Файл: Взаимодействие таможенных органов и бизнесструктур при предоставлении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2617

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В ЕАЭС

1.1. Становление и развитие термина «услуга»

Сущность термина «коммерческие таможенные услуги»

Статистика деятельности в сфере оказания коммерческих

таможенных услуг

Информационное обеспечение организации коммерческих таможенных услуг

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСРЕДНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ

Необходимость организации посреднической деятельности в таможенной сфере в современных условиях

Особенности организации взаимодействия таможенных органов с таможенными посредниками

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА

3.1. Место и роль бизнес-сообщества в деятельности таможенных органов государств – членов Евразийского

Основные направления взаимодействия таможенных органов и представителей бизнес-сообщества в условиях ЕАЭС

Взаимодействие таможенных органов и бизнес-структур при выпуске товаров

Анализ практики взаимодействия с бизнес-сообществом в условиях цифровой трансформации таможенных институтов

Проблемы организации системы коммерческих таможенных услуг в международных цепях поставок

4.1. Анализ деятельности Комитета государственных доходов Республики Армения по направлению взаимодействия с

бизнес-сообществом

Анализ деятельности Государственного таможенного комитета Республики Беларусь по направлению

взаимодействия с бизнес-сообществом

Анализ деятельности Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан по направлению взаимодействия с бизнес-сообществом

Анализ деятельности Государственной таможенной службы при Правительстве Кыргызской Республики по направлению

Анализ деятельности Федеральной таможенной службы России по направлению взаимодействия с бизнес-сообществом

ГЛАВА 5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА С БИЗНЕС-СООБЩЕСТВОМ

5.2. Проблемные вопросы, выявленные при анализе деятельности таможенных органов Евразийского

Цифровизация в информационном взаимодействии таможенных органов и участников ВЭД

Предложения по совершенствованию деятельности таможенных органов Евразийского экономического союза по

направлению взаимодействия с бизнес-сообществом

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

редь, в переводе всех таможенных операций в безбумажную среду. В пер- спективе весь контроль должен быть сосредоточен на участниках ВЭД кате- гории высокого уровня риска и по максимуму перенесен на этап после вы- пуска товаров. Данные положения должны быть учтены при разработке стра- тегии развития таможенной службы»114.

Руководитель ФТС России отмечает, что в 2018 году усилия таможен- ных органов были направлены на обеспечение собираемости таможенных платежей в федеральный бюджет, на развитие системы управления рисками, цифровизацию таможенных операций, создание благоприятных условий для развития внешнеторговой деятельности и формирование конструктивного диалога с бизнес-сообществом с целью снижения административной нагруз- ки. Владимир Булавин также отметил: «Результатом эффективного взаимо- действия таможни и бизнеса стало увеличение количества участников ВЭД низкого уровня риска. В 2018 году к «зеленому сектору» было отнесено свыше 9 тыс. декларантов. На их долю пришлось 63 % от общего количества поданных деклараций и 82 % объема таможенных платежей. Контроль в дан- ном секторе проводился в отношении 0,5% товарных партий»115.

Повышению прозрачности совершения таможенных операций и фор- мированию единообразия подходов к контролю также способствует перевод процессов таможенного администрирования в цифровой формат. «В 2018 го- ду дан старт масштабной реформе таможенных органов: созданы первые электронные таможни, запущены центры электронного декларирования. Се- годня в них оформляется порядка 50 % декларационного массива. На 2019 год запланировано открытие Сибирской и Авиационной электронных тамо- жен, продолжится концентрация деклараций в ЦЭДе Московской областной, Акцизной, Балтийской таможен. К концу 2019 года планируем запустить ЦЭД Центральной энергетической таможни», – рассказал Владимир Булавин. В октябре был организован Международный таможенный форум

2019, в котором приняли участие более 2,3 тыс. представителей бизнес- сообщества и органов государственной власти. Основными целями обшир- ной деловой программы форума
стали прямой диалог власти и бизнеса, об-




114 На коллегии ФТС России подвели итоги работы таможенных органов в 2018 году и поставили цели на 2019 год, новости от 01.03.2019 // Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. URL: http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=27222:-2018-2019-&catid=40:2011-01-24-15-02- 45

115 Там же.

Глава4.Анализдеятельноститаможенныхоргановгосударствчленов…
мен опытом и обсуждение новых инициатив в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного администрирования.

Проводились разноформатные мероприятия с бизнес-сообществом: де- ловые встречи, консультации, семинары, тематические заседания. По итогам 2019 года было проведено более 40 совместных мероприятий.

Внедрено новое направление взаимодействия ФТС России с деловыми кругами – проведение вебинаров по актуальным вопросам таможенного ад- министрирования на официальной странице ФТС России в социальной сети Facebook.

Интерактивный формат проведения вебинаров является современным и удобным способом проведения мероприятий для широкого круга заинтересо- ванных представителей бизнес-сообщества и способствует обеспечению по- стоянной обратной связи с заинтересованными участниками ВЭД. С сентября 2019 года состоялось 7 вебинаров. Общее количество просмотров каждого вебинара превышает 1000.

Председатель Общественного совета при ФТС России отмечает усилия таможенной службы по обеспечению открытости своей деятельности. «Мы открыто обсуждаем на различных площадках самые острые и проблемные вопросы. Вместе с реорганизацией таможенной службы меняется сама фило- софия взаимодействия таможенника и участника ВЭД. В прошлое уходит практика прямого контакта, приоритет отдается электронному обмену ин- формацией. Мы всецело поддерживаем взятый курс, планируем продолжить работу по формированию устойчивой обратной связи».

Значимым событием 2018 года стало реформирование Экспертно- консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС Рос- сии (далее – Совет)116.

Основными ключевыми направлениями работы Совета являются:

  • совершенствование таможенного администрирования и информаци- онных технологий;

  • взимание и администрирование таможенных платежей, совершен- ствование реализация фискальной функции, тарифного, нетарифного и тех- нического регулирования;

  • правоохранительная деятельность таможенных органов;

  • совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере таможенного дела;

  • категорирование участников ВЭД.


В состав Совета вошли представители общероссийских общественных организаций (Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Рос- сийского союза промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПО- РА России» и Общероссийской общественной организации «Деловая Рос-




116 Приказ ФТС России от 19.01.2018 № 56 «Положение об Экспертно-консультативном совете по реализации таможенной политики при ФТС России» (в ред. Приказа ФТС России от 04.07.2018 № 1043) // Альта-Софт. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/18pr0056/

4.5.АнализдеятельностиФедеральнойтаможеннойслужбыРоссиипонаправлению…
сия»), крупного российского бизнеса (ОАО «РЖД», ПАО «Северсталь»,

«РУСАЛ», «X5 Retail Group»), бизнес-ассоциаций (Ассоциация импортеров и продавцов ювелирных изделий, Ассоциации морских торговых портов, Ас- социации производственных и торговых предприятий рыбного рынка), Кон- сультативного совета по иностранным инвестициям в России и другие.

Учитывая первые успешные результаты работы Совета, планируется в ближайшее время реформировать консультативные советы и рабочие груп- пы по работе с участниками ВЭД в таможенных органах.

В 2018 году ФТС России и таможенными органами в целях обеспече- ния соблюдения принципа информационной открытости было проведено 4 серии ежеквартальных публичных мероприятий для участников ВЭД и иных заинтересованных лиц по вопросам правоприменительной практики тамо- женных органов. В общей сложности было проведено 35 публичных меро- приятий, в которых приняли участие 3000 заинтересованных лиц.

Одним из важных источников получения сведений об оценке деятель- ности таможенных органов является проведение опросов участников ВЭД. По итогам 2018 года проведено 2 опроса на официальном сайте ФТС России. По результатам проведенного в 2018 году ведомственного социологического опроса доля участников ВЭД, удовлетворительно оценивающих качество предоставления государственных услуг таможенными органами, в общем ко- личестве опрошенных участников ВЭД составила 85 % (в 2017 году – 83 %).


В 2018 году главной площадкой взаимодействия таможенных органов с бизнес-сообществом стал Международный таможенный форум 2018, в котором приняли участие более 2000 представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти. Основная цель программы – прямой диалог власти и бизнеса с целью дальнейшего развития внешнеэкономической дея- тельности, повышения качества таможенного администрирования и сниже- ния административных барьеров для бизнеса.

Учитывая вышеизложенную информацию, необходимо провести ана- лиз деятельности ФТС России по направлению взаимодействия с бизнес- сообществом. Для упрощения и наглядности проведения такого анализа ав- тором предложены 8 показателей, указанных в табл. 15. Оценка по тому или иному показателю выставляется по пятибальной шкале, где 5 – это «отлич- но», а 0 – «направление не развито» на основании знаний и опыта автора, а также экспертного мнения представителей бизнес-сообщества.

К показателю № 6 стоит добавить, что специалисты PwC и аналитиче- ского центра НАФИ выяснили мнение 1000 руководителей крупного, средне- го и малого бизнеса о положении дел в российской экономике и перспекти- вах развития страны до 2024 года. 60 % бизнесменов заявили, что «скорее не доверяют» и «совершенно не доверяют» действиям правительства с точки зрения учета интересов бизнеса. Такая же доля респондентов не ожидает эф- фективных изменений в сферах управления, образования и здравоохранения в ближайшие шесть лет, отмечая незаконченность и непоследовательность реформ. (Например, взаимодействие с бизнесом и 20%-ное повышение НДС.)

Глава4.Анализдеятельноститаможенныхоргановгосударствчленов…
Основными препятствиями для бизнеса, как показал опрос, остаются чрез- мерное налогообложение, бюрократия и административные барьеры, кадро- вый голод и «набеги силовых органов». 70 % бизнесменов отметили «пре- дельную коррумпированность», около 60 % – высокий уровень экономиче- ской преступности, 52 % недовольны работой судебной системы. Норматив- ные требования несовершенны, а поправки в законодательство непредсказу- емы – «правила игры могут меняться во время самой игры», отмечают биз- несмены. О положительном эффекте заявили 40 % руководителей предприя- тий в сфере сельского хозяйства, для которых с вводом в 2014 году продо- вольственного эмбарго практически исчезла конкуренция извне.

Таблица4.5

Оценка деятельности Федеральной таможенной службы России по направле- нию взаимодействия с бизнес-сообществом



Показатель

Оцен

ка

Пояснения к показателям



1



Принятые нор- мативные пра- вовые акты, со- глашения, до- говоры, мемо- рандумы по взаимодей- ствию с бизнес- сообществом



4

Договор о ЕАЭС, СНГ, Стратегия развития 2020, Ком- плексная программа развития ФТС России на период до 2020 года, Целевые показатели решения задач Ком- плексной программы развития ФТС России на период до 2020 года: «Ключевые показатели «10 шагов навстречу бизнесу»».

Лицевые счета юридических лиц, открытых в едином информационном ресурсе ФТС России.

Хартия добросовестного участника ВЭД.

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая

2018 г.

№ 204 «О национальных целях и стратегических зада- чах развития Российской Федерации на период до 2024 года»



2

Проводимые мероприятия по взаимодей- ствию с бизне-

сом



4,5


В 2018 году проведено более 50 совместных мероприя- тий.


3


Услуги для бизнес- сообщества117


4,5

Информирование об актах таможенного законодатель- ства ЕАЭС, законодательства РФ о таможенном деле и об иных НПА в области таможенного дела и консуль- тирование по вопросам таможенного дела и иным во- просам, входящим в компетенцию таможенных орга- нов. Ведение реестров. Контроль за валютными опера- циями, связанными с перемещением товаров через та- моженную границу Таможенного союза, а также ввозом в РФ и вывозом из РФ товаров. Принятие предвари- тельного решения о стране происхождения товара. При- нятие предварительных решений по классификации то-

варов по единой ТН ВЭД ЕАЭС