Файл: Ю. А. Котлова бухгалтерский учёт и анализ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 724

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА

1.1. Виды хозяйственного учёта и их взаимосвязь

1.2. Развитие бухгалтерского учёта. Историческая справка

1.3. Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта в Российской Федерации

1.4. Функции бухгалтерского учёта

1.5. Задачи и правила ведения бухгалтерского учёта

1.6. Основополагающие принципы бухгалтерского учёта

1.7. Пользователи учётной информации

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 1

2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА

2.1. Предмет бухгалтерского учёта

2.2. Метод бухгалтерского учёта

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 2

3. ПЕРВИЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

3.1. Понятие первичных документов

3.2. Классификация первичных документов

3.3. Документооборот и защита информации

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 3

4. БАЛАНСОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ

4. 1. Бухгалтерский баланс как элемент метода бухгалтерского учёта

4.1.4. Требования, предъявляемые к балансу. Принципы построения бухгалтерских балансов

4.2. Структура бухгалтерского баланса

4.3. Четыре типа изменений в валюте баланса

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 4

5. СИСТЕМА БУХГАЛТЕРСКИХ СЧЕТОВ И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ

5.1. Бухгалтерские счета и двойная запись. Историческая справка

5.2. Понятие, строение и классификация счетов бухгалтерского учёта

5.3. Двойная запись хозяйственных операций по счетам

5.4. Счета аналитического и синтетического учёта

5.5. Обобщение данных текущего бухгалтерского учёта

5.6. План счетов бухгалтерского учёта

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 5

6. МОДЕЛИ ТЕКУЩЕГО УЧЁТА ОСНОВНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

6.1. Модель учёта процесса снабжения (заготовления)

6.2. Модель учёта затрат на производство

6.3. Модель учёта продажи продукции

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 6

7. УЧЁТНЫЕ РЕГИСТРЫ, ФОРМЫ И ПРОЦЕДУРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА

7.1. Регистры бухгалтерского учёта

7.2. Исправление ошибочных записей в учётных регистрах

7.3. Формы бухгалтерского учёта

7.4. Классическая процедура бухгалтерского учёта

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 7

8. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЁТНОСТЬ

8.1. Учётная политика и организация учёта

8.2. Основы бухгалтерской отчётности

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 8

9. ПРОФЕССИЯ И ЭТИКА БУХГАЛТЕРА. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРОВ

9.1. Бухгалтерская профессия

9.2 Профессиональная этика бухгалтера

9.3. Международные и национальные профессиональные организации

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 9

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК



Регулирование бухгалтерского учёта построено по иерархическому принципу. Документ каждого последующего уровня не должен противоречить предыдущему, а если противоречие есть, то применяется документ более высокого уровня.

Если же два документа одного уровня противоречат друг другу, применяется документ, имеющий более позднюю дату принятия.

Чтобы не остаться в стороне от изменений в законодательстве, бухгалтеру следует быть готовым к постоянной работе с нормативными документами.

Система бухгалтерского учёта − информационная система. Её цель – сбор и обобщение информации об объектах бухгалтерского учёта и предоставление соответствующей финансовой информации в форме отчётности. Исходя из этого положения определяются и основные функции бухгалтера.

1. Бухгалтер ведёт наблюдение за событиями, изучает их сущность, определяет их как экономические явления, отражает взаимосвязь процессов и операций, управляет ими в финансовой форме. Всё это составляет аналитическую функцию деятельности бухгалтера.

2. Экономические процессы (операции) подлежат учёту, классификации по группам, обобщаются в системе счетов путём их регистрации. Это учётная функция, которую часто называют счетоводством.

3. Бухгалтер составляет финансовую отчётность, готовит специальные обзоры, сводки. Эти документы имеют свои особенности, обусловленные их назначением и использованием для принятия управленческих решений.


1.4. Функции бухгалтерского учёта



В системе управления хозяйственной деятельностью организации бухгалтерский учёт выполняет много различных функций (рисунок 4).


















Функции бухгалтерского учёта






















































































































Плановая




Контроль-ная




Инфор-мационная




Обеспечение сохранности имущества




Обратной

связи




Анали-тическая



Рисунок 4 – Функции бухгалтерского учёта




Плановая функцияпланирование – заключается в разработке альтернативных вариантов действий, которые необходимо предпринять в будущем для достижения поставленной цели. Для планирования на будущее важна информация о предполагаемой прибыли, спросе, потребностях в денежных средствах. В зависимости от уровня управления различают стратегическое, технико-экономическое и оперативно-календарное планирование.

Функция контроляконтрольная функция – тесно связана с учётом. Без наличия учёта функция контроля утрачивает смысл. Реализация функции контроля заключается в отслеживании фактического выполнения планов, соблюдения законодательства при

осуществлении хозяйственных операций, наличия и движения имущества и обязательств. На этой стадии от бухгалтера могут ожидать предоставления информации, которая содержит сопоставление фактических затрат и доходов с плановыми.

Функция регулирования связана с функцией контроля на оперативном уровне управления. Результатом оперативного регулирования являются управленческие воздействия по устранению отклонений, выявленных в результате оперативного контроля.

Информационная функция – это одна из главных функций, которую выполняет бухгалтерский учёт в системе управления в условиях формирования рыночной экономики. Бухгалтерская информация широко используется в оперативно-техническом, статистическом учёте, для планирования, прогнозирования, выработки тактики и стратегии деятельности предприятия. На всех этапах развития к бухгалтерской информации предъявляются такие требования, как объективность, достоверность, своевременность, оперативность.

Обеспечение сохранности собственности – функция, имеющая большое значение в условиях рыночных отношений и наличия разных форм собственности. Выполнение данной функции зависит от действующей у нас системы учёта и определённых предпосылок: наличия специализированных складских помещёний, оснащённых средствами оргтехники; совершенствования самой системы учёта, применения научно обоснованных методов выявления недостач, растрат, хищений; использования современной техники для сбора, обработки и передачи информации.

Функция обратной связи. Бухгалтерский учёт получает информацию о наличии и движении имущества и источниках его формирования, обрабатывает полученные данные, а затем формирует и передаёт всем уровням управления организацией информацию о фактическом состоянии управляемого объекта, а также обо всех существенных отклонениях от заданных параметров в виде отчётных форм.

Аналитическая функция. Реализация этой функции позволяет проводить анализ по всем разделам бухгалтерского учёта, в том числе использования всех видов ресурсов, затрат на производство и реализацию продукции, правильности применяемых цен
, рентабельности. На этапе анализа получают оценку функционирования всей системы управления, определяют, достигнута или нет поставленная цель деятельности. Если цель не достигнута – выявляются причины.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что все функции управления взаимосвязаны на основе информации, получаемой в учёте. Все функции образуют так называемый контур управления, из которого видна взаимосвязь функций.


1.5. Задачи и правила ведения бухгалтерского учёта


Согласно закону № 402-ФЗ, бухгалтерский учёт определяется как формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учёта, в соответствии с требованиями, установленными законом, и составление на её основе бухгалтерской (финансовой) отчётности.

Цель ведения бухгалтерского учёта – сбор и обобщение информации для внутренних и внешних пользователей. Для внешних пользователей формируется информация о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений. Для внутренних пользователей цель бухгалтерского учёта состоит в формировании информации, полезной руководству для принятия управленческих решений.

Среди задач бухгалтерского учёта можно выделить три основные:

1. Формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности организации, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для её использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми и финансовыми органами, банками и иными заинтересованными организациями и лицами.

2. Обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утверждёнными нормами, нормативами и сметами.

3. Своевременное предупреждение негативных явлений хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.

Ведение бухгалтерского учёта регламентируется определёнными правилами, которые сформулированы во II разделе Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, утверждённого приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34-н:

  • учёт имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется способом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учёта, включённых в рабочий план счетов;

  • бухгалтерский учёт имущества, обязательств и хозяйственных операций ведётся в валюте РФ – в рублях и на русском языке;

  • для ведения бухгалтерского учёта в организациях формируется учётная политика, под которой понимается принятая организацией совокупность способов ведения учёта – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогов обобщения фактов хозяйственной деятельности;

  • в бухгалтерском учёте текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно;

  • все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учётными документами, на основании которых ведётся бухгалтерский учёт;

  • регистры бухгалтерского учёта: специальные книги (журналы), отдельные листы, карточки, предназначенные для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учёту первичных учётных документах. Содержание регистров бухгалтерского учёта и внутренней бухгалтерской отчётности является коммерческой тайной, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – государственной тайной;

  • активы, обязательства и иные акты хозяйственной деятельности для отражения в бухгалтерском учёте и бухгалтерской отчётности подлежат оценке в денежном выражении;

  • для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности организации обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состав и оценка.