Файл: Методические рекомендации для членов психологомедикопедагогических комиссий районных (городских) центров.doc
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 331
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ребенка дошкольного возраста на ПМПК
целенаправленно, без предвар. прогр. и зрительно- пространствен. оценки
Образовательное учреждение ____________________________
Сформированность школьных навыков
ФИОТатьяна Н.дата рождения_27.05.1999г__
ФИО _______Ирина К._________ дата рождения__05.04.2005___
ФИО Иванов Иван Иванович________ дата рождения _19.01.2001__
6.3. Психолого-педагогическое обследование детей
с нарушением эмоционально-волевой сферы (аутизмом)
Диагностика детей с нарушением эмоционально-волевой сферы (аутизмом) проводится с учётом ранних признаков аутизма и включает комплексное медицинское (педиатр, психиатр и т.д.) и психолого-педагогическое обследование в привычных для ребёнка условиях. При обследовании детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы (аутизмом) необходимо соблюдать следующие рекомендации:
– подготовить помещение и соответствующее оснащение;
– дать возможность ребёнку обследовать помещение, убрав предварительно острые, бьющиеся и т.д. предметы;
– избегать зрительного и тактильного контакта с ребёнком в первые минуты обследования;
– использовать на начальных этапах диагностики методик, не требующих или требующих в минимальной степени, непосредственного контакта ребёнка с исследователем;
– в течение всего обследования говорить тихим голосом, не делать резких движений, не использовать крупных, ярких, резко звучащих игрушек;
– предлагать ребёнку 2-3 однотипных задания и сразу позволять прекращать ему деятельность, если наступает пресыщение;
– увеличить продолжительность диагностического процесса.
Важной задачей диагностики является дифференциация аутизма от других нарушений развития. При этом следует обратить внимание на наличие таких характерных признаков, как:
– отсутствие жестикуляторного и мимического общения при аутизме и наличие его при алалии;
– наличие эмоциональной откликаемости при интеллектуальной недостаточности и отсутствие её при аутизме.
Процедура изучения:
- сбор психологического анамнеза (история развития ребенка, знакомство с творческими работами, беседа с близким ребенка, соблюдение режимных моментов, адекватность реакций на близких, особенности двигательного развития, наличие стереотипий, особенности речевого развития, предпочтения и игры ребенка),
- определение уровня нарушения эмоционально-волевой сферы (посредством наблюдения, определение типа дизонтогенеза),
- изучение познавательных особенностей познавательной сферы (выявление уровня знаний и навыков, определение программ обучения, адекватных их возможностям).
-
Психолого-педагогическое обследование детей
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями опорно-
двигательного аппарата направлено на выявление потенциальных возможностей психического развития, оценку максимально-сохранённых и нарушенных звеньев. При организации обследования учитываются следующие особенности:
– учёт характера двигательного нарушения и возможности его влияния на активность ребёнка;
– подбор наиболее удобного положения головы и туловища ребёнка;
– выбор адекватных (с учётом двигательных, сенсорных нарушений) пособий для обследования. Например: предметный материал должен быть удобен для манипулирования им во время обследования.
– соответствие уровня выполняемых заданий возрасту ребенка, двигательным возможностям и степени сохранности анализаторов;
– возможность обучения ребенка;
– характер помощи взрослого;
– самостоятельность выполнения заданий;
– возможность частично приспосабливаться к двигательному дефекту;
– использование неречевых средств коммуникации;
– устойчивость внимания.
Содержание психолого-педагогического обследования ребёнка с нарушениями опорно-двигательного аппарата включает:
-
Оценку двигательных нарушений, состояния общей и тонкой моторики. -
Изучение состояния зрительного восприятия, зрительно-двигательной координации, слухового восприятия, тактильно-кинестетического восприятия. -
Изучение способов ориентировочно-исследовательской деятельности, овладения предметными и игровыми действиями. -
Оценку интеллектуального развития степени овладения доступными мыслительными операциями, определение типологии затруднений и их причин, изучение уровня обучаемости. -
Изучение речи, коммуникативных (вербальных и невербальных) средств. -
Изучение эмоционально-волевой сферы, особенности личности (активность личности и её отношение к окружающему, интересы, потребности и т.д.).
7. Список использованных источников
1. Альманах психологических тестов. - М.: «КСП», 1996.
2. Барташев А. В. Тестирование. Основной инструментарий практического психолога. - М.: «Дело», 1999.
3. Богданова Т. Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М.: «Роспедагенство», 1994.
4. Богомолов В. Тестирование детей. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.
5. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до года. М.: АРКТИ., 2001.
6. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. - М.: АРКТИ., 2002.
7. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Орлова Л. М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. - М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
8. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития. /Под ред. Стребелевой Е. А. - М.: «Полиграф сервис», 1998.
9. Детская психодиагностика и профориентация. /Под ред. Л. Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: «Феникс»., 1999.
10. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников /Под ред. Коломинского Я. Л., Е. А. Панько. - Мн.: «Унiверсiтэцкае»., 1997.
11. Дыгун М. А. Диагностика готовности к обучению в школе. Выпуск 2. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1997.
12. Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. - М.: Медицина 1981.
13. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. - М.: «ВЛАДОС», 2002.
14. Закон Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)»
15. Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. - М.:
«Просвещение», 1991.
16. Комкова Е. И. Диагностика интеллекта детей дошкольного возраста.
17. Методическое пособие по курсу «Диагностика познавательной сферы ребенка» - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 1998.
18. Методические рекомендации по использованию психолого-педагогического диагностического инструментария в работе психолого-медико-педагогических комиссий.
19. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.
20. Михайловская Е.Л., Осипова Е.Л., Чуменко Е.В. Психодиагностический практикум по прикладной педагогической психологии. - Мн.: АПО, 1999.
21. Основы психологии. Столяренко Л.Д. - Ростов н/Д.: «Феникс», 1997. Практическая психодиагностика. Райгородский Д. Я. - Самара: «БАХРАХ», 1999.
22. Положение о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
23. Практическая психология в тестах. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
24. Психолого-медико-педагогическая консультация: Методические рекомендации/ Науч.ред. Л.М. Шипицына. –СПб. – с. 352
24. Психологические тесты./ под ред. Ахмеджанова Э.Р. - М.: «СВЕТОТОН», 1995.
25. Психологические тесты. Том 1./ Под редакцией Карелина А. А. - М. Владос, 2000.
26. Психологические тесты. Том 2./ под редакцией Карелина А. А. - М. Владос, 2000.
27. Психология. Немов Р. С. Книга 3. - М.: «Владос», 1999.
28. Ратанова Т.А. Общая психология. Диагностика умственных способностей детей. - М.: «Флинта»., 1998.
29. Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психологические методы изучения личности. - М:, «Флинта», 2003.
30. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. Книга 1. - М.: «ВЛАДОС», 1998.
31. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.:
«Просвещение».,1979.
32. Семаго Н. Я., Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. - М.: АРКТИ., 1999.
33. Хельбрюгге Т. Мюнхенская функциональная диагностика развития.
Первый год жизни. - Мн.: «Открытые двери»., 1997.
34. Хельбрюгге Т. Мюнхенская функциональная диагностика развития. Второй и третий годы жизни. - Мн.: «Открытые двери»., 1997.
35. Худик В. А. Исследования интеллекта и личности. Исключение предмета. - Киев: «Здоровье», 1994.
36. Худик В. А. Исследования интеллекта и личности. Таблицы Шульте. Киев: «Здоровье», 1994.
37. Цыганкова О. М. Диагностико-коррекционная работа с детьми. - Мозырь: «Белый ветер».,2002.
38. Шевандрин Н. И. Основы психологической диагностики. Часть 1. - М.: «Владос», 2003.
39. Шевандрин Н. И. Основы психологической диагностики. Часть 3. - М.: «Владос», 2003.
40. PORTAGE. Программа раннего обучения. М.Уайт, Р.Камерон. NFER - NELSON.
Приложение 1
Форма приказа о создании
психолого-медико-педагогической комиссии (образец)
Наименование организации
ПРИКАЗ
_______________№____________
г. (г.п.)
О создании психолого-
медико-педагогической комиссии
В соответствии с п.4 ст. 24 Закона Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенно психофизического развития (специальном образовании)» от 18.05.2004 г., Положением о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Постановление Министерства образования РБ от 16.12.2004г. №74
ПРИКАЗЫВАЮ:
Создать с 01.09.20__г на 20__ - 20__ учебный год психолого-медико-
педагогическую комиссию в следующем составе:
Председатель комиссии: …… - директор ЦКРОиР
Секретарь: …… -
Члены комиссии …… -
Директор центра подпись Инициалы, фамилия
С приказом ознакомлены: фамилия, инициалы;
личная подпись
Приложение 2
Рекомендации по составлению
психолого-педагогической характеристики
-
Общие сведения: Ф.И.О., дата рождения, ДУ, группа, школа, класс, домашний адрес, телефон, дата поступления в группу, школу, оставался ли на повторный год обучения, по какой программе обучался, учился ли в другой школе, получал ли дополнительную помощь, какую. Краткие сведения о семье: тип семьи (полная, неполная); род занятий родителей; моральная атмосфера в семье; наличие в семье условий для занятий; отношение родителей к неуспеваемости ребенка. -
Характеристика познавательной сферы ребёнка:
Характеристика внимания:
- в классе (группе) не может быть внимательным или длительно на чём-то сосредоточиться;
- постоянно отвлекается;
- поведение не предсказуемо; никто не знает, что он сделает в следующий миг;
- непунктуален, нестарателен; часто теряет нужные для работы или игры предметы;
- не запоминает указания или замечания взрослых;
- способен длительно сосредоточиться на каком-либо деле;
- старателен и аккуратен в выполнении заданий;
- другое.
Характеристика восприятия:
Восприятие формы:
- (не) соотносит предметы по форме;
- (не) выделяет по слову геометрические формы;
- (не) называет плоские и объёмные геометрические формы;
- (не) имеет представления о форме;
Восприятие цвета:
- узнаёт и называет основные цвета;
- выделяет по слову цвета;
- представление о цвете отсутствует;
Восприятие величины:
- (не) соотносит предметы по величине;
- степень сформированности пространственно-временных восприятий и представлений.
Характеристика памяти:
- не может запомнить инструкцию к заданию, постоянно переспрашивает учителя/воспитателя;
- тяжело даётся заучивание стихотворений, правил;
- неточный пересказ выученного, постоянно забывает какие-либо детали, нуждается в наводящих вопросах;
- пересказывая содержания текста (сказки, рассказа), привносит вымышленные заимствования (то чего в тексте нет);