль: Изд-во ЯГПУ. — С.67–70.
-
созданиевучрежденияхДОДусловийдляпроведенияразличныхвоспитательных мероприятий для учащихся тех школ, с которыми заключены договора о сотрудничестве; в этом случае классные руководители получают возможность провести беседу, праздник, игру вне стен класса, в новой, располагающей к общению и отдыху, обстановке;-
проведениепредметныхолимпиад,фестивалей,конкурсовсиламишколи УДОД;
-
-
организацияучебно-исследовательскойдеятельностишкольниковвстенах УДОД, которой руководят совместно учителя-предметники и педагоги ДОД — специалисты в области различных областей науки, искусства, культуры35.
Таким образом, сфера дополнительного образования детей включается в инновационные образовательные практики, основанные на разнообразных внешних и внутренних механизмах интеграции образования, отражающие финансовые, социальные, психолого-педагогические аспекты, способствующие взаимодействию, как отдельных организаций, так и педагогов разных специальностей.
К современным практикам неформального дополнительного образования сегодня можно отнести компетентностные и социокультурные практики, практики открытого образования, формирования субъектности личности, успешной социализации детей, сопровождения одаренных детей и детей со специальными потребностями, практики неформального образования в условиях детских общественных объединений, в период летних каникул и др. К инновационным практикам ДОД сегодня можно отнести также образовательный туризм, инклюзивное дополнительное образование, театральную педагогику, музейную педагогику, создание детско-родительских сообществ и др.36
Для повышениядоступностидополнительногообразованиядетейв школе может быть создана совокупность мер: организационных (введение ставок педагогов ДОД в рамках штатного расписание школы, заключение договоров с организациями УДОД, культуры, спорта на привлечение детей школы в программы ДОД и др.), информационных (страницы на сайте школы, рекламные буклеты, баннеры, презентационные мероприятия и др.) территориальных (создание мобильных условий для освоения программ ДОД), финансовых (включение в грантовые программы поддержки ДОД в школе, поиск спонсоров и др.), социальных (привлечение родителей, местных жителей, специалистов по работе
с ОВЗ в создание программ ДОД), институциональных (заключение договоров с организациями социума для расширения образовательных возможностей школы) и педагогических (повышение квалификации педагогических работников в вопросах интеграции
35 Золотарева, А.В., Евладова, Е.Б. Организация дополнительного и неформального образования детей в образовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях: учебно- методическое пособие. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 182 с.
36 Обновление содержания и технологий дополнительного образования детей на основе принципов сетевого взаимодействия, неформального и информального образования: коллективная монография / Под ред. А.В. Золотаревой. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. – 418 с.
общего и дополнительного образования) условий, обеспечивающих детям в комплексе объективно и субъективно равные возможности и права выбора и обучения по программам дополнительного образования37
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 27