Файл: Фгбоу во Уральский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 447

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Методы и приёмы формирования орфографических умений детей младшего школьного возраста

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ

Урок № 21 «Повторяем орфограмму «Мягкий знак после шипящих».

Урок № 22 «Повторяем местоимение»

Урок № 23 «Орфограммы приставок»

Урок № 24 «Разделительный твёрдый и разделительный мягкий знак»

Ъ Ь

Урок № 25 «Изложение»

Урок № 26 «Разбор по членам предложения»

Урок № 27 «Синтаксический разбор предложения»

Урок № 28 «Синтаксический разбор предложения»

Урок № 29 «Знаки препинания при однородных членах предложения»

Урок № 30 «Знаки препинания при однородных членах предложения»

Урок № 31 «Синтаксический разбор предложения»

Урок № 32 «Текст»

Урок № 33 «Глагол»

Урок № 34 «Глагол как часть речи»

Урок № 37 «Текст»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ф.И. ученика (цы)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

в диагностической работе по русскому языку для учащихся 4 класса

Уровни сформированности орфографических умений

Анализ диагностической работы

Критерии оценивания уровня усвоения орфограмм

Уровень усвоения орфограммы «Безударная гласная в корне»

Уровень усвоения орфограммы

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

«Непроизносимая согласная в корне»

Уровень усвоения орфограммы

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

ПРИЛОЖЕНИЕ 13

Светлячок.

Бабушкин сад.

Ребята и утята

ПРИЛОЖЕНИЕ 14

ПРИЛОЖЕНИЕ 15

Грустная песенка о слонёнке

ПРИЛОЖЕНИЕ 16

правописания.

Сформировать орфографический навык у школьников непросто. Для этого ученик должен обладать следующими орфографическими умениями:

  1. умение ставить орфографическую задачу, т.е. умение находить орфограмму. Поэтому нужно у детей развивать орфографическую зоркость;

  2. умение определять тип орфограммы и соотносить её с определённым правилом. Для этого учащиеся должны хорошо понимать, в какой части слова находится орфограмма, чтобы правильно подобрать правило;

  3. уметь применять правило. Для большинства орфографических правил применяется алгоритм действий, который требует чёткого его выполнения;

  4. умение осуществлять орфографический самоконтроль. Учащиеся

выполняют проверку своих письменных работ или других записей.

Для осуществления самоконтроля у учащихся должны быть сформированы предыдущие три умения. Хотя формирование орфографического контроля происходит ещё до изучения правил. Например, проверить, нет ли в слове пропуска букв или соотносить свою работу с образцом.

Среди перечисленных орфографических умений базовым является умение находить орфограмму. Так как, для того чтобы определить тип орфограммы, применить правило и осуществить самоконтроль, учащийся сможет только после того, как обнаружит орфограмму.
мотивы предстоящего действия, школьник ставит цель, осознает задачу (мотивационный этап);

  1. поиск способа решения задачи: грамматическое обоснование, опора на правила (правило), осознание алгоритма (ориентировочный этап);

  2. составление алгоритма для данного случая (плана, последо- вательности действий), проверка орфограммы по ступеням алгоритма («по шагам») (операционный, исполнительский этап);

  3. повторное, многократное выполнение действия по правилу (по алгоритму) в измененных условиях и вариантах, с постепенным нарастанием трудности, с постепенным «свертыванием» алгоритма, его сокращением, с ускорением действия (тот же операционный, исполнительский этап);

  4. появление элементов автоматизма, дальнейшее «свертывание» алгоритма, усиление автоматизма в результате тренинга, упражнения;

  5. достижение более или менее полного автоматизма; самоконтроль, самопроверка, укрепление безошибочного письма. Постепенный отказ от употребления правил с операционными целями: они применяются с целью самоконтроля (контрольно-оценочный, самооценочный этап);

  6. свободное автоматизированное письмо в различных ситуациях жизни. Все внимание сосредотачивается на содержании того, что пишется. Правила выполняют как бы резервную функцию с переходом в нужный момент к функции контроля и корректировки.


Так происходит формирование орфографического умения и его постепенное перерастание в автоматизированное действие, в навык: мотив, цель грамматико-орфографическое ориентирование, определение типа орфограммы построение алгоритма действие по алгоритму повторные действия при «свертывании» алгоритма → появление признаков автоматизма → максимальное «свертывание» алгоритма → самопроверка и самооценка автоматизм правильного письма. Весь показанный здесь процесс лишь отчасти вмещается в рамки начального обучения, тем более

что появляются все новые типы орфограмм и правила их проверки.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Методы и приёмы формирования орфографических умений детей младшего школьного возраста



На протяжении всей истории методики обучения орфографии высказывалась мысль о том, что важным при формировании навыков грамотного письма является умение школьников замечать встречающиеся при написании трудности. Учёные XX века лингвисты, психологи, методисты (Д. Н. Богоявленский, В.Г.Горецкий, М.Р.Львов, О.В. Сосновская и т.д.) настойчиво подчёркивают зависимость результата обучения орфографии от того, насколько у пишущего ученика развита способность, видеть орфограммы. Отсутствие соответствующего умения это причина орфографических ошибок.

Формирования орфографического навыка на первом этапе происходит ещё в период обучения грамоте, когда учащиеся понимают и усваивают, что речь делится на слова, слова – на слоги и звуки. Особенно важно – выделение слогов и звуков. Ученики постепенно привыкают, что написание некоторых слов не расходится с произношением. Так обучающиеся овладевают первым навыком правописания – фонетическое письмо.

На втором этапе формирования орфографического навыка учащиеся также в 1 классе овладевают некоторыми графическими условностями русского правописания:

  • обозначением мягкости согласных звуков на письме буквой И, йотированными гласными и мягким знаком;

  • умением писать слова, в которых один звук обозначается двумя буквами (моль, конь);

  • правописанием слов с йотированными гласными в начале слова или после гласной;

  • правописанием традиционных сочетаний шипящих с гласными (жи ши, ча – ща, чу –щу);

  • правилом употребления заглавной буквы.


На третьем этапе начинается работа над правописанием многих орфограмм. Это и парные согласные, и непроизносимые согласные, и

безударные гласные и другие, хотя частей слова учащиеся в первом классе ещё не знают. Они ориентируются на сильные и слабые позиции в звуковом составе слова. Так постепенно формируется понятие, что не все слова пишутся, так как произносятся. Заканчивается данный этап во 2 – 3 классе, когда обучающиеся знакомятся с составом слова и правописанием разных частей слова.

Четвёртый этап морфолого-синтаксический. Здесь обучение орфографии связано с усвоением учащимися синтаксической роли того или иного слова. Когда ученики познакомятся с составом слова, тогда изучение орфограмм будет основываться на морфологическом принципе правописания. Этот этап продолжается до окончания начальной школы. Дети не только усваивают новые орфограммы, но и закрепляют ранее изученные правила правописания, доводя их до автоматизма.

Выбор методов и приёмов обучения орфографии обуславливается характером орфограммы, которые могут быть в любой значимой части слова: в приставке, корне, суффиксе, окончании. Разные типы орфограмм встречаются в пределах одной и той же морфемы и соответственно применяются при этом различные правила.

Для изучения орфографии используются следующие методы. Это: беседа, слово учителя, наблюдение и анализ орфограмм, самостоятельная работа учащихся.

Метод слово учителя чаще всего применяется на этапе актуализация знаний и подведения учащихся к теме урока.

С помощью беседы педагог подводит учащихся к открытию нового, опираясь на имеющиеся знания.

Метод наблюдения и анализа
предполагает, что обучающиеся самостоятельно, опираясь на изученные правила, на сходство и обобщение, делают вывод. Формулируют сами орфографические и грамматические правила.

При изучении материала методом наблюдения над языком и широкое применение получает приём сопоставления. Например, в слове столыгласный звук корня безударный, может быть передан и буквой А, и буквой О (сто/а/лы). Для того чтобы выяснить правильное написание этого слова, нужно подобрать родственные слова, где сомнительная гласная будет находиться под ударением.

Метод самостоятельной работы может быть использован при изучении любой группы написаний, если учащиеся уже владеют навыком работы с учебником. Этот метод эффективен и при работе над написаниями, проверяемыми словарём.

Осознанность и автоматизм в процессе формирования орфографического умения достигается путём работы над правилом и упражнениями, обеспечивающими привитие навыка грамотного письма. Эта работа тесно связана с активной аналитико-синтетической деятельностью учащихся. Ученик не только должен знать правило, он должен его понять, чтобы суметь применить в выполнении упражнений. Роль учителя заключается в том, чтобы проследить правильность применения изучаемого правила. При выполнении разнообразных упражнений алгоритм применения правила автоматизируется и сокращается. Ученик вспоминает уже не всё правило, а только основные его признаки.

Для того чтобы обучение правописанию проходило успешно нужно тщательно отбирать дидактический материал. Упражнения должны быть разнообразными,