Файл: Взаимодействие таможенных органов и бизнесструктур при предоставлении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2625

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В ЕАЭС

1.1. Становление и развитие термина «услуга»

Сущность термина «коммерческие таможенные услуги»

Статистика деятельности в сфере оказания коммерческих

таможенных услуг

Информационное обеспечение организации коммерческих таможенных услуг

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСРЕДНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ

Необходимость организации посреднической деятельности в таможенной сфере в современных условиях

Особенности организации взаимодействия таможенных органов с таможенными посредниками

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА

3.1. Место и роль бизнес-сообщества в деятельности таможенных органов государств – членов Евразийского

Основные направления взаимодействия таможенных органов и представителей бизнес-сообщества в условиях ЕАЭС

Взаимодействие таможенных органов и бизнес-структур при выпуске товаров

Анализ практики взаимодействия с бизнес-сообществом в условиях цифровой трансформации таможенных институтов

Проблемы организации системы коммерческих таможенных услуг в международных цепях поставок

4.1. Анализ деятельности Комитета государственных доходов Республики Армения по направлению взаимодействия с

бизнес-сообществом

Анализ деятельности Государственного таможенного комитета Республики Беларусь по направлению

взаимодействия с бизнес-сообществом

Анализ деятельности Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан по направлению взаимодействия с бизнес-сообществом

Анализ деятельности Государственной таможенной службы при Правительстве Кыргызской Республики по направлению

Анализ деятельности Федеральной таможенной службы России по направлению взаимодействия с бизнес-сообществом

ГЛАВА 5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА С БИЗНЕС-СООБЩЕСТВОМ

5.2. Проблемные вопросы, выявленные при анализе деятельности таможенных органов Евразийского

Цифровизация в информационном взаимодействии таможенных органов и участников ВЭД

Предложения по совершенствованию деятельности таможенных органов Евразийского экономического союза по

направлению взаимодействия с бизнес-сообществом

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА С БИЗНЕС-СООБЩЕСТВОМ



    1. Основные проблемы взаимодействия таможенных органов и бизнеса



Таможенные органы реализуют свою деятельность для создания усло- вий соблюдения законодательства РФ и ЕАЭС, а также упрощения и ускоре- ния таможенных операций и процедур. В то же время участники ВЭД пре- следуют цель проведения таможенных операций за минимальное количество времени и с несущественными издержками. Сама же цель взаимодействия таможенных органов и бизнес-сообщества – это снижение издержек на осу- ществление таможенных операций в процессе обеспечения норм, закреплен- ных нормативными документами в области таможенного дела. Можно выде- лить проблемы, связанные непосредственно с процессом взаимодействия та- моженных органов и бизнес-структур.

В большей степени такие проблемы связаны, прежде всего, с таможен- ным контролем и перемещением товаров через таможенную границу и ис- пользованием информационных таможенных технологий (табл. 5.1).
Таблица5.1

Проблемы взаимодействия таможенных органов и бизнеса




Таможенные органы

Участники ВЭД

Таможенное декларирова- ние

  • наличие фирм-однодневок;

  • качество заполнения ДТ;

  • субъективные и объективные ограничения технологий авто- матический выпуск товаров (АВТ) и автоматическая реги- страция деклараций (АРД);

  • ограничения технологии уда- ленного выпуска

  • увеличение сроков выпуска из-за загруженности таможенных орга- нов и недостаточного уровня раз- вития технологий АРД и АВТ;

  • отсутствие количественных кри- териев определения размера обес- печения

Таможенный контроль

- состояние таможенной инфра- структуры

  • затраты на таможенный досмотр;

  • отсутствие гарантий снижения налоговой нагрузки при включе- нии в зеленый сектор при катего-

рировании



Взаимодействие в форме таможенного контроля в основном происхо- дит на двух основных этапах реализации таможенного контроля: до пересе- чения границы ЕАЭС и после пересечения границы ЕАЭС. Следовательно, к

Глава5.Совершенствованиевзаимодействиятаможенныхорганов…
первому этапу относятся удаленный выпуск, автоматическая регистрация де- кларации и автоматический выпуск, выставление таможенных платежей, та- моженный контроль, предварительное информирование125, а затем таможен- ный контроль после выпуска товаров.

Второй этап таможенного контроля предполагает предоставление все- возможных таможенных услуг участникам ВЭД и организацию мероприятий по решению текущих задач, входящих в компетенцию таможенных органов.

В.В. Макрусев и А.В. Сафронов понимают под предоставлением тамо- женных услуг в качестве формы взаимодействия «действия или последовате- льность действий, которые реализуются специальными таможенными ин- струментами с целью повышения потребительской полезности сферы внеш- неэкономической деятельности для государства и участников ВЭД».

Наиболее существенными являются следующие проблемы126:

      1. Реализации таможенного контроля может привести к неоправдан- ным задержкам товаропотоков, издержкам для участников ВЭД. Например, может потребоваться плата за проведение таможенного контроля. Товар в это время не реализуется, а простаивает. А вхождение в «зеленый сектор» по си- стеме категорирования не обязательно может приводить к снижению кон- трольной нагрузки.

      2. Трудности, возникающие при ведении ВЭД для новых участников, и, следовательно, нежелание осуществлять деятельность постоянно. Данная проблема ведет к отсутствию возможности налаживания партнерских и дол- госрочных отношений между таможенными органами и участниками ВЭД, так как «единоразовые» участники ВЭД требуют большего внимания тамо- женных органов. Кроме того, остро стоит проблема фирм-«однодневок»127 .

      3. Проблема состояния таможенной инфраструктуры заключается в отсутствии определенного оборудования на складах временного хранения в зонах таможенного контроля, например, оборудования для досмотра, взве- шивания крупногабаритных грузов. Следовательно, здесь также могут возни- кать задержки, так как будет осуществляться поиск оборудования.


Помимо вышеуказанных проблем, можно выделить те, которые связа- ны непосредственно с информационными таможенными технологиями. Прежде всего, касаемо технологий АВТ и АРД можно выделить две группы причин их несовершенства (табл. 17)128.




125 Попов В.В. Взаимодействие таможенных органов с бизнес-сообществом с целью повышения качества таможенных услуг // Электронный научный журнал Российской таможенной академии «Таможенный ме- неджмент». 2018. № 2(3). URL: http://tam-academy.ru/

126 Попова Д.А. Проблемы взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической дея- тельности в рамках Таможенного союза // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 175–177.

127 Лоскутова В.А. Совершенствование механизма взаимодействия таможенных органов и бизнес-структур при выпуске товаров // Экономическая наука сегодня: теория и практика: материалы VI Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 24 март 2017 г.) / редкол.: Б.К. Мейманов [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 67–71.

128 Дмитриев А.А. Проблемы автоматической регистрации декларации на товары и автоматического выпуска товаров // Научные труды Северо-Западного института управления. 2017. Том 8. № 3 (30). С. 18–25.

    1. Основныепроблемывзаимодействиятаможенныхоргановибизнеса


Таблица5.2

Причины, по которым не могут быть реализованы технологии АВТ и АРД

Автоматический выпуск товара

Автоматическая регистрация деклараций


Объективные причины

Субъектив-

ные причи- ны

Объективные при- чины


Субъективные причины

  1. Отсутствие декла- ранта в перечне орга- низаций, являющихся участниками ВЭД с низким уровнем риска.

  2. В процессе осущест- вления проверки доку- ментов и сведений, за- явленных в ДТ, выяв- лены риски.

  3. Отгрузка товаров производится иными видами транспорта, кроме автомобильного и железнодорожного

1. Ошибки, сделанные участниками ВЭД при формализа- ции доку- ментов, ко- торые ис- пользуются при тамо- женном дек- ларирова- нии, а имен- но при фор- мализации договора внешнеэко- номической сделки и ин-

войса

  1. В компетенцию таможенного органа не входит регистра- ция ЭДТ на заявлен- ные товары.

  2. Присутствие осо- бенностей деклари- рования товаров. Например, неполное декларирование

  3. Декларант в одно и то же время не имеет статуса отпра- вителя и лица, ответ- ственного за финан- совое урегулирова- ние

  1. Не совпадает код та- моженного органа на границе (графа 29 ДТ) с таможенным органом в номере транзитной де- кларации.

  2. Ошибки, сделанные при указании номера транспортного сред- ства.

  3. Ошибки, сделанные таможенными предста- вителями и декларан- тами при указании транспортных доку- ментов



Что касается работы центров электронного декларирования (ЦЭД), от- метим, что сегодня ЦЭД не имеет компетенции по осуществлению таможен- ных операций в процессе декларировании товаров согласно Приказу ФТС России от 12.05.2011 № 971, Минфина России от 23.10.2017 № 157н. Кроме того, в ЦЭДе не осуществляются таможенные операции относительно про- дукции, классифицируемой в 84 и 87 группах ТН ВЭД ЕАЭС, на которые оформляются на бумажном носителе (бланке) паспорта транспортных средств, паспорта шасси транспортных средств, паспорта самоходных ма- шин, а также производится взимание утилизационного сбора (возникает необходимость подачи конкретных документов в таможенный орган на бу- мажном носителе).

Таким образом, совершенствованию взаимодействия между таможен- ными органами и бизнес-сообществу препятствует ряд проблем: возникаю- щих при перемещении товаров через таможенную границу и связанных с не- совершенством информационных таможенных технологий – электронного декларирования, АВТ и АРД, ЦЭД. Решение проблем, возникающих при вза- имодействии таможенных органов и бизнес-сообщества, в первую очередь, заключается в создании возможности предоставления всех форм документов в электронной форме, а также разработке общей базы документации на уровне ЕАЭС, путем расширения количества оборудования на СВХ.

    1. Проблемныевопросы,выявленныеприанализедеятельноститаможенныхорганов…

5.2. Проблемные вопросы, выявленные при анализе деятельности таможенных органов Евразийского


экономического союза по направлению взаимодействия с бизнес-сообществом
Для определения проблемных вопросов, которые существуют на дан- ный момент в таможенных органах государств – членов ЕАЭС, по результа- там исследования материалов и проведения системного анализа их деятель- ности автором была составлена инфографика по каждой таможенной службе (табл. 5.3 и рис 5.1).

Таблица5.3

Результаты системного анализа деятельности таможенных органов ЕАЭС

Показатель

ФТС

России

ГТС

Кыргызстана

КГД

Казахстана

ГТК

Беларуси

КГД

Армении

Принятые нормативно-

правовые акты

4

3

4

4

5

Проводимые

мероприятия

4,5

4

4

4,5

3

Услуги для бизнес-сооб-

щества

4,5

0

4,5

4

3,5

Международное сотруд- ничество и создание воз- можностей для развития бизнес-сообщества

2,5

3,5

4,5

5

4,5

Информативность электронных

ресурсов

5

1

4

3,5

3

Мнение бизнес сообще-

ства о работе:

3,5

2

3,5

4

4

Рейтинг «Doing busi-

ness»

4

1

5

3

2

Прогресс в развитии взаимодействия

4,5

3,5

4

4

5

Среднее значение

4,0625

2,25

4,1875

4

3,75