Файл: Тема концептуальные положения организации муниципального управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 1053

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 2. Категория «местное самоуправление» в общественных науках

4. Теории местного самоуправления

ТЕМА 3. ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Тема 4. Теоретические аспекты организации местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 5. Структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 6. Представительный орган местного самоуправления

Тема 7. Местная администрация как субъект муниципального управления

Глава муниципального образования

Глава местной администрации

Руководитель представительного органа местного самоуправления

ТЕМА 9. Формы участия населения муниципального образования в местном самоуправлении

Тема 11. Местные сообщества и органы муниципальной власти: опыт и практика взаимоотношений и взаимодействия

Тема 12. Государство и местное самоуправление в современном российском обществе

Основные принципы и формы взаимодействия и взаимоотношений органов государственной и муниципальной власти

ТЕМА 13. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

поэтому в таких случаях за основу следует брать и иные критерии, например имущественные: количество дворов, сельских хозяйств в поселении и т.п.».133

Выделяют два вида критериев:

  1. социально-экономические;

  2. критерии, касающиеся должного функционирования местного самоуправления как власти.134




      1. Экономическиекритерии




  1. Экономическая самодостаточность территории. Она заключается в наличии на ней необходимого количества хозяйствующих субъектов, которые получают устойчивую прибыль и заинтересованных в развитии территории, перечисляя последней часть своих доходов.

  2. Особое место территории в системеобщественного разделениятруда. Речь идет о влиянии данной территории на жизнедеятельность других территорий, а также ее привлекательность для сторонних инвесторов.

  3. Значительная доля активного населения, способного самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, изыскивать для этого материальные и организационные ресурсы.

132 Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. М.: Статут, 2007. С.68.

133 Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. М.: Статут, 2007. С.267-268.

134 Уваров А.А. Местное самоуправление. Краткий учебный курс. М.: Норма, 2005. С.250.

  1. Заинтересованностьрегиональнойвластив существовании на территории субъекта федерации экономически устойчивых и активных территориальных поселений. Они действуют врежиме хозяйственного расчета и пользуются поддержкой со стороны проживающего в них населения.135


Мой комментарий: Если анализировать предложенные социально-экономические признаки, которые предлагается учитывать при определении территорией статуса муниципального образования, то они могут быть отнесены скорее к крупным городским поселениям, чем к сельским территориальным районам или сельским поселениям. Поэтому признаки являются скорее пожеланиями органам региональной власти, которая наделена правом принятия решения об установлении границ территории муниципального образования и определения его статуса.


      1. Критерийприближенностивластикнаселению


Большое значение имеет вопрос о критериях создания муниципальных образований, который наряду с аспектами территориальной реформы (установление оптимальных территориальных пределов и уровня осуществления муниципальной власти) включает также проблемы функциональной реформы (определение оптимального набора задач и полномочий муниципальных образований и наделение их соответствующим статусом в зависимости от типа муниципального образования).

В. И. Васильев называет два важнейших критерия создания муниципальных образований: доступность, приближенность муниципальной власти к населению, с одной стороны, и эффективность решения вопросов местного значения — с другой.136

К числу критериев формирования оптимальной территории муниципального образования Л.В. Макущенко относит автономность и самодостаточность.137 При этом под автономностью и самодостаточностью автор понимает использование всего ресурсного, производственного, кадрового, социального,

территориального и пространственного потенциала.138

Автор справедливо отмечает разнонаправленный, конкурирующий характер этих принципов и необходимость поиска оптимального баланса между ними. В то же время, формулируя критерии создания муниципальных образований — поселений, Закон № 131 сделал упор только на критериях, связанных с реализацией принципа приближенностимуниципальнойвластикнаселению,оставивкритерииобеспеченияпринципаэффективности управления «за кадром».
Онекоторыхкритерияхоптимальноститерриториимуниципальныхобразований




135 Кобилев А.Г., Кирнев А.Д., Рудой В.В. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве // А.Г. Кобилев, А.Д. Кирнев, В.В. Рудой. – Ростов на/Д.: Феникс, 2007. С.35.

136 Васильев В. И. Законодательная основа муниципальной реформы. М.: Формула права, - 2005. С.97.

137 Макущенко Л.В. Муниципальные отношения и их особенности в современной России / Л.В. Макущенко. М.: Наука, 2008. С.45.

138 Макущенко Л.В. Муниципальные отношения и их особенности в современной России / Л.В. Макущенко. М.: Наука, 2008. С.45, прим.22.

По мнению Н.Л. Пешина, наиболее очевидными критериями формирования муниципальных образований являются:

  1. численность населения территории;

  2. обеспеченность муниципальных образований земельными ресурсами;

  3. социально-экономический потенциал территории, обеспечивающий реальную возможность населения самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения (объем и состав источников налоговых поступлений, уровень развития социальной сферы инфраструктуры территории и т.д.);

  4. мнение населения соответствующей территории.139



СоединенныеШтатыАмерики

Критериями для образования муниципалитета могут служить численность населения и общий уровень развития соответствующей территориальной единицы, ее доход, историческая значимость и т.п. Минимальная численность населения в Алабаме – 75 человек, в Канзасе - 300 человек и т.п.140

Основными причинами, побуждающими отдельные поселения к созданию собственных муниципалитетов, считаются неудовлетворенность набором и качеством услуг, представляемых жителей неинкорпорированной территории, стремление общины самостоятельно контролировать все местные дела, ее желание приобрести больший политический вес и влияние в масштабах как графства, так и штата, получить права на федеральные и штатные субсидии, предоставляемые неинкорпорированным территориям.141


    1. Социально-экономическиекритерииоптимальноститерриториимуниципальногообразования

Вопрос о критериях оптимальности территории муниципального образования в теории и практике муниципального управления недостаточно разработан. Не вдаваясь в дискуссию, попытаемся обобщить позиции исследователей и выделить основные критерии, которые, на наш взгляд, необходимо учитывать при определении оптимальности территориальной основы муниципальной организации местного самоуправления.

Остановимся более подробно на анализе критериев оптимальности территории сельского муниципального образования.
  1. 1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   36

Критерий оптимальности территориально-поселенческой структуры в муниципальном образовании и проживающего в нем населения







139 Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. – М.: Статут, 2007. С.221.

140 Черкасов А.И. Сравнительное местное самоуправление: теория и практика. М.: Издательская группа «ФОРУМ-ИНФРА-М», 1998. С.66.

141 Черкасов А.И. Сравнительное местное самоуправление: теория и практика. М.: Издательская группа «ФОРУМ-ИНФРА-М», 1998. С.67.

Показатели:

  1. общая численность населения, в том числе платежеспособного;

  2. плотность населения на 1 кв. м в целом и по каждой территории в отдельности;

  3. количество населенных пунктов по числу проживающих в них населения (данные в разрезе каждого поселения);

  4. наличие населенных пунктов, которые являются «градообразующими» для развития близлежащих территорий или «точками местного развития»;

  5. наличие населенных пунктов, которые могли бы стать «градообразующими» для развития близлежащих территорий или «точками местного развития»;

  6. наличие градообразующих городских поселений (областного, районного уровней).


  1. Критерий развитости дорожно-транспортной инфраструктуры в муниципальном районе, т.е. связи населенных пунктов с районным центром и административными центрами поселений





  1. удельный вес населенных пунктов, имеющих дорожное сообщение с административным районным центром;

  2. удельный вес населенных пунктов, не имеющих дорожное сообщение с административным районным центром;

  3. удельный вес населенных пунктов, имеющих дорожное сообщение с административным центром поселения;

  4. удельный вес населенных пунктов, не имеющих дорожное сообщение с административным центром поселения;

  5. удельный вес населенных пунктов, связанных между собой дорожной инфраструктурой.