Файл: Методические рекомендации для членов психологомедикопедагогических комиссий районных (городских) центров.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 331

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6.3. Психолого-педагогическое обследование детей

с нарушением эмоционально-волевой сферы (аутизмом)
Диагностика детей с нарушением эмоционально-волевой сферы (аутизмом) проводится с учётом ранних признаков аутизма и включает комплексное медицинское (педиатр, психиатр и т.д.) и психолого-педагогическое обследование в привычных для ребёнка условиях. При обследовании детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы (аутизмом) необходимо соблюдать следующие рекомендации:

– подготовить помещение и соответствующее оснащение;

– дать возможность ребёнку обследовать помещение, убрав предварительно острые, бьющиеся и т.д. предметы;

– избегать зрительного и тактильного контакта с ребёнком в первые минуты обследования;

– использовать на начальных этапах диагностики методик, не требующих или требующих в минимальной степени, непосредственного контакта ребёнка с исследователем;

– в течение всего обследования говорить тихим голосом, не делать резких движений, не использовать крупных, ярких, резко звучащих игрушек;

– предлагать ребёнку 2-3 однотипных задания и сразу позволять прекращать ему деятельность, если наступает пресыщение;

– увеличить продолжительность диагностического процесса.

Важной задачей диагностики является дифференциация аутизма от других нарушений развития. При этом следует обратить внимание на наличие таких характерных признаков, как:

– отсутствие жестикуляторного и мимического общения при аутизме и наличие его при алалии;

– наличие эмоциональной откликаемости при интеллектуальной недостаточности и отсутствие её при аутизме.

Процедура изучения:

- сбор психологического анамнеза (история развития ребенка, знакомство с творческими работами, беседа с близким ребенка, соблюдение режимных моментов, адекватность реакций на близких, особенности двигательного развития, наличие стереотипий, особенности речевого развития, предпочтения и игры ребенка),

- определение уровня нарушения эмоционально-волевой сферы (посредством наблюдения, определение типа дизонтогенеза),

- изучение познавательных особенностей познавательной сферы (выявление уровня знаний и навыков, определение программ обучения, адекватных их возможностям).


    1. Психолого-педагогическое обследование детей


с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями опорно-

двигательного аппарата направлено на выявление потенциальных возможностей психического развития, оценку максимально-сохранённых и нарушенных звеньев. При организации обследования учитываются следующие особенности:

– учёт характера двигательного нарушения и возможности его влияния на активность ребёнка;

– подбор наиболее удобного положения головы и туловища ребёнка;

– выбор адекватных (с учётом двигательных, сенсорных нарушений) пособий для обследования. Например: предметный материал должен быть удобен для манипулирования им во время обследования.

– соответствие уровня выполняемых заданий возрасту ребенка, двигательным возможностям и степени сохранности анализаторов;

– возможность обучения ребенка;

– характер помощи взрослого;

– самостоятельность выполнения заданий;

– возможность частично приспосабливаться к двигательному дефекту;

– использование неречевых средств коммуникации;

– устойчивость внимания.

Содержание психолого-педагогического обследования ребёнка с нарушениями опорно-двигательного аппарата включает:

  1. Оценку двигательных нарушений, состояния общей и тонкой моторики.

  2. Изучение состояния зрительного восприятия, зрительно-двигательной координации, слухового восприятия, тактильно-кинестетического восприятия.

  3. Изучение способов ориентировочно-исследовательской деятельности, овладения предметными и игровыми действиями.

  4. Оценку интеллектуального развития степени овладения доступными мыслительными операциями, определение типологии затруднений и их причин, изучение уровня обучаемости.

  5. Изучение речи, коммуникативных (вербальных и невербальных) средств.

  6. Изучение эмоционально-волевой сферы, особенности личности (активность личности и её отношение к окружающему, интересы, потребности и т.д.).


7. Список использованных источников

1. Альманах психологических тестов. - М.: «КСП», 1996.

2. Барташев А. В. Тестирование. Основной инструментарий практического психолога. - М.: «Дело», 1999.

3. Богданова Т. Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М.: «Роспедагенство», 1994.

4. Богомолов В. Тестирование детей. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.



5. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до года. М.: АРКТИ., 2001.

6. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. - М.: АРКТИ., 2002.

7. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Орлова Л. М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. - М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.

8. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития. /Под ред. Стребелевой Е. А. - М.: «Полиграф сервис», 1998.

9. Детская психодиагностика и профориентация. /Под ред. Л. Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: «Феникс»., 1999.

10. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников /Под ред. Коломинского Я. Л., Е. А. Панько. - Мн.: «Унiверсiтэцкае»., 1997.

11. Дыгун М. А. Диагностика готовности к обучению в школе. Выпуск 2. ­Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1997.

12. Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. - М.: Медицина 1981.

13. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. - М.: «ВЛАДОС», 2002.

14. Закон Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)»

15. Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. - М.:

«Просвещение», 1991.

16. Комкова Е. И. Диагностика интеллекта детей дошкольного возраста.

17. Методическое пособие по курсу «Диагностика познавательной сферы ребенка» - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 1998.

18. Методические рекомендации по использованию психолого-педагогического диагностического инструментария в работе психолого-медико-педагогических комиссий.

19. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.

20. Михайловская Е.Л., Осипова Е.Л., Чуменко Е.В. Психодиагностический практикум по прикладной педагогической психологии. - Мн.: АПО, 1999.

21. Основы психологии. Столяренко Л.Д. - Ростов н/Д.: «Феникс», 1997. Практическая психодиагностика. Райгородский Д. Я. - Самара: «БАХРАХ», 1999.

22. Положение о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

23. Практическая психология в тестах. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

24. Психолого-медико-педагогическая консультация: Методические рекомендации/ Науч.ред. Л.М. Шипицына. –СПб. – с. 352

24. Психологические тесты./ под ред. Ахмеджанова Э.Р. - М.: «СВЕТОТОН», 1995.

25. Психологические тесты. Том 1./ Под редакцией Карелина А. А. - М. Владос, 2000.

26. Психологические тесты. Том 2./ под редакцией Карелина А. А. - М. Владос, 2000.


27. Психология. Немов Р. С. Книга 3. - М.: «Владос», 1999.

28. Ратанова Т.А. Общая психология. Диагностика умственных способностей детей. - М.: «Флинта»., 1998.

29. Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психологические методы изучения личности. - М:, «Флинта», 2003.

30. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. Книга 1. - М.: «ВЛАДОС», 1998.

31. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.:

«Просвещение».,1979.

32. Семаго Н. Я., Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. - М.: АРКТИ., 1999.

33. Хельбрюгге Т. Мюнхенская функциональная диагностика развития.

Первый год жизни. - Мн.: «Открытые двери»., 1997.

34. Хельбрюгге Т. Мюнхенская функциональная диагностика развития. Второй и третий годы жизни. - Мн.: «Открытые двери»., 1997.

35. Худик В. А. Исследования интеллекта и личности. Исключение предмета. - Киев: «Здоровье», 1994.

36. Худик В. А. Исследования интеллекта и личности. Таблицы Шульте. Киев: «Здоровье», 1994.

37. Цыганкова О. М. Диагностико-коррекционная работа с детьми. - Мозырь: «Белый ветер».,2002.

38. Шевандрин Н. И. Основы психологической диагностики. Часть 1. - М.: «Владос», 2003.

39. Шевандрин Н. И. Основы психологической диагностики. Часть 3. - М.: «Владос», 2003.

40. PORTAGE. Программа раннего обучения. М.Уайт, Р.Камерон. NFER­ - NELSON.

Приложение 1
Форма приказа о создании

психолого-медико-педагогической комиссии (образец)
Наименование организации
ПРИКАЗ

_______________№____________
г. (г.п.)
О создании психолого-

медико-педагогической комиссии
В соответствии с п.4 ст. 24 Закона Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенно психофизического развития (специальном образовании)» от 18.05.2004 г., Положением о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Постановление Министерства образования РБ от 16.12.2004г. №74

ПРИКАЗЫВАЮ:

Создать с 01.09.20__г на 20__ - 20__ учебный год психолого-медико-

педагогическую комиссию в следующем составе:

Председатель комиссии: …… - директор ЦКРОиР

Секретарь: …… -

Члены комиссии …… -


Директор центра подпись Инициалы, фамилия
С приказом ознакомлены: фамилия, инициалы;

личная подпись

Приложение 2
Рекомендации по составлению


психолого-педагогической характеристики


  1. Общие сведения: Ф.И.О., дата рождения, ДУ, группа, школа, класс, домашний адрес, телефон, дата поступления в группу, школу, оставался ли на повторный год обучения, по какой программе обучался, учился ли в другой школе, получал ли дополнительную помощь, какую. Краткие сведения о семье: тип семьи (полная, неполная); род занятий родителей; моральная атмосфера в семье; наличие в семье условий для занятий; отношение родителей к неуспеваемости ребенка.

  2. Характеристика познавательной сферы ребёнка:

Характеристика внимания:

- в классе (группе) не может быть внимательным или длительно на чём-то сосредоточиться;

- постоянно отвлекается;

- поведение не предсказуемо; никто не знает, что он сделает в следующий миг;

- непунктуален, нестарателен; часто теряет нужные для работы или игры предметы;

- не запоминает указания или замечания взрослых;

- способен длительно сосредоточиться на каком-либо деле;

- старателен и аккуратен в выполнении заданий;

- другое.

Характеристика восприятия:

Восприятие формы:

- (не) соотносит предметы по форме;

- (не) выделяет по слову геометрические формы;

- (не) называет плоские и объёмные геометрические формы;

- (не) имеет представления о форме;

Восприятие цвета:

- узнаёт и называет основные цвета;

- выделяет по слову цвета;

- представление о цвете отсутствует;

Восприятие величины:

- (не) соотносит предметы по величине;

- степень сформированности пространственно-временных восприятий и представлений.

Характеристика памяти:

- не может запомнить инструкцию к заданию, постоянно переспрашивает учителя/воспитателя;

- тяжело даётся заучивание стихотворений, правил;

- неточный пересказ выученного, постоянно забывает какие-либо детали, нуждается в наводящих вопросах;

- пересказывая содержания текста (сказки, рассказа), привносит вымышленные заимствования (то чего в тексте нет);