Файл: А. В. Золотарева.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 734

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
достижимость необходимого результата. Развитие школы должно строиться вокруг управленческой (педагогической) команды, интеграции совместных усилий по достижению качества образование, по формированию содержания образования, реализации комплекса форм и методов деятельности, развития всех элементов обеспечения деятельности школы.

Программа перехода школы в эффективный режим работы фактически является программой развития учреждения – это документ, представляющий единую, целостную модель совместной деятельности всего коллектива учреждения и определяющий исходное состояние системы (зафиксированный достигнутый уровень жизнедеятельности учреждения и проблемный анализ состояния); образ желаемого будущего состояния этой системы; состав и




12 Карпов А.В. Психология менеджмента: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005.

структуру действий по переходу от настоящего к будущему. К отличительным чертам программы перехода школы в эффективный режим работы можно отнести следующие: индивидуальность, ее соответствие специфике учреждения, его культуре, традициям, особенностям взаимодействия в коллективе и т.п.; реалистичность и реализуемость, основанные на обязательном просчете всех возможностей, ресурсов; четкую направленность на решение наиболее важных проблем, определяющих стратегию жизнедеятельности учреждения в целом и всего профессионального сообщества; прогностичность, ориентацию на удовлетворение «завтрашнего» запроса, социального заказа; инновационность, или целевое планирование деятельности по осуществлению нововведений в
учреждении; системный подход в управлении; опору на ясную, актуальную, структурно определенную концепцию.13

В реализации программы перехода школы в эффективный режим работы большая роль отводится управленческойкоманде.В последнее время расширяется представление о задачах и ответственности руководителя образовательной организации, отвечающих особенностям контекста, в котором осуществляется деятельность образовательной организации, запросов учащихся, их семей. К компетенциям руководителей образовательной организации относится способность находить способы преодолевать сложный социальный контекст, выстраивать образовательную политику высоких ожиданий как по отношению к учащимся, так и по отношению к педагогическому коллективу, уровню профессионализма учителей и создавать, таким образом, условия для максимально успешного обучения всех учащихся вне зависимости от их стартовых возможностей.

Исследования, проведенные в рамках проекта по поддержке школ, находящихся в сложных социальных условиях, позволили выделить ключевые проблемы в деятельности руководителей школ. К ним относятся следующие проблемы: неготовность делегировать задачи; неготовность к коллегиальному взаимодействию при проектировании и организации деятельности; неготовность выстраивать отношения с родителями, семьями как партнерами; неготовность к работе в открытом информационном поле; отсутствие умения выделять основные цели при планировании и прогнозировании деятельности ОО; отсутствие общего видения перспектив развития школы; гибкость в перестраивании задач с учетом

ситуации; способность осознавать цели и мотивы своей деятельности, принимать на их основе решения.

Одним из наиболее эффективных способов решения этих проблем является формирование командного управления, которое позволит: вовлечь персонал школы в процесс управления и тем самым усилить управленческое воздействие; использовать потенциал неформальных отношений для достижения целей организации; формировать авторитет руководителя и





13 Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: ВЛАДОС, 2002.

повышать лояльность подчинённых к его решениям; сокращать затраты на управление.

В организации процесса управления важно учитывать особенности условий, в которых находится школа, в первую очередь, условия образовательных и социально-педагогических контекстов.

  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Какие особенности деятельности школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в сложных социальных условиях необходимо учитывать при разработке программы перехода школы в


эффективныйрежимработы?

Ключевой актуальной проблемой любой региональной системы образования является обеспечение качественного обучения и равного доступа к нему всех детей, создание условий для всех школ, обладающих недостаточными ресурсами. Необходимым условием обеспечения качественного образования в регионе является повышения эффективности работы группы школ, стабильно демонстрирующих низкие результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.

Под школами с низкими результатами обучения (ШНОР) понимаются школы, которые в течение продолжительного периода демонстрирует по определенным показателям учебные результаты хуже, чем все школы в кластере, к которому относится школа.

Ежегодно в регионах готовятся аналитико-статистические материалы, которые включают в себя характеристику участников, статистическую информацию о результатах ЕГЭ и ОГЭ, справляемость и средний балл по русскому языку и математике, предметам по выбору для каждой образовательной организации, процент справляемости с заданиями по предметам (ГИА), рэнкинг образовательных организаций по кластерам. Например, в Ярославской области разработан свой подход к кластеризации школ, выделяются
следующие кластерные группы:

    • лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов;

    • вечерние школы

    • большие городские школы с численностью более 350 чел.

    • малые городские школы с численностью менее 350 чел

    • поселковые школы

    • сельские школы

    • некоммерческие образовательные учреждения

Под школами,функционирующимивнеблагоприятныхсоциальныхусловиях(ШНСУ) понимаются школы, обладающие рядом показателей социально-экономического неблагополучия и ресурсных дефицитов. По результатам исследования, проведенным НИУ «Высшая школа экономики», к ним относятся:

    • депривированные сельские школы;

    • депривированные городские школы;

    • сельские малокомплектные школы;

    • школы в труднодоступных территориях;

    • школы с высоким уровнем девиантности;

    • школы со сложным поликультурным контекстом14.

Сложныесоциальныеусловиявозникают, когда в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни15. Сложные социальные условия объективно нарушают жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное),