Файл: Тема концептуальные положения организации муниципального управления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 1024
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 2. Категория «местное самоуправление» в общественных науках
4. Теории местного самоуправления
ТЕМА 3. ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Тема 4. Теоретические аспекты организации местного самоуправления в муниципальном образовании
Тема 5. Структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании
Тема 6. Представительный орган местного самоуправления
Тема 7. Местная администрация как субъект муниципального управления
Глава муниципального образования
Руководитель представительного органа местного самоуправления
ТЕМА 9. Формы участия населения муниципального образования в местном самоуправлении
Тема 12. Государство и местное самоуправление в современном российском обществе
ТЕМА 13. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Таким образом, двойственность природы местного самоуправления состоит в том, что оно содержит в себе как признаки государственной власти, так и признаки общественного института, т.е. является по своей сути общественно-государственным или государственно-общественным институтом.
101 Мирошниченко Е.В. Местное самоуправление в России: теория и практика // Государство и право. – 1996.- №3.- С.141-147.
102 Смирнягин Л.В. Лекция 1. Местное самоуправление и муниципальное экономическое развитие в контексте концепции экономики общественного сектора // Лекции по экономике города и муниципальному управлению. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2004. – С.34.
-
Признакиместногосамоуправления
Можно выделить четыре основополагающих признака местного самоуправления.
Первыйпризнак– наличие выборного (представительного) и других выборных органов местного самоуправления. При этом местное сообщество самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления.
Второйпризнак– наличие собственной компетенции, т.е. определенного объема предметов ведения и полномочий. Предметы ведения характеризуют те сферы и объекты, которые находятся под воздействием только или преимущественно местного самоуправления. Вопросы местного значения – круг дел (объектов), решение которых обеспечивает локальную для данной территории жизнедеятельность местного сообщества и удовлетворение потребностей его членов. Полномочия – право и обязанность местного
самоуправления решать вопросы местного значения. К числу предметов местного самоуправления относят вопросы:
-
распоряжения собственностью, принадлежащей местному сообществу; -
формирования местной нормативно-правовой базы (принятие Устава, Положений, решений и постановлений органов местного самоуправления); -
принятия и исполнения местного бюджета и т.п.
Нередко в число предметов местного самоуправления включаются так называемые вопросы общегосударственного значения, которые могут быть переданы для решения на местном уровне. Возьмем, к примеру, вопросы организации и содержания образования, охраны окружающей среды, здравоохранения, социальной защиты населения, охраны общественного порядка, гражданской обороны и т.п.
Третий признак – это наличие у местного самоуправления собственных ресурсов, ибо. Если есть собственные предметы ведения и отсутствуют для осуществления необходимые ресурсы, то о каком местном самоуправлении можно говорить?
Четвертый признак местного самоуправления – это подзаконность. Обратим внимание на два аспекта. Первый – местное самоуправление развивается и функционирует только в тех рамках, которые ему предписаны законом. Второй – только рамки закона регулируют местное самоуправление и ничего более.
-
Принципыместногосамоуправления
Под принципами местного самоуправления понимаются основы, определяющие устройство и механизм функционирования местного самоуправления, а также его отношения с государством, другими общественными и социальными институтами.
По мнению
В.И. Васильева, в состав общих принципов местного самоуправления можно включить следующие принципы:
-
самостоятельное (в пределах полномочий, установленных законом) решение населением вопросов местного значения путем использования форм прямого волеизъявления и через выборные и другие органы местного самоуправления; -
невхождение органов местного самоуправления в систему органов государственной власти; -
самостоятельное определение населением структуры органов местного самоуправления; -
учет мнения населения при образовании, преобразовании, изменении границ, упразднении муниципальных территориальных единиц; -
возможность делегирования органам местного самоуправления государственных полномочий с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств; -
право органов местного самоуправления на обладание в рамках национальной экономической политики достаточными собственными финансовыми ресурсами; -
соразмерность финансовых ресурсов органов местного самоуправления их полномочиям, предоставленным Конституцией или законом; -
обязательность пополнения по меньшей мере части финансовых ресурсов органов местного самоуправления за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе определять в пределах, установленных законом; -
законность осуществления местного самоуправления; -
осуществление государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления только в порядке и случаях, установленных Конституцией и законом и, как правило, в целях обеспечения соблюдения законности; -
право органов местного самоуправления на судебную защиту.103
-
Осоотношениипонятий«самоуправление»и«местноесамоуправление»
Если говорить о времени появления рассматриваемых терминов, то местное самоуправление стало предвестником категории самоуправления. Различные источники свидетельствуют о распространенности такого мнения. Так, немецкие исследователи Г.Штимпфл и Х.Шоллер прямо указывают, что понятие "самоуправление" впервые стало употребляться в связи с местным самоуправлением.104
Среди русских исследователей термины «местное самоуправление», «земское и городское самоуправление» рассматривались как однопорядковые. Поэтому местное самоуправление определялось как управление местными делами через лиц, избранных населением.105
-
Осоотношениипонятий«местноесамоуправление»и«местноеуправление»
Понятия «местное самоуправление» и «местное управление» могут в определенном смысле выступать как синонимы, поскольку первое является составной частью второго, олицетворяющей его суть. В то же время термин "местное самоуправление" имеет свою особую смысловую нагрузку, отражая, прежде всего функциональный аспект
103 Васильев В.И. Муниципальное право России: Учебник. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2008. С.186-187.
104 См.: Лимонов А.М. Местное самоуправление в Российской Федерации: Учебное пособие / Под ред. д.ю.н., проф. Т.Н.Радько. – М.: ЮИ МВД РФ, Книжный мир, 2002. – С.4-5; Институты самоуправления: историко-правовое исследование. - М, 1995.- С.224.
105 Местное самоуправление в современной России: некоторые итоги и перспективы
// Муниципалитет. – 2003. - № 3. – С.7.
демократического управления на местах, автономию местных коллективов в рамках более широкого целого,
их способность самостоятельно решать местные проблемы.106