Файл: Взаимодействие таможенных органов и бизнесструктур при предоставлении.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2722
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В ЕАЭС
1.1. Становление и развитие термина «услуга»
Сущность термина «коммерческие таможенные услуги»
Статистика деятельности в сфере оказания коммерческих
Информационное обеспечение организации коммерческих таможенных услуг
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСРЕДНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ
Необходимость организации посреднической деятельности в таможенной сфере в современных условиях
Особенности организации взаимодействия таможенных органов с таможенными посредниками
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА
Взаимодействие таможенных органов и бизнес-структур при выпуске товаров
Проблемы организации системы коммерческих таможенных услуг в международных цепях поставок
Анализ деятельности Государственного таможенного комитета Республики Беларусь по направлению
взаимодействия с бизнес-сообществом
5.2. Проблемные вопросы, выявленные при анализе деятельности таможенных органов Евразийского
Цифровизация в информационном взаимодействии таможенных органов и участников ВЭД
направлению взаимодействия с бизнес-сообществом
Проблемы организации системы коммерческих таможенных услуг в международных цепях поставок
По данным таможенной статистики, в современных условиях развития внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации наблюдается положительная динамика лиц, осуществляющих деятельность в области та- моженного дела, которые оказывают коммерческие таможенные услуги. От- личие коммерческих таможенных услуг от государственных заключается в том, что организации, которые осуществляют коммерческие таможенные услуги, финансируют свою деятельность самостоятельно и в большей степе- ни подвержены воздействию онегативного сценария развития внешнеэконо- мической деятельности в нашей стране.
Необходимо отметить, что все больше организаций, оказывающих ком- мерческие таможенные услуги, осуществляют свою деятельность в системе
3.5.Проблемыорганизациисистемыкоммерческихтаможенныхуслуг…
международных цепей поставок, поскольку именно такая схема может обес- печить максимальную загрузку лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела и гарантировать им стабильную прибыль. Но, несмотря на положительный эффект от участия лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела в международных цепях поставок, периодически они все же сталкиваются с различными трудностями, связанными с несовер- шенством международных цепей поставок, которое необходимо устранять.
Методическая схема организации системы коммерческих таможенных услуг, реализуемых в рамках международной цепи поставок, должна быть построена с учетом проблем, с которыми сталкиваются коммерческие орга- низации, оказывающие таможенные услуги.
Первая проблема заключается в том, что на сегодняшний день в систе- ме коммерческих таможенных услуг нет такой организации, которая могла
бы одновременно выполнять функции таможенного представителя, таможен- ного перевозчика, владельца СВХ или таможенного склада, то есть если юридическое лицо принимает решение о том, что ему необходимо осуществ- лять свою деятельность с применением международной цепи поставок, то ему необходимо регистрироваться во всех таможенных реестрах:
-
в таможенном Реестре таможенных представителей; -
в таможенном Реестре таможенных перевозчиков; -
в таможенном Реестре владельцев таможенных складов; -
в таможенном Реестре владельцев СВХ и т.д.
Помимо того, что процедура включения лица в таможенные реестры достаточно затратная по времени, включение юридического лица в таможен- ный реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, требует от компании иметь в наличии договоры страхования ответственности на каждый вид деятельности (договор страхования ответственности тамо- женного представителя, договор страхования ответственности владельца та- моженного склада, договор страхования ответственности таможенного пере- возчика и т.д.).
Для того чтобы решить такую проблему, таможенным органам необхо- димо выделить в таможенном законодательстве ЕАЭС еще одну категорию юридических лиц, которые оказывают коммерческие таможенные услуги именно в системе международных цепей поставок, например таможенно- логистические терминалы. Такое категорирование участника ВЭД позволит организациям оказывать весь спектр коммерческих таможенных услуг и при этом снимет с них обязанность регистрироваться в различных таможенных реестрах.
Такая мера будет выгодна не только организациям, которые оказывают коммерческие услуги в области таможенного дела, но и самим декларантам товаров (участникам ВЭД), поскольку у декларантов пропадет необходи- мость заключать одновременно несколько договоров с коммерческими орга- низациями для того, чтобы поместить товар под таможенную процедуру или поместить его на
хранение на таможенный склад, поскольку, например, на
Глава3.Организациявзаимодействиятаможенныхоргановибизнес-сообщества
сегодняшний день владелец таможенного склада не может выполнять функ- ции таможенного представителя по ряду причин:
-
в штате владельцев таможенных складов отсутствуют специалисты по таможенным операциям (наличие в штате таможенного представителя мини- мум двух квалифицированных СПТО было обязательно до сентября 2018 го- да); -
ТК ЕАЭС предусматривает помещение на хранение на таможенный склад только задекларированных товаров, в результате чего возникает во- прос, где будет находиться товар в процессе таможенного декларирования.
Таким образом, выделение новой категории юридических лиц, оказы- вающих коммерческие таможенные услуги, позволит сократить сроки до- ставки внешнеторгового товара от продавца к покупателю, что будет благо- творно влиять на систему международных цепей поставок в нашей стране (рис. 3.6).
УсловиявключенияюридическоголицавтаможенныйреестрТЛТ:
-
страхование ответственности на сумму не менее 20 млн рублей; -
наличие оборудованных помещений для хранения товаров; -
наличие транспортных средств международной перевозки товаров; -
участник ВЭД работает по налаженной системе международных цепей поставок; -
у участника ВЭД низкий уровень риска и т.д.
Да Нет
Рис. 3.6. Методическая схема организации системы коммерческих таможенныхуслуг, реализуемых в рамках международной цепи поставок
Вторая проблема заключается в том, что если в международной цепи поставок участвуют различные коммерческие организации, которые являют- ся разными юридическими лицами, то достаточно сложно бесперебойно ор- ганизовать их совместную работу. То есть в международной цепи поставок всегда
присутствует организация-администратор, которая выполняет роль
3.5.Проблемыорганизациисистемыкоммерческихтаможенныхуслуг…
администратора и связывает участников ВЭД (клиентов) и организации, ко- торые оказывают коммерческие таможенные услуги84.
На практике случается так, что, например, зарекомендовавшим себя таможенным представителям гораздо выгоднее осуществлять свою деятель- ность самостоятельно без привязки к какой-либо международной цепи поста- вок, поскольку организации, которые являются администраторами, получают комиссионный процент от каждой операции, которую таможенный предста- витель осуществляет. Например, участник ВЭД обращается в коммерческую организацию с просьбой оказать коммерческие таможенные услуги в системе международной цепи поставок, в свою очередь, коммерческая организация будет выставлять стоимость таких услуг исходя из того, сколько ей придется заплатить таможенному представителю, таможенному перевозчику и т.д85.
Решением такой проблемы будет такое же, как и у первой, то есть необходимо в системе юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, выделить такие организации, которые работают в системе международных цепей поставок. Благодаря этому будет происходить более равномерное распределение прибыли между всеми звеньями цепи по- ставок.
Третья проблема в системе международных цепей поставок влияет на деятельность организаций по оказанию коммерческих таможенных услуг, ко- торые работают в ней косвенно, поскольку она носит политический характер и заключается в том, что Российская Федерация, в силу ее внешнеполитиче- ских связей, может в любой момент стать участником различных санкций. Так, в начале 2017 года Россия столкнулась с тем, что доведенная до автома- тизма международная цепь поставок в рамках производства нефтепродуктов дала серьезный сбой в результате того, что президент США ввел запрет на продажу нефтеперерабатывающего оборудования и некоторых реагентов в ряд российских компаний.
В результате введенных санкций пришлось в экстренном порядке ис- кать аналоги американского оборудования на мировом рынке и аналоги аме- риканских реагентов для производства нефтепродуктов. В процессе такого поиска не могли эффективно функционировать как таможенный представи- тель, так и владелец таможенного склада, поскольку декларировать и хранить было попросту нечего, а экспортируемые нефтепродукты производились из складских остатков реагентов.
Решить такую проблему под силу только на государственном уровне, поскольку рядовые участники ВЭД и организации, оказывающие коммерче- ские таможенные услуги, не могут повлиять на политические отношения Российской Федерации и других государств. Воплощая в жизнь какую-либо внешнеполитическую программу, Российская Федерация должна отдавать
84 Коптева Л.А., Ворона А.А. Проблемы организации системы коммерческих таможенных услуг в междуна- родных цепях поставок // Экономика. Право. Инновации. 2019. № 1. С. 20–23.
85 Макрусев В.В. Маркетинг таможенных услуг: учебник. / В.В. Макрусев. – М.: Проспект, 2017. 384 с.
Глава3.Организациявзаимодействиятаможенныхоргановибизнес-сообщества
себе отчет в том, какой материальный урон она может нанести своим отече- ственным производителям.
Так, анализируя все выше сказанное, методическая схема организации системы коммерческих таможенных услуг, реализуемых в рамках междуна- родной цепи поставок, будет следующая:
-
Организовывать систему коммерческих таможенных услуг в между- народной цепи поставок целесообразно только в том случае, если есть четкое понимание того, что эта идея увенчается успехом, а для этого необходимо, во-первых, составить бизнес-план, а во-вторых, разработать грамотную мар- кетинговую стратегию. -
Организовывая систему коммерческих таможенных услуг в между- народной цепи поставок, необходимо иметь запасных игроков, то есть в слу- чае выхода одного из участников из цепи поставок, у организации, которая выполняет роль администратора, должна быть возможность ее оперативной замены. -
В случае если организация является самостоятельным участником международной цепи поставок и самостоятельно выполняет функции органи- заций по оказанию коммерческих таможенных услуг, ей необходимо мони- торить политические отношения между Российской Федерацией и другими государствами и формировать на своих складах так называемый сырьевой бустер, чтобы в случае применения в отношении организации санкций она имела возможность осуществлять бесперебойное производство и отгрузку своих товаров.