Файл: Взаимодействие таможенных органов и бизнесструктур при предоставлении.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2735
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В ЕАЭС
1.1. Становление и развитие термина «услуга»
Сущность термина «коммерческие таможенные услуги»
Статистика деятельности в сфере оказания коммерческих
Информационное обеспечение организации коммерческих таможенных услуг
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСРЕДНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ
Необходимость организации посреднической деятельности в таможенной сфере в современных условиях
Особенности организации взаимодействия таможенных органов с таможенными посредниками
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА
Взаимодействие таможенных органов и бизнес-структур при выпуске товаров
Проблемы организации системы коммерческих таможенных услуг в международных цепях поставок
Анализ деятельности Государственного таможенного комитета Республики Беларусь по направлению
взаимодействия с бизнес-сообществом
5.2. Проблемные вопросы, выявленные при анализе деятельности таможенных органов Евразийского
Цифровизация в информационном взаимодействии таможенных органов и участников ВЭД
направлению взаимодействия с бизнес-сообществом
ГЛАВА 5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА С БИЗНЕС-СООБЩЕСТВОМ
-
Основные проблемы взаимодействия таможенных органов и бизнеса
Таможенные органы реализуют свою деятельность для создания усло- вий соблюдения законодательства РФ и ЕАЭС, а также упрощения и ускоре- ния таможенных операций и процедур. В то же время участники ВЭД пре- следуют цель проведения таможенных операций за минимальное количество времени и с несущественными издержками. Сама же цель взаимодействия таможенных органов и бизнес-сообщества – это снижение издержек на осу- ществление таможенных операций в процессе обеспечения норм, закреплен- ных нормативными документами в области таможенного дела. Можно выде- лить проблемы, связанные непосредственно с процессом взаимодействия та- моженных органов и бизнес-структур.
В большей степени такие проблемы связаны, прежде всего, с таможен- ным контролем и перемещением товаров через таможенную границу и ис- пользованием информационных таможенных технологий (табл. 5.1).
Таблица5.1
Проблемы взаимодействия таможенных органов и бизнеса
| Таможенные органы | Участники ВЭД |
Таможенное декларирова- ние |
|
|
Таможенный контроль | - состояние таможенной инфра- структуры |
рировании |
Взаимодействие в форме таможенного контроля в основном происхо- дит на двух основных этапах реализации таможенного контроля: до пересе- чения границы ЕАЭС и после пересечения границы ЕАЭС. Следовательно, к
Глава5.Совершенствованиевзаимодействиятаможенныхорганов…
первому этапу относятся удаленный выпуск, автоматическая регистрация де- кларации и автоматический выпуск, выставление таможенных платежей, та- моженный контроль, предварительное информирование125, а затем таможен- ный контроль после выпуска товаров.
Второй этап таможенного контроля предполагает предоставление все- возможных таможенных услуг участникам ВЭД и организацию мероприятий по решению текущих задач, входящих в компетенцию таможенных органов.
В.В. Макрусев и А.В. Сафронов понимают под предоставлением тамо- женных услуг в качестве формы взаимодействия «действия или последовате- льность действий, которые реализуются специальными таможенными ин- струментами с целью повышения потребительской полезности сферы внеш- неэкономической деятельности для государства и участников ВЭД».
Наиболее существенными являются следующие проблемы126:
-
Реализации таможенного контроля может привести к неоправдан- ным задержкам товаропотоков, издержкам для участников ВЭД. Например, может потребоваться плата за проведение таможенного контроля. Товар в это время не реализуется, а простаивает. А вхождение в «зеленый сектор» по си- стеме категорирования не обязательно может приводить к снижению кон- трольной нагрузки. -
Трудности, возникающие при ведении ВЭД для новых участников, и, следовательно, нежелание осуществлять деятельность постоянно. Данная проблема ведет к отсутствию возможности налаживания партнерских и дол- госрочных отношений между таможенными органами и участниками ВЭД, так как «единоразовые» участники ВЭД требуют большего внимания тамо- женных органов. Кроме того, остро стоит проблема фирм-«однодневок»127 . -
Проблема состояния таможенной инфраструктуры заключается в отсутствии определенного оборудования на складах временного хранения в зонах таможенного контроля, например, оборудования для досмотра, взве- шивания крупногабаритных грузов. Следовательно, здесь также могут возни- кать задержки, так как будет осуществляться поиск оборудования.
Помимо вышеуказанных проблем, можно выделить те, которые связа- ны непосредственно с информационными таможенными технологиями. Прежде всего, касаемо технологий АВТ и АРД можно выделить две группы причин их несовершенства (табл. 17)128.
125 Попов В.В. Взаимодействие таможенных органов с бизнес-сообществом с целью повышения качества таможенных услуг // Электронный научный журнал Российской таможенной академии «Таможенный ме- неджмент». 2018. № 2(3). URL: http://tam-academy.ru/
126 Попова Д.А. Проблемы взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической дея- тельности в рамках Таможенного союза // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 175–177.
127 Лоскутова В.А. Совершенствование механизма взаимодействия таможенных органов и бизнес-структур при выпуске товаров // Экономическая наука сегодня: теория и практика: материалы VI Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 24 март 2017 г.) / редкол.: Б.К. Мейманов [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 67–71.
128 Дмитриев А.А. Проблемы автоматической регистрации декларации на товары и автоматического выпуска товаров // Научные труды Северо-Западного института управления. 2017. Том 8. № 3 (30). С. 18–25.
-
Основныепроблемывзаимодействиятаможенныхоргановибизнеса
Таблица5.2
Причины, по которым не могут быть реализованы технологии АВТ и АРД
Автоматический выпуск товара | Автоматическая регистрация деклараций | ||
Объективные причины | Субъектив- ные причи- ны | Объективные при- чины | Субъективные причины |
| 1. Ошибки, сделанные участниками ВЭД при формализа- ции доку- ментов, ко- торые ис- пользуются при тамо- женном дек- ларирова- нии, а имен- но при фор- мализации договора внешнеэко- номической сделки и ин- войса |
|
|
Что касается работы центров электронного декларирования (ЦЭД), от- метим, что сегодня ЦЭД не имеет компетенции по осуществлению таможен- ных операций в процессе декларировании товаров согласно Приказу ФТС России от 12.05.2011 № 971, Минфина России от 23.10.2017 № 157н. Кроме того, в ЦЭДе не осуществляются таможенные операции относительно про- дукции, классифицируемой в 84 и 87 группах ТН ВЭД ЕАЭС, на которые оформляются на бумажном носителе (бланке) паспорта транспортных средств, паспорта шасси транспортных средств, паспорта самоходных ма- шин, а также производится взимание утилизационного сбора (возникает необходимость подачи конкретных документов в таможенный орган на бу- мажном носителе).
Таким образом, совершенствованию взаимодействия между таможен- ными органами и бизнес-сообществу препятствует ряд проблем: возникаю- щих при перемещении товаров через таможенную границу и связанных с не- совершенством информационных таможенных технологий – электронного декларирования, АВТ и АРД, ЦЭД. Решение проблем, возникающих при вза- имодействии таможенных органов и бизнес-сообщества, в первую очередь, заключается в создании возможности предоставления всех форм документов в электронной форме, а также разработке общей базы документации на уровне ЕАЭС, путем расширения количества оборудования на СВХ.
-
Проблемныевопросы,выявленныеприанализедеятельноститаможенныхорганов…
5.2. Проблемные вопросы, выявленные при анализе деятельности таможенных органов Евразийского
экономического союза по направлению взаимодействия с бизнес-сообществом
Для определения проблемных вопросов, которые существуют на дан- ный момент в таможенных органах государств – членов ЕАЭС, по результа- там исследования материалов и проведения системного анализа их деятель- ности автором была составлена инфографика по каждой таможенной службе (табл. 5.3 и рис 5.1).
Таблица5.3
Результаты системного анализа деятельности таможенных органов ЕАЭС
Показатель | ФТС России | ГТС Кыргызстана | КГД Казахстана | ГТК Беларуси | КГД Армении |
Принятые нормативно- правовые акты | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 |
Проводимые мероприятия | 4,5 | 4 | 4 | 4,5 | 3 |
Услуги для бизнес-сооб- щества | 4,5 | 0 | 4,5 | 4 | 3,5 |
Международное сотруд- ничество и создание воз- можностей для развития бизнес-сообщества | 2,5 | 3,5 | 4,5 | 5 | 4,5 |
Информативность электронных ресурсов | 5 | 1 | 4 | 3,5 | 3 |
Мнение бизнес сообще- ства о работе: | 3,5 | 2 | 3,5 | 4 | 4 |
Рейтинг «Doing busi- ness» | 4 | 1 | 5 | 3 | 2 |
Прогресс в развитии взаимодействия | 4,5 | 3,5 | 4 | 4 | 5 |
Среднее значение | 4,0625 | 2,25 | 4,1875 | 4 | 3,75 |