Файл: Взаимодействие таможенных органов и бизнесструктур при предоставлении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2611

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В ЕАЭС

1.1. Становление и развитие термина «услуга»

Сущность термина «коммерческие таможенные услуги»

Статистика деятельности в сфере оказания коммерческих

таможенных услуг

Информационное обеспечение организации коммерческих таможенных услуг

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСРЕДНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ

Необходимость организации посреднической деятельности в таможенной сфере в современных условиях

Особенности организации взаимодействия таможенных органов с таможенными посредниками

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА

3.1. Место и роль бизнес-сообщества в деятельности таможенных органов государств – членов Евразийского

Основные направления взаимодействия таможенных органов и представителей бизнес-сообщества в условиях ЕАЭС

Взаимодействие таможенных органов и бизнес-структур при выпуске товаров

Анализ практики взаимодействия с бизнес-сообществом в условиях цифровой трансформации таможенных институтов

Проблемы организации системы коммерческих таможенных услуг в международных цепях поставок

4.1. Анализ деятельности Комитета государственных доходов Республики Армения по направлению взаимодействия с

бизнес-сообществом

Анализ деятельности Государственного таможенного комитета Республики Беларусь по направлению

взаимодействия с бизнес-сообществом

Анализ деятельности Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан по направлению взаимодействия с бизнес-сообществом

Анализ деятельности Государственной таможенной службы при Правительстве Кыргызской Республики по направлению

Анализ деятельности Федеральной таможенной службы России по направлению взаимодействия с бизнес-сообществом

ГЛАВА 5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА С БИЗНЕС-СООБЩЕСТВОМ

5.2. Проблемные вопросы, выявленные при анализе деятельности таможенных органов Евразийского

Цифровизация в информационном взаимодействии таможенных органов и участников ВЭД

Предложения по совершенствованию деятельности таможенных органов Евразийского экономического союза по

направлению взаимодействия с бизнес-сообществом

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ


    1. Основныенаправлениявзаимодействиятаможенныхоргановипредставителей…


страны как основы для создания актуальной транспортно-логистической се- ти;

  • формирование единой информационно-логистической системы взаи- модействия разных видов транспорта, участников транспортного процесса, таможенных и различных органов государственного контроля;

  • продвижение транспортной логистической инфраструктуры мегапо- лисов и др.

На сегодняшний день в таможенной области не полностью обеспечены пути осуществления, которые касаются потребительского клиенто ориенти- рованного подхода. Есть избыточные временные и финансовые затраты, свя- занные с движением товаров через таможенную границу, вызванные различ- ными причинами:

  • несовершенством систем электронного документооборота, включая предварительное информирование, электронное декларирование и пр.;

  • отсутствием согласованной системы взаимодействия таможни и бизнеса в процессе разработки внедрения государственной политики в сфере таможенного дела и т.д.

Совершенствование технологий в логистике, создание положительного инвестиционного климата для членов ВТО происходит с помощью уменьше- ния таможенных сборов и устранения торговых преград. Модернизирован- ный Таможенный кодекс ЕАЭС предусматривает различные формы взаимо- действия таможенных служб и предприятий, в том числе обмен информацией между ними в процессе использования технологии электронной обработки данных69. Таможенное представительство может быть прямым (таможенный агент действует от имени другого лица и при поручении другого лица) и косвенным (таможенный агент действует от имени своего, при поручении стороннего лица). В отношениях с таможенными органами агент должен зая- вить, что он действует от имени представленного лица, и указать, является ли это представительство прямым или косвенным. То же самое верно, когда таможенные структуры ЕАЭС взаимодействуют с представителями логисти- ческих компаний.

Одна из основных проблем не только на мировой арене, но и в России, которую необходимо решить – вывести в приоритет совершенствование обс- луживания людей в логистике. Удовлетворенность клиентов увеличивает продажи за счет увеличения объема закупаемых товаров и услуг. Удовлетво- рённые клиенты более терпимы по отношению к относительно высокому росту цен на товары и услуги. В современной экономике характерна передача логистических функций в аутсорсинг. Аутсорсинг логистических функций и бизнес-процессы состоят из частичной или полной логистических функций либо интегрированных логистических бизнес-процессов внешней организа- ции – аутсорсеру. Как аутсорсер действует специализированная компания – логистический
посредник. Между логистическими посредниками отдельное




69 Рудакова Е. Н. Анализ системы показателей эффективности таможенной деятельности / Е. Н. Рудакова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2019. №2. С. 109.

Глава3.Организациявзаимодействиятаможенныхоргановибизнес-сообщества
место занимают логистические провайдеры – организации, предоставляющие комплекс логистических услуг на основе аутсорсинга. Другое наименование для отрасли логистических провайдеров контрактная логистика. И ещё одна роль для бизнеса России в сфере логистики – изменение затрат на ло- гистику.

Согласно международному праву построение таможенной практики осуществляется благодаря активности РФ в мировых сообществах и эконо- мических союзах. Вхождение в августе 2012 года России во Всемирную тор- говую организацию оказывает содействие унификации и открытости внешне- торговых связей. Навыки таможенного регулирования зарубежных стран важно проанализировать и следует оценить с точки зрения вероятности при- менения в российской практике. При этом необходимо учитывать всевозмож- ные исторические аспекты создания ЕАЭС, многолетний опыт развития рыночной экономики и капиталистического отношения.

7 мая 2012 года Президент России издал Указ № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»70, согласно которому к 2018 году Правительству Российской Федерации необ- ходимо обеспечить не менее 90 процентов удовлетворения граждан России по качеству государственных и муниципальных услуг. Согласно пункту 2 Указа о приоритетах Правительство Российской Федерации в настоящее вре- мя готовит систему выявления информации о готовящихся проектах норма- тивных актов, результаты их публичных рассуждений как единого источника в сети Интернет для социального дискутирования.

Взаимодействие таможни и бизнеса достижимо во многих направле- ниях, в том числе:

  • информационное взаимодействие;

  • электронное декларирование;

  • сокращение теневого оборота товаров на российском рынке. Взаимодействие не будет эффективным без обучения кадров в логисти-


ческой и таможенной сферах. Сегодня внутри образовательных моделей для подготовки специалистов в Российской Федерации необходимо решить сле- дующие проблемы:

  • освоить оригинальный опыт исследования взаимодействия правите- льственных учреждений в развитых странах (таких, как США и Великобри- тания);

  • провести сравнительный анализ англо-американского и континента- льно-европейский опыта взаимодействия таможенных служб с большими ло- гистическими компаниями как наиболее успешного формата выстраивания партнерских отношений.

При построении отношений таможенных органов и бизнес-сообществ могут быть мировые и региональные пути взаимодействия. Подобное сотруд- ничество позволит увеличить пополнение бюджета Российской Федерации за
70 Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы гос- ударственного управления» // СПС «КонсультантПлюс».

    1. Основныенаправлениявзаимодействиятаможенныхоргановипредставителей…


счет таможенных платежей, а также таможенную эффективность. В литера- туре очень хорошо отображено взаимодействие таможенных органов с раз- личными правительственными структурами, такими, как Федеральное каз- начейство и Министерство финансов, но вопросы таможенного и бизнес- взаимодействия освещены незначительно.

В таможенной области осуществляется множество изменений, которых следовало ожидать на сегодняшний день в Евразийском экономическом Сою- зе (ЕАЭС Союз). В январе 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС (далее – ТК ЕАЭС). Стоит обратить внимание, что это первый документ, созданный наднациональным органом регулирования интеграции объединения – Евразийской экономической комиссией (в дальнейшем име- нуемая – ЕЭК, Комиссия) в связи с государственными органами государств – членов ЕАЭС и бизнес-сообществом.

Федеральная таможенная служба ориентирована на эффективное, сво- евременное и качественное предоставление таможенных услуг участникам внешнеэкономической деятельности. На сегодняшний день происходит преобразование таможни в «сервисную таможню», переход от понятия «биз- нес для таможни» к воплощению функции «таможня для бизнеса».

Смена парадигмы развития таможенной службы позволяет выстраивать качественно новую систему отношений между таможенными администра- циями и бизнес-структурами, сокращая издержки бизнеса за счет однократ- ного предоставления информации в электронном виде и использования ее на разных этапах для проверки и контроля.


Основные изменения в деятельности таможенных органов достигаются путем создания сервис ориентированных таможенных технологий. Эти тамо- женные технологии ориентированы на автоматизацию и информатизацию процессов, выполняющихся в таможенных органах. Важно отметить, что прямые контакты таможенника и участника ВЭД исключены или практичес- ки сведены к минимуму.

Основное место в системе таможенных отношений занимают государс- тво в лице таможенных органов и декларанты (участники ВЭД). Являясь неотъемлемой частью внешнеэкономической деятельности, эти субъекты должны конструктивно выстраивать отношения на основе взаимного уваже- ния. Основными принципами таких отношений могут быть: равноудален- ность и равнодоступность.

Равноудалённость означает, что в таможне нет участников ВЭД, имею- щих некоторые преимущества в отношениях с ФТС России, тех кто лобби- рует их интересы и помогает им в бизнесе. Таможни не должны быть факто- ром, который определяет конкурентные преимущества участников внешне- экономической деятельности. Бизнесу необходимо конкурировать с бизне- сом, а таможенным органам – выполнять роль регулятора, контролера и кон- сультанта.

Равнодоступность означает, что таможенные органы открыты и готовы к сотрудничеству с бизнес-сектором. Одной из площадок сотрудничества

Глава3.Организациявзаимодействиятаможенныхоргановибизнес-сообщества
является Общественный совет при ФТС России – консультативно-совещате- льный орган и субъект общественного контроля. Именно поэтому цели его деятельности охватывают обе позиции:

  • рассмотрение проектов общественно значимых НПА;

  • участие в мониторинге качества оказания государственных услуг;

  • реализация контрольной функции;

  • ход проведения антикоррупционной и кадровой работы;

  • рассмотрение ежегодных планов деятельности ФТС России и отчета об их исполнении (регулярные комментарии к отчёту о выполнении публич- ной декларации цели и задач).

Общественный совет при ФТС России сформировал Хартию добросо- вестных участников ВЭД. Этот шаг позволил оказать помощь и поддержку таможенных органов в установлении и расследовании фактов нечестного ве- дения внешнеэкономической деятельности. Хартия имеет важное значение, являясь инструментом для построения конструктивных отношений.


Члены Общественного совета при ФТС России представляют следую- щие ассоциации и объединения:

      1. Таможенный брокер и логистические операторы: а) ООО «Таможенно-брокерский центр»;

б) ООО «Таможенный логистический оператор»; в) ООО «Далк».

      1. Некоммерческие организации:

а) Ассоциация «Некоммерческое партнерство профессиональных та- моженных операторов»;

б) Некоммерческое партнерство «Содействие развитию внешнеэконо- мической деятельности»;

в) Центр поддержки внешнеэкономической деятельности и развития регионов;

г) Торгово-промышленная палата и др.

      1. Союзы:

а) Международный союз автомобильного транспорта (IRU); б) Союз профессиональных фармацевтических организаций.

      1. Иные:

а) Наблюдательный Совет Банка ВТБ (ПАО); б) ПАО «Северсталь»;

в) ООО «Балтика-транс» и др.

Члены Общественного совета представляют не только НКО и общест- венные объединения, но также занимают руководящие должности в коммер- ческих организациях, что способствует возникновению конфликта интересов, недопустимого для осуществления общественного контроля. Вышеперечис- ленные организации, союзы, объединения являются посредником во взаимо- действии государства и бизнеса. Они являются субъектами гражданского общества и субъектами общественного контроля. В наибольшей мере ФТС

    1. Основныенаправлениявзаимодействиятаможенныхоргановипредставителей…


взаимодействует с четырьмя крупными бизнес-секторами, краткая характе- ристика которых дана в табл. 3.3.

Таблица3.3

Общественные организации федерального уровня, представляющие

интересы бизнеса

Название

Краткая характеристика

Взаимодействие с ФТС России

Российский союз промышленни ков и предпринимат елей

  • функционирует как объединение рабо- тодателей и как общественная орга- низация;

  • консолидирует представителей про- мышленных, коммерческих, финансо- вых организаций;

  • Международные конференции с вовле- чением представителей ФОИВ и зару- бежных партнеров;

  • большое количество компетентных экспертов, способных донести мнение до представителей власти

  • Соглашение о сотрудничестве между ФТС и Российским сою- зом промышленников и пред- принимателей от 16.10.2006;

  • функционирует как Комитет по интеграции, торгово-тамо- женной политике и ВТО;

  • конференции, круглые столы, неделя российского бизнеса с представителями ФТС

Торгово- промышленна я палата

  • арбитражная деятельность;

  • выставочно-ярмарочная деятельность;

  • консультирование по участии в прог- раммах МСП;

  • товарная экспертиза и сертификация (страны происхождения товаров, систем менеджмента качества);

  • консультации по вопросам ведения внешнеэкономической деятельности;

  • выдача сертификатов происхождения, карнетов АТА

  • Соглашение ТПП РФ № 315, ФТС России № 01-69/0003 от 19.10.2017 «О взаимодействии между Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и Федеральной таможенной службой»;

  • действует Совет по таможен- ной политике;

  • участие представителей в за- седаниях ЭКС и Общественно- го совета при ФТС России;

  • взаимодействие в области

маркировки и прослеживаемос- ти товаров

Общероссийс кая общественная организация

«Деловая Россия»

  • представление интересов частных несырьевых компаний;

  • позиционируется как экономическая опора Президента;

  • ставит задачей формирование пози- тивного имиджа российских предприни- мателей;

  • взаимодействие с органами государст- венной власти посрдеством участия в подготовке НПА, аналитических докла- дов и экспертных обсуждений

  • Комитет по таможенному ре- гулированию, руководитель ко- торого входит в состав Общес- твенного совета при ФТС Рос- сии;

  • регулярные заседания рабочей группы по взаимодействию биз- неса и ТО;

  • в 2007 году обосновали и добились введения экспортных пошлин на вывоз круглого леса