Файл: А. В. Золотарева.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 747

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






26 Бородкина, Н. В., Тихомирова, О. В. Формирующее оценивание в школе: учебное пособие / Н. В. Бородкина, О. В. Тихомирова. Под общ. ред. А.В. Золотаревой 3-е издание, стереотипное, дополненное и переработанное. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 116 с.

образовательные экспедиции, мастерские ценностных ориентаций, дидактический театр, литературно – музыкальные гостиные и др.27.

    • модульное обучение – предполагает гибкое и вариативное выстраивание содержания предмета для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей обучающихся через его структурирование в виде совокупности учебных модулей, направленной на формирование всего комплекса компетенций, заложенных в компетентностную модель выпускника, выбор модуля осуществляется самим обучающимся; +…

    • проектноеобучение использования общественных (охватывающих значительные по масштабу целевые аудитории групп детей и подростков), медийных (сервисы сети Интернет, телевидения, радио, мультипликации) проектов туристско-краеведческой направленностипо использованию позитивного потенциала детских (детско-взрослых) неформальных (самодеятельных) объединений и сообществ (ролевые игры, историческая реконструкция, современные виды занятий физической культурой и спортом), обеспечивающих формирование у них позитивных ценностей, гражданских установок, активной жизненной позиции;

    • отрытоеобразованиенаправлено на формирование молодого поколения страны, готового реализовать требования современной экономики и нового общественного устройства, может включать в себя использование интерактивных методов обучения, интенсивных погружений и коммуникаций, сетевых сообществ, клубов, создание в сети Интернет специализированных порталов (платформ), образовательных сервисов различного вида, отвечающих требованиям техносферного и инновационного развития образования (например, создание и сопровождение тематических сообществ в социальных сетях)28;

    • программы«учениясувлечением»(эксплораториумы, «города профессий», парки научных развлечений, творческие мастерские, тематические парк и др.) предполагают привлечение к реализации программ организаций негосударственного сектора, индустрии досуга;

    • технологиинеформальногообразования, которые направлены на пополнение знаний и умений в области любительских занятий и увлечений; умений, необходимых в быту, в сфере межличностного общения, для компетентного участия в различных видах социально значимой деятельности»29. Неформальное образование несет в себе потенциал прямых гражданских инициатив, непосредственного выражения актуальных интересов и потребностей различных социальных групп общества. К технологиям неформального образования можно отнести: технологииорганизацииобразовательноготуризма(социально-значимые проекты; культурно- познавательные туры; образовательные экскурсии; туристско-краеведческие







27 Интеграция общего и дополнительного образования: практическое пособие / Под ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Золотаревой, С.Л. Паладьева. М.: АРКТИ, 2006. 296 с.

28 Попов А.А., Ермаков С.В. Дидактика открытого образования: монография. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Национальный книжный центр, 2019. 264 с.

29Меморандум непрерывного образования Европейского союза // http://www.znanie.org/docs/memorandum.html

экспедиции; промышленный туризм; интеллектуальные игры и др.); технологиимузейнойпедагогики(фестиваль музеев, интерактивная карта музеев; презентация музеев; …. И др.); технологии театральной педагогики(театральный фестиваль; образовательные игры и марафоны; постановочная деятельность; и др. )30

-технологииинклюзивногообразования(инклюзивные фестивали творческих возможностей; образовательные игры; коллективное взаимообучение; сказкотерапия; инклюзивные лагерные смены; )

- технологии внеурочной деятельности, которые , в .т.ч. технологии поликультрного образования, медиативные практики, здоровьесберегающие технологии,

Обновление способов преподавания и освоение новых образовательных технологий может стать поводом и темой проведения внутришкольных семинаров, создания рабочих и творческих групп, профессиональных обучающихся сообществ, обобщения лучшего опыта преподавания и обмена опытом, организации стажировки педагогов и т.д. Создание новых форм взаимодействия в коллективе, направленных на повышение качества преподавания может войти, как мера, в школьную программу перехода в

эффективный режим работы.

      1. Меры по повышению доступности и результативности дополнительного образования в условиях школы

Современные родители, да и сами дети, чаще всего, не связывают получение жизненно важных современных компетенций с обучением только в школе. Стандарт образования сегодня рассматривается не как стандарт для школы, а, как стандарт школьного периода обучения ребенка 31 . Поэтому, становится очевидно, что в реализации ФГОС ОО должна участвовать не только школа, но и учреждения дополнительного образования, культуры, спорта, частные и другие организации. Школа, в первую очередь, должна быть заинтересована в расширении образовательного пространства реализации стандарта за счет интеграции общего и дополнительного, формального и неформального образования. При этом должна обеспечиваться непрерывность и доступность образования ребенка, как по вертикали (на протяжении всего периода его школьного обучения), так и по горизонтали (предоставление спектра образовательных возможностей на определенном возрастном этапе)32.

На сферу дополнительного образования детей необходимо посмотреть принципиально иными глазами. Меняются границы традиционного




30 Обновление содержания и технологий дополнительного образования детей на основе принципов сетевого взаимодействия, неформального и информального образования: коллективная монография / Под ред. А.В. Золотаревой. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. – 418 с.

31 Груздев, М.В., Золотарева, А.В. Неформальное образование как фактор развития российского образования // European Social
Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2014. - 4. Том 1. С.78-83

32 Золотарева А.В., Груздев М.В. Дополнительное образование детей в России: перезагрузка в контексте современной государственной образовательной политики // Социальное развитие личности в педагогической теории и практике А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого: история и современность. – Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2018 - С. 19-33

дополнительного образования, которое должно стать не набором кружков и секций в школе или в ближайшем центре детского творчества, а гибким пространством образовательных возможностей ребенка, пространством его неформального образования. Сегодня нельзя относиться к дополнительному образованию как к досуговой форме образования, необходимой лишь для занятия свободного времени ребенка. В условиях перехода к политике непрерывного образования, дополнительное образование детей должно стать площадкой (ресурсным центром), технологией «стягивающей» такие составляющие системы образования как формальное, неформальное и информальное образование в континуум непрерывного образования (модель образовательного кластера непрерывного образования)33.

Школьное дополнительное образование становится подсистемой школы, оно связано как с урочной, так и с внеурочной деятельностью. Обучающиеся школы могут осваивать программы дополнительного образования, как в самой школе, так и в других образовательных организациях.

Е.Б Евладова выделяет несколько ступеней-уровней организации ДОД в школе:

  • информационныйуровень,накоторомприходит осознание необходимости взаимосвязи общего и дополнительного образования, выяснение достоинств и недостатков друг друга, определение возможных направлений сотрудничества между представителями разных сфер образования (тем более, если в школе начинает формироваться собственный блок ДОД);

  • координационный уровень состоит в согласовании планов, определении сфер совместной деятельности учителей-предметников, классных руководителей и руководителей различных творческих объединений, секций, клубов, кружков; формируется опыт проведения общешкольных мероприятий, совместных педагогических и методических советов, посвященных наиболее значимым для всех темам общего, дополнительного образования и воспитания школьников;

  • уровень сотрудничества характеризуется более тесной координацией и совместной деятельностью, построенной на основе долгосрочной программы, перспективного плана работы; этот уровень взаимодействия предполагает постоянную совместную деятельность педагогов ДО с учителями предметниками и классными руководителями при реализации собственных образовательных программ, сотрудничество заместителя директора, курирующего ДО, с другими заместителями, с руководителями методических объединений;

  • уровеньинтеграциидостигается тогда, когда происходит создание единого педагогического коллектива и единого образовательного пространства, то есть происходит восполнение целостности двух сфер








33 Груздев М.В., Золотарева А.В. Интеграция формального и неформального образования: новый сценарий развития // Народное образование. - 2014. 8. С. 34-38.

образования, при этом сохраняется уникальность каждой сферы при равенстве той и другой.

В школе могут быть реализованы разные варианты организационныхструктур.В современной педагогической практике получили распространение более десятка разных вариантов, которые можно разделить на две группы: внеструктурные и структурные модели. К первым относятся те из организационных форм, которые не имеют выраженной структуры и представляют собой скорее некий набор внеурочных объединений, не связанных друг с другом (т.е. находящихся на первом уровне развития). Во вторую группу можно отнести модели, имеющие более или менее четкую организационную структуру.

Внеструктурные модели:


«Мозаика»- достаточно большое число кружков, секций, клубов различных направлений, набор которых так же, как и появление новых и закрытие действующих, носит случайный характер. Взаимодействие между ними практически отсутствует.

«Почетныйгость»- творческое объединение, которое создается с приходом яркого руководителя, увлеченного только своим делом и использующего школу как своеобразный полигон для реализации своих творческих амбиций, и может исчезнуть также неожиданно, как и появился.

«Гордостьшколы»- спортивная команда, музыкальный или танцевальный