Файл: Тема концептуальные положения организации муниципального управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 1046

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 2. Категория «местное самоуправление» в общественных науках

4. Теории местного самоуправления

ТЕМА 3. ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Тема 4. Теоретические аспекты организации местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 5. Структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 6. Представительный орган местного самоуправления

Тема 7. Местная администрация как субъект муниципального управления

Глава муниципального образования

Глава местной администрации

Руководитель представительного органа местного самоуправления

ТЕМА 9. Формы участия населения муниципального образования в местном самоуправлении

Тема 11. Местные сообщества и органы муниципальной власти: опыт и практика взаимоотношений и взаимодействия

Тема 12. Государство и местное самоуправление в современном российском обществе

Основные принципы и формы взаимодействия и взаимоотношений органов государственной и муниципальной власти

ТЕМА 13. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

40, ст. 3822.

92 Ксенофонтов В.Н. Государственная власть и местное самоуправление в России (философия власти): учебн. пособие / В.Н. Ксенофонтов. М.: Изд-во РАГС, 2010. С.129.

93 Ксенофонтов В.Н. Государственная власть и местное самоуправление в России (философия власти): учебн. пособие / В.Н. Ксенофонтов. М.: Изд-во РАГС, 2010. С.129-130.

существу рассматривается как синоним термина «муниципальное управление». На наш взгляд, вряд ли можно эти понятия считать равнозначными по сущности и своему содержанию.
  1. Содержание понятия «местное самоуправление»





    1. Основныеподходыкизучениюкатегории«местноесамоуправление»




      1. Юридическиенауки


В самом обобщенном виде местное самоуправление как правоваякатегориярассматривается в качестве одной из основ конституционного устройства страны, права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения и формы народовластия.94 По мнению Е.C. Шугриной, в настоящее время понятие местного самоуправления можно раскрывать в двух аспектах:

    • местное самоуправление это право граждан, местного сообщества на самостоятельное заведывание местными делами;

    • местное самоуправление - одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей (деление властей на горизонтали) определяет систему управления (деление властей по вертикали).95


«Местное самоуправление, как считает А.А.Акмалова, - это основа конституционного строя Российской Федерации, форма народовластия и самоорганизации населения, обладающая единством формальных и сущностно- атрибутивных признаков, проявляющихся во всем многообразии функциональных и организационно-структурных особенностей в силу специфики социальной и правовой природы местного самоуправления и различий его правовых, территориальных и финансово-экономических основ».96

«С понятием «местное самоуправление, - как подчеркивает Н.С. Тимофеев, - связаны сложные, комплексные, многообразные явления, зависящих от многих объективных исторических, экономических, политических и иных условий. Особенности местного самоуправления во многом предопределяются характерными индивидуальными национально-государственными традициями публичной власти».97

«Раскрывая сущность местного самоуправления, мы рассматриваем его и как форму организации публичной власти, и как метод управления. При этом местное самоуправление имеет политический, а также неполитический характер».98




94 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. – М.: "Юристъ", 1997. С.83.

95 Шугрина Е.С. Муниципальное право. М.,1995. С.10-11.

96 Акмалова А.А. Особенности местного самоуправления в Российской Федерации. Теория вопроса и опыт правового регулирования: Монография. – М.: Прометей, 2002. С.67.

97 Тимофеев Н.С. Местное самоуправление в системе государственных и общественных отношений. История и современность. Опыт России. – М.: Изд-во МГУ, 2005. С.7.

98

Тимофеев Н.С. Местное самоуправление в системе государственных и общественных отношений. История и современность. Опыт России. – М.: Изд-во МГУ, 2005. С.25.

      1. Социально-социологическийподход


При рассмотрении социальногоаспектаглавным является вопрос об объекте и субъекте местного самоуправления. Единства среди исследователей в данном вопросе не наблюдается. Мы придерживаемся следующего подхода. В качестве объекта местного самоуправления рассматривается местное сообщество, а не население, избиратели или территория его проживания. Местное сообщество выступает одновременно в качестве субъекта местного самоуправления, который имеет право непосредственного решения важнейших проблем своей жизнедеятельности и наделяет компетенцией по решению вопросов местного значения органы местного самоуправления.

Местное самоуправление как социальныйфеномен элемент конституционного статуса человека и гражданина, выражающийся в свободе человека в виде его права участвовать в делах сообщества, в пределах которого он проживает.99


      1. Функциональныйподход


Функциональныйаспектпонятия «местное самоуправление» предполагает изучение содержания и классификации функций, осуществление которых возлагается на местное самоуправление.

К примеру, предлагается выделить пять основных функций местного самоуправления: поддержание политической демократии; разделение властей; социальная государственность; демократический контроль; практическое управление.100 Нетрудно заметить, что вышеназванные функции довольно четко определяют роль и назначение местного самоуправления как института местной публичной власти в обществе в целом
и в управлении местными сообществами.

Как нам представляется, в качестве основных функций местного самоуправления можно рассматривать:

  • публично-властную функцию, связанную с реализацией властных полномочий муниципальной или земской организации местного самоуправления как вида местной публичной власти;

  • социально-экономическую функцию, реализация которой связана с обеспечением жизнедеятельности местных сообществ;

  • общественно-деятельностную функцию, связанную с регулированием местного самоуправления как института гражданского общества.




      1. Институциональныйподход


В институциональном плане местное самоуправление рассматривается как система демократических институтов, посредством которых местное сообщество осуществляет в




99 Смирнягин Л.В. Лекция 1. Местное самоуправление и муниципальное экономическое развитие в контексте концепции экономики общественного сектора // Лекции по экономике города и муниципальному управлению. М.: Фонд «Институт экономики города», 2004. С.37.

100 Кнемайер Ф.Л. Организация местного самоуправления в Баварии (основные структуры, особенности, недостатки) // Муниципальное право. 1998.- 4.- С.77.

рамках закона функции самоуправления. При этом отметим, что термин «институт» в муниципальной науке не имеет однозначного трактования, так как каждый исследователь при его рассмотрении исходит из своего понимания данного термина.

Основным требованием к организации местного самоуправления состоит в том, чтобы не подгонять систему местного самоуправления под одну модель, не проецировать на местное самоуправление модель
взаимоотношений между представительными органами и органами исполнительной власти на парламентском уровне.101


      1. Экономическийподход


Местное самоуправление это, прежде всего, право местного сообщества определять главные параметры своей жизни. К числу таких параметров относится сравнительнаязначимость общественных благ. Жители должны обозначить значимость общественного блага.102


    1. Одвойственнойприродеместногосамоуправления


Как известно, источником власти является народ. Он формирует органы государственной и местной власти. Местное самоуправление как форма местной публичной власти создается непосредственно местными сообществами с целью решения вопросов местного значения. В их основе лежат интересы и потребности местного сообщества. Для того чтобы их защищать и удовлетворять, местное самоуправление должно располагать достаточными материальными, финансовыми и правовыми ресурсами для выполнения полномочий, возложенных на данный институт местной публичной власти и гражданского общества.

Вместе с тем местное самоуправление как форма и уровень власти в системе конституционного устройства страны одновременно выступает проводником общего (государственного) интереса, который далеко не всегда совпадает с интересами местного сообщества.

Как видим, с одной стороны, местное самоуправление призвано защищать интересы местного сообщества, а с другой - действовать