Файл: Формирование знаний старших дошкольников о растительном мире посредством использования развивающей экологической среды.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 247
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Сущность понятия «развивающая экологическая среда»
1.3. Возрастные психолого-педагогические особенности старших дошкольников
Краткие выводы по первой главе
2.1. Организация развивающей экологической среды в ДОО
2.2. Основные экологические пространства в ДОО
2.3. Методика формирования у дошкольников экологических знаний в процессе ухода за растениями
Краткие выводы по второй главе
3.3. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования.
Краткие выводы по третьей главе.
Грамотно организованная предметно-развивающая среда экологического содержания обеспечивает формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому. Вот почему в работе по экологическому воспитанию дошкольников основной упор должен быть сделан на организацию эколого-развивающей среды.
Главными задачами при этом являются:
-
создание условий для формирования у ребенка экологической культуры; -
экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребенка; -
создание условий для ознакомления и общения ребенка с природой ближайшего окружения.
Экологически развивающая среда в детском саду должна способствовать:
-
познавательному развитию ребенка; -
эколого-эстетическому развитию ребенка; -
оздоровлению ребенка; -
формированию нравственных качеств детей; -
формированию экологически грамотного поведения; -
экологизации различных видов деятельности.
В дошкольном учреждении могут быть любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям: безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные); o неприхотливы с точки зрения содержания и ухода (в детском саду главное внимание уделяется ребенку, растения и животные - это «предметная» среда их жизни, которая помогает воспитывать; хорошее содержание растений и животных не должно отнимать у воспитателя много времени, сил и внимания).
Четкое соблюдение экологического подхода к оборудованию зоны природы в детских садах позволит детям увидеть:
-
неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой; -
морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания; -
появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы; -
специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов; -
многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой.
Рассматриваемые ниже объекты природы - это не все, а лишь отдельные примеры тех, которые часто встречаются в дошкольных учреждениях и соответствуют обозначенным требованиям.
Экологические сведения о любых других представителях зоны природы ДОУ воспитатель находит самостоятельно в специальных книгах и справочниках.
Исследователь Н.А. Рыжова1 выделяет элементы эколого-развивающей среды и их функциональную роль в формировании экологических знаний.
Все описанные в таблице элементы, по мнению автора, могут быть объединены в экологический комплекс дошкольного учреждения. Ядро такого комплекса составляют экологическая комната, уголок природы (зимний сад), лаборатория и уголки в группах.
Экологическая комната: комнатные растения и картотека к ним; коллекции животных (диких, домашних); коллекции: насекомых, морских и речных обитателей; коллекции (семян, ракушек, камней, гербарий); карты мира, края, звездного неба; живой уголок; макеты «Скотный двор», «Зоопарк» и т.п.; календари природы; огород на окне; природный материал.
Лаборатория: микроскоп, лупа; природный материал; весы; компас; барометр; термометр; песочные часы; бинокль; материалы для детского экспериментирования (стаканчики, палочки, пробирки, воронки, магниты, комплекты для игр с водой, песком и т.д.).
Библиотека: познавательная литература о природе; литература по уходу за животными и растениями; подбор картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы, аудиоматериалы.
В детском саду экологически развивающая среда может быть организована как традиционный уголок природы или лаборатория природы.
Экологическая библиотека представляет собой собрание разнообразных красочных книг о природе, альбомов с фотографиями и иллюстрациями, энциклопедий для детей, периодических изданий, паспортов растений; аудиокассет с записями голосов животных, звуков природы, видеокассет с фильмами о природе, карт, глобуса, сказочных персонажей, кукол. Здесь же находится библиотека произведений о родном крае. Экологическая библиотека выполняет познавательную функцию и воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к книге, чтению.
Для релаксации – используют разнообразные комнатные растения, фонтан. Предназначение, прежде всего, для отдыха детей, самостоятельных игр и выработке навыка ухода за растениями. Здесь можно сгруппировать растения по климатическим зонам. Дети знакомятся со специфическими потребностями растений в разных климатических зонах, учатся находить
существенные признаки их приспособления к жизни, определяют способы ухода за ними. В экологическом уголке можно повесить карту мира, на которой дети располагают животных и растения по разным климатическим зонам и местам обитания.
Организуя деятельность по уходу за растениями, воспитатель делает акцент на необходимость заботы о них, помощи им; что ухаживать за растениями нужно не для себя, а для них: они живые и нуждаются в нашей заботе.
Кроме постоянных растений в уголках природы могут находится временные объекты природы, например «мини-огород на окне» - лук, чеснок, петрушка, огурцы и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года.
В каждом уголке природы должны быть места - для выполнения трудовых операций (фартуки, лейки и т.д.).
Таким образом, грамотно организованная предметно-развивающая среда экологического содержания обеспечивает формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому.
2.2. Основные экологические пространства в ДОО
При наличии хорошего участка детский сад может организовать «экологические пространства» на своей территории.
Традиционный огород и фруктовый сад в настоящее время можно создавать лишь в сельской местности, где экологическое загрязнение почвы, грунтовых вод и воздуха меньше, чем в городе. В большом городе плоды, выращенные на огороде и в саду, не пригодны для употребления в пищу детям, но они могут быть использованы как корм для животных-обитателей зеленой зоны ДОУ.
Фруктовый сад приобретает в настоящее время больше эстетическое, познавательное и природоохранное назначение: дети могут любоваться плодовыми деревьями в разное время года, сравнивать их с другими посадками, наблюдать, как кормятся на них птицы, использовать плоды для кормления животных1.
Территория детского сада должна быть хорошо озеленена. По всему периметру целесообразно посадить высокие деревья и кустарники, которые создадут зеленый щит, защищающий внутреннее пространство от пыли, шума, ветра, выхлопных газов от автомобилей. Иначе говоря, зеленый щит из деревьев и кустарников позволит создать территорию с особым – улучшенным микроклиматом, т.е. хорошую среду для пребывания детей.
На участке ДОУ должно быть много цветов. Цветущие растения создают прекрасную визуальную среду: развивают восприятие, благотворно влияют на психику, улучшают настроение, вызывают положительные эмоции.
Для озеленения солнечного участка рекомендуются деревья с плотной кроной. Можно посадить на участке и небольшие деревья, а также кустарники. Для таких посадок рекомендуются следующие породы деревьев и кустарников: рябины, сирень, калина.
Игровые площадки, физкультурная зона, огород-ягодник, зооплощадка окаймляются кустарником высотой примерно 0,5 м, который служит естественной границей между этими участками. Около хозяйственных построек, а также вдоль заборов устраивают живые изгороди из густо посаженных древесных и кустарниковых растений, которые поздней осенью рекомендуется подстригать, благодаря чему получается густое ветвление. Для живых изгородей удобны растения с красивой листвой и цветущие: жимолость, ирга, калина, жасмин, желтая акация, дерен (с красными ветвями), сирень, ель, туя.
Озеленение участка детского сада должно быть разнообразным и красивым, что создает благоприятную среду. На нем должны расти не только береза и тополь, но и такие замечательные деревья, как липа, рябина, ива, дуб, ясень. Если территория большая, то, на каком-либо отдельном участке может быть заложен небольшой хвойный лесок: посадки ели, сосны, лиственницы в познавательном отношении и полезны в оздоровительном плане. Гуляя в таком бору, легко проводить разные мероприятия: наблюдения за елью, сравнение ее с другими деревьями, праздник вокруг живой ели.
При наличии хорошего участка детский сад может организовать на нем «экологические пространства» нового типа.
Площадка природы по своему функциональному значению противоположна физкультурной площадке. Дети могут приходить небольшими группами, чтобы в тишине и покое пообщаться с природой, понаблюдать за насекомыми, насладиться красотой растений. На территории детского сада выбирают спокойное место, вдали от групповых площадок. В центре можно установить птичий столб, который будет привлекать птиц. На площадке природы в разных ее углах могут быть устроены ручеек, цветник, озелененная беседка, песочный дворик. Здесь дети могут учиться созерцать природу, учиться приобщаться к труду по уходу за растениями и животными1.
Мини-ферма – другой возможный объект на участке детского сада. Чаще всего это небольшой сарай, в котором содержат кого-то из домашних животных. Куры, кролики, утки подходят для этой цели. Рядом с сараем должен быть луг для выпаса животных и заготовки сена. Дети могут участвовать в разных трудовых операциях: давать корм, чистую воду.
Вариантом мини-фермы может быть теплица, в которой дети вместе со взрослыми могут выращивать зелень, лук, огурцы и так далее.
Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы – специально оборудованного учебного маршрута на природе. Создание нового элемента эколого-развивающей среды на территории дошкольного учреждения позволяет решать задачи экологического воспитания в процессе непосредственного общения ребенка с ближайшим природным окружением.
Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе. На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе