Файл: Взаимодействие таможенных органов и бизнесструктур при предоставлении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2722

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В ЕАЭС

1.1. Становление и развитие термина «услуга»

Сущность термина «коммерческие таможенные услуги»

Статистика деятельности в сфере оказания коммерческих

таможенных услуг

Информационное обеспечение организации коммерческих таможенных услуг

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСРЕДНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ

Необходимость организации посреднической деятельности в таможенной сфере в современных условиях

Особенности организации взаимодействия таможенных органов с таможенными посредниками

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА

3.1. Место и роль бизнес-сообщества в деятельности таможенных органов государств – членов Евразийского

Основные направления взаимодействия таможенных органов и представителей бизнес-сообщества в условиях ЕАЭС

Взаимодействие таможенных органов и бизнес-структур при выпуске товаров

Анализ практики взаимодействия с бизнес-сообществом в условиях цифровой трансформации таможенных институтов

Проблемы организации системы коммерческих таможенных услуг в международных цепях поставок

4.1. Анализ деятельности Комитета государственных доходов Республики Армения по направлению взаимодействия с

бизнес-сообществом

Анализ деятельности Государственного таможенного комитета Республики Беларусь по направлению

взаимодействия с бизнес-сообществом

Анализ деятельности Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан по направлению взаимодействия с бизнес-сообществом

Анализ деятельности Государственной таможенной службы при Правительстве Кыргызской Республики по направлению

Анализ деятельности Федеральной таможенной службы России по направлению взаимодействия с бизнес-сообществом

ГЛАВА 5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА С БИЗНЕС-СООБЩЕСТВОМ

5.2. Проблемные вопросы, выявленные при анализе деятельности таможенных органов Евразийского

Цифровизация в информационном взаимодействии таможенных органов и участников ВЭД

Предложения по совершенствованию деятельности таможенных органов Евразийского экономического союза по

направлению взаимодействия с бизнес-сообществом

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Проблемы организации системы коммерческих таможенных услуг в международных цепях поставок



По данным таможенной статистики, в современных условиях развития внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации наблюдается положительная динамика лиц, осуществляющих деятельность в области та- моженного дела, которые оказывают коммерческие таможенные услуги. От- личие коммерческих таможенных услуг от государственных заключается в том, что организации, которые осуществляют коммерческие таможенные услуги, финансируют свою деятельность самостоятельно и в большей степе- ни подвержены воздействию онегативного сценария развития внешнеэконо- мической деятельности в нашей стране.

Необходимо отметить, что все больше организаций, оказывающих ком- мерческие таможенные услуги, осуществляют свою деятельность в системе

3.5.Проблемыорганизациисистемыкоммерческихтаможенныхуслуг…
международных цепей поставок, поскольку именно такая схема может обес- печить максимальную загрузку лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела и гарантировать им стабильную прибыль. Но, несмотря на положительный эффект от участия лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела в международных цепях поставок, периодически они все же сталкиваются с различными трудностями, связанными с несовер- шенством международных цепей поставок, которое необходимо устранять.

Методическая схема организации системы коммерческих таможенных услуг, реализуемых в рамках международной цепи поставок, должна быть построена с учетом проблем, с которыми сталкиваются коммерческие орга- низации, оказывающие таможенные услуги.

Первая проблема заключается в том, что на сегодняшний день в систе- ме коммерческих таможенных услуг нет такой организации, которая могла
бы одновременно выполнять функции таможенного представителя, таможен- ного перевозчика, владельца СВХ или таможенного склада, то есть если юридическое лицо принимает решение о том, что ему необходимо осуществ- лять свою деятельность с применением международной цепи поставок, то ему необходимо регистрироваться во всех таможенных реестрах:

  • в таможенном Реестре таможенных представителей;

  • в таможенном Реестре таможенных перевозчиков;

  • в таможенном Реестре владельцев таможенных складов;

  • в таможенном Реестре владельцев СВХ и т.д.

Помимо того, что процедура включения лица в таможенные реестры достаточно затратная по времени, включение юридического лица в таможен- ный реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, требует от компании иметь в наличии договоры страхования ответственности на каждый вид деятельности (договор страхования ответственности тамо- женного представителя, договор страхования ответственности владельца та- моженного склада, договор страхования ответственности таможенного пере- возчика и т.д.).

Для того чтобы решить такую проблему, таможенным органам необхо- димо выделить в таможенном законодательстве ЕАЭС еще одну категорию юридических лиц, которые оказывают коммерческие таможенные услуги именно в системе международных цепей поставок, например таможенно- логистические терминалы. Такое категорирование участника ВЭД позволит организациям оказывать весь спектр коммерческих таможенных услуг и при этом снимет с них обязанность регистрироваться в различных таможенных реестрах.

Такая мера будет выгодна не только организациям, которые оказывают коммерческие услуги в области таможенного дела, но и самим декларантам товаров (участникам ВЭД), поскольку у декларантов пропадет необходи- мость заключать одновременно несколько договоров с коммерческими орга- низациями для того, чтобы поместить товар под таможенную процедуру или поместить его на

хранение на таможенный склад, поскольку, например, на

Глава3.Организациявзаимодействиятаможенныхоргановибизнес-сообщества
сегодняшний день владелец таможенного склада не может выполнять функ- ции таможенного представителя по ряду причин:

  • в штате владельцев таможенных складов отсутствуют специалисты по таможенным операциям (наличие в штате таможенного представителя мини- мум двух квалифицированных СПТО было обязательно до сентября 2018 го- да);

  • ТК ЕАЭС предусматривает помещение на хранение на таможенный склад только задекларированных товаров, в результате чего возникает во- прос, где будет находиться товар в процессе таможенного декларирования.

Таким образом, выделение новой категории юридических лиц, оказы- вающих коммерческие таможенные услуги, позволит сократить сроки до- ставки внешнеторгового товара от продавца к покупателю, что будет благо- творно влиять на систему международных цепей поставок в нашей стране (рис. 3.6).


УсловиявключенияюридическоголицавтаможенныйреестрТЛТ:

  • страхование ответственности на сумму не менее 20 млн рублей;

  • наличие оборудованных помещений для хранения товаров;

  • наличие транспортных средств международной перевозки товаров;

  • участник ВЭД работает по налаженной системе международных цепей поставок;

  • у участника ВЭД низкий уровень риска и т.д.




Да Нет


Рис. 3.6. Методическая схема организации системы коммерческих таможенныхуслуг, реализуемых в рамках международной цепи поставок
Вторая проблема заключается в том, что если в международной цепи поставок участвуют различные коммерческие организации, которые являют- ся разными юридическими лицами, то достаточно сложно бесперебойно ор- ганизовать их совместную работу. То есть в международной цепи поставок всегда
присутствует организация-администратор, которая выполняет роль

3.5.Проблемыорганизациисистемыкоммерческихтаможенныхуслуг…
администратора и связывает участников ВЭД (клиентов) и организации, ко- торые оказывают коммерческие таможенные услуги84.

На практике случается так, что, например, зарекомендовавшим себя таможенным представителям гораздо выгоднее осуществлять свою деятель- ность самостоятельно без привязки к какой-либо международной цепи поста- вок, поскольку организации, которые являются администраторами, получают комиссионный процент от каждой операции, которую таможенный предста- витель осуществляет. Например, участник ВЭД обращается в коммерческую организацию с просьбой оказать коммерческие таможенные услуги в системе международной цепи поставок, в свою очередь, коммерческая организация будет выставлять стоимость таких услуг исходя из того, сколько ей придется заплатить таможенному представителю, таможенному перевозчику и т.д85.

Решением такой проблемы будет такое же, как и у первой, то есть необходимо в системе юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, выделить такие организации, которые работают в системе международных цепей поставок. Благодаря этому будет происходить более равномерное распределение прибыли между всеми звеньями цепи по- ставок.

Третья проблема в системе международных цепей поставок влияет на деятельность организаций по оказанию коммерческих таможенных услуг, ко- торые работают в ней косвенно, поскольку она носит политический характер и заключается в том, что Российская Федерация, в силу ее внешнеполитиче- ских связей, может в любой момент стать участником различных санкций. Так, в начале 2017 года Россия столкнулась с тем, что доведенная до автома- тизма международная цепь поставок в рамках производства нефтепродуктов дала серьезный сбой в результате того, что президент США ввел запрет на продажу нефтеперерабатывающего оборудования и некоторых реагентов в ряд российских компаний.

В результате введенных санкций пришлось в экстренном порядке ис- кать аналоги американского оборудования на мировом рынке и аналоги аме- риканских реагентов для производства нефтепродуктов. В процессе такого поиска не могли эффективно функционировать как таможенный представи- тель, так и владелец таможенного склада, поскольку декларировать и хранить было попросту нечего, а экспортируемые нефтепродукты производились из складских остатков реагентов.


Решить такую проблему под силу только на государственном уровне, поскольку рядовые участники ВЭД и организации, оказывающие коммерче- ские таможенные услуги, не могут повлиять на политические отношения Российской Федерации и других государств. Воплощая в жизнь какую-либо внешнеполитическую программу, Российская Федерация должна отдавать




84 Коптева Л.А., Ворона А.А. Проблемы организации системы коммерческих таможенных услуг в междуна- родных цепях поставок // Экономика. Право. Инновации. 2019. № 1. С. 20–23.

85 Макрусев В.В. Маркетинг таможенных услуг: учебник. / В.В. Макрусев. М.: Проспект, 2017. 384 с.

Глава3.Организациявзаимодействиятаможенныхоргановибизнес-сообщества
себе отчет в том, какой материальный урон она может нанести своим отече- ственным производителям.

Так, анализируя все выше сказанное, методическая схема организации системы коммерческих таможенных услуг, реализуемых в рамках междуна- родной цепи поставок, будет следующая:

  1. Организовывать систему коммерческих таможенных услуг в между- народной цепи поставок целесообразно только в том случае, если есть четкое понимание того, что эта идея увенчается успехом, а для этого необходимо, во-первых, составить бизнес-план, а во-вторых, разработать грамотную мар- кетинговую стратегию.

  2. Организовывая систему коммерческих таможенных услуг в между- народной цепи поставок, необходимо иметь запасных игроков, то есть в слу- чае выхода одного из участников из цепи поставок, у организации, которая выполняет роль администратора, должна быть возможность ее оперативной замены.

  3. В случае если организация является самостоятельным участником международной цепи поставок и самостоятельно выполняет функции органи- заций по оказанию коммерческих таможенных услуг, ей необходимо мони- торить политические отношения между Российской Федерацией и другими государствами и формировать на своих складах так называемый сырьевой бустер, чтобы в случае применения в отношении организации санкций она имела возможность осуществлять бесперебойное производство и отгрузку своих товаров.